Студопедия — Н.М. Карамзин о смерти Чингисхана и его завещании
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Н.М. Карамзин о смерти Чингисхана и его завещании






 

<Смерть Чингисхана. Его завещание>. Чингис­хан, совершенно покорив Тангут1, возвратился в от­чизну и скончал жизнь - славную для истории, ужас­ную и ненавистную дли человечества - в 1227 г., объявив наследником своим Октая или Угадая, стар­шего сына, и предписав ему давать мир одним по­бежденным народам: важное правило, коему следо­вали римляне, желая повелевать вселенною! Довер­шив завоевание северных областей китайских и раз­рушив империю ниучей, Октай жил во глубине Та­тарии2, в великолепном дворце, украшенном ки­тайскими художниками; но пылая славолюбием и ревностию исполнить волю отца — коего прах, не далеко от сего места, лежал под сению высочайшего дерева — новый хан дал 300 000 воинов Батыю, своему племяннику, и велел ему покорить северные берега моря Каспийского с дальнейшими странами.

5. Лаврентьевская летопись о первом появ­лении монгол на Волге

 

Того же лета [6737] (1229 г.). Саксини3 и по­ловцы възбегоша из низу к болгарам перед татары: и сторожевы болгарскыи прибегоша биени от татар близ рекы, ей же имя Яик4...

В лето 6742 (1232 г.) Придоша татарове и зимо-ваша не дошедше Великого града Болгарьского...Полное собрание русских летописей. Том первый. Лаврентьевская летопись и Суздальская летопись по Академическому списку. — М.,1962. — С. 453,460.

6. Венгерский путешественник монах Юлиан о волжских булгарах и монголах (1235 г.)

Юлиан - венгерский путешественник, доми­никанский миссионер XIII в. Дважды, в 1234-1235 и 1237 гг., совершал путешествия в Среднее Повол­жье и Приуралье, пытаясь найти прародину венг­ров и склонить местное население к христианству. В описании путешествий (здесь приводятся сведе­ния из первого путешествия) имеются сведения о нравах и обычаях народов Среднего Поволжья и монголов.

Великая [Волжская] Булгария — великое и мо­гущественное царство с богатыми городами, но все там — язычники1...

В одном большом городе той же области, из Кбторого выходит, по слухам, пятьдесят тысяч бой­цов2, брат [Юлиан] нашел одну венгерскую женщи­ну, которая выдана была замуж в те края из страны, Какую он искал.

Она указала брату пути, по которым ему надо идти, утверждая, что через две дневки он, без сомне­ния, может найти тех венгров, которых ищет. Так и Случилось. Ибо нашел он их вблизи большой реки

Этиль... Татарский народ живет по соседству с ними. Но те же татары, столкнувшись с ними [т.е. с болгарами], не могли победить их на войне, наобо­рот, в первой же битве были побеждены ими...

Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII-XIV вв. о татарах и Восточной Европе //Исторический архив. Т. III. М — Л., 1940. — С. 77-78, 80-81.

...Говорят, что стреляют они [монголы] дальше, чем умеют другие народы. При первом столкнове­нии на войне стрелы у них, как говорят, не летят, а как бы ливнем льются. Мечами и копьями они, по слухам, бьются менее искусно.

Строй свой они строят таким образом, что во главе десяти человек стоит один татарин [десятник], а над сотней человек один сотник. Это сделано с таким хитрым расчетом, чтобы приходящие развед­чики никак не могли укрыться среди них, а если на войне случится как-либо выбыть кому-нибудь из них, чтобы можно было заменить его без промедления, и люди, собранные из разных языков и народов, не могли совершить никакой измены.

Во всех завоеванных царствах они без промед­ления убивают князей и вельмож, которые внуша­ют опасения, что когда-нибудь могут оказать какое-либо сопротивление. Годных для битвы воинов и поселян они, вооруживши, посылают против воли в бой впереди себя. Других же поселян, менее способ­ных к бою, оставляют для обработки земли, а жен, дочерей и родственниц тех людей, кого погнали в бой и кого убили, делят между оставленными для обработки земли, назначая каждому по двенадцати или больше, и обязывают тех людей впредь имено­ваться татарами. Воинам же, которых гонят в бой, если даже они хорошо сражаются, и побеждают, бла­годарность невелика; если погибают в бою, о них нет никакой заботы, но если в бою отступают, то безжа­лостно умерщвляются татарами. Потому, сражаясь, они предпочитают умереть в бою, чем под мечами *атар, и сражаются храбрее, чтобы дольше не жить, а умереть скорее.

На укрепленные замки они не нападают, а сна­чала опустошают страну и грабят народ и, собрав народ той страны, гонят на битву осаждать его же Замок...

 

7. Путешественник Плано Карпини о монго­лах и способах ведения ими боя

 

Карпини Джиованни дель Плано (1182-1252) — монах, путешественник, итальянец по про­исхождению. В 1245-1247 гг. по поручению рим­ского папы совершил путешествие в Монголию с целью обращения монгольского хана в христианст­во и для сбора сведений о монголах и их дальней­ших намерениях. Карпини побывал в ставке Бату на Волге и в ставке великого хана Гуюка в Монго­лии. Отчет о поезде он изложил в труде «Libellus historicus», который содержит ценные сведения о монголах, булгарах, кипчаках и других народах.

О внешнем виде. Внешний вид лиц отличается от всех других людей. Именно между глазами и меж-ДУ Щеками они шире, чем у других людей, щеки же очень выдаются от скул; нос у них плоский и не­большой; глаза маленькие, и ресницы приподняты до бровей. В поясе они в общем тонки, за исключе­нием некоторых, и притом немногих, росту почти все невысокого. Борода у них почти у всех выраста­ет очень маленькая, все же у некоторых на верхней губе и на бороде есть небольшие волоса, которых они отнюдь не стригут...

Об их жилищах. Ставки [юрты] у них круглые, изготовленные наподобие палатки и сделанные из прутьев и тонких палок. Наверху же в середине став­ки имеется круглое окно, откуда попадает свет, а так­же для выхода дыма, потому что в середине у них всег­да разведен огонь. Стены же и крыши покрыты вой­локом, двери сделаны также из войлока. Некоторые ставки велики, а некоторые небольшие, сообразно достоинству и скудости людей. Некоторые быстро разбираются и чинятся, и переносятся на вьючных животных, другие не могут разбираться, но перево­зятся на повозках. Для меньших при перевезении -на повозке достаточно одного быка, для больших — три, четыре или даже больше, сообразно с величи­ной повозки, и, куда бы они ни шли, на войну ли и-ли в другое место, они всегда перевозят их с собой.

Об их имуществе. Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Вьючного скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет и в целом мире; сви­ней и иных животных нет вовсе...

Об их обычаях. Мужчины ничего вовсе не дела­ют, за исключением стрел, а также имеют отчасти попечение о стадах; но они охотятся и упражняются в стрельбе, ибо все они от мала до велика суть хоро­шие стрелки, и дети их, когда им два или три года от роду, сразу же начинают ездить верхом и управ­ляют лошадьми и скачут на них, и им дается лук

Т. (Т в. до н. э. — середина XVI в.) сообразно их возрасту, и они учатся пускать стрелы, ибо они очень ловки, а также смелы.

Девушки и женщины ездят верхом и ловко ска­чут на конях, как мужчины. Мы также видели, как они носили колчаны и луки. И как мужчины, так и женщины могут ездить верхом долго и упорно. Стре­мена у них очень короткие, лошадей они очень бе­регут, мало того, они усиленно охраняют все имуще­ство. Жены их все делают: полушубки, платья, баш­маки, сапоги и все изделия из кожи, также они пра­вят повозками и чинят их, вьючат верблюдов и во всех своих делах очень проворны и скоры. Все жен­щины носят штаны, а некоторые и стреляют, как мужчины...

О разделении войск. О разделении войск ска­жем таким образом: Чингисхан приказал, чтобы во главе десяти человек был поставлен один (и он по-нашему называется десятником), а во главе десяти десятников был поставлен один, который называет­ся сотником, а во главе десяти сотников был пос­тавлен один, который называется тысячником, а во главе десяти тысячников был поставлен один, и это число называется у них тьма. Во главе же всего вой­ска ставят двух вождей или трех, но так, что они имеют подчинение одному. Когда же войска нахо­дятся на войне, то если из десяти человек бежит один, или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются...

Об осаде укреплений. Укрепления они завоевы­вают следующим способом. Если встретится такая крепость, они окружают ее; мало того, иногда они так ограждают ее, что никто не может войти или выйти; при этом они весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или на ночь не прекраща­ют сражения, так что находящиеся на укреплениях

не имеют отдыха; сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска, и одно сменяет в бою другое, так что они не очень утомляются. И если они не могут овладеть укреплением таким спосо­бом, то бросают на него греческий огонь '; мало того, они обычно берут иногда жир людей, которых уби­вают, и выливают его в растопленном виде на дома; и везде, где огонь попадает на этот жир, он горит, так сказать, неугасимо... А если они не одолевают таким способом, и этот город или крепость имеет реку, то они преграждают ее или делают другое рус­ло и, если можно, потопляют это укрепление. Если же этого сделать нельзя, то они делают подкоп под укрепление и под землею входят в него в оружии...

Но когда они уже стоят против укрепления, то ласково говорят с его жителями и много обещают им с той целью, чтобы те предались в их руки; а если те сдадутся им, то говорят: «Выйдите, чтобы сосчитать вас согласно нашему обычаю». А когда те выйдут к ним, то татары спрашивают, кто из них ремесленники, и их оставляют, а других, исключая тех, кого захотят иметь рабами, убивают топором...

Надо знать, что они не заключают мира ни с какими людьми, если те им не подчинятся, потому что они имеют приказ от Чингисхана, чтобы, если можно, подчинить себе все народы... Замысел татар состоит в том, чтобы покорить себе, если можно, весь мир...

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 587. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия