Может последовать и новое зло, и притом еще худшее, как это случилось
С убийцами Цезаря, которые ввергли республику в столь великие Бедствия, что им пришлось раскаиваться в своем вмешательстве в Государственные дела. С того времени и вплоть до нашего века со многими произошло то же самое». Это о том, как кучка политиканов, увлеченная личными интересами и Стремлениями, использовав недовольство произволом и культом Цезаря, ввергла народ в пучину кровавой междоусобицы и Убийств. И никто не думал ни о родине, ни о благе народа, ни о Процветании страны — все думали только о себе. Хотя были убеждены, Что совершают общественно-полезное дело. Все, кроме донкихота Брута. Каким должен быть спектакль? Словами Шекспира, но от себя о сегодняшнем дне — вот принцип спектакля! У входа в театр «Глобус» — надпись: «Весь мир играет комедию». Деревянный помост-площадка для сценической игры, а Вокруг — люди. Обыкновенные люди, как и все мы. Перед ними и при их Участии разыгрывают трагедию о Юлии Цезаре. Я помню, что много лет тому назад, когда театр был еще любим, во Время спектаклей возле кулис собирались рабочие сцены и с Большим вниманием наблюдали за происходящим на сцене. Эти Простые, преданные театру люди пре красно знали все Полюбившиеся им спектакли. Могли произнести наизусть лю- * Спектакль поставлен М.Т. в 1973 году (художники М.Чавчавадзе и Г.Месхишвили). Это Единственный спектакль, поставленный режиссером после того, как он в 1971 году Покинул Театр имени Ш.Руставели. ** Выделено М.Т. Бую реплику и даже прочесть любимый монолог. Они были первыми Ценителями игры актеров, по ним проверяли, будет или не будет на этот Спектакль ходить зритель. Я вспомнил о них и подумал: а нельзя ли устроить такое Представление, где рабочие сцены, готовящие спектакль, а затем Наблюдающие за ним, увлекаясь событиями, которые происходят в Спектакле, незаметно бы сами вошли в действие и приняли в нем Участие, как римский плебс. А когда кончится спектакль, они придут в Себя и поймут, что, в общем, были лишними во всей этой истории. Развитие линии плебса в спектакле. В каждой сцене по-разному Должна быть показана судьба народная. Театр, помост, подготовка к представлению. Сегодня здесь Актеры разыгрывают трагедию, а пока рабочие сцены, костюмеры, Реквизиторы готовят все необходимое для сцены. Уборщица метет пол, Две женщины зашивают разорвавшийся на прошлом спектакле занавес. Осветители расставляют на рампе «керосиновые фонари», как это было В старинном театре. Откуда-то несут копья и щиты, с потолка спускают Большие барабаны, с помощью которых в театре изображают гром и Дождь. Это будут творить прямо здесь же, на глазах у публики. Вкатывают деревянные арки. Конечно, это не римские триумфальные Гиганты, но ведь и театр — это не совсем жизнь, а всего лишь модель Жизни. Ее создают для раздумий, для того, чтобы посмотреть на Проблему со стороны. Но пока спектакль только готовится, и все это Напоминает разворошенный муравейник. Кто-то из рабочих поет о том, что каждый вечер в театре оживает Воображаемая жизнь, и у каждого артиста, так же, как в жизни у людей, Есть свои роли. Эти роли люди играют до самой смерти, стараясь понять их смысл. Жизнь — лицедейство! Но она прекрасна и ни с чем не Сравнима. Вползает откуда-то суфлерша, в шапочке с козырьком, в громадных Очках. Вынимает экземпляр пьесы, старый-старый, листы еле держатся.* Видимо, эту пьесу играли много-много раз. И, наконец, Появляется помощник режиссера, звонит в колокольчик, предупреждая Всех, что спектакль начинается. На пустом помосте появляется Пролог, человек в черной мантии и зеленом колпаке. Такие «прологи» существовали в елизаветинском театре. В руках у него плакат-афиша: «Сегодня будет показана Правдивая и старинная история о Юлии Цезаре, написанная знаменитым Шекспиром». Выбежала девушка и вынесла надпись — «Улица в Риме». Площадка. Вокруг натянуты веревки. По одну сторону — Блюстители порядка, по другую — народ, люди. Много людей, рабочие, Ремесленники, римский плебс. Их согнали сюда и заставили ждать. Если Они начнут высказывать недовольство, на них прикрикнут или
|