Сожалением). Мой родственник — слишком добрый и доверчивый
Человек. Он не знал, как справиться с семьей, которая, по его Убеждению, жила неправильно и шла к гибели. В это время он встретил Человека, который обманом убедил его в своей святости. Он уверовал в Него и ввел в свой дом, чтобы по его советам перестроить порядок в Доме. Я предупредил его и высказал ему свое категорическое Несогласие с создавшимся положением (событие №2). Показания ОРГОНА (подавленнымголосом, говорите трудом). Вся Семья была против, чтобы Тартюф жил у меня. Чтоб узаконить его Пребывание в доме, я решил выдать за него замуж свою дочь Марианну (событие №3 — «катастрофа»). Показания ДАМИСА (очень взволнованно, нервно теребя треугольную шляпу). Этот подлец Тартюф хотел совратить мою мать! Я Хотел защитить ее честь. Отец, не разобравшись в чем дело, выгнал меня из дому и проклял (событие №4 — «проклятье»). Показания ОРГОНА (еще более растерянно, глотая валидол). Я сидел Под столом и услышал, как человек, в которого я верил, как в Бога, пытался совратить мою жену. Я не мог в это поверить! Это было ужасно! (Садится, подавленный.) (событие №5 — главное). Жалоба ТАРТЮФА. Требую выселить из принадлежащего мне дома Всю семью Оргона. Ордер на арест ТАРТЮФА. Ввиду того, что Тартюф обманным путем Вторгся в дом Оргона, власти арестовывают его и сажают за Мошенничество в тюрьму (все ликуют, кроме Тартюфа). В чем же крылась причина этого преступления? Как Тартюф мог дойти до этого? В силу каких обстоятельств ему вовремя не помешали? КЛЕАНТ. Нет на свете поэтому ничего, Противнее, чем ложь, притворство, ханжество. Не стыдно ли, когда святоши площадные, Бездушные лжецы, продажные витии, В одежды святости кощунственно рядясь, Все, что нам дорого, все втаптывают в грязь; Когда стяжатели в соперничестве яром Торгуют совестью, как мелочным товаром, И закатив глаза, принявши постный вид, Смекают, кто и чем их наградит; Когда они спешат стезею благочестья Туда, где видятся им деньги и поместья; Когда, крича о том, что жить грешно в миру, Они стараются пробиться ко двору; Когда клеветники без совести, без чести, Личиной благостной скрывая жажду мести, Дабы верней сгубить того, кто им не мил, Вопят, что он бунтарь противу высших сил. И оттого для нас они опасней вдвое, Что приспособили меч веры для разбоя, С молитвою вершат преступные дела, И стало в их руках добро оружьем зла. Это — идея. СУДЬЯ (Эльвире). Почему вы сразу не сказали обо всем мужу? ЭЛЬВИРА (пристыженно, но с достоинством). Потому, что он мне Нравился. СУДЬЯ. В чем же загадка? ЗАЩИТНИК. В абсолютном обаянии этого человека, в искренности его Лжи, которую он преподносит как необычайную правду. Сквозное действие — борьба за Марианну! Вот модель пьесы по событиям». События развиваются изнутри, распространяются во все стороны, — Так же, как волны, которые расходятся кругами от брошенного в воду Камня. Но вот брошен второй камень, третий, и все они распространяют Вокруг себя волны, которые наползают друг на друга, пересекаются, Создавая череду расходящихся колец. Создается событийный ряд. Ряд Не должен прерываться. Если действие на сцене прервется хотя бы на Мгновение, сердце спектакля перестанет биться и остановится. Как писатель выстраивает свой словесный ряд, музыкант — Мелодический, а математик — математический, так режиссер Выстраивает ряд событийный. Это не просто список происходящих в Пьесе событий, а стройный событийный ряд. Выстроив его, режиссер Получает неизмеримо больше, чем просто действие. Умом найденная идейно-тематическая «задумка» оживает и превращается в вол- Нующее и зовущее за собой действие — спектакль. Событийный ряд можно играть. Повторяю, событийный ряд — Это не просто список событий, это развивающийся поток действия, Поведения, вытекающих одно из другого, который несется к единой Цели. Событийный ряд — это всегда цепь поединков, вытекающих Один из другого. Персонажи в событийном ряду неустанно Действуют и реагируют. Очень хороший пример в данном случае — Сравнение с большим слаломом. Сколько спусков, сколько
|