Арабский историк Ибн-ал-Асир о походах монголов
Ибн ал-Асир (1160-1234) — арабский историк, автор труда «Полный свод истории», охватывающего период с древнейших времен до 1231 г. Ибн ал-Асир сражался с крестоносцами, выполнял дипломатические поручения багдадских халифов, в его доме встречались лучшие ученые и писатели того времени.
О возвращении татар из земель русских и кипчаков к своему царю....Опустошив их [русских] земли, татары вернулись оттуда и направились в Булгар в конце 620 г. (1223 г.). Когда жители Булгара услышали о приближении их к ним, они в нескольких местах устроили им засады, выступили против них, встретились с ними и, заманив их до тех пор, пока они зашли за место засад, напали на них с тыла, так что татары остались в середине; поя л их меч со веех сторон, перебито их множество и уцелели из них только немногие. Говорят, что их было до 4000 человек. Отправились они оттуда в Саксин, возвращаясь к своему царю Чингисхану, и освободилась от них земля кипчаков; кто из них спасся, тот вернулся в свою землю... Тизенгаузеп В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. Извлечения из сочинений арабских. — СПб, 1884. — С.27. Ал-Джувейни о покорении Булгара
Когда каан[Угедей] во второй раз [1235 г.] устроил большой курултай и назначил совещание относительно уничтожения и истребления остальных непокоренных, то состоялось решение завладеть странами Булгара, асов [аланов] и Руси, которые находились по соседству становища Бату, не были еще окончательно покорены и гордились своей многочисленностью. Поэтому в помощь и подкрепление Бату он назначил [следующих] царевичей: Менгу-хана и брата его Бучека, из своих сыновей Гуюк-хана и Кадагана и других царевичей: Кулькана, Бури, Байдара, братьев Бату — Хорду и Тангута — и нескольких царевичей, а из знатных эмиров [там] был Субу-тай-бахадур. Царевичи для устройства своих войск и ратей отправились каждый в свое становище и местопребывание, а весной выступили из своих местопребываний и поспешили опередить друг друга. В пределах Булгара царевичи соединились; от множества войск земля стонала и гудела, а от множества и шума полчищ столбенели дикие звери и хищные животные. Сначала они силой и штурмом взяли город Булгар [Биляр —Великий город], который известен был в мире недоступностью местности и большой населенностью. Для примера подобным им жителей его [частью] убили, а [частью] пленили. [Тизенгаузен В.Г.] Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 2. Извлечения из персидских сочинений, собранные ВТ.Тизенгаузеном и обработанные АЛ. Ромаскевичем и СЛ.Волины.м. — М. — Л., 1942. — С. 22-23.
Лаврентьевская летопись о завоевании Волжской Булгарии монголами В лето 6746 (1236)... Toe же осени. Придоша от восточные страны в Болгарьскую землю безбожнии татари и взяша славный Великыи город Болгарьс-кыи и избиша оружьем от старца и до уного [юного] и до сущаго младенца и взяша товара множьство, а город их пожгоша огнем и всю землю их плениша.
Н.М. Карамзин о нашествии Батыя на Волжскую Булгарию <Новое нашествие татар или моголов>. Уже в 1229 году какие-то саксины, вероятно, единоплеменные с киргизами, половцы и стража болгарская, от берегов Яика гонимые татарами или моголами, прибежали в Болгарию с известием о нашествии сих «грозных завоевателей. Еще Батый медлил; наконец, '«рез три года, пришел зимовать в окрестностях Вол-гиу недалеко от Великого города; в 1237 г., осенью, тратил в пепел сию болгарскую столицу, и велел ^умертвить жителей. Тема: «Улус Джучи (Золотая Орда). Булгарские земли в золотордынский период» Плано Карпини о ставке Бату
Ехали же мы [к хану Бату] через всю страну кбманов [половцев или кыпчаков], представляющую Собой сплошную равнину и имеющую четыре большие реки: первую - Днепр,...вторую - Дон, у кото-1£Ьй кочует некий князь по имени Картан, жена-'тЬгй на сестре Бату; третью — Волгу, эта река очень Йелика, у нее переходит с места на место Бату, четвёртая называется Яик, у нее переходят с места на место два тысячника, один с одной стороны реки, Другой с другой стороны. Все они зимою спускаются к морю [Каспийскому], а летом по берегу этих самых рек поднимаются на горы... Когда же мы стали добираться до Вату, то нас с удобством поместили в пределах земли команов на [некотором] расстоянии от его ставок. Когда же нас должны были отвести к его двору, то нам было сказано, что мы должны пройти между двух огней, чего нам не хотелось делать в силу некоторых соображений. Но нам сказали: «Идите спокойно, так как мы заставляем вас пройти между двух огней не по какой другой причине, а только ради того, чтобы, если вы умышляете какое-нибудь зло против нашего господина или если случайно приносите яд, огонь унес все зло». Мы ответили им: «Мы пройдем ради того, чтобы не подать на этот счет повода к подозрению». А этот Бату живет с полным великолепием, имея привратников и всех чиновников, как и император их. Он также сидит на более возвышенном месте, как на троне, с одною из своих жен; другие же, как братья и сыновья, так и иные младшие, сидят ниже посредине на скамейке, прочие же люди сзади их на земле, причем мужчины сидят направо, женщины налево. Шатры у него большие и очень красивые, из льняной ткани, раньше принадлежали они королю Венгерскому. Никакой посторонний человек не смеет подойти к его палатке, кроме его семейства, иначе как по приглашению, как бы он ни был велик и могуществен... Мы же, высказав свое дело, сели слева, так именно поступают все послы при езде туда; а при возвращении от императора нас всегда сажали справа. На средине, вблизи входа в ставку, ставят стол, на котором ставится питье в золотых и серебряных сосудах, и ни Бату, ни один татарский князь не пьют никогда, если перед ними не поют или не играют на гитаре. И когда он едет, то над головой его несут всегда щит от солнца или шатерчик на копье, и так поступают все более важные князья татар и даже жены их. Вышеупомянутый Бату очень милостив к своим людям, а все же внушает им сильный страх; в бою он весьма жесток; очень проницателен и даже весьма хитер на войне, °1с°как сражался уже долгое время. Т путешествия в восточные страны Плана Карпини и Путеш ^ рубрука __ Алматы, 1993. С.
2. Фламандский путешественник Вильгельм я© Рубрук ° монголах Золотой Орды
Рубрук Вильгельм де — фламандский путешественник, монах. В начале 50-х гг. XIII в. путешествовал по Крыму, Причерноморью, Поволжью и Монголии, побывал в ставке Батыя, Каракоруме _ столице Монгольской империи. В 1254 г. отправился в обратный путь. Свои впечатления изложил в труде «Путешествие в восточные страны» (1255). ... Итак, выехав из Солдайи1, на третий день мы нашли татар. Когда я вступил в их среду, мне совершенно представилось, будто я попал в какой-то другой мир... Об одеяниях и платье их знайте, что из Катайи [Китая] и других восточных стран, а также из Персии и других южных стран им доставляют шелковые и золотые материи, а также ткани из хлопчатой бумаги, в которые они одеваются летом. Из Рус-сии, из Мокселя [мордвы-мокши], из великой Бул-Мфии... и из многих других стран с северной стороны, которые им повинуются, им привозят дорогие fcexa разного рода, которых я никогда не видал в наших странах и в которые они одеваются зимою... Татары отличаются от турок [тюркских народов] именно тем, что турки завязывают свои рубашки с Солдайя — итальянское название города Судака, главного порта в Крыму в середине XIII в. В XII-XIII вв. 3Десь находились кипчаки, в 1223 г. Судак был взят Монголами и позднее неодократно подвергался разорению левой стороны, а татары всегда с правой. Кроме того, они носят украшение на голове, именуемое бокка... Эта река [Этиль] превосходит своею величиною все, какие я видел; она течет с севера, направляясь из Великой Булгарии к югу и впадает в некое озеро [Каспийское море]... Итак мы нашли Сартака1 близ Эти л ии, в трех днях пути от нее; двор его показался нам очень большим... Итак, в том месте, где мы остановились на берегу Этилии, есть новый поселок [Укек?], который татары устроили вперемежку из русских и сарраци-нов2, перевозящих послов, как направляющихся ко двору Вату, так и возвращающихся оттуда, потому что Вату находится на другом берегу в восточном направлении, и он не проходит через это место... Итак, мы спустились на корабле от этого поселка до двора Вату, и от этого места до городов Великой Булгарии к северу считается пять дней пути. И я удивляюсь, какой дьявол занес сюда закон Магомета... А эти булгары — самые злейшие саррацины, крепче держащиеся закона Магометова, чем кто-нибудь другой. Итак, когда я увидел двор Вату, я оробел, потому что собственно дома его казались как бы каким-то большим городом... На следующий день нас отвели ко двору, и Вату приказал раскинуть большую палатку, так как дом его не мог вместить столько мужчин и столько женщин, сколько их собралось. Наш проводник внушил нам, чтобы мы ничего не говорили, пока не прикажет Вату, а тогда говорили бы кратко... Затем, когда настала тишина, я сказал: «Я прибыл к вашему сыну [Сартаку], так как мы слы- Сартак — сын Бату и внук Чингизхана, наследовал власть в Золотой Орде после смерти отца. Получил утверждение на владение Золотой Ордой от великого хана Мункэ, в ставке которого находился в момент смерти Бату. Умер в 1256 г. по дороге из Монголии в Золотую Орду. и что он — христианин, и я привез ему грамоту господина короля франков1. Он сам послал меня сюда к вам. Вы должны знать, по какой причине»... Путешествие в восточные страны Плано Карпини и арабский йисатель, энциклопедист. Жил в Дамаске и Каире. Будучи секретарем египетского султана, собрал свои сведения о кипчаках, татарах и других народах путем личных расспросов тюрков-мамлюков, - дипломатов и торговцев. Основными сочинениями аль-Омари являются «Пути взоров по крупным центрам государств», «Ознакомление с принятием высокого стиля. Это государство [Золотая Орда] простирается ^леко в длину и ширину, обильно степями и бедно Городами. Народу в нем беспредельное множество... ^Трлица тамошнего царя — Сарай. Это небольшой foppj*2 между песками и рекою. Пребывающий там |?*$РвРЬ султан его, Узбек-хан, построил в нем медре-Щ:-,,Для науки, потому что он очень предан науке и Речь идет о французском короле Людовике IX, по.«_-- —'нию которого де Рубрук совершил путешествие в Монголию в целях изучения возможности проповедывать ЧИКстианство среди монголов.Данное сообщение другими источниками не подтверждается. Сарай-ал-Махруса (Сарай Бату), археологические атки^которого (Селитренное городище) расположены на Ас Волге на территории Харабалинского района траханской области, занимал огромную площадь — более *и кв. кв. людям ее... Большая часть его подданных — обитатели шатров, живущие в степях. Питание их составляют животные их: лошади, коровы и овцы. Посевов у них мало, и меньше всего пшеницы и ячменя, бобов же почти нельзя отыскать. Чаще всего встречаются у них посевы проса; им они питаются и по части произведений земли в нем заключается главная еда их... Черкесы, русские и ясы не в силах сопротивляться султану и потому обходятся с ним как подданные его, хотя у них есть и свои цари. Если они обращались к нему с повиновением, то он оставлял их в покое, в противном же случае делал на них грабительские набеги и стеснял их осадами... В числе тех, которые пришли под защиту этого султана, находится и тюркский народ, на крайнем севере [булгары?], у пределов его... Первый из царей их, принявший мусульманскую веру, был Берке, сын Джучи, сына Чингисхана, и от него заблистали первые лучи в их краях... В древности это государство [Золотая Орда] было страною кыпчаков, но когда им завладели татары, то кыпчаки сделались их подданными. Потом татары смешались и породнились с кыпчаками, и земля одержала верх над природными и расовыми качествами татар, и все они стали точно кыпчаки, как будто они одного с ними рода, оттого, что монголы и татары поселились на земле кыпчаков, вступили в брак с ними и оставались жить в земле кыпчаков... Один из известнейших городов Кыпчака — Булгар... Спросил я шейха нашего, чудо своего века, Шем-седдина Элисфагани о Чингисханидах. Сказал он мне: «Чингисхан произвел четырех сыновей, а именно: Джучи, Джагадая, Тулия и Угедая. Джучи был убит при жизни отца. Это был его старший и самый почтенный сын, оставивший несколько сыновей; по словам Ибн Хакима, это были Бату, Орда, Берке, Бувул и Джимтай. Шейх наш Шемсед динговорит: известны более других сыновья Джучи: Бату и Берке. Когда умер отец их, которому Чин-гяехан назначил в удел Дешт-Кыпчак1 и то, что к нему принадлежит, присоединив к тому Арран, Теб-оиз, Хамадан и Мерагу — престол свой Чингисхан вручил младшему сыну своему Угедаю, царство Щавераннахрское назначил другому сыну своему Джагадаю, а Тулия не поставил на над чем — тогда Предай стал самодержцем [великим кааном] на престоле отца своего, Чингисхана, а Бату — в Дешт-Кьшчаке и принадлежащих к нему землях». Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.1. Извлечения из сочинений;:. арабских. — СПб., 1884. — С. 236.
|