Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Георгий Васильевич Чичерин 21 страница




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

и другое может быть субъектом прав и обязанностей. Для юридического лица,

как постоянного учреждения, физические лица становятся делом второстепенным:

они меняются, а юридическое лице остается одно и тоже. Присвоенные ему права

принадлежат не физическим лицам, а целому, помимо входящих в состав его лиц.

Поэтому, в английском праве корпорациями называются даже такие юридические

лица, которые представляются одним только физическим лицам, например священник,

как должность, с которою соединяются известные имущественные права, ибо и

здесь лица меняются, а права, присвоенные должности, остаются те же. Этого

рода корпорации называются единичными (corporation sole), в отличие от собирательных

(corporation aggregate), составленных из нескольких лиц. Последние могут быть

или членами или органами корпорации. В первом случае это будет союз, или корпорация

в тесном смысле, во втором это будет учреждение, которое управляется физическими

лицами, но существует помимо их, для какой-либо общественной цели. И то и

другое лежит в существе гражданских отношений. Мы имеем здесь дело не с реальными,

а с юридическими, то есть, идеальными началами. На таких идеальных началах

строится все человеческое общежитие. Само государство есть такой идеальный

субъект, носитель прав и обязанностей.

Корпорации, как собирательные лица, отличаются от простых товариществ,

которые не суть юридические лица. В товариществе физические лица соединяются

для общей цели, но не образуют единого лица, которое является субъектом прав

и обязанностей помимо членов. Но так как связь лиц может быть более или менее

тесною, то между товариществами и корпорациями существуют средние формы. Таковы

компании на акциях. Они составляют юридические лица и могут быть субъектами

прав и обязанностей. Члены остаются здесь даже вовсе неизвестными, почему

такого рода товарищества называются безыменными (societe anonyme); акционеры

меняются беспрерывно, а общество остается одно и тоже. Однако юридическое

лице не существует здесь помимо членов; оно не имеет своего имущества, отдельного

от имущества последних. Капитал общества принадлежит не юридическому лицу,

а самим членам, по мере их участия в предприятии. Здесь юридическое лице не

есть собственно единое лице, а собирательное имя, целое, составленное из раздельных,

хотя связанных постоянною связью и меняющихся частей.

Самые корпорации разделяются на несколько видов. Они различаются: 1)

по своей цели. Корпорации могут быть промышленные, каковы цехи, учение и художественные,

как например академии, университеты, учение и художественные общества, увеселительные,

например клубы, благотворительные, например больницы и богадельни, религиозные,

например монастыри. Наконец, могут быть корпорации, обнимающие собою множество

различных целей. Таковы общины, которые суть союзы местных жителей во имя

общих интересов; таковы же сословные общества, которые суть союзы известного

разряда лиц. 2) В связи с различием целей состоит различное отношение корпорации

к своим членам. Там, где цель специальная, члены входят в корпорацию только

для удовлетворения этой цели, которая может составлять общественную потребность,

будучи собственно для частных лиц посторонней или случайной; таковы учение

и благотворительные общества. В другие корпорации лица вступают всеми своими

отношениями или, по крайней мере, целою стороной своей жизни. Здесь цель не

посторонняя, но главным образом благо самих членов, Могут быть и корпорации

с смешанным характером, где специальная цель составляет вместе призвание целого

разряда лиц, например цехи. Союзы с специальною целью можно назвать обществами,

союзы с полнотою отношений корпорациями в тесном смысле. Таким образом, мы

будем иметь три вида юридических лиц: общества, корпорации и учреждения, хотя

надобно заметить, что терминология здесь далеко не установилась. 3) Корпорации,

вообще, могут быть частные и государственные; первые суть субъекты частных

прав, вторые получают общественную власть и входят в состав государственных

учреждений. Первоначальное значение корпорации частное: это-союз во имя известного

интереса, около которого соединяются физические лица. Поэтому корпорации принадлежат

к гражданскому обществу. Но интерес, составляющий цель корпорации, может иметь

более или менее общественный характер; а так как все общественные интересы

составляют цель государства, то корпорации могут сделаться органами государственных

целей. Тогда они облекаются властью и получают политическое значение. Само

государство может учреждать корпорации для своих целей; таковы, например,

университеты. В этом отношении корпорации разделяются 4) на корпорации, образующиеся

по инициативе членов, и на корпорации, установленные государством.

Из всего этого ясно, что корпорации, вообще, имеют смешанный характер,

отчасти гражданский, отчасти государственный. Поэтому и права их относятся,

с одной стороны, к гражданскому праву, с другой к государственному. Однако

из этого не образуется особое общественное право, как предполагал Моль. Начала

гражданского права и государственного исчерпывают все содержание; новых начал

к ним не прибавляется, а происходит только сочетание тех и других. Собственно

государственным правом определяется, как внутреннее устройство политических

корпораций, так и отношение частных и политических корпораций к государству.

Последний вопрос касается корпораций вообще; первый же решается различно,

смотря по свойству и значению союзов.

Отношение частных корпораций к государству состоит в следующем:

1. Они получают свое бытие от государства. Иногда против этого начала

возражают во имя свободы; однако принадлежащее государству право не подлежит

сомнению. От воли частных лиц не может зависеть образование юридического лица,

независимого от их воли. Частным соглашением могут образоваться товарищества,

а не юридические лица. Самопроизвольное образование корпораций есть начало

средневековое. В то время вольные люди не признавали над собой высшей власти

и могли образовать совершенно самостоятельные союзы. Но с развитием государственных

начал державные права частной воли исчезают и подчиняются высшим требованиям.

Необходимость государственного утверждения относится в особенности к корпорациям,

преследующим какую-либо общественную цель. Здесь одно государство может судить

о том, требует ли эта цель установления независимого от частной воли юридического

лица. Что касается до союзов, имеющих в виду частное благо членов, то относительно

их государство может ограничиться изданием общего закона, на основании которого

они могут получить корпоративные права, и признанием тех, которые подходят

под установленные правила. Так учреждаются компании на акциях.

2. Уставы корпораций утверждаются государством, ибо ими определяются

права и обязанности юридического лица и отношения его к членам. И тут может

быть издан общий устав, сообразно с которым учреждаются союзы.

3. В пределах устава корпорациям предоставляется автономия. В случае

нарушения прав членов, вопрос решается судебною властью. Правительство, с

своей стороны, сохраняет право надзора за тем, чтобы не было постановлено

ничего противного законам и уставу.

4. На основании устава, корпорации могут пользоваться имущественными

правами; они приобретают и отчуждают имущество, вступают в обязательства,

ведут тяжбы. Но относительно приобретения имуществ, в особенности корпорациями,

учреждаемыми с общественною целью, государство может постановить такие ограничения,

какие оно считает нужными, ибо приобретенное корпорациями имущество изъемлется

из обращения, а потому накопление его может быть вредно.

5. В пределах устава корпорация пользуется самоуправлением. Однако государству

всегда принадлежит право контроля; оно состоит защитником юридических лиц,

также как и малолетних, ибо физические лица, представляющие юридическое лице

и управляющие его делами, могут употреблять корпоративное имущество на свою

собственную пользу, а юридическое лице лишено возможности само себя защищать.

Его права охраняются государством, которое блюдет вместе с тем интересы будущих

поколений. Контроль государства естественно тем обширнее, чем более цель корпорации

имеет общественный характер.

6. Корпорация, на основании устава, принимает новых членов и таким образом

продолжается и восполняется сама собою. Пока она имеет частный характер, государство

в это не вмешивается.

7. Наконец, государство всегда имеет право уничтожить корпорацию, которой

цель потеряла значение или сделалась вредною для общества. Прекращение юридического

лица не может зависеть от воли физическим лиц, входящих в его состав, ибо

это не частное товарищество, а постоянное учреждение, над которым представляющие

его в данную минуту физические лица не имеют власти. Эта власть может принадлежать

только государству: оно дает бытие юридическому лицу, оно же его уничтожает.

Однако, если это корпорация, преследующая частные цели, то самим уставом могут

быть поставлены условия, при которых ее существование может прекратиться общим

решением членов.

Если корпорация владеет имуществом, то спрашивается, кому оно принадлежит

по ее уничтожении? Это вопрос весьма спорный. Здесь может быть троякое решение:

1) оно может быть возвращено наследникам тех, кто его пожертвовал; 2) оно

может быть разделено между членами корпорации; 3) оно может быть обращено

на пользу государства.

Первое решение не может считаться юридически правильным. Независимо от

трудности разыскания наследников, когда прошло долгое время, невозможно определить,

какова была бы воля жертвователя, если бы он остался жив, а цель, которую

он имел в виду, и условия ее осуществления совершенно изменились. Надобно

признать общим правилом, что кто пожертвовал своим имуществом для общественной

цели, тот отказался от всякого на него права. Поэтому, если цель прекращается,

то имущество не возвращается в частную собственность, а продолжает быть достоянием

общества.

Второе решение может быть допущено там, где корпорация существует для

блага членов, или где этого требует самая общественная польза. Так например,

общинные земли делятся иногда между членами на том основании, что они приносят

более дохода в частных руках, чем самым возвышается благосостояние общины,

а вместе и целой страны. Но это решение не может быть принято там, где юридическое

лицо существует для общественной цели. Здесь имущество его не служат пользе

членов, а удовлетворяет общественной потребности; поэтому оно перестает иметь

частный характер, следовательно не может быть обращено в частную собственность.

В таком случае, наследником упраздненной корпорации является государство,

1) потому что оно, вообще, наследует выморочные имущества; 2) потому что оно

представитель всех общественных целей. С прекращением той частной цели, для

которой существовала корпорация, имущество ее обращается на другую общественную

цель, оставаясь достоянием уже не частного союза или учреждения, а общества,

как единого целого, то есть государства,

Другой возникающий при этом вопрос состоит в том: какой власти принадлежит

право установлять и уничтожать корпорации, законодательной, правительственной

или судебной? На практике этот. вопрос решается различно; но по теории это

право должно принадлежать правительственной власти. Это-частное действие,

а не общая норма, а потому оно не подлежит законодательной власти, которая

может лишь установлять для этого общие правила. Только там, где корпорация

представляет совершенно специальное явление, не подходящее под существующие

правила, требуется особый закон. С другой стороны, это действие определяется

не правом, а пользою, и потому не подлежит власти судебной.

Таковы общие начала, которые прилагаются к частным корпорациям, как существующим

для блага членов, так и преследующим те или другие общественные цели частными

средствами. Что касается до политических корпораций, то они в большей или

меньшей степени становятся органами государства и сообразно с этим получают

известные права. Эти права могут состоять к следующем: 1) власть над своими

членами, имеющую юридическую силу, а потому поддержанную государством. Частная

корпорация может пользоваться над своими членами добровольно признанною властью,

но юридической силы ее решения не имеют. Все, что корпорация может сделать,

это-исключить из своей среды члена, не подчиняющегося законным ее постановлениям.

2) Участие в государственном управлении. 3) Разного рода пособия и преимущества.

Соответственно полученным правам, на политические корпорации могут быть возложены

известные обязанности относительно государства, как-то: разного рода повинности,

ответственность за своих членов, исполнение государственных требований. Политические

корпорации могут иметь происхождение общественное или государственное. Они

могут образоваться из частных союзов, которые государство облекает политическими

правами, или же они учреждаются государством для собственных целей. В последнем

случае государство даст им устройство сообразное с этими целями и распоряжается

ими по усмотрению. В первом случае государство сохраняет над ними все права,

которые принадлежат ему над частными корпорациями, и сверх того, вступается

более или менее в их внутреннее устройство и управление, смотря по значению,

которое они имеют для государства и по тем правам, которые они от него получают.

Таким образом, государство, вручая корпорации известную власть, может

1) предоставить себе право утверждать выборных должностных лиц, или даже назначать

некоторых от себя. Но при назначении всех должностных лиц правительством,

корпорация теряет свой характер; она становится чисто государственным учреждением.

2) Даруя корпорации политические права, государство постановляет общие правила

для вступления в нее посторонних лиц, или же оно само предоставляет себе право

вводить посторонние лица в ее состав, например, через возведение в дворянское

достоинство. Этими способами корпорации остаются открытыми. Иначе политические

права становятся частным достоянием немногих лиц, что противоречит государственному

их значению. Замкнутыми или сами себя выполняющими корпорациями могут быть

только державные аристократии; в подчиненной сфере такое обособление не может

быть допущено. 3) Политические корпорации состоят под большим контролем государства,

нежели частные. В последних имеется в виду только ограждение юридического

лица от злоупотреблений; в первых охраняется государственный интерес, во имя

которого корпорация облекается политическими правами. Чем шире эти права,

тем более корпорации становятся органами государства и тем сильнее вмешательство

последнего в их внутренние распорядки. 4) Предоставляя корпорациям власть

над членами, государство иногда возлагает на них и ответственность за последних.

В средние века, при отсутствии настоящего государственного порядка, это начало

простиралось до ответственности за преступления. Позднее оно ограничивается

круговою порукою за уплату податей. Но и это делается только там, где государство

само не имеет еще достаточных средств для привлечения граждан к имущественной

ответственности. В правильном государственном строе всякий член корпорации

есть прежде всего подданный государства, которое относится к нему непосредственно,

а не через частные союзы. Вообще, развитие общего государственного организма

ведет к ослаблению частных корпоративных связей, а с тем вместе к снятию с

корпорации ответственности за своих членов. Остаются корпоративные обязанности

взаимной помощи, которые могут иметь большее или меньшее юридическое значение.

К этому мы возвратимся ниже.

Чисто государственные корпорации входят в состав государственного управления

по разным его отраслям, а потому рассмотрение их относится туда. Смешанный

характер имеют общины, сословия и церковь. Но из них община также служит непосредственным

органом государственного управления, а потому должна рассматриваться в связи

с последним. Здесь мы изложим права и обязанности сословий, а затем перейдем

к отношению государства к церкви.

 

Глава VI. Сословия

 

Состоянием (etat, Stand) называется разряд лиц, отличающихся от других

особенными правами. Сословием в нашей официальной юридической терминологии

называются вообще юридические лица и даже учреждения. Так, в Своде Законов,

архиерейские дома и монастыри называются сословиями православного духовенства.

Государственный Совет, хотя и не совсем точно, также называется сословием.

Но так как состояния вообще образуют из себя те или другие корпорации, то

в обыкновенной терминологии выражения состояние и сословие принимаются за

однозначащие. Первое присвоивается собственно лицам, второе совокупности лиц,

хотя бы они в целом составе не образовали юридического лица.

Происхождение сословий может быть разное. Мы уже видели выше, .что они

возникают из различных союзов, из которых слагается человеческое общество.

Таким образом, происхождение сословий может быть патриархальное, гражданское,

религиозное и наконец политическое. Чисто политическое сословие есть политическая

аристократия, которая является органом и носителем государственной власти.

0 ней уже говорено выше; здесь идет речь только о частных союзах.

В связи с различным происхождением сословий находится и различие оснований,

на которых строится сословное деление. Основанием может быть: 1) различие

рождения; 2) различие вероисповедания; 3) степень зависимости; 4) различие

занятий.

Различие общественного положения, присвоенное рождению, коренится, как

мы видели, в патриархальном союзе. Старшие в роде пользуются большим почетом,

нежели младшие. Из этого образуется целая иерархическая лествица, которою

определяется и управление союзом. По смерти отца место его заступает старший

в роде, а по смерти последнего ближайший по очереди. Отсюда возникают сложные

расчеты и столкновения дядей с племянниками. При разрастании рода в племя,

порядок старшинства окончательно приводит к выделению старших, ближайших к

правителю родов из остальных. Первые пользуются высшею честью, а вместе получают

высшее участие в управлении. Они становятся благородными, в отличие от просто

свободных, или простолюдинов. Таково первое возникновение сословий.

К этому присоединяется племенное различие, когда разные племена соединяются

в общий союз. Одно может быть владычествующим, другое подчиненным. Последнее,

сохраняя свободу, пользуется меньшими политическими правами. Таково было в

Риме различие патрициев и плебеев, в Спарте различие Дорийцев и Лакедемонян.

Точно также иностранцы, поселяющиеся среди народа, хотя и принятые в число

граждан, могут пользоваться меньшими правами. У нас инородцы составляют отдельное

состояние, с особенными правами и с своим управлением.

К племенному различию нередко присоединяется различие религиозное. В

Риме, умаление прав плебеев связывалось с тем, что они не были причастны к

патрицианским священнодействиям (sine sacris sunt). Различие вероисповедания

служит основанием для разделения Турок и райев в турецких владениях. В средние

века Евреи во всей Европе считались особым сословием с умаленными правами,

и это различие доселе сохранилось у нас.

Превосходство одного племени над другим бывает обыкновенным последствием

завоевания. Отсюда рождается и различие зависимости. Пленные становятся рабами.

Так установляется различие благородных, свободных и рабов, различие, которое

в теократическом устройстве освящается религией. Самая зависимость может иметь

разные степени, откуда рождаются различия в правах и в общественном положении.

Полное бесправие есть рабство; оно приравнивает человека к вещи (servi sunt

res). Ограниченное рабство. с признанием человеческих прав, есть крепостное

'состояние. Когда же зависимость состоит в отправлении определенных повинностей

в пользу господина, то крепостное право переходит в состояние обязанных.

Наконец, различные элементы, гражданский, религиозный и политический,

соединяются в разделении сословий по различию занятий.

Обыкновенные разряды в этом делении суть сословия военное, духовное и

промышленное (Wehrstand, Lehrstand, Nahrsstand). Оно коренится глубоко в самых

основаниях человеческих обществ. Платон в своем идеальном государстве разделял

граждан на философов, воинов и промышленников. те же начала лежат в основании

деления каст, как в Индии, так и в Египте. И здесь и там мы находим воинов,

жрецов и промышленников. В средние века, на тех же началах строился весь общественный

быт у европейских народов. Этот порядок сохранялся и в новое время, до тех

пор пока развитие государства не привело к выделению политического строя из

гражданского, а с тем вместе к установлению в последнем начал свободы и равенства,

а в первом доступности всех к государственным должностям.

Из означенных трех сословий, промышленное имеет совершенно частный характер

и в свою очередь распадается на отдельные разряды, по различию занятий. Главные

из них суть состояние сельское и городское, которые могут подразделяться на

более мелкие группы. Первые же два сословия имеют значение политическое, ибо

не только воины, но и духовенство, занимая высокое положение в общественном

союзе, облекаются политическими правами. Однако сословные права присваиваются

этим разрядам не в качестве должностных лиц, а в силу занятия, которое становится

их личным призванием и нередко переходит на потомство. С ним соединяется и

различие чести, которое по частному праву присваивается не должности, а лицу,

и точно также передается по наследству. Оно же становится основанием корпоративного

устройства, связывающего людей, имеющих общие интересы. Таким образом, происхождение

сословий, как уже было объяснено выше, не государственное, а гражданское,

хотя они получают политический характер вследствие наложения на них обязанностей

в пользу государства. Здесь происходит смешение обеих сфер, которое ведет

к тому, что частное начало становится политическим.

Отсюда явствует неправильность взгляда некоторых немецких публицистов,

которые видят в сословиях органическое расчленение государства, в противоположность

атомистическому раздроблению на отдельные лица, ничем между собою не связанные.

Органическим расчленением можно назвать только то, которое вытекает из начал,

господствующих в целом. Государство есть союз, облеченный верховною властью

во имя совокупных интересов. Поэтому, органическим расчленением политической

области можно назвать разделение власти по различным ее функциям, а не разделение

граждан. по их занятиям. Последнее будет органическим расчленением гражданского

общества, которое однако не мешает свободному передвижению лиц из одного разряда

в другой, а с тем вместе и равенству гражданских прав. При разделении гражданской

области и государственной, преимущества одних граждан перед другими в политическом

строе определяются общими признаками политической способности или исполнением

общественных должностей, которым присваиваются известные права, а не занятием,

которое есть частное дело. Поэтому, здесь сословные различия исчезают; сохраняется

только то, что требуется с чисто политической точки зрения. Политическое сословие

есть наследственная аристократия.

Из сказанного следует, что права, которые присваиваются сословиям, могут

быть частью гражданские, частью политические. Сюда относятся: 1) исключительное

право на известные занятия; 2) права имущественные и по обязательствам; 3)

права по суду, как-то: сословные или привилегированные суды, различные гарантии

в суде, различие наказаний; 4) изъятия и , льготы при отправлении повинностей;

5) права по службе, как-то: преимущества при вступлении на службу, более или

менее быстрое восхождение по чиновной лествице, право на известные должности;

6) права почетные: известная честь с различными внешними ее знаками, приезд

ко двору и т. п.; 7) различное участие в управлении, местном, вотчинном или

государственном.

Что касается до обязанностей, то они могут состоять в податях, повинностях

и службах разного рода. В западной Европе. при господстве сословного строя,

общим правилом было, что дворянство служит мечем, духовенство молитвами, промышленное,

сословие кошельком. Эти обязанности могут быть принудительные. Если при атом

правительство не ограничено в своих требованиях, то личные повинности, наложенные

на сословие, делают его крепостным государству. Так было в разлагающейся Римской

Империи, которая вся держалась принудительными повинностями сословий. Тоже

-было и у нас, не только относительно сельского сословия и горожан, но и в

отношении к дворянству, которое обязано было постоянною, неограниченною службою

государству. В новое время, дух свободы, а вместе и требования государства,

которые лучше удовлетворяются добровольным отправлением обязанностей, нежели

принудительною службою, ведут к раскреплению сословий. Личные обязанности

с них снимаются; остаются обязанности имущественные.

Эти различия прав и обязанностей относятся к сословиям в целом их составе.

Но, кроме того, они образуют местные корпорации, основанные на ближайших отношениях

членов друг к другу. Корпоративная связь требует частных сношений, а потому

относится не к целому сословию, а к его частям. Это местное устройство может

быть общинное и областное. Различные сословия имеют при этом различный круг

действия: главный интерес сельского сословия сосредоточивается в селе, городского

в городе, дворянства в области. Поэтому, местные корпорации крестьян суть

главным образом сельские общины, городского сословия городские, дворянства

областные союзы. Каждая корпорация может, в свою очередь, подразделяться на

более дробные части с корпоративным характером, по различию занятий. Так,

в городе могут существовать купеческие гильдии и ремесленные цехи.

Частный интерес, соединяющий сословия в корпорации, состоит во взаимной

помощи и в заботе о благосостоянии членов. С последним связывается и попечение

об успехе общего занятия, насколько оно составляет частное дело сословия.

Но так как эти местные корпорации суть вместе части государственного сословия,

то они имеют значение не только частное, но и общее. Через них сословие выражает

свои нужды; через них же оно пользуется теми политическими правами, которые

предоставляются ему государством.

Корпоративные права сословий суть следующие:

1) Корпорация есть субъект имущества; она может иметь свою кассу, свои

земли, свои дома и учреждения.

2) Корпорация ведает опеки над своими членами; она помогает им в случае

нужды. Она может учреждать и разные полезные для них заведения, благотворительные,

воспитательные, учебные, промышленные.

3) Она имеет свои власти и своих представителей, которым может быть предоставлено

участие и в общем управлении.

4) Сословиям может быть предоставлен и свой внутренний суд. Но в сущности,

такое право несовместно с государственными началами. Суд должен быть общий

для всех; охранение права есть дело государства, а не частного союза. Поэтому,

с высшим развитием государства, корпоративные суды исчезают и заменяются общими.

5) Корпорации пользуются автономией и могут делать постановления обязательные

для членов, в пределах, дозволенных законом.

6) Корпорациям предоставляется самоуправление, а с тем вместе и право

обкладывать своих членов податями в известных размерах.

7) Выше было сказано, что на корпорацию может быть возложена ответственность

за членов, а вследствие того и право понуждать их к исполнению обязанностей







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 256. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.072 сек.) русская версия | украинская версия