Исследовательское задание
Используйте для обобщения полученных данных и обсуждения этих результатов с коллегами классификации известных исследователей образования, последователей Жана Пиаже, Леона Кольберга и Пьера Майера, которые выделили три философии образования, имеющие непосредственное отношение к тому, как может быть реализована идея инклюзии в образовании. Таблица 1.2 Классификация основных типов философии образования, предложенная Л. Кольбергом и П. Майером в 1972 г.
Задание 2 Предложите своим коллегам краткие определения эксклюзии и инклюзии. Попросите их в течение 8 минут написать как можно больше слов, связанных с эксклюзией и инклюзией, разделив лист на две равные части – в одной писать слова про эксклюзию, в другой – про инклюзию. Проанализируйте полученные списки вместе с ними с точки зрения того, каких терминов вспомнилось больше, - про эксклюзию или инклюзию. Используйте для анализа вопросы к вводному упражнению в курс. Составьте отчет о проведенном исследовании.
Прикладное задание Повседневным воплощением понятия инклюзии в образовательную среду становится приспособленность ребенка к среде и среды к ребенку, что обеспечивает удовлетворение различных социальных потребностей ребенка. Зарубежные исследователи проблемы адаптации детей к школе пришли к выводу, что ребенок адаптируется к двум системам отношений: формальной, т.е. связанным с учебой и взаимодействием учитель – ученик, и неформальной, связанной с взаимодействием со сверстниками. Часто эксклюзия из образования означает отчуждение ребенка от одной из систем или от обеих. Ниже приведены три группы показателей адаптации ребенка к школе: Адаптация к требованиям учебной ситуации: Ребенок: Внимательно слушает инструкции педагога и указания к действию; Отвечает или пытается ответить на вопрос, когда педагог его спрашивает; Похвала, замечание, ограничение времени и другие приемы, которые применяются учителем, стимулируют ученика к более адекватному поведению; Может работать самостоятельно, при минимальном участии педагога.
К показателям адаптации в системе неформальных отношений, которая одобряется педагогами, могут быть отнесены: Ребенок: Обращает внимание на нужды других; Умеет выражать гнев и злость соответствующим образом (не проявляет в таких ситуациях агрессию или другие формы деструктивного поведения); Идет на компромисс (соглашение) со сверстниками, если ситуация требует этого; Демонстрирует симпатию в отношении других.
Показатели адаптации, которые свидетельствуют о том, что ученик принят сверстниками: Другие ребята ищут его (ее) для вовлечения в свои игры и совместную деятельность; Может изменить свою деятельность, если это требуется для продолжения взаимодействия; Проводит свободное время вместе со сверстниками; Взаимодействует с одноклассниками, которые принадлежат к разным группировкам.
Вопросы Как вы полагаете, какие варианты соотношения этих показателей возможны? Может ли случиться так, что ученик в одной системе отношений окажется принятым, а в другой нет? Как в таком случае характеризовать ребенка: как включенного или отчужденного от обучения? Попробуйте выделить детей различных типов адаптации к школе посредством собеседования с коллегами, родителями. Подумайте, как можно помочь детям, у которых проявляется дезадаптация только в одной сфере или в обеих сферах школьной жизни. Рекомендации и комментарии Исследование, проведенное автором пособия, Викторией Шмидт, в одной из московских школ показало, что: При переходе из начальной в среднюю школу количество детей с рассогласованной адаптацией к школе (когда один из типов адаптации представлен, а другой - нет) увеличивается. Среди девочек преобладает ориентация на адаптацию к формальной среде, тогда как среди мальчиков – к неформальной. Кроме того, трудно выстроить систему специальных занятий, которые бы содействовали согласованию адаптации в формальных и неформальных отношениях ребенка. Т.е., на адаптацию ребенка можно влиять только опосредованно, и это воздействие не может быть чересчур интенсивным или кратковременным. Очевидно, что значение имеет стиль преподавателя в начальной школе, когда складывается система ценностей коллектива детей – преподаватель, который жестко контролирует детей, приучает их к конкуренции и жесткой обратной связи, формирует основу будущего антагонизма между формальной и неформальной структурами отношений в классе. И наоборот, педагог, который с самого начала пребывания детей в школе формирует рефлексию детей относительно их отношений, успехов, предпочтений в достижениях, создает климат активного толерантного отношения друг к другу, - закладывает основы позитивной адаптации своих подопечных на всех последующих стадиях обучения. Несомненно, роль учителя – не единственный фактор адаптации и инклюзии детей, но без его участия обеспечить всем детям условия для полноценного эмоционального развития и включения в школьную жизнь трудно. Предложите своим коллегам обсудить эту точку зрения на проблему роли педагога в инклюзии детей и значение микроклимата в коллективе детей. Обсудите и такую проблему, как неадекватный стиль педагога, его основные проявления и пути преодоления неадекватного стиля работы педагога. Используйте материалы других курсов для выработки точки зрения по этому вопросу.
Вводное упражнение Выберете один из уровней образования (дошкольное, общее, среднее специальное, высшее, профессиональная переподготовка) и подберите как можно больше ситуаций, при которых обучающийся мог бы оказаться в числе отчужденных от обучения. После этого определите (в %) вероятность того, что эта ситуация может произойти с любым из тех, кто обучается на этом уровне. После этого попробуйте определить возможные пути минимизации риска. Самые важные темы этого занятия: · междисциплинарный подход к пониманию эксклюзии и инклюзии; · критерии определения эксклюзии. Самый важный вопрос данного занятия – какое понимание эксклюзии требуется российскому образованию, каков вклад каждой из наук в формирование представления об эксклюзии и путях ее преодоления.
План-конспект лекции: Различные подходы к описанию эксклюзии в современной России (экономический, социологический, политико-правовой, психологический, междисциплинарный) Экономическое понимание социальной эксклюзии прошло длительный путь от примитивного отождествления бедности и эксклюзии к установлению сложной взаимосвязи между занятостью, доходом и социальной активностью человека. Этот подход сложился в понимании эксклюзии и путей инклюзии одним из первых. Ранее экономическое определение социальной эксклюзии, «…недостаток материальных средств и неспособность успешно участвовать в экономической, социальной и культурной жизни, а также, по ряду характеристик отчуждение и дистанцирование от основного хода общественной жизни», по сути, ставило знак равенства между эксклюзией и материальной несостоятельностью, а бедность определялась ведущей причиной эксклюзии. При этом здравый смысл подсказывает, что социальная изоляция необязательно бывает обусловлена исключительно бедностью. Тем не менее, нельзя отрицать и отсутствие связи между эксклюзией человека из общества и уровнем его достатка. Борьба с бедностью в рамках раннего экономического подхода становится основой программ социальной инклюзии.
Итак, низкий доход еще не показатель социальной эксклюзии, а денежной помощи недостаточно для включения человека в общественную жизнь. Современный экономический подход к проблеме социальной эксклюзии основывается на оценке трудовых доходов человека. Профессиональная занятость – это основной путь получения дохода, высокого социального статуса и признания в либеральном капиталистическом обществе. Соответственно, безработица – это тот пробел в социальной позиции, который представляется основным препятствием для инклюзии человека в общество. Основной стратегией преодоления проблем эксклюзии, в том числе и эксклюзии из образования, признается обеспечение постоянной занятости родителей.
Развитие экономического подхода обусловлено преобразованием точки зрения на источник бедности. Современные исследователи выделяют четыре основных подхода дляобъяснения бедности: § индивид – бедность как результат лени, неадекватности, нарушений развития, того, что люди не планируют жизнь (например, заводят детей в сложные периоды жизни), бросают работу и т.д.; § семья – обучение, воспитание, происхождение работают на воспроизведение бедности; возникает так называемый цикл депривации; § субкультура – образец поведения, но заимствованный не только и не столько в семье, сколько в культуре («совок» - тот, кто не хочет меняться к лучшему, но хочет жить не хуже других), культура бедности; § структура – продукт общества, социальных отношений (социальное разделение, класс, статус, власть).
Образование в контексте современного экономического подхода становится ресурсом для трудоустройства людей, имеющих высокий риск быть отчужденным от социальной жизни. Взаимосвязь образования и сферы занятости стоит в центре внимания новейших экономических теорий (Anthony Atkinson, John Hills, Stephen Machin и др.).
- сочетание домохозяйств на одной территории (доля семей с одним родителем, одиноких людей, пенсионеров; все, что составляет ресурсы или ограничения жизни ребенка в микросообществе); - доход домохозяйств (20% самых обеспеченных и 20% самых бедных домохозяйств среди всех проживающих на территории); - сочетание людей и домохозяйств разных этничностей и национальностей (удаленность от традиционной национальной культуры и обычаев); - участие в обществе (измеряется по доходу человека и отчисляемым налогам); - коммунальные условия (вид владения жильем, плотность жилья, смена мест проживания). Выделение этих критериев имело значение для определения бытовых, повседневных признаков эксклюзии человека из общества.
Несмотря на существенные различия экономического и социологического подходов, они имеют общую черту – сосредоточенность на самом явлении исключения людей из общественной жизни, аспектах общественной жизни, из которых исключаются люди – на образовании, здравоохранении, труде, социальном обеспечении. Этот фокус исследования имеет свои плюсы и минусы. К несомненным плюсам можно отнести подробное и всестороннее описание социальной реальности; к минусам - явно описательный характер, сложность в определении причин социальных проблем и, следовательно, путей их преодоления. Основу политико-правового подхода к эксклюзии составляет различение вклада левой (социал-демократической) и правой (либеральной) идеологий в понимании источников существования проблем и путей их решения. Либеральная традиция сосредоточена на гражданских правах (личная неприкосновенность, свобода совести, слова, передвижения, политического выбора и т.д.), а социал-демократическая – на социальных правах, и в первую очередь, праве на труд. В либеральной традиции политическая инклюзия – это в первую очередь, получение доступа к участию в принятии решений. В социал-демократической традиции инклюзия означает возможность выбора пути обеспечения своих социальных прав. Разумеется, между крайними точками есть пространство умеренного выражения идеологических установок. Кроме того, все больше в практику проникает отношение к идеологии как технологии решения социальной проблемы. Этот подход получил название «смешанный тип благосостояния» (mix welfare state). В основе подхода находится идея невозможности следовать одному идеологическому профилю в решении всех социальных проблем: одни проблемы решаются в рамках про-государственного профиля, а другие – более либеральными приемами. Установка на обеспечение различных групп прав приводит к вариативным технологиям их обеспечения. Однако отдельный специалист или служба не могут реализовать такой смешанный подход, поэтому любой представитель социальной сферы так или иначе занимает левый или правый профиль в понимании проблем и путей их решения. В Таблице 2.1 приведено сравнение «правого» и «левого» понимания эксклюзии и инклюзии. Таблица 2.1 Сравнение понимания проблемы эксклюзии в разных идеологиях
Политико-правовой подход определяет основные различия в стратегиях и техниках решения социальных проблем. Так, психосоциальная помощь (консультирование, тренинги, содействие личностному росту) вписывается в либеральную модель, а радикальные технологии (общественные движения, социальные акции, активизация микросообществ, сети адвокации) в социал-демократическую. Политико-правовой подход играет особую роль для профессиональной рефлексии специалистов социальной сферы. Выбор специалистом методик работы обоснован социально-политическим самоопределением и потребностями социальной сферы в данный момент. Одним из требований к профессиональной деятельности специалиста социальной сферы, будь то учитель, социальный работник, правозащитник, является его политическое самоопределение.
Психолого-педагогический подход к проблеме эксклюзии – один из самых распространенных в российском образовании. Психологический подход может быть направлен на анализ поведения тех, кто дискриминирует, отчуждает, проявляет нетерпимость, и тех, кого дискриминируют, отвергают, к кому относятся нетерпимо. Сбалансированный психологический подход должен быть в равной степени обращен и к тем, кто проявляет негуманное поведение, и к тем, кто становится его жертвой. В противном случае психология оказывается либо инвалидизирующей (если в фокусе только поведение специалистов) или дискриминационной по сути (если в центре исследования – только «жертвы» - ученики и родители).
Развитие парадигм современной психологии как нельзя лучше отвечает задаче исследования дискриминации и разработке путей анти-дискриминационной практики. Прежняя, классическая психология, которая основывалась на понимании общества и его требований как объективной реальности, закрепленной в нормах и неформальных правилах повседневной жизни, уступила место другому пониманию роли социальных рамок. За последние десятилетия распространение получило направление так называемого радикального гуманизма, цель которого - формирование приемов контроля над собственным мышлением и поведением, понимание того, что происходит, в чем источник проблемы. Если для классической психологии и даже традиционной гуманистической психологии вопрос состоял в том, где источник проблемы – в человеке или людях, его окружающих, то радикальный подход подчеркнул неразрывную взаимосвязь социально-политического источника проблемы и влияния проблемы на повседневную жизнь человека.
Психологический подход существенно продвинулся в разработке вопроса дискриминации, поскольку были найдены серьезные контраргументы против классической концепции равенства. С периода Нового времени и развития философии Просвещения утвердилось положение о том, что неравенство между людьми обусловлено не различиями в их способностях и возможностях, но неодинаковым доступом к благам. Этот подход, получивший название «нейтральный к дискриминации», стал сейчас одним из самых сильных аргументов против проведения специальных программ помощи пожилым, женщинам и инвалидам. Психологическая наука оспаривает данную точку зрения. Для того чтобы дискриминации не было, мало предоставить одинаковые возможности – к такому выводу приходят психологи, которые анализируют формулировки законов и результаты социальных программ. Важно выявлять уязвимые места, которые могут приводить к уменьшению социальной мобильности человека, а следовательно, к возрастанию риска его дискриминации.
Таблица 2.2 Преодоление установок на эксклюзию
Задание 1: Ниже приведены критерии, которые используются для прямой оценки эксклюзии среди учащихся. Как можно использовать данные критерии для оценки эксклюзии в российской школе? Какие критерии будут более значимыми для наших условий, а какие – нет? Какие критерии следовало бы ввести в эту схему дополнительно? На основе этих критериев разработайте программу оценки эксклюзии в отдельном районе, школе, городе и т.д. По возможности апробируйте ее. Критерии: 1. Количество (доля) детей, не посещающих школу · Не посещающих вообще · Посещающих редко (меньше 30% учебного времени) · Посещающих нерегулярно (от 30% до 55% учебного времени) 2. Доля учащихся, которые учатся в особых учреждениях (школы-интернаты для детей с задержкой развития, коррекционные школы, школы в колониях); 3. Показатели присутствия в школах детей разной этничности, социо-экономического статуса (сколько детей разных национальностей, разного уровня семейного дохода учатся в одной школе); 4. Количество (доля) учащихся, не занимающихся внеклассной деятельностью; 5. Количество (доля) детей, не имеющих средств на престижные молодежные развлечения (катание на роликах, посещение концертов модных исполнителей и т.д.); 6. Доход семьи ребенка, социальный статус семьи, оценка ее социальной мобильности и социального капитала; 7. Количество (доля) детей, вовлеченных в криминальную деятельность и асоциальное поведение; 8. Количество детей, которые субъективно оценивают свой статус в школе как статус отверженных. Задание 2: Исследование, проведенное в Саратовской области в 2002 г. (под руководством проф. Т. Шанина, И. Штейнберга), посвященное, в том числе, вопросам эксклюзии из образования, показало, что для многих специалистов существует некое табу на тему эксклюзии. Ниже приведен фрагмент отчета по этому исследованию: «Многие респонденты при прямом обсуждении тем эксклюзии, дискриминации, нетерпимости проявляют признаки психологической защиты. В качестве признаков такой защиты можно указать на тот факт, что родители гимназистов, отвечая утвердительно на вопрос о необходимости деления детей по уровням, сами же называют такую точку зрения «фашистской», но не хотят отказаться от нее. Пафосные установки со стороны респондентов – «все мы братья» (сельская школа), «образование для всех» (городские школы) также дают респондентам возможность уйти от неприя
|