Коневодство
Земли в татарском государстве богаты травой я водой и благоприятны для овец и лошадей. Лошадей У них на первом или втором году жизни усиленно объезжают в степи и обучают. Затем растят в течение трех лет и после этого снова объезжают их. Ибо первое обучение производится только для того, 'чтобы они не лягались и не кусались. Тысячи и сотни составляют табун, лошади тихи и не ржут. Сойдя с коня, татары не привязывают его: и так не убе-экит. Нрав у этих лошадей очень хороший. В тече-?йие дня их не кормят сеном. Только на ночь отпускают их на пастбище. Пасут их в степи, смотря по тому, где трава зелена или высохла. На рассвете седлают их и едут. Никогда не дают им бобов или зерна; Всякий раз, когда татары выступают в поход, каждый человек имеет несколько лошадей. Он едет на них поочередно, сменяя их каждый день. Поэтому лошади не изнуряются. Мэн-да бэй-лу. Полное описание монголо-татар /Перевод с китайского, введение, комментарии и приложения Н.Ц.Мункуева. — М., 1975.
3. Персидский историк ал-Джувейни о законах, установленных Чингисханом
ал-Джувейни Ала ад-дин Ата-Малик (1228-1286) — персидский историк и государственный деятель, побывал в Монголии. В 1260 г. завершил сочинение «Тарих-и джихангушай» («История завоевателя мира», или «История покорителя Вселенной»), содержащее также сведения по истории монгольских завоеваний. Всевышний выделил Чингисхана из его современников разумом и мудростью, а из царей Вселенной... проницательностью и могуществом... Исходя из необходимости и в соответствии со своим мнением, (Чингисхан) установил закон для (выполнения) всякого дела и правило для (свершения) любого начинания, и за каждый проступок определил наказание. Поскольку у татарских [монгольских] племен не было письменности, он приказал, чтобы монгольские дети обучались грамоте у уйгуров х. И те ясы 2 занесли на свитки и распоряжения, называемые Великой-книгой Ясы и хранящиеся в казне наиболее почитаемых царевичей. В случае, если садится на трон (новый) хан или седлает коней большое войско, или съезжаются царевичи и начинают обсуждать государственные дела. Тогда эти свитки извлекают и руководствуются ими. При снаряжении войска, опустошении стран и государств поступают таким же образом... (Чингисхан) не придерживался какой-либо религии и не являлся убежденным приверженцем какого-либо вероисповедания, не выделял ни одну веру среди других и не оказывал предпочтения какой-то одной. Наоборот, он воздавал почести и превозносил богословов и подвижников всех учений, считая их посредниками (в общении) со всемогущим Богом, и относился с равным уважением к мусульманам, христианам и идолопоклонникам [буддистам]. Каждый из его отпрысков и потомков выбрал для себя вероисповедание в соответствии со своим желанием: одни последовали исламу, другие обратились к учениям христиан или идолопоклонников, третьи же сохранили верность древним верованиям предков." Несмотря на разнообразие верований, они далеки от фанатизма, и по этому поводу существует яса Чингисхана, которая уравнивает все религии и не проводит различий между ними. Другая яса такова. Ни один человек не должен переходить в другое место из тех тысячи, сотни и десятка, в которых он состоит, не смеет искать другого пристанища. Никто не может впускать к себе такого (беглого) человека, а если кто-нибудь преступит данный приказ, то их публично пытают и каз-Ьят — как того, кто ушел, так и приютившего его... * И другая яса. Когда пространство их (монголов) вдрства стало широким и обширным, они не могли избежать искажений в сообщениях о положений вра-1»в. Приходилось также перевозить различное имущество с запада на восток и с отдаленного востока на запад. По всей стране устроили ямы [почтовые пункты], определили для каждого яма расходы и содержание, равно как и количество людей и животных, еды и питья и прочего содержания. Распределили по од-вому яму на два тумена, с тем, чтобы получилось соответствие численности и порядку; проезд послов не задерживался из-за смены лошадей, а подданные и вой-еко не испытывали беспокойства. Послы тоже обязаны беречь верховых и вьючных животных... Ежегодно ямы должны подвергаться проверке. Недостающее й испорченное имущество ямов возмещается силами (окрестных) подданных. Когда страны и народы были завоеваны ими, то по неукоснительному распоряжению покоренные на-Роды подвергались переписи и поименной разверстке йо десяткам, сотням и тысячам. Были установлены (обязанности) по набору войска и ямов, подати и налоги с деревень, кроме того, денежные выплаты, а помимо этих повинностей, еще и кубджур [налог со скота].
|