Студопедия — Георгий Васильевич Чичерин 22 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Георгий Васильевич Чичерин 22 страница






перед государством. Но чем шире корпорация, тем менее возможна подобная ответственность.

В высших сословиях каждый отвечает за себя.

8) Что касается до права принимать или не принимать членов, то частное

значение сословий и образуемых ими корпораций, без сомнения, влечет за собою

подобное право, но общественное их значение этого не допускает. В сословиях

промышленных оно противоречит свободе промышленности и ведет к тому, что занятие

становится монополией известных лиц. В дворянском же сословии оно противоречит

праву государства давать высшее достоинство людям по их способностям и заслугам.

Поэтому, чем более корпорация имеет значение частное, тем более возможно оставить

за нею право принимать новых членов. При ответственности за членов, этого

нельзя обойти.

Наконец, 9) корпорации может быть предоставлено право исключать членов

из своей среды, хотя, с другой стороны, лице в таких случаях должно быть ограждено

от произвола.

Таковы, вообще, права и обязанности сословий. Каждое из них получает

их настолько, насколько это требуется его занятием и тем местом, которое оно

вследствие того занимает в общественном строе. Взглянем на существующие или

существования в этом отношении различия.

Занятие сельского сословия состоит в обработке земли и связанных с нею

промыслах. Это - занятие однообразное, которое не ведет к дальнейшему разделению

внутри сословия. Различные группы определяются здесь главным образом степенью

зависимости. Земледелие делает население оседлым, приковывает его к месту

жительства. Вследствие этого, при господстве частных отношений, это сословие

скорее всех других становится крепостным или обязанным. Зависимость установляется

в отношении к землевладельцу, кто бы он ни был, государство, церковная корпорация

или привилегированное лице, принадлежащее к, высшему сословию, дворянству,

которое состоит главным образом из землевладельцев. На этом основании сельское

сословие разделяется на крепостное, обязанное и свободное. Последнее владеет

своим имуществом на праве полной собственности и само распоряжается своим

трудом, вследствие чего здесь образуются разряды крестьян-собственников, арендаторов

и вольных рабочих. Первые же два ограничены в том и другом отношении. Кроме

того, сельское сословие, как зависимое, так и свободное, обязано податями

и повинностями в пользу государства, сообразно своему званию. Оно несет их

с земли или с рабочей силы, смотря по тому, что имеет цену по экономическим

условиям. Составляя кассу народонаселения, оно ставит людей н на низшие службы,

особенно военную. Своими корпоративными правами оно пользуется главным образом

в сельской общине, хотя ему может быть предоставлено и более обширное участие

в управлении, по мере способности. Так как эта способность, вообще, не велика,

то и участие бывает ограничено; только широкое развитие демократических начал

уравнивает его с другими. При введении представительного порядка, сельское

сословие обыкновенно представляет наиболее консервативную часть населения,

а потому составляет существенный элемент представительства, особенно в демократии.

Наконец, ему может быть предоставлен больший или меньший простор для выхода

в другие состояния, для занятия торговлею, для переселения в города, для вступления

в учебные заведения, а через это на службу. С уничтожением сословного порядка,

всякие ограничения, разумеется, падают. Городское сословие занято главным

образом промышленностью и торговлею, а так как эта отрасль занятий весьма

разнообразна, то в этом сословии образуются многие подразделения. Здесь могут

быть ремесленники, фабриканты, купцы, различных наименований и с особым корпоративным

устройством. Для ремесл требуется личное искусство, почему они нередко организуются

в цехи, с разделением на мастеров, подмастерьев и рабочих и с испытаниями

в ремесле, что делает их более или менее открытыми для посторонних, при известных

условиях. Торговля, напротив, требует расчета и капитала; здесь размер капитала

играет главную роль. В прежнее время и купцы нередко организовались в цехи;

но существу торговли более соответствует корпоративное устройство, открытое

для всех капиталов. Таково начало гильдий. При этом мелкие торговцы и промышленники

образуют низший разряд, также с корпоративным устройством; таковы у нас мещане.

Что касается до фабричного производства, то и здесь главное значение имеет

не личное искусство, а капитал и расчет, вследствие чего фабриканты примыкают

к купечеству. Фабричные же рабочие, вместе с другими вольнонаемными, образуют

класс чернорабочих, которые обыкновенно остаются без цехового устройства,

так как здесь не требуется личное искусство; однако и на них иногда распространяется

цеховая организация. Фабрики существуют и в селах, рассеянные по стране. Вообще,

фабричное производство менее поддается корпоративному устройству, нежели другие

отрасли промышленности, почему развитие его ведет к падению городских корпораций.

Таким образом и в городском сословии есть высшие и низшие разряды, смотря

по тому, преобладает ли капитал или труд. Высший разряд составляет знатное

купечество, низшие суть цеховые, мещане и чернорабочие. Сообразно с этим распределяются

и права. Высшее городское сословие, знатное купечество, как более образованное

и занимающее первенствующее место, пользуется обыкновенно и большими льготами.

Они могут состоять: 1) в изъятии от низших повинностей и служб; 2) в преимуществах

относительно суда и наказаний: оно может иметь привилегированный суд и быть

избавлено от наказаний,, наносящих бесчестие; 3)в высших правах по государственной

службе; 4) в высшем участии в управлении и доступе к известным должностям;

5) в разных частных преимуществах, как-то: в высшей чести, в разных званиях

и т. п.

Обязанности городского сословия относительно государства состоят главным

образом в том, что оно несет подати и повинности с своих промыслов и торговли.

С этим связаны и разного рода службы, особенно по финансовому управлению.

Оно подлежит и военной повинности, или в целом составе, при всенародном отбывании,

или в низших разрядах, при сословном порядке. В прежние времена самые финансовые

службы были принудительные. При значительном их развитии, городское сословие

становится более или менее крепостным государству. Таково было его положение

в древней -России. Но такой порядок всего менее соответствует интересам промышленности

и торговли, которые для своего процветания требуют свободы. На Западе, с самых

средних веков города были убежищем свободы. Везде высшее развитие государства

неизбежно ведет к водворению в этой области свободных отношений.

Духовенство есть сословие, посвящающее себя служению Богу. И в языческих

религиях жрецы занимали особенное место в общественном строе. При теократическом

правлении это сословие получает, если не первенствующее, то наиболее влиятельное

положение в государстве. Там, где общество делится на касты, оно становится

замкнутым и наследственным, с высшими правами, освященными религиозным законом.

Таково было его положение в Индии и Египте. Но и без деления на касты теократическое

духовенство может сделаться правящим сословием. Таковым оно является в Тибете,

при господстве буддизма.

Христианское духовенство разделяется на белое и черное. Первое посвящает

себя церковному служению, второе обрекает себя на духовную жизнь, хотя может

занимать и церковные должности. Это разделение не существует впрочем в протестантских

исповеданиях, которые оставляют за духовным саном значение должности, а не

состояния. Во всяком случае, посвящение себя церкви есть дело личного призвания;

поэтому, вступление в духовенство совершается добровольным актом, по церковным

правилам. Оно набирается из всех сословий; однако, при женатом духовенстве,

может фактически образоваться наследственное состояние, что именно произошло

у нас. Белое духовенство лично пользуется общими правами по имуществу; черное

же, отрекаясь от всего мирского, отказывается от собственности. Но в корпоративном

устройстве оно может быть субъектом имущественных прав. Монастыри владели

и владеют значительными имениями, дарованными им для церковных и благотворительных

целей. Дети белого духовенства могут пользоваться и преимуществами по государственной

службе, куда им разрешается вступление, тогда как черное всецело посвящает

себя духовной жизни. Обоим видам духовенства могут быть предоставлены изъятия,

от податей и повинностей, привилегированный суд или известные права по суду,

как-то: свобода от позорящих наказаний, право иметь депутатов при следствии,

право не приносить присяги, также почетные преимущества. Наконец, духовенство,

как сословие, облеченное политическими правами, может участвовать в светском

управлении. Так, на Западе, оно посылало своих представителей в провинциальные

и генеральные штаты. Ему может также быть предоставлено право заведовать учебными

и благотворительными заведениями. Вообще, положение духовенства, как сословия,

и предоставленные ему гражданские и политические права зависят от отношения

церкви к государству. К этому мы возвратимся ниже.

Высшее положение среди сословий занимает дворянство, как сословие по

преимуществу государственное. С служебным призванием соединяется и землевладение.

Эта связь имеет происхождение историческое, основанное на естественном отношении

обоих начал. Крупная земельная собственность дает прочные материальные средства

без необходимости постоянного промышленного занятия. Вследствие этого, владелец

имеет досуг посвящать себя государственной службе и общественной деятельности.

В связи с этим находится независимость положения, которая не дозволяет человеку

низойти на степень простого орудия. Владение землею, особенно при крепостном

праве, научает управлять людьми и внушает дух правительственный, а не коммерческий.

При малом развитии движимой собственности, при недостатке государственных

средств, эти условия делают связь землевладения с занятием государственною

или общественною службою естественною и необходимою. Из потомственного перехода

земли рождается и наследственность положения, а с тем вместе прав и обязанностей.

Таким образом дворянство является сословием наследственных землевладельцев,

занятых по преимуществу государственною и общественною службою.

Земельная собственность представляет материальную его сторону; нравственная

же сторона состоит в развивающейся в нем преемственности политического духа.

Отсюда двоякое его значение: как политического сословия и как гражданской

корпорации, первое с общим, второе с местным характером. Оба элемента тесно

связаны между собою. Перевес того или другого разделяет дворянство на высшее

и низшее: высшее то, которого члены, в силу личного своего общественного положения

и могущества, имеют преобладающее политическое значение; низшее то, которое

носит более корпоративный характер и действует на местах; значение его не

столько личное, сколько корпоративное. Однако это разделение существует только

там, где высшее дворянство имеет действительно политическую силу. Простые

титулы не составляют отличия.

Все это относится к дворянству потомственному, которое и есть настоящее

дворянство. Но так как государственная служба не составляет принадлежности

одного сословия, а открывается для всех способных, то из этого занятия, рядом

с потомственным дворянством, образуется другое сословие, близко к нему подходящее

и носящее иногда тоже название: это-дворянство личное, занятое службою, но

не связанное с владением землею, без наследственного, а нередко и без корпоративного

характера. Оно представляет переход от сословного порядка к общегражданскому.

Высшее политическое значение дворянства дает ему и высшие права. Сюда

относятся: 1) права имущественные, как-то: привилегированное владение известными

недвижимыми имениями, владение крепостными людьми, известные формы наследственного

права, обеспечивающие нераздельность и неотчуждаемость родовой собственности;

2) привилегированный суд, свобода от позорящих наказаний, отдельное помещение

в местах заключения и т. п.; 3) изъятия от податей, повинностей и низших служб,

в том числе рядовой военной; 4) привилегированное право на вступление в государственную

службу, более быстрое восхождение по чиновной лествице, права на известные

должности, патронат; 5) почетные преимущества, как-то: титулы, гербы, печати,

мундиры и шпаги, места в собраниях, приезд ко двору; 6) высшее участие в управлении,

и притом троякое: в вотчинном, областном и государственном.

Что касается до обязанностей дворянства, то служба его может быть принудительная

или свободная. Первая, в свою очередь, может быть неопределенная или определенная.

Последнее существовало на Западе, первое у нас. Но ограниченные повинности

ленных владельцев не могли удовлетворять возрастающим нуждам государства.

Поэтому, феодальные ополчения рано заменились постоянным войском. Неограниченные

обязанности более соответствуют требованиям государства; но они делают сословие

крепостным, что уничтожает не только политическую, но и гражданскую его независимость.

Поэтому и у нас, хотя позднее, нежели на Западе, принудительная служба заменилась

свободною. Служебные обязанности дворянства остались чисто нравственными.

Таковы права и обязанности сословий. Взглянем на их происхождение и развитие

в европейских странах.

Государственное значение сословий идет еще от падения Римской Империи.

Уже в древних республиках общественные потребности удовлетворялись большею

частью повинностями граждан; но эти повинности были вместе общественными должностями

(munera), доступ к которым составлял право членов общины. Империя это право

превратила в тяжелую обязанность и сделала его сословным. Разлагающееся государство

было не в силах удовлетворять своим потребностям путем свободы; оно делало

их принудительными для тех разрядов лиц, которых занятия соответствовали общественным

нуждам. А так как все бежали от этих повинностей, то оно прикрепляло к ним

граждан потомственно, образуя из них таким образом юридические сословия, связанные

обязанностями в отношении к государству. Все это, разумеется, должно было

исчезнуть с падением Империи. Однако средневековый порядок не уничтожил сословного

деления, а напротив, придал ему новую силу; но он построил его на совершенно

иных началах, именно, на частном праве, которое лежало в основании всего средневекового

общественного быта. Занятие определяло положение человека в обществе, давало

ему большую или меньшую силу и влияние, а с тем вместе высшую или низшую честь.

По началам частного права, положение и честь считались личным достоянием человека,

которое передавалось детям. Через это, занятие становилось наследственным

устанавливались постоянные разряды лиц, каждый с своими особенными правами

и привилегиями. Это сословное деление развивалось в более или менее резких

формах. На Западе первоначально два сословия стали друг против друга, как

высшее и низшее: военное и земледельское. Первое возникло из завоевательной

дружины, второе составляло главную массу покоренного населения. Скоро однако

победители смешались с побежденными. Часть последних примкнула к военному

ремеслу, которое давало силу и честь, тогда как занятие земледелием, привязывая

человека к почве, делало его крепостным. Со временем между этими двумя сословиями

стало третье, городовое. Города были убежищем свободы против военной силы;

здесь, под защитою стен, развивалась промышленность. Городовое сословие завоевало

себе особое, привилегированное место в ряду других. К нему, в большей или

меньшей степени, примыкали и получившие свободу сельские общины. К этому присоединялось

наконец характеризующее средневековый порядок противоположение церкви и гражданского

общества. Духовенство выделялось как особое сословие, высоко стоящее по своему

призванию и пользующееся значительными привилегиями. Таким образом, каждое

сословие заняло или завоевало себе то место, которое соответствовало его призванию

и его материальному или нравственному могуществу. Однако, в средние века переход

из одного в другое не был так затруднен, как впоследствии, ибо сословия, образуя

естественно организующиеся корпорации, в целом своем составе не замыкались

еще определенными чертами. Дробные силы господствовали во всем общественном

строе, что вело к установлению множества переходных форм.

Возрождающееся государство нашло это устройство уже упроченным. Оно не

могло не признать, ибо на нем держалось все общество, и государство воспользовалось

им для своих целей. Занятие в гражданском порядке есть частное дело, но в

нем лежит то политическое начало, что оно развивает способность к исправлению

тех или других потребностей государства. Вследствие этого, подобно тому, что

было в Римской Империи, каждое сословие получило известное место и значение

в политическом строе. Оно определилось в целом своем составе по отношению

к государству; его права и обязанности были введены в общую систему и прилажены

к государственному порядку. Высшее политическое значение, разумеется, получило

дворянство, как сословие занимающееся преимущественно службою и государственными

делами. Отсюда высшие права и привилегированное положение в обществе.

Однако сословное устройство не могло вполне отвечать государственным

потребностям нового времени. Занятие, по существу своему, есть дело свободного

призвания, а потому должно быть открыто для всех; способность далеко не всегда

соответствует наследственности; справедливость требует, чтобы условия способности

были установлены одинакие для всех граждан; наконец, система личных повинностей,

определяющая различные сословные обязанности, есть не более как первобытный

способ удовлетворения государственных нужд. Способность нести вещественные

повинности зависит главным образом от имущества, вследствие чего подати и

повинности, рано или поздно, с лиц переводятся на имущество, кому бы оно ни

принадлежало. С тем вместе исчезает государственное значение промышленных

сословий, ибо обязанности их равно распространяются на всех. С другой стороны,

служебные повинности дворянства также исчезают, ибо принудительная служба,

стесняя личную свободу, не удовлетворяет и государственным потребностям. Служба

становится открытою для способных людей всех сословий, а не для однего только

класса. Как же скоро, сообразно с истинно государственными началами, имущественные

обязанности и служебные права распространяются одинаково на всех граждан,

при соблюдении общих всем условий, так постепенно сглаживаются и сословные

различия. Сословия падают и сливаются по мере того, как государство освобождается

от средневековых начал, от господства гражданского общества, и развивает собственный

свой организм. Этот общий исторический ход ускоряется или задерживается разнообразными

обстоятельствами, состоянием данного общества, распространением образования

в средних классах, развитием движимой собственности, наконец политическим

устройством, которое установляется в той или другой стране. Сословный порядок

составляет естественную принадлежность неограниченной монархии, где отдельные

интересы имеют каждый свою организацию, и над всеми возвышается объединяющая

их власть; но он неуместен в конституционном правлении, где представительство

должно выражать не раздельные интересы сословий, а общий всем интерес государства.

Поэтому, развитие политической свободы неизбежно ведет к падению сословий.

В политике излагаются те отношения государства к обществу, которые требуют

в данных условиях сохранения или изменения сословного устройства; общее государственное

право должно ограничиться указанием исторического процесса, в силу которого

средневековой порядок, основанный на частных правах и привилегиях, заменяется

государственными началами, признающими общую свободу и общие для всех условия

способности.

Этот исторический ход мы видим во всех европейских государствах. Однако

в различных странах он принял разное направление*(7).

В Англии все сословия рано сблизились и соединились против королевской

власти; во главе их стало высшее дворянство-великие бароны, которые вследствие

этого приобрели силу и авторитет в народе. Это сближение сословий, прежде

нежели успел установиться настоящий государственный порядок, повело к постепенному

исчезновению грани между ними. С другой стороны, раннее освобождение крепостных

уничтожило различие состояний по зависимости и сделало возможным легкий переход

из городского состояния в сельское и обратно. Города не выдвигались, как убежища

свободы; некоторые из них получили корпоративное устройство и пользовались

привилегиями, другие оставались слитыми с графствами. Ко всему этому присоединилось

то, что в Англии, вследствие морского ее положения, дворянство рано потеряло

военный характер. Временные повинности заменились денежными взносами. Таким

образом, податние обязанности одинаково распространились на всех землевладельцев

и горожан. Отсюда слияние представителей рыцарства и городов в нижней палате

и образование из них общего состояния общинников или простолюдинов (commoners).

Из них выделилось только высшее дворянство, которое заняло привилегированное

политическое положение. Это сословное различие сохраняется в Англии до сих

пор. Члены верхней палаты, пэры, называются благородными (noblemen), остальные

простолюдинами (commoners). Первые пользуются некоторыми гражданскими преимуществами,

главным образом по суду: за преступление они судятся равными, в иных случаях

не приводятся к присяге, а делают объявления по чести, не могут быть арестованы

за долги; оскорбление их наказывается строже. те же привилегии распространяются,

и на их жен. Но они не пользуются никакими изъятиями от общих гражданских

тяжестей, и младшие сыновья их нисходят на степень простолюдинов. Значение

пэров состоит в политической власти, а не в гражданских привилегиях, Таким

образом, здесь самим ходом жизни сословные разделения сгладились; осталась

только политическая аристократия. Ею поддерживается аристократический строй

английского общества.

Совершенно иное произошло во Франции. Здесь, вследствие развития абсолютной

монархии, высшее дворянство лишилось политического могущества и слилось в

одно сословие с низшим рыцарством. Дворянство составило таким образом одно

тело, отделенное резкою чертою от других сословий, однако доступное посторонним.

В него можно было вступить посредством военной службы (noblesse d'epee), посредством

службы гражданской (noblesse de robe), наконец посредством пожалования (noblesse

de lettres). Дворянство имело своих отдельных представителей в генеральных

штатах, где оно не соединялось с другими в общих совещаниях, а образовало

особую палату. Но так как генеральные штаты собирались редко, а с начала ХVII-го

века вовсе даже не собирались, то в сущности политического могущества оно

не имело. Зато тем с большею ревностью оно охраняло свои привилегии. Самые

стеснительные для народа преимущества, те, которые возбуждали наиболее ненависти,

были изъятие от податей и феодальные права, тяготевшие над крестьянами. Податние

тяжести всецело падали на третье сословие, обнимавшее собою города и села.

Городское сословие составляло главную опору французских королей в их борьбе

с аристократией; оно доставляло им денег и людей, а также и нравственную поддержку.

Внутри себя оно разбивалось на отдельные корпорации, но в целом составе оно

юридически не отделялось от свободного сельского состояния. Образовавшееся

из них третье сословие имело свое отдельное представительство в штатах. Обнимая

собою огромное большинство народонаселения, оно выдвигалось не только количественно,

но и качественно. В верхних своих слоях оно было богаче силами, зажиточнее

и образованнее, нежели дворянство. Поэтому привилегии последнего казались

ему несправедливыми и стеснительными. Между тем, французское дворянство, при

своих блестящих дарованиях искони лишенное политического смысла, крепко за

них держалось и не хотело уступать. Борьба должна была вспыхнуть рано или

поздно. Она возгорелась, когда неспособное правительство, чувствуя свое бессилие

совладать с движением, отдало себя в руки генеральных штатов. Против требований

народа королевская власть искала опоры в привилегированных сословиях и была

унесена вместе с ними. Революция установила во Франции начало всеобщего гражданского

равенства, уничтожив всякие сословные различия. Впоследствии Наполеон и Бурбоны

пытались восстановить наследственную аристократию, но их попытки показали

только всю несостоятельность этого плана. Аристократию нельзя создать там,

где она не выросла из самого народа или потеряла в нем корни.

Опять иное положение получило дворянское сословие в Германии. Здесь высшее

дворянство приобрело державные права. Вследствие ослабления императорской

власти, Германия распалась на множество отдельных, отчасти весьма мелких территорий.

Остальные же сословия резко отделились друг от друга. Крестьяне были крепостные;

городское же сословие и низшее дворянство замкнулись в исключительные корпорации.

Это устройство начало падать с разрушением Империи. Множество мелких владельцев

были медиатизированы; они лишились державных прав и образовали высшее дворянство

(lioher Adel, Standesherrn), с особенными, частью политическими, частью гражданскими

привилегиями. С другой стороны, вследствие освобождения крестьян, сгладилась

граница между сельским сословием и городским; оба слились в общегражданское

состояние. Мало-помалу с ними сравнялось и низшее дворянство, которое постепенно

лишалось своих преимуществ. Оно было подчинено общему суду, общим податям

и военной повинности; у него в новейшее время были отняты вотчинный суд и

вотчинная полиция. Другим сословиям дано было право приобретать рыцарские

имения, за которыми долго удерживались особенные права. В Пруссии произошло

полное юридическое уравнение дворянства с другими сословиями, за исключением

чисто почетных преимуществ; в других же германских государствах до сих пор

еще, в виде исключения, сохраняются остатки прежних привилегий. Так, в Вюртемберге

одно дворянство имеет право владеть рыцарскими имениями; в Баварии и других

странах оно одно имеет право учреждать фидеикоммиссы; в Вюртемберге за ним

остается привилегированный суд; в Бадене, Вюртемберге, Гессене оно имеет особое

представительство в верхней или нижней палате. В Мекленбурге право отдельного

представительства в земских чинах распространяется на всех владельцев рыцарских

имений, кому бы они ни принадлежали; но фактически эти имения находятся большею

частью в руках дворянства, которое через это удерживает преобладающее значение.

Оно одно сохранило и право замещать должности ландратов, по представлению

чинов и назначению правительства.

Если таким образом низшее дворянство в Германии вообще уравнялось с другими

сословиями, то высшее, напротив, большою частью сохранило свое привилегированное

положение. Оно было обеспечено ему Союзным Актом 1815 года, в замен утраченных

державных прав. Его членам присвоены были следующие права: 1) равенство рождения

(Ebenburtigkeit) с державными домами, с чем связано и учреждение неравных

браков, в силу которого состояние мужа не сообщается жене низшего происхождения,

а также и рожденным от нее детям. 2) Право без разрешения пребывать во всяком

немецком государстве и в государствах дружественных, право, ныне утратившее

свое значение. 3) Семейная автономия, или право издавать семейные уставы относительно

владения имуществом. 4) Привилегированный суд в гражданских делах и суд равных

для старших членов в делах уголовных. 5) Изъятие от воинской повинности. 6)







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 329. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия