Студопедия — З[58]. Об элементах преступного и услужного акта
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

З[58]. Об элементах преступного и услужного акта






Установив основные понятия преступления и наказания, подвигов и наград, теперь мы можем перейти уже и к более детальному анализу преступных и услужных актов, то есть к тому, что в области уголовного права носит название учения о составе преступления. План нашего анализа мог бы быть таким, что мы в pendant к делению уголовного права на учение о преступлении и учение о наказании могли бы точно так же и наградное право разбить на учение о подвиге и учение о награ­де. Далее, в pendant к четырем основным моментам или признакам преступления [59] мы могли бы установить соответственные моменты и от-

пьно подвига. Но так как из установленных выше положений носите необходимость иного подразделения, то мы не последуем вытек эт0Му принятому делению и пойдем по несколько иному пути. цеЛ Гогласно установленному выше, преступление и подвиг есть прежде акты — или акты действительные, или акты воображаемые. ВСеГ°нятие акта, в свою очередь, предполагает представление субъекта, А пС^овершившего, представление адресата этого акта (дестинатора), еГ0 ЗУ которого или против которого совершены услуга и преступле- В П • представление тех или иных действий, из которых состоит акт Объектное представление) и далее ряд модальных представлений: време- (когда совершен акт), места (где), ряд вещных представлений и т. д. НИ Сообразно с этой классификацией мы и построим формальное уче- о преступлениях и подвигах. Но, ввиду того что здесь обнаруживает­ся полная параллель между преступлением и подвигом, и ввиду того, что формального учения о подвигах еще нет, мы в дальнейшем, в целях экономии, будем говорить лишь о субъектах, объектах, дестинаторах подвига, предполагая, что все сказанное об элементах услужного акта, с соответственными изменениями, применимо и к преступному акту...

О субъекте подвига или услуги (и преступления)

Под субъектом подвига (или преступления) мы разумеем представле­ние того лица, которому кем-либо приписывается совершение услужного (или преступного) акта по отношению к кому-нибудь.

Изучая историческую действительность в данном отношении, мы должны констатировать то, что субъектом услуги (или преступления) в различные времена и у различных людей были не только люди, но и воображаемые существа, неодушевленные предметы, растения, живо­тные и абстрактно-групповые лица. Примеров и фактов, подтвержда­ющих это положение, можно привести до бесконечности. Ограничусь немногими.

Что отдельный человек может быть субъектом услуги — это несом­ненно и само собой очевидно. Гораздо сомнительнее случаи, где субъек­том услуги могли бы быть: а) фантастические, воображаемые существа, б) неодушевленные предметы, в) растения, г) животные, д) абстрактно- групповые лица. Однако небольшое знакомство с историей религиозных верований, с одной стороны, и небольшая наблюдательность над многи­ми фактами окружающей нас среды — с другой, заставляют вполне положительно ответить на эти вопросы.

А). Как известно, первобытные религиозные верования представля- т те или иные тотемические, анимистические и фетишистские воззре­ния. Согласно им, весь мир наполнен многочисленными духами, подо­ги человеческому "я" и воплощенными во всевозможнейших пред- и Г МиРа- Судьба и счастье как отдельной личности, так доб вокУГШости лид зависят от воли этих духов, которые могут быть то ста РЫМ11, то злыми. Вся категория добрых духов, с точки зрения аними- сУбье1°ГЛа ^ыть в Ряде случаев и была не чем иным, как категорией инов ГВ всевозможных услуг. Зулусы веруют, что тени мертвых во- эти п Х Племен находятся среди них в битве и ведут их к победе; но если Алконк3рачные союзники гневаются и убегают, бой будет проигран. напоЛнИНСКИе индеицы верят, что весь видимый и невидимый мир Ля*от об Различными разрядами добрых и злых духов, которые управ- Л1оди и Ыденною жизнью и конечными судьбами человека. Многие нибудь уТеПерь постУпают подобно самоеду, который в случае какой- УДачи благодарит своего божка за услугу, оказанную последним
ему... Со всеми ими у людей были не только "должные", но и услужу отношения, и ряд их актов сплошь и рядом квалифицировался в качеств "подвига". Стоит взять религиозные гимны и молитвы, чтобы ясн убедиться в этом. Приведу некоторые. 0

"Слава тебе, создателю всего, господину закона... творцу людей и животных, господину семян, творящему корм для полевых зверей" Так начинается гимн к Аммону-Ра. То же читаем и в обращение к Гору. "Божество всех семян, он дает все травы и все плодородце земли. Он вызывает плодородие и дарует его всейг земле. Все людц восхищены, все сердца смягчены и радостны, все преклоняются пред ним" (награда за услугу).

В гимнах Вед читаем, например, такие слова в обращении к Индре:

"Все от тебя! Ты нам даруешь Коня, быка, овцу, корову, Даруешь золото, ставишь Издревле тех, что правят нами. С лица земли ты прогоняешь Зверообразных чернокожих" и т. д.

Точно так же в Законах Ману читаем: "Отпустив брахманов (домохозя­ин), молчаливый и чистый, должен просить у предков следующих мило­стей: Да умножаются среди нас щедрые люди!.. Да не покинет нас вера! Да будет у нас возможность давать много неимущим!" (ст. 3, § 258—9).

Очевидно, если эти "милости" посылались предкам, то они сами рассматривались именно как субъекты услуги.

В Библии мы встречаем на каждом шагу наряду с "обязательными" и другие акты Иеговы, квалифицируемые в качестве его услуг. В Коране читаем: "О дети Израиля! Вспомните о благодеяниях, какими я осыпал вас!", "Все хорошее, что случается с тобой, исходит от Бога" и т. д.

В Талмуде стоит взять хотя бы славословие после вечернего шема, чтобы видеть то же самое. "Он Царь наш, — говорится там про Бога, — спасал нас от рук царей... Он вызвал души наши к жизни и не дае\ преткнуться ногам нашим. Он совершает непостижимо величественные ьодвиги и неисчисли­мые чудеса. Он совершил для нас чудеса, отомстил Фараону знамениями и чудесами в области сынов Хама. Он перебил в негодовании своем всех первенцев египетских и вывел народ свой, Израиля, из их среды на вечную свободу" и т. д. [60] Все это не что иное, как перечисление ряда услуг Иеговы.

Я не буду приводить дальнейших примеров. И из сказанного очевид­но, что все религиозные системы, поскольку в них есть верование в добрых духов, все они сплошное доказательство того, что некогда субъектами услуг, а равным образом и субъектами преступлений (дья­вол, демон, злые духи, души колдунов и чародеев), являлись и были фантастические сверхъестественные существа. Этим именно и объясняет­ся культ всякой религии: молитвы, жертвоприношения, обряды и т. Д» все это есть или услуга богам, в свою очередь вызывающая награду с0 стороны их, или же награда за услугу, оказанную ими (см. ниже).

Б). Не менее очевидно, что субъектами услуг (как и преступлений) были и животные, и растения в период анимистических и тотемистически верований. С этой целью достаточно указать на различные культы животнь^ и растений: культ деревьев, трав, индусский культ "сомы" и соответству ющий ему древнеперсидский культ "Хаомы", ассирийский культ пальм» почитание быков, кошек, гиппопотамов, ибиса, крокодила, культ змей и т.

эти существа в этом культе выступают очень часто в качестве Все у^ за что и получают соответствующие награды — жертвы, субъек т д Первобытный человек, пишет Бринтон в своей книге "О молитв в0бЫТНЫх народов", стоял в тесном общении с деревьями. Дупло Р^110" жило ему жилищем, ветви — местом убежища, а плоды — пищей. Не их слУ если оно сделалось для него божеством-покровителем. M^novra«причина развития культа деревьев заключалась в том, что ьям приписывали производство дождей, но от дождей зависит ^^ооодие, поэтому на деревья стали смотреть как на символы жизни пЛ°Дчитать их источником размножения одинаково стад и людей (от- И П°л почитание креста, как символа дерева). Подобное же наблюдается, сК>даЛУй, и в любом культе растения или животного. П Само определение тотемизма уже указывает на то, что тотем (группо- ой или индивидуальный) есть по преимуществу субъект услуг. А так как вотемами являются различные виды растений и животных, то вполне понятно, что каждый из них тем самым для члена соответствующего тотема был и субъектом услуг. Отсюда само собой вытекает и покровите­льство и почитание тотема: тотем оказывает покровительство (услуги) данной группе, следовательно, данная группа, в свою очередь, должна покровительствовать и почитать тотем (награда): не убивать его, не употреблять в пищу, молиться в честь его, устраивать соответственные празднества и т. д.1 То тотем группе оказывает услуги и за это получает от группы или индивида ту или иную награду, то, наоборот, группа или индивид оказывает тотему услугу и получает за это ту или иную награду...

Другим доказательством данного положения может служить весьма многочисленный ряд фактов, наблюдавшихся в прошлом и могущих быть наблюдаемыми в окружающей среде. Приписывание гусям чести спасе­ния Рима — вот один из фактов, наиболее характерных в этом отношении. И теперь еще в массе крестьянства не редкость встретить приписывание ряда услуг животным, растениям и сверхъестественным существам ("до­мовой", плетущий косы любимым лошадям и делающий их здоровыми, и т. д.). Владелец лошади, выигравшей первый приз на скачках, не далек от состояния анимиста, считает лошадь субъектом услуги и соответствен­ным образом вознаграждает ее. То же переживает охотник по отношению к собаке, полицейские по отношению к ищейке и т. д., и т. д.

В). То же следует сказать и о неодушевленных (с нашей точки зрения) предметах. И они, подобно предыдущим существам, не раз в сознании многих были субъектами услуг. Лучшее доказательство этого — сущест­вование фетишей, состоящих из неодушевленных предметов, талисма- ов ладанок и т. д. (почитание камней, кусков дерева и т. п.). По я т буду приводить много примеров. Стоит раскрыть любую книгу п ист°рии религиозных верований, и можно найти много фактов,

д1?еРждающих данное положение. Же все предметы мира кажутся подобными людям и имеют такое Реаль ЧТ° И ^ человека, то вполне понятно, что и все предметы, воззпе ЫС И Фантастические, могут быть субъектами услуг. Таково миро- междуНИе анимиста- Недостаток опыта и знания мешал ему различать ВительнКИВЫМ И неживым- Та же причина мешала ему различать дейст- Растет УЮ ВМеняемость от мнимой. По мере роста знания постепенно ^лагодГ ЗНание подлинных причинных связей, намерения и действия. Ря этому теперь мы ограничиваем круг субъектов услуг (и

"^Чит'

vie relig^^ ^ много примеров в- Durkheim Е. Les formes elementaires de Питирнм Сорокин 97

преступлений) вменяемыми людьми, ибо мы знаем, что если какой нибудь поступок животного и вызвал для нас благоприятные после дствия, то это есть дело случая, а не "умысла", и поэтому не можем считать их субъектами услуг (и преступлений).

Историческая тенденция, обнаруживающаяся в данной области, со­стоит в постепенном ограничении области субъектов услуг (и преступле­ний); мало-помалу подобными субъектами перестают быть сверхъесте­ственные существа, животные, растения, неодушевленные предметы (с падением анимизма, фетишизма, тотемизма и вообще антропоморфц3, ма), и в настоящее время субъектами услуг и преступлений могут быть для развитого сознания только люди и притом не все, а исключительно "вменяемые то есть знающие причинную связь определенного поступка и его следствий, а равным образом отношение к нему соответствующих должных норм поведения.

В новейших же течениях в науке уголовного права и человек пе­рестает быть вменяемым. Область вменяемых субъектов преступлений дошла до нуля [61] .

К тому же, очевидно, стремится и "вменяемость " подвигов и услуг.

Но перечисленными разрядами конкретно-индивидуальных предметов не исчерпывается область субъектов услуг. Сплошь и рядом в качестве таковых фигурируют целые группы или целые классы различных абст­рактных представлений. Так, очень часто та или иная услуга приписывает­ся целому народу (например, "русские" или "Россия" являлась для славян таким субъектом во время русско-турецкой войны), отдельному коллек­тиву: земству, городу, классу, отдельной корпорации и т. д. Студент, получивший стипендию от какого-нибудь земства или города, считает субъектом услуги не того или иного члена земства или города, а земство вообще, город вообще. Ряд услужных актов, например устройство бес­платных столовых, приютов, бесплатных больниц, устройство школ и т. д., совершается прямо от имени подобных коллективов, "услужных лиц", и в переживании отдельных лиц субъектом подобных услуг являют­ся опять-таки представления: город, земство, комитет, общество и т. д.

Поэтому предыдущий ряд конкретно-индивидуальных субъектов услу­ги должен быть дополнен абстрактно-групповыми субъектами услуг.

Из сказанного видно, что субъектами услуг (и преступлений) могут быть и были представления любых предметов. Плохо ли это было или хорошо — это вопрос другой, но что это было так — не подлежит сомнению, и поэтому теория услуг не может игнорировать это явление. Другое дело — политика услуг. Но она пока нас не касается.

Все сказанное применяемо и к субъектам преступления.

Об объекте услуги (преступления) и его модальностях

Под объектом услуги (преступления) мы будем понимать представ- ления тех актов или того поведения, которое и составляет собой самый акт услуги или преступления, иначе говоря, представления тех пост)~ ков, которые с точки зрения кого-нибудь являются услугой (преступле­нием) по отношению к кому-нибудь.

Выше уже было указано, что под услугами мы понимаем совоку*1' ность актов, которые не противоречат должным шаблонам, но в то эк

выходят из их границ, составляя некоторую "роскошь" и сверх- вре1Шльный, добровольный избыток.

1,0 иге эти акты, в конкретном своем виде проявляющиеся в бес- нных формах, можно свести к трем основным видам. Всякий ^^усауги представляет: а) или совершение чего-нибудь в пользу аКТ нибудь (facere), например спасение ребенка из пожара или К°Г°ление бедняка деньгами; в) или воздержание (abstinere) от наДСю-нибудъ акта (воздержание вполне законное и не караемое) каК°\ъзу кого -нибудь, например, не совершение акта брака, который В Почки зрения христианства вполне допускается и не составляет Споступления. Это воздержание от брака есть уже услуга по отношению П ьогу; с) или же терпение чего-нибудь, что можно было бы безнаказанно не терпеть, например, добровольное терпение кем-нибудь оскорбления, обиды, издевательства, которое можно было бы без­ наказанно и не терпеть, сплошь и рядом рассматривается как услуга многими людьми (pati).

Исходя из объектных представлений, назовем услуги первого рода положительно-активными, услуги второго — отрицательно-пас­сивными, услуги третьего — активно-терпеливыми. Совокупностью их исчерпывается все конкретное многообразие объектных предста­влений услуг.

Все обьектные представления услуг представляют или один из при­веденных видов, или же то или иное сочетание их, например сочетание положительно-активных действий с пассивно-терпеливыми. Ввиду этого объекты услуг могут быть разделены на простые и сложные.

Ввиду того что объектные представления неразрывно связаны с их модальными дополнениями: с представлениями времени услуги (престу­пления) (сегодня, через год), места услуги (преступления) (здесь или где-нибудь) и свойства тех вещей или благ, которые передаются кому- нибудь услужником, то в объектных представлениях и приводимых ниже иллюстрациях мы увидим различные примеры этого сочетания объект­ных представлений с их дополнениями. Таким же дополнением к объект­ным представлениям являются и представления дестинаторов услуги (преступления), то есть тех лиц, в пользу или для которых совершается определенная услуга.

Ввиду того что представления дестинаторов услуги (преступления) особенно важны, то прежде чем приводить конкретные примеры, ил­люстрирующие приведенную классификацию услуг, мы позволим себе несколько подробнее остановиться на дестинаторах услуг.

О дестинаторах (адресатах) услуги (преступления)

мы указано, под дестинаторами услуги (преступления)

сп* Понимаем представления тех существ, в пользу (против) которых "«ершена услуга (преступление).

(престПе^Ь спРосим себя, какие же предметы были дестинаторами услуг

Р^Уплений) в различные эпохи и в различных группах? о Cy6J*ecb в полном соответствии с тем, что мы видели в главе ПоКТах У(1ЛУГИ' в качестве дестинаторов услуги (преступления), (сверх^ люДей, выступают как отдельные, конкретные предметы Растени <^ГеСТВенные существа, неодушевленные предметы, животные, во, гопг> ТаК и а^стРактные надындивидуальные единства (человечест-

Пп„ Д' госУДарство и т. д.).

^Риведем факты.

°°бражаемые существа как дестинаторы услуг.

В качестве дестинаторов услуг воображаемые существа выступаю-» опять-таки в виде духов, душ, ангелов, дэв, демонов, душ умерщ^ животных, богов и т. д.

Внешним показателем этих фактов служат различные жертву приношения, подчас весьма и весьма ощутительные, добровольно совершаемые в пользу данных существ, или из желания сделать им "приятное";, или же в целях получения от них путем услуги различных наград.

В "Илиаде" и "Одиссее" мы постоянно видим, как приносятся жерт­вы богам то в виде тучных быков, то в виде возлияний вина. Конечно как в этих фактах, так и в аналогичных фактах, встречающихся у других народов, следует строго различать "обязательные" жертвы от добро­вольных. Значительная часть жертв является обязательной; но "жертвы- дары" могут быть рассматриваемы как "добровольные" (то есть как услуги), ибо несовершение их не влечет за собой никакого наказания следовательно, они являются сверхнормальными и совершаются лишь в собственных интересах "жертвоприносителя" (субъекта услуги). Сти­мулом их служит награда, которую боги или духи даруют за жертву. Отсюда вполне понятна постоянная наградно-утилитарная мотивация при этих жертвах, ничего общего не имеющая с "обязательными", "должными" отношениями.

"Видишь, дитя, — говорит Приам, обращаясь к Гермесу, — как полезно богам предлагать олимпийцам должные жертвы".

Хриз, обращаясь к Аполлону, напоминает ему о своих услугах, прося в виде награды за них, в свою очередь, услуги от него:

Феб сребролукий, внемли мне! [...]

Ты благосклонно и прежде, когда я молился, услышал

И прославил меня, поразивши бедами ахеян;

Так же и ныне услышь и исполни моление старца*.

Все это отношения добровольные, здесь нет ни права одного, ни обязанности другого, а так как эти отношения не противоречат "обяза­тельным" шаблонам, а соответствуют им, то они целиком принадлежат к области услуг. Молитвы других народов, обращенные к их богам, дают немало аналогичных фактов.

Делавары, обращаясь к духу (перед войной), говорят:

О великий Дух на небе, Сжалься над моими детьми И над моей женой.

Пошли мне удачу. Чтоб я мог убить врага. Будь милостив ко мне и защити мою жизнь. И я принесу тебе дар.

Обобщая многочисленные факты жертвоприношения, Э. Тейлор го­ворит, что можно утверждать в самом общем смысле, что если в акте приношения даров обыкновенным человеком высшему лицу — с целью получения выгоды или избежания чего-нибудь неприятного, просьбы о помощи или прощении обиды — важное лицо будет замещено боже­ством и соответственным образом будут приспособлены средства передачи ему даров, тогда получится логическая теория жертвенны* обрядов — почти полное объяснение их прямых целей и даже указани того первоначального смысла, который с течением времени претерпевал

изменения[62]. Из этого следует, что жертвы за известными pa3Hbl мИ перестают быть обязательными и из обязанности переходят преде д так как существ0вание их в том или ином виде неоспоримо в ^ех народов, то этот факт тем самым говорит о том, что ^естинаторами услуг выступали и выступают сверхъестественные

сУШЭто разделение обязательных и добровольных жертв (услуг) можно

^чать почти всюду. Так, например, и в Библии достаточно ясно ^пезко подразделены жертвы обязательные ("жертвы за грех", "жертва Й<Рдонности") от "ЖСртв мирных", "жертв от усердия", которые сами по

себе добровольны2.

Приношения душам умерших, ряд молитв к различным существам, бычаи умерщвления на могилах рабов, жен, лошадей, возлияния в честь "ларов, манов" и "пенатов" и т. д. — во всех этих обрядах неизбежен элемент услуги, а раз это так — то тем самым все эти существа становятся и дестинаторами услуг.

Услужно -наградные отношения могут возникать не только между человеком и сверхъестественным существом, или наоборот, но и между двумя или большим количеством сверхъестественных существ. Приме­рами подобных отношений может служить ряд мифов, согласно кото­рым душа умершего давала Церберу медовый пирог, Харону — монету; или же те отношения между жителями Олимпа, которые рисуют нам "Илиада" и "Одиссея" и которые дают немало примеров услужных отношений между богами.

Б). Так как животные, растения и неодушевленные предметы могли быть субъектами услуг, то очевидно, что они могут быть и дестинато­рами услуг.

Тотемизм и фетишизм дают весьма многочисленный ряд фактов, подтверждающих это положение.

В). Что отдельный человек может быть адресатом услуги — это само собой ясно.

Г). Дестинатором услуги (точно так же, как и субъектом) может быть и совокупность лиц, группа, составляющая некоторое надын­дивидуальное единство. Например, добровольные услуги, которые ока­зывает Бог его народу, будут услугами, объектом которых является совокупность лиц.

Когда русские отправлялись добровольцами в Болгарию или к бу- рам (услуга), то дестинатором услуги была совокупность лиц, образу­ющих единство "Болгария или буры"... Ряд случаев, когда один индивид Добровольно погибает ради спасения многих, целиком относится к кате- юрии услуг, дестинаторами которых являются коллективности3.

И наоборот, коллективность может являться и субъектом услуги.

аким образом, область дестинаторов услуг на протяжении истории ла в высшей степени разнородна и многочисленна.

* С* ■ ТейА0Р 3 Первобытная культура. Т. 2. С. 420. (обязав лия- Левит. Гл. 1—8. Характерно здесь и то,.что в первых случаях выраже ЖсРтвы) не употребляется глагол "хочет", тогда как при жертве мирной пРиятнп Иг когда кто из вас хочет" и "это всесожжение, жертва, благоухание,

з с°е 1 осподу" — очень часты, ^ользуз ВНИ С»Э7ИМ Добровольные жертвования "в пользу университета", "в на благоМСТБа'' У пользу России", самопожертвования "в пользу человечества", °благодет*ЮДИНЫ"' "на ^лаго общества", ученые изобретения, делаемые "с целью новых ельствовать общество, человечество", и т. д. Все это примеры груп- Дьтдивидуальных дестинаторов.

Однако и в данной области замечается постепенное ограничен^ как и в области субъектов услуги круг дестинаторов услуги все боле^ и более ограничивается: мало-помалу дестинаторами услуг перестав быть все, кроме людей и воображаемых надындивидуальных единств В данный момент для сознания наиболее культурной части челове чества адресатами могут быть только реальные, а не воображаемые существа. Наши убеждения отказываются делать в пользу вообража­емых существ какие бы то ни было услуги, так как мы не признаем их реального бытия.

То же следует сказать и о неодушевленных предметах и растениях.

Иначе, по-видимому, обстоит дело с животными. Мы их кормим даем им жилище, избегаем напрасно мучить их; иногда "балуем" и^ лакомствами, устраиваем им, по примеру одной миллиардерши в Аме­рике, обеды, стоящие миллион долларов; организуем "общества покро­ вительства животным" и т. д.

Однако и здесь в действительности происходит то же ограничение. Все эти "услуги" совершаются прежде всего по отношению только к полезным для нас животным. А далее легко заметить, что (подобно Молчалину, прислуживавшему в лице собачек их хозяевам) мы делаем услуги не самим животным, а в большинстве случаев людям. Кроме того, по существу дела акты, полезный для животных в современном сознании, осознаются вовсе не как услуга, а как должное поведение, диктуемое различными утилитарными соображениями. Если сельский хозяин кормит и хранит свою лошадь, то это делается по тем же мотивам, по которым хранится и смазывается нужная машина, дабы она не испортилась... Очень часто такой же полезной живой машиной явля­ется и домашнее животное, и вследствие этого о нем заботятся, его кормят и т. д.

Тот, кто знает, что нельзя требовать от животного "вменения" и сознательного отношения к своим и чужим поступкам, для того животное перестает быть дестинатором услуги, а является только нуж­ной и полезной машиной, которая поэтому нуждается в известном уходе, заботливости и т. д.

Вообще для каждого индивида область как субъектов, так и де­стинаторов услуг (а равно и преступлений) совпадает с областью существ, которых он считает подобными людям, обладающих волей, умом, сознанием и пониманием взаимоотношений, то есть с областью "вменяемых" человекообразных существ. А так как многие еще и те­перь наделяют животных человеческими свойствами, то вполне по­нятно, что для них они могут быть и субъектами и дестинаторами услуг. Для тех же, которые более ясно понимают положение дела, — для тех животное не может быть "вменяемым", а потому не может быть ни субъектом, ни дестинатором услуг (а равно и пре­ступлений).

Вследствие этого указанная историческая тенденция остается дей­ствительной, и область услуг всецело замыкается в чисто человеческие отношения. Раньше распыленные услуги постепенно концентрируются и перестают бесполезно уходить в пустоту. Вывод сам по себе благопри­ ятный и до известной степени важный по своим последствиям в связи с другими историческими тенденциями.

Все сказанное применимо и к дестинатором преступления. И здес адресатами, против которых совершались преступные акты, были эти категории, начиная с духов (особенно дьявола, который имел оы полное право возмущаться вследствие бесконечных преступлений, совер* шавшихся против него) и кончая людьми.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 354. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия