Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПЕРЕД НОВЫМИ ЗАДАЧАМИ





... Если зритель все же получает хоть какую-то опору для

надежды, то перед ним открывается возможность катарсиса,

духовного очищения. Того нравственного освобождения, про-

будить которое и призвано искусство.

Искусство несет в себе тоску по идеалу. Оно должно по-

селять в человеке надежду и веру. Даже если мир, о котором

рассказывает художник, не оставляет места для упований.

Нет, даже если более определенно: чем мрачнее мир, который

возникает на экране, тем яснее должен ощущаться положен-

ный в основу творческой концепции художника идеал, тем

отчетливее должна приоткрываться перед зрителем возмож-

ность выхода на новую духовную высоту.

Что касается сценария «Сталкер», над которым я сейчас

работаю, то, возможно, как раз он и даст мне наибольшую —

по сравнению со всеми моими предыдущими картинами — воз-

можность выразить нечто важное, может быть, самое главное

для меня, то, что в прежних своих работах я смог выразить

лишь отчасти.

Мы расскажем в фильме об одной незаконной экспедиции,

возглавленной Сталкером и состоящей всего из двух чело-

век— Профессора и Писателя. Все их путешествие займет

лишь один день, и, кроме Зоны, в начале и в конце фильма

зрителю будет предложено еще только два места действия:

комната Сталкера, откуда он утром уйдет в опасное путе-

шествие, поссорившись с женой, не желавшей, чтобы муж

рисковал собой, и кафе, куда возвращаются путешественники

в конце фильма и где их находит жена Сталкера. Так что в

первой и последних сценах возникнет еще один, четвертый

персонаж фильма.

В свете моих нынешних представлений о возможностях и

особенностях кинематографа как искусства для меня очень

важно, что сюжет сценария отвечает требованиям единства

времени, места и действия, по принципу классицистов. Рань-

ше мне казалось интересным как можно полнее использовать

всеобъемлющие возможности монтировать подряд как хрони-

ку, так и другие временные пласты, сны, сумятицу событий,

ставящих действующих лиц перед неожиданными испытания-

ми и вопросами. Сейчас мне хочется, чтобы между монтаж-

ными склейками не было временного разрыва. Я хочу, чтобы

время, его текучесть обнаруживались и существовали внут-

р и кадра, а монтажная склейка означала бы продолжение

действия и ничего более, чтобы она не несла с собой временно-

го сбоя, не выполняла функцию отбора и драматургической

организации времени.

Мне кажется, что подобное нормальное решение, макси-

мально простое и аскетическое, дает большие возможности.

Поэтому я выбрасываю из сценария все, что можно выбро-

сить, и до минимума свожу внешниеэффекты. Мне не хочется

развлекать или удивлять зрителя неожиданными сменами мес-

та действия, географией происходящего, сюжетной интригой.

Фильм должен быть простым, очень скромным по своей кон-

струкции.

Вероятно, нынешнее стремление к простоте и емкости фор-

мы возникло во мне не случайно. Фильм — это некая вещь в

себе, модель жизни, как она представляется человеку. Сейчас

мне кажется важным заставить зрителя поверить прежде всего

в очень простую и потому как раз неочевидную вещь: что кино

как инструмент в определенном смысле обладает даже боль-

шими возможностями, чем проза. Я имею в виду особые воз-

можности, которыми обладает кино, чтобы наблюдать жизнь,

наблюдать ее псевдообыденное течение. Именно в этих воз-

можностях, в способности кино глубоко и непредвзято вгля-

деться в жизнь состоит, в моем понимании, п о э т и ч е с к а я

сущность кинематографа.

Я понимаю, что чрезмерное упрощение формы тоже может

показаться непонятно-вычурным, напряженно-высокомерным.

Мне ясно одно: необходимо свести на нет всяческие туманнос-

ти и недоговоренности, все то, что принято называть «поэти-

ческой атмосферой» фильма. Такую атмосферу обычно как

раз и стремятся старательно и специально создать на экране.

Атмосферу не нужно создавать. Она сопутствует главному,

возникая из задачи, которую решает автор. И чем эта главная

задача сформулирована вернее, чем точнее обозначен смысл,

тем значительнее будет атмосфера, которая вокруг него воз-

никает. По отношению к этой главной ноте начнут резониро-

вать вещи, пейзаж, актерская интонация. Все станет взаимо-

связанным и необходимым. Все будет вторить и перекликать-

ся, а атмосфера возникнет как результат, как следствие воз-

можности сосредоточиться на главном. А сама по себе ат-

мосфера несоздаваема... Именно поэтому, кстати, мне никог-

да не была близка живопись импрессионистов с их желанием

запечатлеть мгновение, текучее и изменчивое состояние, пере-

дать мимолетное. Все это не кажется мне серьезной задачей

искусства. А мне в моей новой картине, повторяю, хочется

сосредоточиться на главном, и, надо полагать, тогда-то и воз-

никнет атмосфера более активная и эмоционально заразитель-

ная, чем это было до сих пор в моих фильмах.

Какова же главная тема, которая должна отчетливо проз-

вучать в фильме? Это тема достоинства человека и тема чело-

века, страдающего от отсутствия собственного достоинства.

Дело в том, что когда наши герои отправляются в свое путе-

шествие, то они намереваются добраться до того места, где

•исполняются сокровенные желания. А пока они идут, они вспо-

минают историю то ли реального человека по прозвищу Дико-

браз, то ли легенду о нем, вспоминают о том, как он шел к за-

ветному месту, чтобы попросить здоровья своему сыну. И до-

шел до него. А когда вернулся обратно, то обнаружил, что сын

его по-прежнему болен, зато сам он стал несметно богат. Зона

реализовала его д е й с т в и т е л ь н о е существо, действитель-

ное желание. И Дикобраз повесился.

В конце концов наши герои достигают цели. Но они дохо-

дят до этого места так много пережив и переосмыслив в себе,

что не решаются к нему приблизиться. Они поднялись до осоз-

нания той мысли, что нравственность их, скорее всего, несо-

вершенна. И еще не находят в себе духовных сил, чтобы до

конца поверить в самих себя.

Так кажется до последней сцены, когда в кафе, где они от-

дыхают после путешествия, появляется жена Сталкера, уста-

лая, много пережившая женщина. Ее приход ставит героев

фильма перед чем-то новым, необъяснимым и удивительным.

Им трудно понять причины, по которым эта женщина, беско-

нечно много терпевшая от мужа, родившая от него больного

ребенка, продолжает любить его с той же беззаветностью, с

какой она полюбила его в дни своей юности. Ее любовь, ее

преданность — это и есть то чудо, которое можно противо-

поставить неверию, опустошенности, цинизму, то есть всему

тому, чем жили до сих пор герои фильма.

В этой картине я в первый раз постараюсь быть недвус-

мысленно определенным в обозначении той главной позитив-

ной ценности, которой, как говорится, жив человек. В «Соля-

рисе» речь шла о людях, затерянных в космосе и вынужден-

ных, хотят они того или нет, добывать какой-то новый кусочек

знания. Эта как бы извне заданная человеку бесконечная уст-

ремленность к познанию по-своему очень драматична, ибо со-

пряжена с вечным беспокойством, лишениями, горем и разо-

чарованиями— ведь конечнаяистина недостижима. К тому

же человеку дана еще и совесть, заставляющая его мучиться,

когда его действия не соответствуют законам нравственнос-

ти, — значит, и наличие совести тоже в определенном смысле

трагично. Разочарования преследовали героев в «Солярисе»,

и выход, который мы им предложили, был, в общем-то, иллю-

зорен. Он был в мечте, в возможности осознания ими своих

корней, тех крепей, которые навсегда связали человека с по-

родившей его Землей. Но и эти связи тоже не были достаточ-

но реальны.

Даже в «Зеркале», где речь шла о глубоких изначальных,

непреходящих, вечных человеческих чувствах, эти чувства

трансформировались в непонимание, недоумение героя, кото-

рый не мог понять, почему ему дано вечно мучиться из-за них,

мучиться из-за любви к близким. В «Сталкере» все должно

быть договорено до конца: человеческая любовь и есть то

чудо, которое способно противостоять любому сухому теоре-

тизированию о безнадежности мира. Это чувство — наша об-

щая и несомненная позитивная ценность. Это то, на что опи-

рается человек, то, что ему дано навсегда.

В фильме Писатель произносит длинную тираду о том, как

скучно жить в мире закономерностей, где даже случайность —

результат закономерности, пока еще скрытой от нашего по-

нимания. Писатель, может быть, для того и отправился в Зону,

чтобы чему-то удивиться, перед чем-то ахнуть... Однако

по-настоящему удивиться его заставляет простая женщина,

ее верность, сила ее человеческого достоинства. Так все ли

поддается логике, все ли можно расчленить на составные эле-

менты и вычислить?

Мне важно установить в этом фильме то специфически че-

ловеческое, нерастворимое, неразложимое, что кристаллизу-

ется в душе каждого и составляет его ценность. Ведь при всем

том, что внешне герои, казалось бы, терпят фиаско, на самом

деле каждый из них обретает нечто неоценимо более важное:

веру, ощущение в себе самого главного. Это г л а в н о е живет

в каждом человеке.

Таким образом, в «Сталкере», как и в «Солярисе», меня

меньше всего увлекает фантастическая ситуация. К сожале-

нию, в «Солярисе» все-таки было слишком много научно-фан-

тастических атрибутов, которые отвлекали от главного. Раке-

ты, космические станции — их требовал романЛема — было

интересно делать, но теперь мне кажется, что мысль фильма

выкристаллизовывалась бы отчетливее, крупнее, если бы всего

этого удалось избежать вовсе. Думаю, что реальность, кото-

рую привлекает художник для доказательства своих идей,

должна быть, простите за тавтологию, реальной, то есть по-

нятной человеку, знакомой ему с детства. Чем реальнее — в

этом смысле слова — будет фильм, тем убедительнее будет

автор.

В «Сталкере» фантастической можно назвать лишь исход-

ную ситуацию. Эта ситуация удобна нам потому, что помогает

наиболее выпукло и рельефно обозначить основной нрав-

ственный конфликт, волнующий нас в фильме. Внутри же

самой ткани происходящего никакой фантастики не будет, ви-

димо-реальной будет даже Зона. Все должно происходить

сейчас, как будто бы Зона уже существует где-то рядом с

нами. Ведь Зона — это не территория, это та проверка, в ре-

зультате которой человек может либо выстоять, либо сло-

маться. Выстоит ли человек — зависит от его чувства собст-

венного достоинства, его способности различать главное и пре-

ходящее.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 335. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия