Актерами, чтобы слова (разговоры) и комментарии к ним (ремарки)
превратились в спектакль? Как это делалось раньше, до открытия Станиславским метода действенного анализа? Приведу запись репетиций пьесы М.Горького «Мещане», которые Проводил в 1945 году в Грузинском театральном институте один из выдающихся знатоков метода действенного анализа Г.А.Товстоногов.* «22 марта 1945 года. Первая репетиция. Аудитория № 6. Вечер. Г.А.Товстонов сидит посреди комнаты, вокруг него со всех сторон столы. Все сосредоточились, читают пьесу. Тишина. Все вместе ищут задачу. ТОВСТОНОГОВ. «Живем вместе с Татьяной» Студентка, играющая Татьяну, вполголоса начинает читать текст. ТАТЬЯНА. Взошла луна. И было странно видеть, что от нее, такой Маленькой и грустной, на земле так много льется серебристо-голубого, Ласкового цвета. Темно. ПОЛЯ. Зажечь лампу? ТОВСТОНОГОВ (обращаясь к студентке). Зачем так трагично? Надо проще. Найдите правильный подтекст. Что это могло бы значить? Вечер, Сумрак, Татьяна устала, полулежит на кушетке. Полина у стола шьет. Еще раз проверим задачу. Поля все знает от Нила, она знает его сокровенные мысли. Она верит в них. А Нил знает? Странный вопрос. Как Нил может не знать? Поля тоже знает, но выразить этого не может, не Находит слов. Поэтому в тексте так много многоточий, она ищет и не Может найти слова. А сейчас надо шить, шьет она не между прочим, она Увлечена, озабочена своим делом. Читаем еще раз по тексту ролей. ТОВСТОНОГОВ. Почему у вас так все драматически? У Поли нет абсолютно никакой драмы. Ни в одной задаче Поли нет грусти.** И, вообще, слово «грусть» не подходит к ней. Еще раз начинают читать. ТОВСТОНОГОВ. Не верю. Вы все время торопитесь, не успеваете прожить. Переживите эти слова, переживите! Поля ведь давно слушает Чтение. Она мыслит. Ей так приятно это, хорошо. И не напрягайтесь, скажите отчетливо. И потом, на тексте «до сердца доходит» надо сделать акцент на слове «сердце». Несколько раз повторяют кусок. ТОВСТОНОГОВ. Не надо вздохов. Поле не о чем вздыхать. И, вообще, Вздох — дешевый приемчик. Самое верное, самое простое для того, Чтобы все время держать зрителя во внимании, нужно все задачи Каждого куска доводить до предела. Никакие интонации не спасут. Все Задачи скрыты в глубокие психологические сферы — это делает пьесу Еще более сложной для воздействия на зрительный зал. Надо каждую Задачу доводить до страстности. Если я хочу разобраться в сложности Жизни, я должен всего себя вложить в эту жизнь. Если я-хочу вылить свой Гнев на книгу, так уж весь свой яд обрати на этот предмет, — это един- Ственный ключ к работе. Все свое существо вложи в роль, образ, не Жалея ни себя, ни своих нервов. Все это сложное и надо найти в пьесе Горького. Чем можно подействовать на зрителя? Действием? Его почти нет в пьесе. Чувством? * Г.Товстоногов работал в то время в Тбилиси, в Русском театре имени А.С.Грибоедова и Был педагогом Грузинского театрального института. Перед нами выдержка из дневника репетиций «Мещан», который вел первокурсник М.Туманишвили, назначенный Помощником режиссера, т.е. помощником своего мастера, и ставший его своеобразным Лагранжем. Дневник хранится в Грузинском государственном музее театра, музыки и Кино. ** Выделено M.T. Они вполне обычны. Но, верно прожитые, они вызовут у зрителя Ассоциацию личных, пережитых когда-то чувств. Сущность Горького в этом — в буднях, доведенных до страстности.* Вот формула Горького.» Совершенно ясно из приведенного отрывка репетиционной записи, Что режиссер с актерами начинают выстраивать будущий спектакль, стараясь очень активно проникнуть в психологию героев: отгадать их Желания, ощутить настроения, найти правильный тон каждой реплики. Я помню, как только над первой фразой Татьяны «Взошла луна» режиссер Работал много дней подряд. В результате четырехмесячного труда был создан очень хороший спектакль.** Новый репетиционный метод Станиславского — метод действенного Анализа—вовсе не отвергает того, что было найдено им до этого. Напротив, великий режиссер все уточняет, все превращает в закон и, Самое главное, предлагает точный репетиционный метод, который
|