Бақылау сұрақтары. Понятия “духовный опыт” и “духовное пробуждение” многократно употребляются в этой книге, которая, при внимательном чтении
Понятия “духовный опыт” и “духовное пробуждение” многократно употребляются в этой книге, которая, при внимательном чтении, свидетельствует, что перемены, происходящие в личности и достаточные для излечения от алкоголизма, проявляются в большом разнообразии форм. Однако же верно и то, что у читателей первого издания сложилось впечатление, что изменения в личности или религиозные переживания должны иметь характер внезапных и ярких сдвигов в сознании. К нашему общему счастью, это заключение ошибочно. В нескольких первых главах описываются такие случаи внезапных коренных перемен. Хотя мы не стремились создать такое впечатление, многие алкоголики, тем не менее, сделали вывод, что для выздоровления они должны обрести непосредственное и переполняющее чувство “Осознания Бога”, за которым сразу же последуют большие перемены во взглядах и восприятии. Среди нашего растущего, многотысячного содружества алкоголиков такие перемены хотя и не редки, но отнюдь не являются правилом. Большинство случаев относится к той категории, которую психолог Уильям Джеймс называет “образовательной разновидностью”, поскольку в этих случаях события развиваются медленно, на протяжении некоторого времени. Очень часто друзья нового члена АА осознают произошедшую в нём перемену гораздо раньше его самого. В конце концов и он понимает, что в его отношении к жизни произошли глубокие изменения и что эти изменения едва ли можно отнести лишь за счёт его собственных усилий. То, что часто происходит в течение нескольких месяцев, редко могло бы быть достигнуто за годы самодисциплины. За редким исключением, члены АА обнаруживают, что они открыли в себе не известный ранее внутренний источник, который они ныне отождествляют в собственном понимании с Силой более могущественной, чем они сами. Большинство из нас считает, что осознание некой Силы, более могущественной, чем мы сами, составляет суть духовного опыта. Более религиозно настроенные члены АА называют его “Осознанием Бога”. Особенно мы хотели бы подчеркнуть, что любой алкоголик, способный честно взглянуть на свои проблемы, способен, как показывает наш опыт, выздоравливать, при условии, что он не отвергнет полностью понятия духовности. Он может потерпеть поражение, только встав на позицию нетерпимости и воинствующего отрицания. Мы находим, что духовная сторона Программы не должна вызывать трудностей. Желание, честность и непредубеждённость — основные качества, необходимые для выздоровления. И они незаменимы. “Существует принцип, встающий преградой на пути любой информации, являющийся защитой от любых аргументов, неустанно поддерживающий в человеке вековечное невежество. Этот принцип — заведомое пренебрежение, предшествующее познанию”. ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР
Дәрістің қысқаша мазмұны
Адамзат тарихының ең ежелгі сатысы – тас ғасыры. Ол ерте-палеолит, орта-мезолит, жаңа-неолит болып бөлінеді. Қазақстан аумағындағы алғашқы адамның іздері: тастан жасалған еңбек құралдары, жануарлар сүйектері, от қалдықтары барлық аймақта табылған. Археологиялық зерттеулер бойынша алғашқы адамдардың қоғамдық қатынасы мен шаруашылық өмірінің дамуын байқауға болады. Тас ғасырындағы адамдар шаруашылығының негізгі түрлері: терімшілік, аң аулау, балық аулау, садақ пен жебені ойлап табу, өндіретін шаруашылық (мал шаруашылығы, диқаншылық, қол өнері). Тасты өңдеу техникасының дамуы. Адамдардың қоғамдық қатынасының алғашқы түрі – адам тобыры пайда болды. Рулық қатынастар пайда болады. Аналық ру, аталық ру. Тайпа қалыптасады, өнер және діни наным-сенімдер пайда болады. Б.з.дейінгі ІІ мыңжылдықтың бірінші және екінші ширегі аралығында Евразия даласында жезге қалайыны қосу арқылы қола ойлап табылады. Қола дәуірінде Қазақстан жерін мекен еткен тайпалар шаруашылығының басты саласы - мал шаруашылығы болды. Бақташылық шаруашылықтың жаңа түрлері – малды жазғы жайылымға шығару, малдың бір бөлігін отарда ұстау, жем-шөп дайындау пайда болды.
Бақылау сұрақтары 1. Қазақстан аумағындағы тас ғасыры дәуріндегі алғашқы адамдардың дүние танымы, археологиялық ескерткіштері. 2. Қола дәуірінің жалпы сипаттамасы, негізгі ерекшеліктері. 3. Андронов, Беғазы-Дәндібай мәдениеті.
|