Наметили дорогу, или, во всяком случае, тропинку, по которой можно
Идти. И, немного перефразировав мысль режиссера Де Сика, можем сказать: спектакль фактически сочинен, остается его только поставить! ОЦЕНКА ФАКТОВ Что такое факты? Кривое зеркало. Все зависит от того, как в него смотреть. Начиная работу над известной ролью классического репертуара, Актер — по существу, еще ни в чем не разобравшись, — уже вспоминает, Как эту роль играли его знаменитые предшественники, что об их Исполнении писали в прессе, что написано в учебниках и Воспоминаниях, как это было сыграно, например, в театре и как решено На экране и т.п. То есть актер попадает в плен чужих представлений о Характере его роли. Простой, но очень интересный пример. Мы все привыкли считать Отарову вдову старухой*. А по существу, ей Всего сорок лет. Сорок лет — значит, она женщина в расцвете сил. Но из-за Того, что когда-то эту роль в театре играла уже пожилая Тамара Чавчавадзе, А в кинофильме — пожилая Верико Анджапаридзе, и играли талантливо, Хорошо, убедительно, — теперь постоянно совершается огромная ошибка. В нашей памяти отложился образ Отаровой вдовы как старой женщины. И Будет он теперь кочевать по сценам и экранам, в представлениях людей. И Будет это продолжаться до тех пор, пока не явится актриса, которая в свои Сорок лет, силой своего таланта окажется способной зрителя переубедить. Таких ролей, по поводу которых давно выработались определенные Установки, характеристики, очень много. Это, своего рода, стандарты, Штампы, которые, поселившись в хрестоматиях, не изменяясь годами, Переходят из одной эпохи в другую. Такими окаменевшими, из учебника в Учебник, из спектакля в спектакль переходящими, и существуют эти будто Навек сочиненные образы главных классических героев. А ведь когда-то же Они были глубоким отражением своей эпохи. Не странно ли? Время изменяло взгляды и взаимоотношения людей, Изменялась жизнь и само понятие Времени, современности, а герой Классического произведения все больше Обрастал штампами и в конце концов пре- Вратился из живого человека в мумию, из Характера — в схему. Поэтому теперь Часто на сцене актер играет не Классическую роль, написанную автором, А лишь расхожее представление о ней, Эту роль вообще уже невозможно играть, На ней нет живого места. И если с самого начала работы не Снять с этой роли «известковый налет», не Поставить себе задачу проникнуть внутрь этой знаменитой «окаменелости» и не обнаружить замурованную в ней Живую душу и тело, ваш спектакль ничего не сможет дать искусству, кроме Фальши. Дариспан, Хлестаков, Фигаро — разве можно сыграть их, не Познакомившись с ними, как в первый раз. Не сделав сначала для себя тысячу открытий, не «переоценив факты». Дариспана почти всегда играли Как маску полунормального человека, а на самом-то деле — это ведь Несчастнейший из героев. Многие герои классического театра, начиная с Корделии и кончая ибсеновской Норой, давно и торжественно водружены На котурны времени и традиций. Герой Бомарше Фигаро, в представлении Большинства людей, эффектный театральный комический персонаж, а не Человек со своими горестями и радостями. Вероятнее всего, не это чучело- Манекен сочинял автор, тем более, что его герой во многом Автобиографичен. Как «срезать» с персонажа мозоли времени? Оценка фактов имеет огромное значение в современном Прочтении роли и всего спектакля. Ведь иные из фактов, Поступков, событий с течением времени стали совсем по-другому «цениться». «Цена» на некоторые из них «упала», а на другие — «взлетела». Переоценка ценностей происходит постоянно. В свое Время поступок Норы, бросившей семью и детей, был вызовом обще- * Речь идет об известной повести классика грузинской литературы Ильи Чавчавадзе «Отарова вдова». Т.Чавчавадзе играла эту роль в спектакле А.Васадзе в Театре имени Ш.Руставели (1952). В.Анджапаридзе сыграла эту роль в одноименном фильме М.Чиаурели (1957), а затем и в Театре имени К.Марджанишвили (1981) у режиссера Т.Чхеидзе в спектакле «Сто лет тому назад» по трем новеллам И.Чавчавадзе. Ству, а сегодня эта проблема никого не волнует. Сегодня в этой пьесе
|