А. Условия "вменения" преступления и подвига
Итак, на вопросы: почему за преступлением следует наказание, за подвигом — награда, почему наказание принимает всегда отрицатель ную по адресу преступника реакцию, а награда — положительную по адресу услужника, мы отвечаем, что это вопросы праздные, ибо такова причинная связь, ибо так это должно быть в силу того, что это И наказание, и награда могут принимать самые разнообразные форм*; и иметь самые разнообразные степени, но у всякого индивида, коль скор он квалифицирует тот или иной акт того или иного субъекта к преступный или как услужный — в силу психической необходимоет > — неизбежно или карательное или наградное реагирование в той другой форме, начиная с внутреннего недовольства и мягкого пориЛ^^ и соответственно переживания симпатии и одобрения и кончая ством и самопожертвованием. к0го рода категорическое утверждение может показаться весьма ма сомнительным. Казалось бы, ряд самых обычных явлений и веС^аВляет полное противоречие со сказанным. В самом деле, разве преДС Люди совершают преступление и остаются безнаказан- реД^ ^'очно так же разве редкое явление "неблагодарные свиньи", нымиые ^ 05наруживают никакой наградной реакции в ответ на услугу, котор' для них? Мало того, разве не бывает так, что человек часто сДелаьК0 Не награждает "услужника", а, наоборот, в ответ на подвиг не т ует местью и карательными актами? Как же после всего этого Р^нq говорить о том, скажут нам, что подвиг неизбежно вызывает М° оаду а преступление — наказание? Или же вы попытаетесь отрицать Тк всем известные факты? Нет, ответим мы, мы отрицать их не будем и вполне допускаем их 6 1тие. Но это не мешает нам настаивать на выставленном тезисе по той постой причине, что все эти и подобные факты нисколько не противоречат сказанному. В самом деле, тот факт, что бывают преступления, не влекущие за собой кару, вследствие того что эти преступления не раскрыты, означает не что иное, как то, что эта неизвестность преступления и преступника равносильна их небытию. Может быть, в данный момент кем-нибудь и совершен акт преступный, но раз я о нем не знаю, то разве это не равносильно несуществованию преступления для меня? А раз нет для меня преступления, как же я могу реагировать на него карательным актом? То же самое относится и к награде. Если кем-либо совершена мне услуга, но о ней я не знаю, это равносильно для меня небытию подвига. А раз нет подвига, нет и реакции на него. Сказанным "снимается" одно противоречие. Второе возражение гласит: часто некоторым людям совершается услуга, а они ничем не реагируют в ответ и являются теми существами, которых прозвали "неблагодарными свиньями". Ответом может служить анализ поведения крыловской неблагодарной свиньи: дуб оказывал ей ряд услуг, питая ее желудями, давая ей кров и т. д., а она в ответ вместо награды стала подрывать у того же дуба корни. Поведение этой человекообразной свиньи великолепно разъясняет суть дела. Она подрывала корни дуба именно потому, что не считала акты" дуба услугами и нисколько не связывала с дубом существование желудей и т. п. Пусть сохнет, — говорит свинья, — ничуть меня то не тревожит, в нем проку мало вижу я. Хоть ввек его не будь, ничуть не пожалею, лишь были б желуди, ведь я от них жирею". И нужно было нравоучение дуба, чтобы свинья осознала, что дуб д?3ал ей множество услуг. Эта свинья психически не осознавала, что нез ССТЬ су^ъект подвигов, а потому и была неблагодарной. И здесь сюдаНИС подвига — равносильно для незнающего его небытию, а от- обстоПОНЯТН0' ЧТО ждать "благодарности" не приходится. Точно так же рТ дело и со всеми человекообразными "неблагодарными свинья- • казанное снимает второе возражение. УСЛ ужнл?гичн0 0^стоит дело и в тех случаях, когда человек реагирует на тезису ЫИ аКТ не только не наградой, как должно было бы быть согласно нел*' ^апРотив> реагирует карательным актом. И здесь кроется то Другая б?разУмение", которое прекрасно иллюстрирует и разъясняет кии медваСНЯ ТОГО же Крылова "Пустынник и медведь". Альтруистичес- гу, хват^еДЬ самым искренним образом хотел оказать пустыннику услу- ВЩи его булыжником по лбу с целью отогнать беспокоившую Этот случай прекрасно разъясняет "непонятность" того, что бываю "изверги", которые, вместо того чтобы отблагодарить благодетеля, емЗ же мстят. Как видно из сказанного, "извергов" в мире нет, а есть то 'льк люди, не понимающие друг друга, представления которых о "должном"0 подвиге и награде различны, а равно различны и способы символизации или реализации этих психических переживаний. Отсюда — и кажущаяся правдоподобность того, будто бы бывают случаи, когда на подвиг реагируют карой, а на преступление — наградой. Таких случаев нет, а есть только-люди, не понимающие друг друга когда один совершает акт, квалифицируя его подвигом и ожидая награ ды, а другой благодаря иным убеждениям этот же акт считает преступлением и потому отвечает на него как на преступление — карой. Возьмите Христа, Сократа, Гуса, Бруно и других мучеников науки и правды. Они, несомненно, совершили ряд величайших подвигов с нашей точки зрения. Отсюда уважение, преклонение, восхищение, чествование и обожествление их — как различные формы наших наградных реакций. Но общество, окружавшее их, смотрело иначе на их поведение. Их акты были для него — акты преступные; а поэтому и неизбежна была карательная реакция по их адресу со стороны общества. Сказанное объясняет и обратное положение дела, а именно кажущуюся возможность наградной реакции без услуги или кары без преступления. Нередко в жизни бывает так, что кто-нибудь совершает поступок, вовсе не имея в виду оказать этим кому-либо услугу или вовсе не думая, что этим он совершает преступление. Но другой, благодаря различию его морального сознания, квалифицирует этот поступок то как преступление, то как подвю и соответственно реагирует на него. Мне, например, самому пришлось однажды очутиться в подобном положении. Во время своих этнографических исследований среди зырян, живущих по Мезени и Вашке, я вошел в один дом и разговорился с хозяином, встретившим меня очень приветливо. Каково же было мое удивление, когда в середине нашей беседы он вдруг ее прерывает и с оскорбленным видом, указывая мне на дверь, предлагает уйти. Я, понятно, недоумевал и искал причины такой неожиданной "немилости". Как потом разъяснилось, мое преступление заключалось в том, что я машинально закурил в доме, не зная, что его хозяин фанатичный старовер. Мой акт курения он счел преступлени ем и, понятно, сразу же реагировал на него наказанием в форме "изгнания" меня из дома и "употреблением" не совсем лестных по моему адресу эпитетов. А такими "недоразумениями", как известно, кишит социальная жизнь и взаимоотношения людей между собою. „ Из сказанного следует, что все эти противоречия суть ''кажущиеся противоречия, нисколько не ослабляющие силу выставленного тезиса- Отсюда же следует и такого рода вывод, весьма важный с точки зреня* практической: Для того чтобы услуга или преступление по адресу кого-ниоу вызвала со стороны ли адресата, или со стороны других наградную карательную реакцию, необходимо: а) сходство квалификации aKtna^Lffi и другой стороной в качестве услуги или в качестве преступления. этой "однородной оценки" нет — не будет и реакционных эфФ6** ак эта однородная оценка зависит в конце концов от одинакового ^ таК ания должных, запрещенных и рекомендованных актов, то необ- поним едИНСТво морального сознания; б) кроме этого психического х0диМ необходимо еще и сходство самих форм объективации психичес- e^UHC пеживаний. Если бы кто-нибудь любовь выражал побоями и эпи- КЫХ ми вроде: "подлец", "негодяй" и т. д., горе — счастливым смехом теТа елыми плясками, ненависть — поцелуями, а другой объективировал и веС же самые чувства обычным способом: любовь — лаской и словами погой, милый", горе — плачем, грустным видом и т. д., то, конечно, уразумениям не было бы конца. Как увидим ниже, наличность или отсутствие этой "внутренней нешней гомогенности" играет весьма важную роль в области созданных отношений и взаимодействий. Таково главное условие "вменения" преступления и наказания, то сть условие, при котором то и другое спонтанно вызывают либо карательную, либо наградную реакцию. Итак, при данных условиях мы должны принять, что наш тезис, утверждающий самопроизвольную связь преступления и наказания, подвига и награды, не опровергается приведенными "противоречиями". И ряд других противоречий, которых мы приводить здесь не будем, при тщательном анализе окажется только одной "видимостью". Даже так называемые акты "прощения вины" не являются противоречием сказанному, так как само "прощение" возможно только при наличности ряда условий, сводящих "на нет" преступность преступления (малолетство преступника, его незнание и т. д.) и не позволяющих "вменить" преступный акт "в вину", или же при наличности новых актов со стороны преступника, психологически компенсирующих "обиду и оскорбление", причиненное преступлением (унизительная мольба о пощаде, искреннее выражение извинения, совершение ряда услуж^ыл актов и т. д.). Да помимо всего это следует из того, что всюду, вез re и всегда были те и другие реакции. Из дальнейших условий, определяющих собой "вменение или невменение" преступления и подвига, а следовательно, и наступление или ненаступление кар и наград, условий, которые потенциально все уже даны в выставленном выше основном положении, а также в самом понятии преступления — наказания, подвига — награды, по отношению к преступлению ряд этих условий отдельно отмечен наукой уголовного права и даже весьма и весьма тщательно формулирован и схематизирован. Поэтому, в pendant к этим положениям мы кратко наметим ряд аналогичных положений по отношению к подвигам. Но, повторяем, все ти условия уже подразумеваются в теореме "гомогенности морального знания и внешней объективации его", сформулированной выше. Яля того чтобы какое-нибудь действие кем-нибудь квалифициро- дей°СЬ К0К УслУга (или как преступление), необходимо, чтобы это было р0^твие сУбъекта услуги (или преступления). Если дано действие, кото- прест° Своему материальному содержанию могло бы быть услугой (или Мое Умением), но это действие совершено существом, которое, по напои ждению» не может быть субъектом услуги (или преступления), ся, Мер' К0Р°ва насмерть забодала человека, то само собой разумеет- тГкЭТ° де®*ствие не является для меня ни услугой, ни преступлением. личные КаК °^ласть возможных субъектов услуги (и преступления) в раз- Р*зличнИСТ°РИЧеские эпохи> а равным образом в одну и ту же эпоху была и те Же л Различных людей (см. ниже), то вполне понятно, что одни Могут ^7еиствия и поступки как в прошлом, так и в настоящем для одних 1ТЬ Услугой (или преступлением) и могут со стороны их повлечь или наградную или карательную реакцию, тогда как для других лиц э^ действия не могут быть ни услугой (ни преступлением), ибо они сове шены такими существами, которые, с их точки зрения, не могут бы? субъектами услуг (или преступлений). ь Для первобытного человека, для человека средних веков и дд многих людей (анимистов) нашего времени услугой или преступление^ были действия не только людей, но и животных, и растений, и свеп хъестественных существ, тогда как для современного правосознание субъектами услуг (и преступлений) могут быть только люди, и притом обладающие "нормальной волей и нормальным сознанием". Всякое действие "невменяемого" субъекта тем сам|>1м не является ни услугой, ни преступлением, ибо оно совершено "невменяемым" субъектом, то есть существом, которое попросту не может быть субъектом услуги (или преступления). Вообще это положение можно формулировать так: область вменяемых с чьей-нибудь точки зрения услуг (и преступлений) совпадает с областью действий существ, представления которых наделяются свойствами, аналогичными свойствам человека. Чем шире область подобных субъектов, тем шире область вменяемых субъектов, чем она уже — тем уже последняя. Для решения вопроса: действия каких существ могут быть квалифицируемы как услуги или преступления, то есть какие существа могут быть вменяемыми в каждую эпоху с точки зрения индивида, следует обратиться к изучению того, какие предметы (и существа) этим индивидом наделялись свойствами, аналогичными свойствам человека. Решение последнего вопроса дает решение первого. Вообще тот или иной ответ на вопрос, кто может быть субъектом услуги (или преступления), вполне определенно предрешает и врпрос о вменении. Если с моей точки зрения субъектами могут быть только люди, обладающие "нормальной волей", пониманием свойств совершаемого поступка, знанием причинной связи между действием и его следствиями, знанием того или иного отношения закона к данному действию и т. д., то очевидно, какие угодно действия других существ, в том числе и людей, но людей "ненормальных" вообще или в момент совершения действия не удовлетворяющих данным условиям, не будут мной квалифицироваться как услуга (или преступление) и не вызовут поэтому наградно- карательных реакций. Точка зрения дикаря сходна с этой, но она приписывает эти свойства почти всем существам и предметам; отсюда понятно, что он почти все явления и квалифицирует как услуги или преступления и соответствующим образом реагирует на них. Б). В pendant к понятиям уголовного права: крайняя необходимость,необходимая самооборона, физическое принуждение и угроза, исполнение закона или права и т. д., нечто аналогичное можно указать и в области услуг... Все эти условия, делающие известный акт не преступным или смягчающие вину, суть по существу простой тавтологический вывоД из понятия преступления: ясно, что исполнение закона, исполнение кем- нибудь его "долга" не может быть преступлением с его точки зренйЯ,ибо оно не обладает теми признаками, которыми обладает престуяЛ^ ние. Точно так же акт, совершенный кем-нибудь под влиянием угрозу или принуждения, очевидно, не может быть с точки зрения официалу ного правосознания преступлением, ибо в данном случае нет субъект преступления с его "намерением", свободной волей и т. д., то ее налицо "невменяемый субъект". f Аналогичные состояния в области услужно-наградных отноше^ исключают возможность квалифицирования какого-нибудь Д6®01^ субъекта услуги в качестве услуги. Их не стоило бы перечислять, ибо бой вытекают из понятия услуги, но, следуя традиции, кратко СЙемна них: У ал Так как услуга есть не обязательное, принудительное, а до- ное действие, то вполне понятно, что какое-нибудь действие X, по браво ль матерИальному характеру являющееся услугой, не будет мной своему оваться как уСЛуГа? если оно совершено под условием прину- квалиф ^^ угрозы... Так, например, если во время войны захваченный Ж,ДеНник под страхом казни дает необходимые сведения о своем войске, плен де^ствие вовсе не считается услугой. Напротив, подобного плен- т0 ^ГйЛИ "услужника" очень часто вместо награды наказывают смертью, инка тем^ что раз он под влиянием угроз другим изменил, то изменит и тем, кому оказал услугу. История войн дает немало подобных П^ИКак °известно, добровольное сознание в совершенном преступлении мягчает вину и наказание за него. Это добровольное сознание — есть "услуга", которую преступник оказывает правосудию, особенно тогда, когда оно совершенно и не подозревает о преступлении. Иначе совсем обстоит дело тогда, когда преступник под влиянием улик и показаний "принужден" сознаться. Тогда его признание не может быть услугой. Эта добровольность "услуги" отразилась и на нравственных теориях и крайнее и наиболее резкое выражение нашла в кантовской абсолютно автономной моральной воле и в его нравственном законе, как самоцели, согласно которому нравственно только то действие, которое совершено всецело на основе нравственного закона автономной, свободной и доброй воли... Вообще из самого понятия услуги уже вытекает, что всякая принудительная услуга не есть услуга и потому не вызывает награды. Б). Точно так же из самого понятия услуги вытекает, что всякое действие, которое по содержанию могло бы быть услугой, совершенное во имя закона или до.г/а (то есть опять-таки "обязательства" и принуждения), не есть услуга, а есть просто исполнение долга... Солдат, умирающий на войне, городовой, спасающий меня от нападения хулигана; почтальон, приносящий мне ежедневно почту, дворник и прислуга, ежедневно оказывающие нам множество "услуг", учитель, обучающий нас наукам, и т. д. — все они оказывают и делают множество действий, которые могли бы быть услугами, но ввиду того, что эти действия — их "долг", ввиду того, что они исполняют только свою обязанность, то есть действуют согласно "должным" шаблонам поведения, ввиду этого их действия не являются услугами... Иначе обстоит Дело, если меня освободит от хулигана человек, не обязанный к этому 1по моему убеждению), если мне письма, газеты и посылки принесет не буЧТальон' а кто-нибудь другой, добровольно делающий это; если меня У** обучать кто-нибудь, не обязанный это делать, — в этом случае вооГВ™ЭТИХ Лиц Уже **УДУТ услугами, ибо они добровольны, не проти- Речцт должным" шаблонам и являются сверхнормальными. Н»ИДУ этого все "услуги", которые кем-либо совершаются по от- Прав к нам в силу нашего правопритязания или нами в силу ющихПРИТЯЗания ДРУГИХ' не есть услуги и потому не влекут соответству- В) ^гРадных реакций, выражающихся тем или иным образом. КвалисЬ Пять~таки» подобно преступлению, для того чтобы услуга могла в созна ЦИР°Ватьея как УСЛУ™> недостаточно, чтобы она была только и поэтоГ су^ъекта услуги; в этом случае она неизвестна никому как и п Не может возбудить никакой наградной реакции. Услуга, Действия^УШ1ение' должна так или иначе выразиться во внешних вНещНих и поступках. И здесь можно различать некоторую градацию Роявлений услуги и соответственно с этим градацию наград. В уголовном праве обычно различается: умысел, приготовление, покъ шение, неудавшееся преступление и совершение преступления; причем голый умысел, приготовление и, в известных случаях, покушение скольку оно было прекращено самим преступником) с точки зрени современного уголовного права считаются ненаказуемыми; неудавщеес* преступление наказывается легче, а совершение преступления наказывав ется всего сильнее. Приблизительно то же наблюдается и относительно услуг. Голый умысел совершить услугу обычно не влечет за собой никакой награди то есть не считается за услугу. Мало ли кто не думает о различных подвигах, начиная хотя бы с лежащего на диване Обломова или мечта теля Ромашова ("Поединок" Куприна) и кончая теми, имена коих не вызывают вообще никакой наградной реакции. Сколько солдат мечтало о подвигах, но за одни мечты они Георгия не получали. Сколько людей мечтало быть поэтами, но раз этот умысел ничем не проявился вовне — они не делались действительными поэтами. Сколько молодых и старых людей имело умысел сделать важное открытие — однако за один умысел им не дают ни кафедр, ни ученых степеней. Первой степенью внешнего проявления услуги, согласно терминологии уголовного права, является приготовление к ней, то есть "поставле- ние себя в возможность совершить услугу". Например, если я хочу сделать ради блага людей великое техническое изобретение (услуга обществу), то под приготовлением будет разуметься ряд действий вроде приобретения бумаги, приборов для чертежей, необходимых инструментов для создания модели или опыта и т. д. Как в уголовном праве приготовление к преступлению, за некоторыми исключениями, не влечет за собой наказания, так и здесь приготовление к услуге не влечет за собой (за некоторыми исключениями) награды... Примеров, подтверждающих это, можно привести сколько угодно. Действия того же изобретателя, остановившиеся на стадии приготовления, не вызывают никаких наградных реакций со сторона кого бы то ни было... Человек, намеревающийся спасать кого-нибудь тонущего и ограничивающийся только сниманием одежды, никем не считается соверпга- телем услуги. С оттенком иронии про такого спасителя говорят: "Спасибо и на том, что хотел спасти". Только в том случае, когда это приготовление к услуге само уже выражается в известной (хотя и в другой) услуге, только в этом случае оно квалифицируется как услуга и влечет за собой ту или иную награду... Конкретным примером последнего случая может отчасти служить Колумб, приготовлявшийся открыть прямой путь в Индию и в приготовлении к этому открывший Америку. Третьим этапом выполнения услуги служит покушение на услугу- И здесь, в pendant к преступлению, общая суть дела такова, что покуше ние, прерванное по воле автора, не награждается, ибо оно служит показателем банкротства и несостоятельности данного лица совершить услугу, тогда как покушение на услугу, прерванное по "независящим обстоятельствам", в иных случаях награждается и квалифицируется ^как услуга. Конкретными примерами могут служить различные случаи "испытания" в различных областях жизни: испытание влюбленного, 0 которого требуется в знак любви со стороны его возлюбленной тот или иной подвиг; это покушение на подвиг (например, смерть), не доведен^ ное до конца благодаря вмешательству самой же возлюбленной, объР& награждается так или иначе. Солдат, решивший взорвать порохов о погреб неприятеля и не доведший до конца свое намерение, уже шееся в ряде действий, благодаря только приказанию командира, счит ется обычно также достойным награды и т. д. льНейшими ступенями служат неудавшаяся услуга и совершение То и другое обычно награждается... Примером этой награды услуг11-^ ить признательность общества человеку, бросившемуся спа- может (утопающего> например) и не спасшего его лишь благодаря саТЬ ^случайному факту, что первый успел захлебнуться раньше, чем „одалыл К нему второй. 0О/АЪысшая степень награды падает, конечно, на удавшуюся услугу... Конечно, эта градация различных стадий и соответственных степеней ад в области услуг может быть лишь весьма относительной и ввиду НаГутствия соответственного официального права менее резкой, чем °бласти уголовного права. Однако, как видно из сказанного, и в об- В сти услуг имеется налицо известная градация, весьма близкая к рубрикам уголовного права... Помимо приведенных примеров суммарными примерами, доказыва ющими пропорциональную градацию различных наград и различных стадий услуги, могут служить многочисленные факты различных кон курсов и состязаний (авиация, конкурс сочинений, пьес, памятников, моделей, лыжные, беговые, футбольные состязания и т. д.). Все участ вующие в подобных конкурсах и состязаниях могут быть рассматриваемы как субъекты, желающие совершать тот или иной подвиг. Но не все получают одинаковые награды. Одни из участвующих ограничиваются только приготовлением к услуге и, вполне понятно, не получают никакого приза или премии. Другие принуждены ограничиться только "покушением", третьи — "неудавшимся совершением услуги" и немногие или один — совершением услуги. Соответственно этим степеням совершения услуги распределяются и премии или призы. Один получает первый приз, другой — второй, третий — третий и т. д., а большинство — никакого приза. Конечно, все сказанное относится к современной психике и вполне возможно, что в прошлом, хотя указанная градация и была (рыцарские турниры, подвиги богатырей, требуемые от них для получения руки какой-нибудь принцессы в старинных русских сказках, и т. д.), но она была менее сложной и менее дифференцированной. Относительно преступлений это видно из того, что чем древнее уголовные сборники, тем меньше в них указанных делений. То же, вероятно, было и в области услуг и наград. Дальнейшим явлением в области услуг, аналогичным соответственному явлению в области преступления, служит участие в услугах. в области услуг можно различать нечто подобное разделению участия на участие необходимое и случайное. Бывает ряд услуг, которые индивидуальными силами никоим образом не могут быть выполнены (напри- нап' некотоРЬ1е номера цирковых акробатов, некоторые состязания. НагримеР' Футбольный спорт и т. д.). В этих случаях и соответственная в He^a п?дает не на одного, а на всех участников (или в равной, или падае [56] 8*10 [57] степени)- В случае коллективного научного открытия награда или вТ На долю всех Участников. Отряд солдат, отличившихся в защите ПодвИгНападе™и на непРиятеля> — следующий пример коллективного пособна' °бласти подвига, конечно, нельзя говорить о виновничестве, Сгепен Ичестве и прикосновенности, но можно говорить о различных Если т^о соУчастия и сообразно с этим — о различных степенях награды. - приб ЛЬ ВСех Участников в услуге была приблизительно одинаковой СТе "1Изнтельно одинаковой становится и награда каждому. соучастников и тем в большей степени, чем важнее было соучастие каждого в данной услуге. Афина и Гера, воодушевляющие ахейцу Аполлон и Афродита, воодушевляющие троянцев, Гефест, приготов! ляющий оружие Ахиллу, богач, жертвующий деньги на устройство научного института, ученый — специалист в одной области, дающ^ специальные данные, необходимые для работы другого ученого, даз!Се механик авиатора, исправно и точно устанавливающий аппарат, и т. д и т. д. — вплоть до фактов простого ободрения и выражения сочувствия кем-либо кому-нибудь, намеревающемуся совершить подвиг, — все это факты участия или соучастия в той или иной услуге, которые могут быть разделены на различные степени и в которых при желании можно пожалуй, даже провести различия, классифицируя одни факты соучастия как прикосновенность, другие — как пособничество, третьи — как виновничество. Но это, ввиду отсутствия наградного права, пока излишне, а важно лишь то, что степень награды, падающей на долю каждого участника, более или менее соответственна степени важности участия в подвиге каждого участника. Конечно, конкретное понимание степени важности может быть различно в различные исторические эпохи и зависит, в конечном счете, от знания подлинных причинных связей между действиями индивида и следствиями этих действий для услуги. Этого знания раньше не было (да и теперь нельзя еще этим похвастать), поэтому понятно, что сплошь и рядом раньше важное значение придавалось таким участникам в услуге, которым мы не придаем никакого значения (например, участие шамана или знахаря в выздоровлении кого-нибудь). Может быть и обратно. Распределение наград, следовательно, производилось сообразно с тем, каковой казалась близость и важность участия каждого участника в данной услуге. Таковы основные условия вменяемости услуг (и преступлений), а следовательно, и условия, отсутствие которых уничтожает "преступность" или "услужность" акта, а тем самым и возможности карательной или наградной реакции.
|