Как об одном из лучших спектаклей М.Т. Этого автора педагог Туманишвили часто
использовал и, что называется, в учебных целях. Другую пьесу Д.Клдиашвили, «Свиньи Бакулы», М.Т. поставил в 1979 году в Театре киноактера. 3. Пришел жених — «Смотрины». Здесь Дариспан начинает самостоятельные действия, чем активно нарушает планы Марты. Он Пытается устроить счастье дочери, и, вот, наконец... 4. «Бой за жениха». Бой не на жизнь, а на смерть. Кульминация. 5. «Жених ушел». Ничего не получилось. Все одурачены. 6. «Примирение». А что же делать? Постепенно начинает кое-что вырисовываться. Уже нащупано Начало, главное событие и окончание. Определяя события, надо суметь Увидеть место этого события в целом сюжете, отделить существенное от Менее существенного, наметить перспективу развития действия и Контрдействия, наметить исходные позиции (экспозиция, завязка), место Главного сражения (кульминация) и т.п. Надо суметь увидеть пьесу как Бы с высоты птичьего полета, увидеть всю сразу, пока не останавливаясь На мелочах. Самое главное в разведке умом — определить процесс развития, исходя из того, что: Экспозиция — накапливание и расстановка фигур; Завязка — первые столкновения, первый бой; Поединки — цепь событий, развитие действия; Кульминация — генеральное сражение; Развязка — расположение фигур после главного боя, последующее Положение, апофеоз. Теперь надо определить главное событие, постараться проникнуть в Суть происшествия. А что примерно произошло в происшествии под названием «Невзгоды Дариспана»? Хорошие люди чуть было не Поссорились на веки вечные. Оскорбляли друг друга, вели себя по отношению к друг другу как враги, кричали, ненавидели друг друга! Из-за чего? Почему? Видимо, будущий спектакль и должен дать ответ на этот Вопрос. Пытаясь проникнуть в секрет фабулы и главного события, актеры и режиссер уподобляются судебным следователям — расследуют «дело о преступлении». Пьесы — это фактически те же папки с делами о преступлениях. Преступление — Отелло убил Дездемону. В чем здесь причина и секрет? Почему убил? Говорят, любил и вдруг убил. Обязательно есть причина. Нора бросила детей и ушла из дома. Антигона, зная, что ее убьют, сознательно идет на смерть. Почему? Мальчишка Хлестаков погубил с десяток опытных жуликов. А «Невзгоды Дариспана»? Такие добрые, человечные, любящие люди и вдруг подрались — из-за чего? Наверное, есть причина?! А если отгадать эту причину, то станет понятно, почему Эту пьесу обязательно нужно ставить. Ведь все дело в этой причине, в этом секрете. «Ромео и Джульетта» — «дело о смерти молодых», В чем причина?! А может быть, эта причина и сегодня актуальна? Сцена из телеспектакля «Невзгоды Дариспана» Д.Клдиашвили. Изучение пьесы, ее анализ подобен судебному разбирательству. И Тут и там тщательно собираются факты (поступки-улики) и Выстраиваются в логически безупречном порядке. После этого можно попробовать ответить: как, что, кто и почему? Очень любопытен опыт, проведенный студенткой режиссерского факультета Кетеван Долидзе, которая составила «дело о Тартюфе». «Дело» состояло как бы из протоколов допросов действующих лиц. «Слушается дело: Протокол №_______ Главное, исходное событие: поймали мошенника, когда он собирался Совратить честную женщину, жену своего благодетеля. Показания Свидетелей. Показания ЭЛЬВИРЫ (жена Оргона, говорит очень сдержанно, Старается скрыть волнение). У нас в доме между мной и моей свекровью Всегда были споры на морально-этические темы. Дети, хотя и не мои Родные, но, заметьте, я люблю их, как родных, были на моей стороне. Нас всегда поддерживал мой брат Клеант. Дети очень привязаны к нему и Верят ему. А вот муж придерживается взглядов свекрови, я, большей Частью, молчу, но это не значит, что я с ним согласна (событие №1 — спор О моральных устоях, или спор свекрови с невесткой). Показания ДОРИНЫ (служанка в доме Оргона). Мой господин, Старший, то есть Оргон, познакомился с одним мошенником, который (якобы святой) ввел его в заблуждение. Этот мошенник жил у нас. На Каких правах — неизвестно, да и слуга у него был такой нахальный... Показания КЛЕАНТА (брат Эльвиры, шурин Оргона, с недоумением и
|