О ДЕЙСТВЕННОМ АНАЛИЗЕ
(первая часть режиссерского плана) Я стараюсь освободить слова из плена. В.Яхонтов (Это и есть суть метода действенного анализа) Написано: «В начале было слово И вот уже одно препятствие готово: Я слово не могу так высоко ценить, Да, в переводе текст я должен заменить. Когда мне верно чувство подсказало Я напишу, что мысль — всему начало. Стой, не спеши, чтоб первая строка От истины была недалека! Ведь мысль творить и действовать не может! Не сила ли — начало всех начал? Пишу — и вновь я колебаться стал, И вновь сомнение душу мне тревожит. Но свет блеснул — и выход вижу смело, Могу писать: «В начале было дело».* Гете. «Фауст» ИЗ ИСТОРИИ МЕТОДА Московский Художественный театр, Станиславский! Уже стали знаменитыми спектакли «Вишневый сад», «На дне», «Дядя Ваня». Вернее, они уже поставлены, и уже пришла слава. Но именно в этот период в уме и сердце великого реформатора сцены рождается сомнение. Правильно ли все это? Правилен ли репетиционный метод? Что он дает? И может ли дать новые возможности развиваться актерам театра? 1. Первый раз К.С.Станиславский предложил анализировать пьесу путем этюдов примерно в 1905 году, в студии на Поварской. Ему не поверили, отнеслись к этому как к чудачеству. Но именно в тот период и были нащупаны первые крупицы гениального открытия. Тогда же начинает свои поиски Мейерхольд. Видимо, время настоятельно требует новых путей и в театре. До этого основной метод работы Станиславского можно было сформулировать так: «Все дело в том, чтобы почувствовать роль, и тогда все приходит само собой». 1-й этап, поиски того «что я чувствую?», был «доисторическим» этапом системы Станиславского. И вдруг эти отвергается, или, во всяком случае, подвергается сомнению. * Выделено M.T. 2. В 1909 году К.С.Станиславский выпускает спектакль «Месяц в деревне». «Впервые были замечены и оценены результаты моей долгой лабораторной работы Спектакль был направлен на способы изучения и анализа как самой роли, так и моего самочувствия в ней», — пишет он. Это период, когда основным при анализе становится поиск ответа на вопрос «чего я хочу?». 3. 1935 год. К.С.Станиславский с удвоенной силой проповедует идею анализа пьесы в действии. «Переведите логику чувств на действия, на те самые физические действия». Анализируя материал, он пытливо ищет ответа на вопросы «что я делаю?» и «как я делаю?». Это открытие! Это метод действенного анализа. Еще раз: 1) что я чувствую в роли? 2) что я хочу в роли? 3) что я делаю и как делаю в роли? ЧУВСТВА - ЖЕЛАНИЯ - ДЕЙСТВИЯ «Различие между так называемыми пространственными видами искусства и видами искусства, основанными на факторе времени, заключается в расстановке акцентов. В картине или статуе постоянное равновесие вещи в целом основывается на действии сил, которые проявляются в пространственной последовательности формы и цвета. В танце или пьесе, напротив, общее действие состоит из вещей, которые активно проявляют себя в деятельности. Таким образом, один вид художественного средства изображения определяет действие через бытие, другой же определяет бытие через действие».* ВСТУПЛЕНИЕ Теория физических действий является Значительным вкладом Станиславского в новый театр. Б.Брехт В одной научной статье про общение между людьми было сказано, Что чаще всего оно осуществляется посредством разговоров. Это так и есть: — Что вы читаете, принц? — Слова, слова, слова... Умные слова, красивые, грубые, слова грустные и веселые, Призывные, с восклицательным знаком, вопросительным, с Многоточиями, много всяких слов, хороших и плохих, — разговоры. По Сути, пьеса — это и есть записанные разговоры людей, которых писатель Выбрал в герои. Вспомним, к примеру, пьесу Д.Клдиашвили «Невзгоды Дариспана». Начинается она с разговора двух женщин о женихе. А знаменитый «Король Лир» В.Шекспира? Начинается с разговора придворных о Намерениях короля разделить свое государство. А мольеровский «Тартюф»?.. * Выделено М.Т. Разговор двух человек (диалог), или многих друг с другом, или Разговор человека с самим собой (монолог) — все это разговоры. Слова, Слова, слова — и ремарки. Что же должен делать режиссер со своими
|