Представить, нафантазировать. Поэтому самое главное в начале работы
— всем своим существом настроиться на то, чтобы литературные «разговоры» пьесы перенести в лоно событийности, приготовиться Любой диалог пересочинить в происшествие. Отыскать и определить событие, т.е. в отрывке литературного текста Вскрыть его действенную основу, — это очень активный творческий Момент. Обычно неспособные актеры первыми выступают против «метода», поскольку «метод», как лакмусовая бумажка, очень быстро Обнаруживает всем их творческую несостоятельность. Воображение, которого обычно лишен такой актер, должно Монтировать и сочинять конфликты, заложенные в тексте, Переосмысливать их и разговоры между действующими лицами Превращать в поединки. Чем талантливей это будет сделано, тем Интересней получится спектакль. Вот примеры по-разному определенных событий в одной и той же сцене из пьесы В.Шекспира «Ромео и Джульетта» — сцене у Лоренцо. В одной постановке это была лирическая, спокойная сцену в церкви, Где влюбленные наконец обрели желанный покой и счастье, право Называться мужем и женой. Это было обручение у отца Лоренцо. В кинофильме «Ромео и Джульетта» Ф.Дзеффирелли эта сцена была Решена как буйство двух молодых людей, любовью доведенных до Безумия, которых отец Лоренцо физически сдерживает, чтобы они до Обряда бракосочетания не бросились и не растерзали бы друг друга в Объятиях. Лоренцо вынужден силой захлопнуть между ними железную Решетку дверей. Здесь, вероятно, режиссер определял событие как Вынужденное скоропостижное бракосочетание, т.к. медлить больше нельзя: молодые люди доведены до такого состояния, что промедление Может довести до греха. Одна и та же сцена автора — в зависимости от того, как определено Событие и его природа, — становится совершенно разными сценами при Одних и тех же словах. По методу нужно начинать с самого простого — с определения Главного происшествия. Но для этого необходимо набросать фабулу Пьесы. Возьмем пьесу Д.Клдиашвили «Невзгоды Дариспана» и расскажем фабулу (вариант).* Марта сообщает своей бедной соседке Пелагее (у нее на выданье — Четыре дочери), чтобы та подготовила дочь Наталию к встрече с Молодым человеком, который должен сегодня ее навестить. В это же Время к Марте вместе с незамужней дочерью Карожной заходит в гости Обедневший дворянин Дариспан Кар-сидзе (у него дома тоже четыре Бесприданницы, которых он никак не может выдать замуж). Является Жених, который в поисках выгодной партии ходит по знакомым. Начинаются смотрины. Дариспан, воспользовавшись случаем, делает Все, чтобы Карожна понравилась жениху. Между ним и Мартой, которая Помогает Пелагее, возникает соперничество, переходящее в скандал. Жених, сообразив, что перед ним бесприданницы, объявляет, что у него Уже есть нареченная, т.е. фактически отказывает обеим. После ухода Жениха соперники-неудачники мирятся и расстаются друзьями. Попытка Поймать жениха оказалась неудачной. Теперь попытаемся создать список событий: Е событие — Марта готовит встречу с женихом (чтобы помочь Своей крестнице); Е событие — непрошеный гость Дариспан. Марте и Пелагее он явно мешает провести встречу по задуманному плану; Е событие — явился жених. Смотрины. Марта и Пелагея стараются выполнить свой план, а Дариспан им мешает; Е событие — борьба за жениха между Мартой, Пелагеей и Дариспаном. Каждый хочет продать свой «товар». Это битва не на жизнь, А на смерть; Е событие — жених ушел. Ничего не получилось. Все стараются Оправдать свое поведение во время смотрин; Е событие — примирение. Пока мы еще мало что знаем, но можем уже прочертить линию действия: Подготовка к встрече жениха; 2. «Непрошеный гость» — здесь уже в экспозиции идет подготовка к будущему конфликту — Дариспан мешает планам Марты. *На протяжении всей книги M.T. не раз будет возвращаться к этой пьесе Д.Клдиашвили. Во-первых, Давид Клдиашвили — его любимый автор, которого он по значению и таланту Сравнивал с Чеховым. Во-вторых, эту пьесу M.T. ставил на грузинском телевидении (1958). И хотя спектакль, увы, не сохранился, многие из тех, кто его видел, говорят о нем,
|