Не останавливаясь, не отвечая на реплику ДЕСЯТОГО заседателя,
ВОСЬМОЙ начинает проходить воображаемый коридор, направляясь к Входной двери. ОДИННАДЦАТЫЙ. А мне кажется, он идет быстрее, чем ходил старик в Зале суда. ВОСЬМОЙ. Если вы считаете, что следует идти быстрее, — я пойду. Немного ускоряет шаги. Доходит до двери, поворачивает обратно. Идет Он, немного прихрамывая, так, как должен прихрамывать старик, Опирающийся на свои палки. Заседатели напряженно следят за ним. Снова доходит до стула, который Теперь изображает входную дверь. Делает вид, что поворачивает ключ, Затем распахивает ее. ВОСЬМОЙ [громко). Стоп! ВТОРОЙ. Правильно. ВОСЬМОЙ. Сколько секунд? ОДИННАДЦАТЫЙ. 31 секунда. Несколько заседателей выражают удивление. ВОСЬМОЙ. Мне кажется, что старик лишь попытался дойти до двери, Услышав, что кто-то быстро спускается по лестнице и решил, что это был обвиняемый.» Этот отрывок из сценария — очень хороший пример рассказа в действии. Никто ничего не играет, не переживает, все только анализируют, Пытаются представить себя в действии, как это было бы, заняты тем, что Выстраивают возможную логику действующих лиц происшествия. Во Время действенного моделирования они спорят, исправляют ошибки, Определяют желания, предполагаемые обстоятельства и темпо-ритм События. Фактически они сочиняют жизнь, расшифровывая ее по фактам И словам. Не надо бояться отбросить, перечеркнуть уже найденное, если чувствуешь, что можно найти лучший вариант поведения. Не надо Жалеть себя, надо делать все возможное, чтобы в каждом кусочке пьесы Создалась борьба, т.е. событие. Рассказ в действии сразу определяет конкретность совершаемых Актером поступков и их качество. Когда у актера все еще в тумане, все Приблизительно, то и рассказ его сбивчив, литературен, описателен. И, Наоборот, когда актеру все ясно, его рассказ скуп, точен, предельно Конкретен, похож на конспект поступков, и потому его легче проверять и управлять им. В самом процессе «рассказывания» возникает Осмысление всего материала, его основной линии по отношению Центрального события и сквозного действия. Правильно рассказать Линию поведения своего героя по событийному ряду — значит, уже наполовину сыграть роль. «Рассказывать» линию роли и всего спектакля нужно вплоть до самой премьеры. «Картину надо сначала создать в уме» (Теодор Руссо). Рассказать линию роли (а режиссеру — всего спектакля) довольно Трудно. Поэтому надо заниматься этим как можно чаще. В момент такого Рассказа актер уже творит. Рассказать линию роли — значит, сочинить Ее. Это творческий момент. Хотя обычно актеры избегают этого способа. АНАЛИЗ (РАЗВЕДКА) ДЕЙСТВИЕМ Однажды я наблюдал, как девочку обучали игре в шахматы. — Ты умеешь играть? — спросили ее. — Конечно, умею, — явно соврала девочка. Она была самоуверенна и Дерзка. Начали играть, и сразу же выяснилось, что девочка и понятия не Имеет о Шахматах. Тогда партнер стал объяснять ей, как ходят фигуры, где они должны стоять, на каких клетках, как они «убивают», как производится Рокировка и т.д. Девочка на все объяснения кивала головой и говорила: — Знаю, Знаю,.. Но было видно, что она старается все, что ей объясняют, запомнить. Однако запомнить она смогла только самое главное — в шахматах надо Убить короля. Сразу и вправду запомнить все подробности этой Сложной игры не так уж легко. Девочка все время путалась. Когда ее наставник понял, что из «учебы» ничего не получается, он расставил Фигуры и стал с ней в шахматы играть. Девочка и тут все время делала ошибки: конем ходила как пешкой, а пешкой — как турой. И тогда Наставник стал поправлять ее во время игры (действия). Девочка стала Постепенно овладевать секретами игры, практически осваивать фигуры (эпизоды), их возможности и правила их поведения. Когда она Ошибалась несколько раз, то после этого понимала, что так играть Нельзя. А когда партнер, несколько раз подставив свою фигуру под удар, Дал ей возможность практически убедиться в выгоде движения конем Или другой фигурой, это правило девочка тут же запомнила и дальше Уже выполняла его вполне сознательно. Так очень быстро девочка
|