Кто я?» и прочие поиски предназначения
Совсем мозговзрывательную тему я оставил на конец книги. Чтобы финал был ударным, как в хорошем фильме.
Не все догадываются, не все предполагают и не все знают, что поиски предназначения и вопрос «кто я?» это тоже признак инфантилизма.
Разумеется, это бывает признаком инфантилизма только у взрослых людей. Хотя бы – старше двадцати пяти лет.
Я понимаю, что пишу спорные вещи и очень хочется возразить мне и доказать, что я не прав. Понимаю, очень хорошо понимаю. Но возражать мне бесполезно – во-первых, я не узнаю об этом, во-вторых, мой текст от возражений не изменится.
Лучше посмотри на аргументацию.
Кто я?
Вопрос «Кто я?» сам по себе не является показателем инфантилизма. Это разумный и справедливый вопрос. Правда, только в двух случаях – когда его задаёт:
1. Ребёнок. 2. Подросток.
Ребёнок чувствует себя в нашем мире как инопланетянин. Ничего не понятно, всё очень загадочно и далеко от здравого смысла (в самом деле, ну что за глупость – запрещать красить кота гуашью?).
Разумеется, ребёнок этот новый мир исследует. Собственно, на первых годах его жизни, это одно из самых главных занятий ребёнка. В младенчестве он тянет в рот что попало, а около пяти лет – изводит родителей своими «почему?».
При этом ребёнок интересуется не только окружающим миром, но и собой. Среди прочего, его интересует вопрос «Кто я?». Для начала ему вполне хватает указаний на имя, пол, отношения родства (сын/дочь, внук/внучка, сестра/брат) и возраст (ты ребёнок четырёх лет).
Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _
Узнав это, ребёнок надолго успокаивается и начинает изучать другие грани нашего необычного мира.
Минует год за годом, ребёнок входит в переходный возраст, становится подростком – и вопрос «Кто я?» встаёт с новой остротой и силой.
Я уже рассказывал, про три основные задачи подросткового возраста. Одна из них – формирование картины мира. И ответ на вопрос «Кто я?» занимает в ней значительное место.
Подростку мало знать, что как его зовут и какого он пола. Подростку хочется понимать, к какой субкультуре он относится, к какому социальному слою принадлежит, кто он по увлечениям, как называются его политические убеждения. И так далее, и так далее.
В норме, к двадцати годам (плюс-минус год), человек находит ответы на эти вопросы и успокаивается.
А вот если не успокаивается – тут мы и встречаемся с инфантилизмом.
Ещё раз – у взрослого человека всегда есть ответ на вопрос «Кто ты?». Если вопрошающему интересно узнать про профессию, взрослый скажет, что он, например, счетовод.
Если вопрос касается не профессии, а, допустим, сексуальных предпочтений, взрослый назовёт свои предпочтения (если посчитает нужным).
Если человек интересуется национальностью, взрослый ответит.
Просто потому, что у него готовы ответы по всем сферам жизни.
И об этом надо помнить, потому что иногда вопрос «Кто ты?» задаётся для того, чтобы вывести человека из равновесия. Это такой психологический трюк – спрашивать у человека, кто он, и отвергать его ответы. Выглядит примерно так:
- Кто ты? - Я мужчина! - Меня не интересует твой пол. Я спрашиваю – кто ты? - Я бурят… - Меня не интересует твоя национальность! Я спрашиваю – кто ты? - Я крановщик… - Меня не интересует твоя профессия! Я спрашиваю – кто ты?
Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _
-…
На десятом вопросе наш гипотетический бурят-крановщик растеряется, и его можно будет брать голыми руками. Например, объяснить ему, что он на самом деле совсем ничего не понимает в жизни и должен купить баночку волшебного воздуха прямо из Шамбалы, потому что оная баночка поможет определиться с самоидентификацией.
Всё это – шулерство. Чтобы его избежать, достаточно после вопроса «Кто ты?» поинтересоваться, какая именно сфера жизни интересует вопрошающего. Кулинарные пристрастия? Работа? Культурные предпочтения? Пусть вопрошающий сам выберет – а уж потом задаёт свой вопрос ещё раз.
Другими словами, нужно договориться, к какой системе координат относится вопрос. А потом уже отвечать.
Повторюсь – любой действительно взрослый человек (по психологическому возрасту, а не по паспорту) не терзается поиском ответа на вопрос «Кто я?». Он уже знает все ответы на этот вопрос. А если вдруг обнаружится какая-то сфера жизни, о которой он не думал, то достаточно подумать – и ответ будет.
Может возникнуть вопрос – что делать, если однажды выбранная идентификация меняется? Например, был человек крановщиком, много работал и стал – генеральным директором. Как тогда?
Просто. Теперь на вопрос «Кто ты?» в плане профессии наш герой смело ответит, что раньше он был – крановщик, рабочий, наёмный сотрудник. А теперь – генеральный директор, средний класс, предприниматель.
И всё. Это чисто техническая процедура – что-то сродни смене ценников в магазине. Раз – и готово.
Кажется, что слишком просто? Такое ощущение означает только одно – даёт о себе знать инфантилизм. Это инфантилу кажется, что ответ на вопрос «Кто я?» должен быть каким-то особенным и принести облегчение.
Для подростка этот вопрос сложен и ответ на него действительно даёт облегчение. А взрослому в такие игры играть уже просто не нужно – ответы найдены.
Как быть, если ответы не найдены? Я знаю ответ.
Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _
Прежде всего, надо уточнить – о какой системе координат идёт речь. Это политические убеждения? Сексуальные пристрастия? Религиозные представления? Образовательный уровень?
Как только определена система координат, пора отметить себя на ней. Например, центрист, гетеросексуал, атеист, образование среднее специальное. Всё, ответ готов.
Это действительно просто – главное всё время помнить, что вопрос «Кто я?» становится осмысленным только в рамках определённой системы координат. В других случаях этот вопрос бесполезен и делает человека удобным объектом для манипуляций.
|