ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЕ XX В.
Книга: ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА (учебное пособие) (Ф.Х.Хузин, И.А. Гилязов, В.И. Пискарев, Б.Ф. Султанбеков, Л.А.Харисова, А.А.Иванов, А.Г.Галлямова)
Как мы помним, уже во второй половине XIX в. татарская культура получает значительное развитие. В начале следующего столетия она переживает настоящий подъем. Этот подъем во многом был связан с теми процессами, которые вызвала первая российская революция. Достижения в различных областях культурной жизни татарского общества были столь весомы, что можно говорить о «серебряном веке» татарской культуры периода 1900-1916 гг. Основу татарской системы образования по-прежнему составляли мектебы и медресе. В начале же XX в. их количество значительно возросло. Так, в 1905 г. в Казанской губернии насчитывалось 845 мектебов и медресе с более чем 54 тысячами учащихся. Через восемь лет этих учебных заведений было уже 967. В них обучалось теперь около 80 тысяч учащихся. Возросло число русско-татарских училищ, русско-татарских школ и русских классов при медресе. Многие выпускники училищ поступали в татарские учительские школы, работавшие в Казани, Оренбурге, Симферополе. Русские классы и русско-татарские школы способствовали приобщению татар к достижениям русской и европейской культуры. Другим важным изменением стало развитие новометодных (джадидистских) школ. К концу первого десятилетия XX в. подавляющее большинство мектебов и медресе Казанской губернии использовало звуковой метод обучения. Наиболее крупными медресе являлись «Мухаммадия», «Касимия», «Марджания» (Казань), «Галия», «Усмания» (Уфа), «Хусаиния» (Оренбург), «Расулия» (Троицк), «Буби» (д. Иж-Бобья Сарапульского уезда Вятской губернии), «Губайдия» (с. Байряка Бугуль-минского уезда Самарской губернии). Как правило, большинство изучаемых в них дисциплин имело светский характер. В «Мухаммадии», например, преподавались арифметика, география, логика, геометрия, всеобщая история и история России, русский язык, восточные языки, психология, педагогика, этика, медицина, юриспруденция и другие предметы. В этом медресе работали литературный и драматический кружки, выходили рукописные газеты. Конечно, не все медресе находились на должном уровне. Г. Тукай, не без горечи, писал: «В медресе провели мы очень много лет, потеряли время, потеряли свет». Но это было явлением нередким и у других народов. Вспомним убогое образование в церковно-приходских школах или «Очерки бурсы» русского писателя Н.Г. Помяловского, который показал, как духовная семинария уродовала и душу, и тело воспитанников. Вопросы реформирования школ и повышения качества образования волновали в начале XX в. общественность всех народов России. Приметой времени являлось развитие татарского женского образования. Широкой известностью пользовались новометодные школы Л. Хусаиновой, М. Музаффарии, Р. Амирхании, С. Амирхании в Казани, Ф. Адгамовой в Оренбурге, Ф. Гайнутдиновой в Чистополе. В числе изучаемых здесь дисциплин были такие, как татарское письмо и чтение, арифметика, география и история. Еще более широкий круг светских дисциплин входил в программу первой татарской женской гимназии Ф. Аитовой, которая была открыта в конце октября 1916 г. в Казани. В те же годы в Уфе работали курсы для татарских и башкирских учительниц, в Троицке была орга- низована частная женская семинария для татарок. Татарская школа развивалась в трудных условиях. Новым явлениям в ней препятствовали не только кадимисты. Становлению светского образования у татар всемерно противодействовали власти, чиновники на местах. Примечательно название книги, которую издал в1908 г. инспектор Казанского учебного округа Я.Д. Коблов, — «Мечты татар-магометан о национальной общеобразовательной школе». Как «в высшей степени нежелательное явление» была охарактеризована светская школа татар в материалах «Особого совещания» по мусульманским делам, которое состоялось в 1914 г. в Петербурге. Однако ничто не могло погасить стремления татар к знаниям. «Среди народностей, населяющих восточную часть России, — отмечал тот же Я.Д. Коблов, — татары магометане занимают первое место. Процент грамотных среди них очень велик даже по сравнению с русскими. Из какого бы класса ни происходил татарин, он непременно знает начатки вероучения, умеет читать и писать по-татарски». В начале XX в. около 80 процентов татарского населения края владело грамотой на родном языке. Усиливалась тяга и к получению высшего образования. Если в 1908 г. среди студентов Казанского университета было 13 татар, то через пять лет — 27. Татарская речь была слышна и в университетах Москвы, Петербурга, Киева, Одессы и даже за рубежом. Так, татары учились в высших и средних учебных заведениях Парижа, Льежа, Лейпцига, Женевы, Нью-Йорка, Сан-Франциско, Токио. Несколько татар окончили Каирский, Стамбульский университеты. Разумеется, образование в университетах и других высших учебных заведениях европейского типа было доступно юношам и девушкам из состоятельных семей.
|