Студопедия — Георгий Васильевич Чичерин 17 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Георгий Васильевич Чичерин 17 страница






на обоих родителей: так, в прежнее время, по английскому праву, рожденный

за границею тогда только признавался английским подданным, когда не только

отец, но и мать была природная Англичанка. Незаконнорожденные обыкновенно

следуют подданству матери.

Кроме рожденных от природных подданных, право гражданства приобретается

также рождением от иностранцев, поселенных в стране. Так например, во Франции,

по закону 1874 г., подданными считаются дети иностранцев, которые сами родились

во Франции.

Приобретение прав гражданства свободным актом человеческой воли совершается

различными способами:

1) Браком. Общее правило, что жена следует состоянию мужа.

2) Узаконением иностранных детей подданными государства.

3) Вступлением на службу. Некоторые законодательства, например австрийское,

признают, что служба сама собою дает право гражданства; другие допускают на

службу и иностранцев. У нас постановлено, что дети иностранцев, родившиеся

в России и вступившие в государственную службу, почитаются наравне с природными

подданными (Св. Зак. т. IX, ст. 1513).

4) Долговременным поселением, просто или соединенным с ремеслом, как

признается в Австрии.

5) Особенным актом натурализации, который совершается или судебными или

административными местами, а иногда самою верховною властью. Бельгийская конституция

требует для натурализации особенного законодательного акта. В Англии в настоящее

время это совершается верховною исполнительною властью, то ест, королевским

декретом. Но в Германии, также как у нас, принятие иностранцев в подданство

предоставляется местным властям. Иногда на усмотрение местных властей возлагается

и удостоверение в благонадежности нового подданного. Но обыкновенно закон

предписывает соблюдение известных условий, которые могут быть весьма разнообразны.

Главные из них: пребывание в стране в продолжении известного времени, иногда

с предварительным заявлением желания там остаться, достаточное имущество,

свидетельство о нравственности, иногда предварительное принятие в какую-нибудь

общину. Наконец, иногда требуется освобождение от прежнего подданства.

Сообщение политических прав совершается иногда особенным актом, который

называется большою натурализацией (la grande naturalisation), в отличие от

малой, сообщающей только гражданские права. Это различие доселе существует

в Бельгии, в Италии, в Испании. Оно существовало в прежнее время и во Франции;

но законом 1877 года малая натурализация уничтожена, вследствие того что при

расширении прав иностранцев она потеряла всякое значение.

Для пользования политическими правами требуется иногда известный срок.

В Соединенных Штатах членом Конгресса может быть избираемо только лице бывшее

семь лет гражданином Соединенных Штатов. От должностей же президента и вице-президента

натурализованные иностранцы навсегда устраняются. Но избирательное право дается

весьма легко. Хотя Конгресс имеет исключительное право издавать законы о натурализации,

однако отдельные штаты могут допускать к выборам даже ненатурализованных иностранцев,

что нередко и делается в интересах той или другой партии.

Обыкновенно натурализация распространяется и на малолетних детей. У нас

это предоставляется на волю отца.

Таковы правила относительно приобретения прав гражданства. Что касается

до их потери, то здесь прежде всего представляется вопрос: имеет ли человек

право свободно покидать подданство одного государства и вступать в подданство

другого?

Этот вопрос разрешается различно. Английское законодательство, которое

во многих отношениях предоставляет гражданам наиболее свободы, но, с другой

стороны, наиболее держится средневековых начал, не допускает перехода в чужое

подданство без согласия короля. Подданство, по этому воззрению, есть обязательство,

которое не может быть нарушено без согласия того лица, кому оно дано. Это

начало идет от ленного права, но оно получает безусловную крепость в силу

древнего правила: "никто не может отречься от отечества" (nemo potest exuere

patriam). Ha этом основании, швейцарское гражданство считается неразрушимым,

хотя бы гражданин вступил в чужое подданство. У нас, вступление в иностранное

подданство или на службу чужому государству без разрешения правительства считается

нарушением верноподданического долга и присяги и наказывается, как уголовное

преступление.

Большая часть новых европейских законодательств отреклись однако от этой

принудительной связи. Они позволяют подданным свободно выселяться и вступать

в чужое подданство. Признается, что человек, как свободное существо, может

отрешиться от общественных условий, связывающих его от рождения, и создать

себе новые. При этом может господствовать двоякого рода взгляд: подданство

может считаться или правом или обязанностью. В сущности, оно и то и другое.

С первой точки зрения, подданство теряется, как и всякое право, таким действием,

которое предполагает разрушение юридической связи. Так, по французскому праву,

качество Француза теряется: 1) натурализациею в чужом государстве; 2) выходом

замуж за иностранца; 3) вступлением на службу чужого государства без разрешения

французского правительства; 4) поселением в чужой стране без желания возвратиться

(par tout etablissement fait en pays etranger sans esprit de retour), к чему

однако не принадлежат торговые предприятия. Точно также и германское законодательство

признает долговременное непрерывное пребывание за границею отказом от подданства.

Со второй точки зрения, для оставления подданства требуются известные

условия. Таковыми могут быть: 1) предварительное о том.заявление; 2) исполнение

всех своих обязанностей относительно отечества, в особенности военной службы;

3) иногда предварительное принятие в чужое подданство. 4) В прежнее время

с выселяющихся взимался иногда особый налог (Nachsteuer, Abzugsgeld).Это

остаток средневековых порядков.

Потерянное право гражданства может быть возвращено. По германскому закону,

всякий германский подданный, потерявший право гражданства вследствие долговременного

пребывания за границею, может, поселившись вновь в своем отечестве, потребовать

принятия обратно в подданство. По французскому праву, Француженка, выходящая

замуж за иностранца, как скоро она становится вдовою, получает снова право.

гражданства, если она живет во Франции или просит позволения возвратиться

в отечество с намерением там поселиться. Дети Французов, потерявших подданство,

точно также приобретают право гражданства, если они заявляют желание сделаться

французскими гражданами. В других случаях возвращение прав гражданства -совершается

не иначе как с разрешения правительства. Если французский подданный вступил

в военную службу иностранного государства без разрешения своего правительства,

то права гражданства возвращаются ему не иначе, как с исполнением всех условий,

которые требуются для натурализации иностранцев.

При переходе из одного подданства в другое возникает вопрос: может ли

одно и тоже лице состоять подданным двух государств? Некоторые законодательства

это допускают, но большею частью ответ дается отрицательный. Последнее одно

согласно с началами государственного права. Подданство есть отношение всецелое,

которое делиться не может. Человек может пользоваться теми или другими правами

в разных государствах; он всегда обязан подчиняться законам той страны, где

он находится; но своим лицом он принадлежит только одному отечеству.

Между подданными и иностранцами встречается еще среднее состояние, которое

сообщает некоторые права, но не делает полным подданным. Так, в Германии приобретение

иностранцами поземельной собственности рождает неполное право гражданства

(landsassiatus minus plenus). Эти лица носят название Forensen. Точно также

в Англии король может актом своей прерогативы сделать иностранца denizen.

Это состояние дает ему право приобретать поземельную собственность, но без

права наследования, которое присвоивается только английским подданным. Все

это остатки средневекового порядка, когда права иностранцев стеснялись самыми

разнообразными способами. Чем теснее становятся международные отношения, тем

больше развивается стремление сообщать иностранцам все гражданские права,

исключая их только из прав политических.

У нас от иностранцев отличаются инородцы. Это полные подданные, имеющие

только особенные права и обязанности вследствие происхождения и образа жизни.

 

Глава II. Личные права граждан

 

Выше было уже объяснено, что права граждан в отношении к государственной

власти могут быть сведены к двум категориям: 1) личные права, которые принадлежат

гражданам, как отдельным лицам, подчиненным государственной власти; ими определяется

отношение личной свободы к власти; 2) политические права, принадлежащие гражданам,

как участникам власти. Рассмотрим сначала первые.

Подчиняясь государственной власти, личная свобода подвергается необходимым

ограничениям, которых определение зависит от самой верховной власти. Но вместе

с тем, так как свобода в государстве должна быть ограждена от произвола, то

здесь установляются известные законные гарантии для лиц, полагающие пределы

действию властей.

Древние народы мало обращали внимания на личные права. Гражданское общество,

составляющее область личной деятельности человека, не выделялось еще, как

отдельный союз; лице поглощалось государством. Поэтому и свобода состояла

главным образом в праве участия граждан в государственном управлении. Однако

уже в древности заявление: "я римский гражданин" (civis Romanus sum) ограждало

лице от произвола властей. В средние века, наоборот, личное начало получило

не только полное, но и преобладающее развитие; гражданское общество, в свою

очередь, поглотило в себе государство. Вследствие этого, личные права расширились

в ущерб государственной власти. Они доходили до самоуправства, высшим выражением

которого являлось право частных войн. С тем вместе, личный произвол сильного

развивался в ущерб слабых и вел к угнетению последних. Только в новое время

государство опять заняло принадлежащее ему верховное место в общественных

союзах, не поглощая однако в себе гражданского общества, но оставляя ему относительную

самостоятельность. Поэтому, только в новое время возможно определение надлежащей

границы между личною деятельностью и требованиями государства. Здесь возможно

и обеспечение личных прав, при подчинении их государству.

Личные права граждан суть: 1) личная свобода; 2) неприкосновенность дома,

бумаг и писем; 3) свобода и неприкосновенность собственности; 4) свобода промыслов

и занятий; 5) свобода совести; 6) свобода слова, заключающая в себе также

свободу преподавания и свободу печати; 7) свобода собраний и товариществ;

8) право прошений. Последние три вида имеют значение не только частное, но

и политическое. Устное и печатное слово, собрания, товарищества и прошения

могут быть орудиями политической деятельности, средством оказывать влияние

на власть. Поэтому они составляют переход к правам политическим. Что касается

до свободы совести, то она находится в тесной связи с отношением государства

к церкви, а потому удобнее может быть рассмотрена совокупно с последним.

1. Личная свобода. Она заключает в себе две стороны: 1) свободу от частной

зависимости; 2) ограждение от произвольных стеснений со стороны государственной

власти.

Частная зависимость одного лица от другого имеет три главные формы: 1)

рабство; 2) крепостное состояние; 3) состояние обязанных. Рабство есть полное

отрицание всяких прав у подвластного лица; в крепостном состоянии за подчиненным

признаются гражданские права, но он состоит в полной зависимости от господина;

наконец, обязанные, пользуясь личною свободой, несут только определенные обязанности

в пользу владельца.

Рабство было общим явлением в древности. Права мог иметь только гражданин,

как член государства. Люди, обреченные на физический труд, имели назначение

низшее, служебное. Они ставились на ряду с рабочим скотом. Раб считался вещью,

которою хозяин мог распоряжаться по произволу. Но такая зависимость противоречит

природе человека, как нравственного существа, требующего к себе уважения и

признания своих прав. Поэтому, уже древние Стоики, а за ними и римские юристы,

признавали рабство противным естественному закону. Христианство еще более

утвердило уважение к человеческой личности; проповедуя любовь к ближним, оно

уничтожило всякие нравственные различия между людьми. Под влиянием этих начал,

у христианских народов рабство постепенно исчезло и заменилось крепостным

состоянием. За подвластными признаны были человеческие права. Однако, в новое

время, в Америке установилось полное рабство Негров. Причина заключалась в

различии рас. Негры, менее способные к духовному развитию, принуждались к

физическим работам, слишком тяжелым для Европейцев. Подобно древним рабочим,

они ставились на ряду с рабочим скотом. Но какова бы ни была низшая способность

черного племени, отрицание у него всяких человеческих прав есть унижение человеческого

достоинства. Оно не совместно с нравственным развитием христианских народов.

Поэтому, отмену невольничества в Соединенных Штатах нельзя не признать великим

успехом человеческой гражданственности, хотя оно стоило потоков крови и своими

политическими последствиями породило в невольнических штатах неодолимые затруднения.

Крепостное состояние возникло еще в Римской Империи, вследствие прикрепления

поселенцев, или колонов, к земле; но полное его развитие принадлежит средневековому

порядку. Отсутствие государственных начал ведет к подчинению слабых сильному;

но так как, вследствие влияния христианства, за подвластными признавались

человеческие права, то вместо рабства установилось крепостное состояние. Оно

удержалось и при возникновении нового государства, которое в первый период

своего развития устраивало свой собственный организм, оставляя гражданское

общество в том виде, как оно вышло из средневекового быта. Если, с одной стороны,

проявлялись освободительные стремления, то с другой стороны, во имя требований

порядка, государство иногда усиливало даже частное подчинение, налагая на

всех общее тягло. Так было в России, где новый общественный строй основался

на принудительных обязанностях всех сословий. Дворяне обязаны были постоянною

службою государству, в замен чего крестьяне поступили в крепостную зависимость

к дворянам. Но и такая частная зависимость противоречит, как началу человеческой

свободы, так и высшим требованиям государства. Крепостное право установляет

власть одного частного лица над другим; между тем, гражданская власть, по

существу своему, имеет характер общественный, а не частный, а потому не может

быть достоянием частного лица. Власть над гражданином может принадлежать только

государству и его органам. Крепостное право представляет смешение частных

отношений с общественными, гражданского союза с государственным. Это и составляло

существенную черту средневекового порядка, который сохранялся и в новое время,

пока государство не успело устроить гражданские отношения на основании новых

начал. Высшее развитие государственной жизни ведет, как мы видели, к разграничению

обеих областей: в гражданском обществе установляется свобода лица, охраняемая

законом; власть же над лицом присваивается единственно органам государства.

Состояние обязанных отчасти возникло также из средневекового порядка;

оно составляет переход от крепостного состояния к полной свободе. В средние

века сильный не всегда мог вполне поработить себе слабого; последний, при

благоприятных обстоятельствах, имел возможность отстоять часть своих прав.

Тогда он принимал на себя только известные, определенные обязанности, а в

остальном оставался свободен. Иногда частное раскрепление совершалось и под

влиянием религиозных стремлений господина. Подобное же отношение установляется,

когда государство имеет в виду разрешение крепостной связи. Оно сначала превращает

неопределенную зависимость в определенную и затем уже идет к полному раскреплению.

Это-весьма многосложный, а иногда и долговременный процесс законодательства,

в котором состояние обязанных играет роль переходной формы к полной свободе.

Но освободившись от частной зависимости, лице остается подчиненным государству,

и здесь его личная свобода подвергается многочисленным стеснениям и ограничениям

во имя требований общественного порядка. Они могут доходить даже до полного

лишения свободы, которое бывает законно и необходимо, например при совершении

преступления или даже в виду простого подозрения. Власть во многих случаях

должна иметь право ареста, иначе она не в состоянии исполнить свои обязанности

и охранять общественный порядок и безопасность. Однако, с другой стороны,

и личная свобода должна быть ограждена от произвола. Отсюда постановления

закона, которые, облекая власть более или менее широкими полномочиями, имеют

вместе с тем в виду дать лицу надлежащее обеспечение.

Подобные постановления встречаются уже в средневековых хартиях. В первом

памятнике английской свободы, в Великой Хартии, постановлено, что никакой

свободный человек не должен быть арестован и заключен в тюрьму иначе, как

по суду равных или по закону земли. И в позднейшее время вопрос о праве ареста

был одним из существенных пунктов в развитии английской конституции. Борьба

за гарантии против произвольных арестов продолжалась несколько веков и привела

наконец к действующему ныне закону habeas corpus, содержание которого будет

изложено ниже. В новых европейских конституциях точно также постоянно постановляется,

что гражданин не может быть преследуем и задержан иначе, как по закону и в

случаях, определенных законом. И у нас, в Уставе Уголовного Судопроизводства

(ст. 8) постановлено, что "никто не может быть ни задержан под стражею иначе,

как в случаях законом определенных, ни содержан в помещениях, не установленных

на то законом".

Арест может быть троякого рода: 1) полицейское задержание по требованию

общественной безопасности, например задержание бродяг, пьяных, сумасшедших;

2) предварительное задержание полициею или даже частным лицом в случае совершения

преступления; 3) формальный арест по предписанию суда.

Главная гарантия против произвольных арестов состоит в том, что гражданин

ставится под защиту суда. Полиции нельзя отказать в праве задержания; но задержанный

должен быть в известный срок представлен суду, который постановляет уже окончательный

приговор об аресте. Так, в Англии, полицейский (constable) может не только

арестовать всякого, совершающего при нем преступление, но он в праве задержать

лице и по простому подозрению, и за это он не подвергается ответственности,

даже если б открылось, что преступление вовсе не было совершено. При застижении

на месте преступления или при преследовании общим криком (hue and cry), даже

частное лице уполномочивается арестовать другого по подозрению; но здесь надобно

доказать, что преступление действительно было совершено и что подозрение было

основательно. Право полиции задержать лице при застижении на месте преступления

или преследовании общим криком признается и в других законодательствах; но

в этих случаях, также как и при чисто полицейском аресте, требуется представление

задержанного в суд, в установленный срок, например по прусскому закону и по

нынешнему имперскому, не далее как на следующий день после задержания. У нас,

в Уставе Уголовного Судопроизводства (ст. 254) исчислены случаи, когда полиция,

при производстве предварительного дознания, имеет право пресечь подозреваемому

способы уклониться от следствия. Вообще же, арест заподозренных преступников

совершается не иначе, как по формальному предписанию судебной власти. Иногда

требуется, чтобы оно было мотивированное. Впрочем, право издавать подобные

предписания дается и административным лицам: так, в Англии, в случае политического

преступления, приказ (warrant) может быть выдан Тайным Советом или государственным

секретарем. Это право принадлежит и всем мировым судьям, которые имеют власть

судебно-административную.

Не смотря на законные гарантии, лице может быть арестовано незаконно.

Против этого также необходимо ограждение. В этом отношении наибольшую гарантию

дает знаменитый английский habeas corpus. Этот акт несколько раз подтверждался

и пополнялся, в последний раз в 1679 году. Он постановляет, что судья, получивши

от задержанного жалобу на незаконный арест, обязан немедленно послать предписание,

так называемый writ of habeas corpus, в силу которого арестованное лице должно

быть представлено ему в течение двадцати дней, и тогда судья решает, правильно

ли задержание или нет. Судья, отказавший в подобном предписании, подвергается

за это штрафу в 500 фунтов ст. Крупные штрафы положены и за ослушание лиц,

к которым обращено предписание. Тот же акт ограждает арестованного и от слишком

продолжительного задержания: в нем постановлено, что задержанный должен быть

судим не долее как во второй срок судебных заседаний со времени ареста. Если

он в этот срок не подвергается суду, он во всяком случае отпускается на свободу.

У нас, в Уставе Уголовного Судопроизводства постановлено, что каждый судья

и каждый прокурор, который, в пределах своего участка или округа, удостоверится

в задержании кого-либо под стражею без постановления уполномоченных на то

мест и лиц, обязан немедленно освободить неправильно лишенного свободы (ст.

10).

Закон дает гражданам гарантии и против произвольных арестов со стороны

судебных властей. С этою целью определяется, в случае каких преступлений обвиняемый

может быть отдан под стражу, и когда он должен быть отпущен на поруки, Впрочем,

здесь невозможно точное определение всех случаев. Всегда довольно значительный

простор предоставляется усмотрению судьи. Английский Билль о Правах (bill

of right) постановляет также, что не следует требовать излишних залогов.

Наконец, существенное ограждение личной свободы состоит в том, что не

допускаются административные наказания, например ссылка без суда. Коренное

правило всякого законного порядка состоит в том, что никто не может быть наказан

иначе, как по суду. В некоторых конституциях постановлено, что всякий должен

быть судим своим законным судьею. Этим устраняются суды чрезвычайные, которые

легко могут делаться орудиями произвола и притеснений.

Впрочем, это устранение чрезвычайных судов не безусловно. В особенных

обстоятельствах, при внутренних смутах или внешней опасности, правительство

уполномочивается самим законом учреждать чрезвычайные суды и прилагать административные

аресты и наказания. Обыкновенный способ принятия чрезвычайных мер состоит

в объявлении военного или осадного положения. При военном положении, права

гражданской власти расширяются и она уполномочивается принимать необходимые

для безопасности меры по соглашению с военною; в осадном положении вся власть

переходит в руки военных властей. Эти различные полномочия, которым облекаются

власти, называются также малым и большим осадным положением. У нас они носят

название усиленной охраны. Принятие чрезвычайных мер может состоять и в приостановлении

некоторых гарантий личной свободы. Так, в Англии, в случае внутренних смут,

приостановляется действие habeas corpus, чем самым правительство получает

право прибегать к произвольным арестам. Иногда временно отменяется и суд присяжных,

слишком подверженных влиянию народных страстей. Для того и другого требуется

особый акт парламента. Но некоторые конституции безусловно воспрещают все

таковые меры. Так, бельгийская конституция постановляет, что конституция не

может быть приостановлена ни в целом, ни в частях. Тоже имеет место в Швейцарии.

В результате ясно, что главная гарантия личной свободы заключается в

независимом и беспристрастном суде. Поэтому, хорошее устройство суда составляет

дело первостепенной важности.

2. Неприкосновенность дома, бумаги и писем. Все это находится в ближайшей

связи с личностью человека, а потому должно быть ограждено от произвола.

Неприкосновенность дома постановляется во всех новых конституциях. Этим

охраняется спокойствие граждан. В Англии, где это начало наиболее развито,

отсюда родилась поговорка: мой дом есть мой замок (my house is my castle).

Это не значит однако, что власть не может войти в дом, когда этого требует

общественная безопасность. Но и это право ставится под защиту суда. Общее

правило то, что в дом нельзя войти иначе, как по законному полномочию и днем;

обыск же нельзя произвести иначе, как по письменному полномочию судьи, днем,

при свидетелях, при хозяине и при домашних. Однако и здесь, в случае только

что совершенного преступления, полиции должно быть предоставлено право обыска;

иначе могут скрыться следы. Так, в Англии, полицейский, который преследует

преступника и подозревает, что он скрылся в доме, может сделать обыск и не

дожидаясь судебного предписания. Если он ничего не найдет, он за это не отвечает.

Полиция может проникнуть в дом и в случае подозрения, что там совершается

преступление. а также при внешних опасностях, например в случае пожара или

наводнения.

Эти правила относятся, впрочем, только к частным домам. В публичные дома,

как-то трактиры и кофейные, полиция всегда имеет право войти. В Англии, к

этому разряду относятся и наемные номера (common lodging-houses).

Неприкосновенность бумаг следует тем же правилам, что и неприкосновенность

дома. Гарантии обыска распространяются на них. Что касается до вскрытия писем,

посылаемых по почте, то в принципе этого нельзя не признать нарушением доверия

со стороны правительства. Иногда это бывает необходимо для раскрытия преступления;

но в таком случае вскрытие должно совершаться по судебному предписанию, а

никак не по усмотрению административных властей. Здесь нет даже того повода,

что след преступления может быть скрыт, ибо письмо может быть задержано, пока

не получится предписание суда. Однако, политические соображения весьма часто

побуждают правительства уклоняться от этих начал. Даже в Англии практикуется

вскрытие писем политического содержания, а так как закон этого не ведает,

то нельзя установить никаких гарантий.

3. Свобода и неприкосновенность собственности. Собственность составляет

первое и основное проявление свободы человеческой личности. Посредством собственности

человек налагает руку на природу и действует в материальном мире. Здесь личное

право выражается в двух началах: 1) в свободном распоряжении собственностью

и 2) в ограждении ее от произвола власти.

Начало свободы собственности касается главным образом собственности поземельной,

которая может подвергаться разнообразным ограничениям, тогда как движимая,

по существу своему, ускользает от действия закона. Стеснения могут возникать,

как из государственных требований, так и из частных отношений, а чаще всего

из тех и других вместе. Они порождаются, главным образом, смешением обеих

областей. В древности, как мы видели, гражданское общество поглощалось государством.

Классические государства строились по племенному типу. Земля присвоивалась

родам, и свободное ее передвижение подвергалось многочисленным стеснениям.

Но с развитием личного начала и с постепенным выделением гражданского общества

из государства ограничения падали, и начало свободной собственности выступало

более и более. Римское право во времена Империи вполне выработало этот тип.

Но средневековой порядок, исходя от противоположного начала, от поглощения

государства гражданским обществом, опять опутал собственность со всех сторон.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 332. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия