Студопедия — ЧАСТЬ I 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЧАСТЬ I 6 страница






д) брамины–ганеши

Браминам по уму и вайшам по склонностям соответствует психотип ганы. Их прототип показан как Ганеша, с головою слона, олицетворяющей мудрость, и с брюшком, олицетворяющим тяготение к мирским удовольствиям. Это — мудрость обывателя, «умение жить». В каком–то смысле это тоже риши–мудрецы, браминывесельчаки. Шиваиты провозгласили Ганешу, как связанного с четвергом, то есть с днём мудрости, покровителем наук, однако это позднее привнесение. Ган на санскрите в широком употреблении означает «род», «семья» и образует большое число слов в значении «домашний, деревенский, городской». Если это — наука, то совсем иная, нежели та, покровителем которой в Египте был Тот–Гермес, владыка зелёного луча, более высокого, чем материальный жёлто–красный. В отличие от браминов–аналитиков, это — брамины–живчики, подвижные и веселые. Ганы — полная противоположность нагам, включая буквенное написание. Они — Дэвы, у них доминирует правая половина мозга. Если брамины–аналитики — это чаще грозный Сатурн, владыка конечного времени и воздаяния, то Ганеша, сын его жены, — любвеобильный Зевс позднего олимпийского пантеона, поздний Индра. В художественной литературе данный тип встречается, например, как священники, больше думающие о трапезе и прихожанках, нежели о спасении. Это словоблуды и незлостные обманщики. Если брамин–аналитик пишет сухо и скучно, то брамин–живчик поёт как соловей. Это лучшие популяризаторы науки и знания, но, конечно, не ученые. Их отличие от царей–управителей (раджа–риши) заключается в том, что их способности направлены исключительно в сторону мирского, мирской майи. Если раджа–риши по положению — самостоятельны, они подобны отцу семейства, то есть они — первые лица, то ганеши несамостоятельны, часто безответственны, поэтому они всегда вторые. Когда они благодаря своим умственным способностям и коммуникабельности занимают удобные места священников, врачей, преподавателей, руководителей научных отделов, то часто это неглупые распорядители жизни, создающие видимость труда или священнодействия, а в действительности — потребители жизни. Их больше интересует время «после работы», чем время труда. При таком подходе к жизни они рискуют в этом или следующем воплощении превратиться в претов.

Два ролевых общественных типа, которые будут рассмотрены далее, по социальной роли практически равнозначны, одинаково ценны, как центры оплечий и центр легких, как поджелудочная железа и селезёнка.

е) вайши

Вайшами в изначальном смысле слова выступают посредники жизни, её дыхание. В «Махабхарате» это братья–близнецы Накула и Сахадэва, отцами которых являются братья–Ашвины. Среди стихий это воздух и прана. Среди психотипов им обычно соответствуют дэвы, а ещё чаще — гандхарвы. Согласно мифу, братья Ашвины летят на повозке перед восходом Солнца, и вместе с ними на их карете стоит их сестра — Ушас, Заря. Ушас, или Урусвати, это психотип дэва или архата, это лирик. В «Махабхарате» она — жена Пандавов Драупади. Братья–Ашвины — это гандхарвы, вайши. Лирик и вайши очень близки. Лирик более целеустремлен и огненнен, его стихия — огонь манаса–сердца. Солнечный вайша более ажурен, воздушен и колеблем. Это воздух души. Это голубовато–зеленоватые, или розоватые тона. Они имеют тонкие кости, иногда из–за переизбытка огня воздуха страдают чахоткой, малокровием. Они чувствуют все тонкие переливы души. Например, Тициан. Это люди светлого, воздушно–радостного настроения. Лирик — это более устойчивый тип, это, например, Пушкин — сердце русской поэзии. Впрочем, Пушкин по духу, по его синтетичности, скорее всего, огненный вождь, архат, человек Шестой Расы, воплотившийся на Земле как воздушно–огненный лирик.

Душа человека, её дыхание, являются посредником между духом и телом. Греки создали образ посланца богов — Гермеса, серебряного посредника между небом и землёю. В Индии эта нить называется Антахкарана. Вместе с тем есть его более прозаический двойник, с которым традиционно связывают ремёсла, торговлю, финансы. Но также и художественное творчество, литературу. Действительно, вайши преобладают в данных областях жизни. У лунных вайш тона более низкие: жёлтые (не путать с высоким жёлтым раджа–риши) и оранжевые. Их стихия менее воздушная и более водянистая, так сказать, лунный эфир. Им соответствует столь деликатный и тонкий орган, как селезёнка.

Существует также лунный тип вайш со стихией земли, или воздуха с признаками земли. Например, статисты, работники учета, экономисты. Они в чём–то напоминают браминов–аналитиков, они такие же Асуры, но обладают менее выдающимися умственными способностями, а по жизни — более подвижны и прагматичны. Такие вайши любят трудиться. Как Асуры, — они не испытывают потребности во лжи, прямолинейны, поэтому в непосредственном товарообмене их мало. В современной жизни, в организации труда полно промежуточных видов деятельности, посредников между одним и другим. Этим добросовестно и занимаются данные вайши. Когда–то в далекой древности им, согласно «Законам Ману», полагались пастьба скота и земледелие, но не исключено, что они здесь выступали в качестве учетчиков, заготовителей и прочих промежуточных работников. В широком смысле — это сфера обслуживания.

ж) кшатрии

Кшатрии в общем случае отличаются от царейводителей меньшими способностями, меньшей универсальностью. Это по призванию руководители среднего звена. Если вожди в массе людей психологически соответствуют типу «лидера», то кшатрии в большей мере исполнители, которые помогают «лидеру». В «Махабхарате» это — второй из Пандавов — Бхимасена. По склонности ума это Асуры. Таковых действительно много в армии. Но поскольку в мирное время борьба и сражения перенесены в область гражданской жизни, то кшатриев много и здесь. Эволюционно роль кшатрия — защита общества, защита правил, установленных царём–управителем, помощь вождю в преодолении препятствий. В теле человека высшей группе кшатриев соответствует высшее солнечное сплетение, располагающееся вокруг сердца и центра гармонии. Это центр легких, продуцирующий вокруг человека заградительную сеть рубиновых искр. Это солнечная корона вокруг лидера–сердца. Низшая группа кшатриев соответствует волевому животному центру в области пупка — низшему солнечному сплетению, Манипура–чакре, красному цвету. Именно этот центр максимально активен у этих людей в основной работоспособный период жизни.

з) шудры

О шудрах не имеет смысла распростряняться много. Среди них существует два типа людей: либо молодые духи, недавно ставшие человеком и проходящие на Земле период человеческого детства, либо деградировавшие старые духи, «впавшие в детство». Для первых их низшее положение на социальной лестнице — хорошо. В «Рамаяне» они описаны как обезьяны, медведи и прочие, помогавшие Раме. Для вторых, деградировавших, — это очень плохо. При детальном рассмотрении среди низших слоёв населения оказываются и совершенно деклассированные элементы: спившиеся алкоголики, наркоманы, нищие и иные, которых индийская традиция отнесла бы к щвапачам, чандалам и так далее. По психотипу второй вид шудр — преты для Дэвов или вараха, вепри, для Асуров.

Джайны в своей скрупулезной систематизации называют десять ступеней социальной лестницы, которые на рисунке изображены с помощью лучей звезды. Названные социальные роли аналогичны всем перечисленным выше варнам и их подтипам. Перевод санскритских терминов носит условный характер. Номерация лучей — автора.

10. Капха, питта, вата

Исследуя природу людей, мыслители древности выделили несколько повторяющихся типов, несколько конституций человека. Конституция — это то, с чем человек рождается и что остаётся практически неизменным на всю жизнь. Это подобно автомобильной колее: можно ехать и быстро, и медленно, и рывками и тем не менее оставаться всё в том же русле. Чтобы изменить колею, нужно переместиться в другое тело.

Один человек выходит на улицу в футболке, а другой, при той же погоде, — в свитере и плаще. Разница не только в привычке или закалке, но прежде всего — в конституции. Конституция — это не просто комплекция, но особая формула, в соответствии с которой тело обменивается с внешней средой энергией и веществом, звучит, так сказать, в резонанс с теми или иными внешними предметами и явлениями. Речь идёт прежде всего о стихии, которой соответствует тело человека.

В Аюрведе принята концепция трёх дош, или конституций: капха, питта, вата. Капха обычно переводят как «слизь», «флегма». Питта — как «желчь». Вата — как «воздух».

Жёлтая капха («флегма») объединяет в себе стихии земли и воды, красная питта («желчь») объединяет огонь и частично ветер или частично воду, а зеленоватоголубая вата («воздух») объединяет ветер и акашу.

Тела одних людей принадлежат одной доше, других — сочетанию двух дош и третьих — достаточно редко — сочетанию сразу трёх дош. Во многих случаях можно по внешнему телосложению, а особенно по телесным склонностям, безошибочно определить в человеке его конституцию.

Три доши определяют признаки не только тела, но связаны и с психическим состоянием человека, ибо конституция тела, как правило, совпадает с конституцией психики. Так, ножны от сабли совпадают с профилем сабли, но с трудом подходят для рапиры или слишком обширны для кинжала. В Приложении приводятся наиболее характерные черты каждой из дош. Случаи несовпадения «ножен» и «клинка» влекут сложные случаи двойных и тройных конституций.

Названия аюрведических конституций указывают на их тонкоматериальный корень, связываемый с каким–нибудь проявлением в организме. Этот корень также связан с четырьмя гиппократовскими типами темперамента.

Так, конституция питта связана с желчью, потому что на санскрите pitta означает «желчь» и pita на санскрите — «жёлтый» — цвет здоровой желчи. Греческое слово chole, от которого производно холерик, также означает «желчь», что показывает общее смысловое основание для происхождения греческого холерика и санскритского питта.

Kapha на санскрите означает «слизь», «мокрота», «эктоплазма», что по смыслу аналогично греческому слову phlegma (флегма), обозначавшему в медицине именно «слизь», а в оккультизме — тонкоматериальную «эктоплазму», «лимфу». От флегмы слово флегматик.

Санскритское название доши vata (санскр. — воздух, прана) указывает на активизацию в теле человека жизненного принципа, так называемого пранического, или, по–другому, витального тела. Это — энергия, благодаря которой разгорается костёр жизни. Санскритский корень vёta, придаёт словам смысл «жизненный», «жизнь»; от него латинское vita — «жизнь». Слово сангвиник, соотносящееся с дошей вата и питта, на греческом означает «жизненная сила», что созвучно санскритскому s№*ga — «цельный», «законченный», ибо сангвиники наиболее цельные и энергичные натуры.

Таким образом, конституции капха, питта и вата в части психической составной стали известны как три типа темперамента: флегматик, холерик и сангвиник.

Четвертый тип, меланхолик, связан с перевозбужденной или перестойной питтой (желчью) либо когда в питте огненная стихия сочетается не с воздухом, а с землёй и водой, превращаясь в «яд». Такое обострение астральной «желчи» проявляется у людей в виде меланхолии (от греч. melas — «чёрная» и chole — «желчь»). Холерик становится меланхоликом, или здоровая «жёлтая желчь» превращается в разбалансированную деструктивную «чёрную», подобно тому, как любовь может превратиться в ненависть или огонь очага — в пожирателя дома.

Поскольку темпераменты в большей степени принадлежат сфере низшего астрала, то есть низшим этажам психики, а методика дош Аюрведы в основном ориентирована на регулирование физического здоровья, то есть, на проблемы тела, то темпераменты Гиппократа и доши Аюрведы соотносятся так же, как четырёхмерное пространство астрала соотносится с трёхмерным пространством физического плана или как объёмная статуя соотносится с её плоской тенью. В темпераменте флегматика много соотношений с капха. У меланхолика к питте добавляется капха и иногда вата. У холерика помимо питты много ваты, а у сангвиника при доминировании питты наличествует общий баланс между всеми тремя дошами, плюс мощное насыщение ваты (праны).

С помощью пульсовой диагностики, практикуемой мастерами Чжуд–ши (тибетское соединение Аюрведы и китайской традиции), можно точно определять характеристики дош при сложных случаях их двойного и тройного сочетания или в случаях, когда доша перевозбуждена и ложно демонстрирует признаки противоположной доши. Так, тяжеловесный и одновременно подвижный человек может оказаться с перевозбуждённой вата. Или можно сказать иначе: его тело имеет конституцию капха, а для его низшего астрала (для психики) лучше бы подошла конституция вата, ибо его астрал — вата (холерик). Вероятно, имеются и другие объяснения такого феномена. Один ритм сердца накладывается на другой, и специалисты пульсовой диагностики улавливают их отличительные признаки.

Для самостоятельного определения конституций в

Приложении дан стандартный Доша–тест.

11. Психотипы человека и Звезда Магов

Для отображения любых временныґ х циклов, в которых попеременно и последовательно изменяется знак полярности, удобно использовать звезды с нечетным

числом лучей. В классической астрологии называются

семь планет, или, точнее, семь планетарных принципов, имеющих прямую или косвенную связь с реальными планетами, которыми определяется ритмика жизни в Солнечной системе. Семиконечная звезда с этими планетами–принципами носит название Звезда Магов. Семь дней недели точно соответствуют лучам данной звезды и семи астрологическим планетам.

Планеты распределяются по дням недели в последовательности, принятой в древнем мире: Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце/Земля, Венера, Меркурий и Луна. Данная последовательность, при взаимозаменяемости Солнца и Земли, одинаково повторяется и в гелиоцентрической и геоцентрической системах. Графически семь этих сфер можно изобразить на окружности, а если все точки соединить между собою, то получится знаменитая Звезда Магов, показывающая правило назначения Управителей над днями недели.

Семь принципов отображают связь трёх верхних миров: астрального, ментального и огненного — и трёх антимиров, или миров нижней эволюции, зеркально подобных высшим трём мирам

Психотипы человека претворяют воплощения на Земле обитателей этих миров или, по крайней мере, комплексы сознаний этих миров, поэтому они подчинены той же самой семилучевой зависимости и могут быть представлены на Звезде Магов, как показано ниже на рисунке.

Семь психотипов человека, показанных на звезде, представляют сочетание нескольких волн эволюции. Это две пятиконечные звезды, солнечная и лунная, объединенные в одну. В результате почти на каждом луче можно встретить полярно разные психотипы.

Показанные на звезде психотипы асуров и дэвов отличаются от Асуров и Дэвов способа мышления, способа осмысления себя и мира, способа взгляда на мир. Можно было бы сказать, что на каждом луче звезды есть свои Асуры и Дэвы. Среди архатов или среди демонов есть свои Асуры и свои Дэвы.

Психотип представляет форму сознания, вибрацию, которая родственна соответствующему слою астрального плана, откуда соответствующий психотип (астральная оболочка) рождается и куда уходит после смерти. Соответствие психотипа той или иной планете указывает на родственность их вибраций и реализованного

через них принципа. С практической точки зрения знание своей планеты позволяет понять необычные ощущения, смену мысленного строя и изменения в жизни, совпадающие с изменениями на планете. Например, комета, ударившая в Юпитер, не может не отразиться на психотипах, созвучных принципу Юпитера.

Поскольку от жизни на Земле и от духовных устремлений человека зависит, в какой слой астрального плана он попадает после смерти, то это говорит за то, что психотипы со временем изменяются как в сторону качественного восхождения, так и в сторону нисхождения. В течение ряда жизней, редко — за одну жизнь, человек может перейти из одного психотипа в другой, может трансформировать свой психический состав в лучший или в худший. Условно это можно представить как движение по вертикали качества.

Верх и низ в теле человека в этом смысле являются хорошей иллюстрацией. От сердца проходит демаркационная линия доминант двух линий эволюции, человеческой и животной. Психотипу асуров принадлежит энергетика печени и желудка, претам — почки, надпочечники, мочевой пузырь и анус, демонам — копчик, связанный с четверохолмием и некоторыми другими частями головного мозга. Психотипу дэвов принадлежит грудь и шея, мудрецам (риши) — мозг, архатам — кора головного мозга и духовное сердце. Про способ восприятия мира, про генеральную роль во вращении эволюционной спирали, которую выполняют две ведущие силы: Дэвы и Асуры, Раджас и Тамас, Прана и Апана; говорить об их возможной переполюсовке, о взаимопереходе — затруднительно. Условно — это правая и левая части движения по вертикали, центробежная и центростремительная силы, расширение и сжатие, утончение и уплотнение, правая и левая части человеческого тела. Данное деление принадлежит лучевому различию Планетарных и Звездных Логосов и не может изменить энергетическую полярность или спин вращения на противоположные до завершения звездной Манвантары.

Семилучевая звезда, показанная выше, отображает сводный результат энергетического соединения двух пятиконечных звезд, принадлежащих солнечной и лунной эволюции. К этому построению можно подойти в результате последовательных графических шагов, показанных ниже.

Пятилучевая звезда лунной волны эволюции неоднородна и в действительности вмещает в себя две другие волны эволюции: лунных нагов, давших на Земле царство животных, и «демонов» огненного Мартанды (подземный огонь). Лунная эволюция почти целиком подпала под влияние волны Мартанды, поэтому среди психотипов людей они дали пять взаимопитаемых лучей.

На каждый знак Зодиака приходятся все пять психотипов, и один из них в данном знаке будет преобладающим. В результате образуется двенадцать пятиугольников, которые, как известно, образуют пространственную фигуру двенадцатигранника (додекаэдра). Асуры и Дэвы, противостоя друг другу, таким образом порождают двойной энергетический додекаэдр, изнутри и снаружи.

12. Эволюционный поток и «блоки»

Асуричность в своём корне имеет избыток твёрдости, прямолинейности и физической силы. При правильном использовании это качество продуктивно служит, например, в ратном деле. В целом Асуры бесхитростны и честны, ибо лживость — это изворотливость ума, а Асуры — прямолинейны.

Краснота основного луча Асуров есть kama — то есть желание. Жёлтый и фиолетовый выступают к нему как дополнительные. Желания можно представить через два вида, которые ведут к разным последствиям.

Желание, направленное на процветание мира, по природе духовно. Оно соединяется с высшим потоком, участвует в обмене энергиями между мирами и планами, и его цветовая гамма склоняется в синюю сторону — эта часть спектра отличается наиболее тонкими вибрациями. Это — трансформация на повышение вибраций.

Желание, направленное на себя, самозамкнуто. Не имеет значения, желание ли это богатства, почестей или же личного «просветления». Эта энергия, забранная на входе, далее как бы не перераспределяется. С точки зрения законов физики подобное невозможно, энергия не может просто так притекать в одно место, ибо, чтобы по трубам текла вода, вход и выход должны быть открыты. Таков закон сохранения энергии. Значит, такая энергия иссякает. Красное темнеет до черного. При нехватке энергии, которая необходима как воздух, эту энергию стремятся отобрать у других, к которым она движется без препятствий. Например, искусственно взрывая ситуацию, при которой перетягивается энергия от других. Существуют тысячи способов похищения энергии. Низший астральный план подобным образом питается за счёт людей, ибо громадное количество людей возбуждены постоянной или периодической одержимостью.

Не только отдельно взятый человек может энергетически замкнуться на своей персоне. Подобное возможно даже в отношении целой планеты. Когда центр планеты, её Логос, замыкает круг сознаний исключительно на себе и своём царстве, эгоистичный человек подпадает под этот всеобщий поток искаженного энергетического движения. Желание, направленное на себя, оказывается в кругу аналогичных планетарных иллюзий Земли, питаемых лунной майей. Думая, что служит себе, служит своим желаниям, в действительности человек, обманутый лунной майей, превращается в потогонную машину по воспроизводству энергий, питающих негодный центр планеты

Если посмотреть на процесс энергетического замыкания в масштабе отдельного человека, то он проявляется через так называемые «блоки». Хорошо известны мышечные блоки. Тело постоянно испытывает какиенибудь мышечные зажимы, обнаружить которые непросто. На деревянных досках с непривычки больно спать, потому что тело не смогло полностью расслабиться. Вопрос о связи между болью и зажимом подробно исследован в восточных боевых искусствах. Существуют так называемые «эмоциональные зажимы» — комплексы и закомплексованность человека. Имеются и «ментальные зажимы» — ограниченность и неспособность отказаться от догм и «традиции». Наконец, имеются духовные зажимы, то, что принято, например, называть «мещанской моралью», в отличие от подлинной нравственности. Природа всех названных «зажимов» одна и та же: нарушение естественной и гармоничной циркуляции энергии. В этой связи очень показательны духовные люди любой религии. Их отличает спокойный, как бы расслабленный внешний вид тела. Их глаза ясны и бодры, каков бы ни был возраст их обладателя. Полной противоположностью являются люди асурического склада, даже и подвизавшиеся на религиозной почве. Таковых даже при их натренированной внешней сдержанности выдают вибрации нездоровой напряженности, которую в них способны почувствовать многие люди. Как уже говорилось, нарушение энергии не есть простая отмена законного, а есть перенаправление и иная трансформация энергетического потока. «Зажим» является тем инструментом, которым достигается эта перетрансформация.

Как работает мышца? Цепочка преобразований, от духовного посыла до уровня физической ткани мышцы трансформирует энергию во всё более низкие октавы вибраций, используя в том числе окружающее вещество как усилитель пониженной энергии. В конечном итоге, благодаря концентрации энергии неким проводником, например кровью, мышца сокращается. С точки зрения астрального и духовного планов, спектральный состав мышечного излучения зависит от назначения совершаемой работы. Даже для физического плана можно обнаружить разницу. Казалось бы, рука, протянутая для спасения, и рука, протянутая для воровства, совершают одинаковые мышечные движения. Однако более тонкое исследование покажет, что состав вибраций, приводящий мышцы в действие, химическая и прочие составные этого акта — будут разными. Это объясняет утверждение духовных учений о том, что главное кармическое следствие порождается не внешними действиями, ибо это только завершающая форма, а внутренним побуждением, которое есть побуждающая суть.

Мышечные зажимы — это нагнетание энергии в соответствующие центры, через которые подпитываются определенные тонкоматериальные структуры, в частности — низшее астральное тело человека. Изощренный аскетизм, фанатики с горящими глазами, извращения хатха–йоги — это разновидности асурического способа организации потоков энергии, это искусственная блокировка, приводящая к дисгармонии и дисбалансу. Продвинутые хатха–йоги способны контролировать своё физическое тело и не допускать «самопроизвольных» мышечных зажимов. Но конгломерат астральных и ментальных «зажимов» у них тяжек. Достигая иногда значительных физических и даже некоторых паранормальных высот, такие нарушители блокируют главное — тонкодуховный поток, тонкодуховную составляющую жизни.

Разные виды «блоков» взаимосвязаны и часто являются продолжением более тонких корней. Это замечательно демонстрирует психологическая техника безболезненных родов, когда гармонизацией душевного состояния и снятием страхов (эмоциональных блоков) добиваются иногда совершенно безболезненного разрешения. Аскетические блокировки тела, дыхания, сна и прочее приводят к несбалансированным нагнетаниям крови или иных субстанций к отдельным участкам тела, в результате чего происходит разбалансировка общеэнергетического потока, отражаясь на потоках астрального и ментального планов. Породив столь мощные нарушения в тонком плане, такие люди либо в этой, либо в следующей жизни с неизбежностью следствия получают изуродованное тело, изуродованную нервную систему, так называемые «кармические болезни».

Избавлением от блоков можно заниматься всю жизнь. Любая привычка, любой кармический узел являются потенциальным и действующим блоком. Тем не менее от вороха наиболее примитивных избавиться не столь сложно. Когда человек благодаря гармоничному образу жизни, правильному питанию и чистоте мыслей и чувств привыкнет к состоянию внутреннего равновесия, то наблюдение за возникшими чужеродными вибрациями позволит сначала обнаружить, а затем вывести паразитирующие блоки. Интересно понаблюдать за собой, когда вы начинаете говорить сами с собой, или напевать песню, или бессмысленно барабанить рукою. В большинстве случаев источником этих реакций является внутренний энергетический зажим. Как правило, его нетрудно обнаружить в конкретном месте тела. Точному ощущению тела помогает курс аутотренинга, во время которого последовательно осматривают тело, находящееся в полном покое. В йоге это известно как поза шивасана. Мысленным взглядом медленно переходят от стоп ног все выше и выше, до головы, сопровождая это ощущением теплоты в данном месте. В области лба необходимо будет почувствовать приятный прохладный ветерок. Оказывается, что полностью расслабить тело не так просто.

Получив навык с физическим телом, можно предположить, что аналогичные результаты разблокировки могут быть достигнуты и в астральном и ментальном телах, если только те уже достаточно развиты. Однако, чем выше поднимается человек во внутренних планах, тем опаснее трата усилий персонально на себя. Собственно, всего того же можно достигнуть иначе, в жизни и для жизни, хотя плоды на первых порах могут оказаться совершенно незаметными. Ведь и плод от посаженного зерна созревает не за один месяц

13. Телесная йога

Цель хатха–йоги — дать человеку долгую жизнь, поэтому в центре всего здесь находится физическое здоровье. Йог, избравший этот путь, полон решимости не болеть, и он действительно никогда не болеет. Он долго живет, столетний возраст — пустяк для него, он и к ста пятидесяти свеж, молод, без единого седого волоска. Но этим всё и исчерпывается. Баньяновое дерево живет пять тысяч лет, но оно — баньяновое дерево, и ничего более. Человек, ставящий своей целью долгожительство, — просто здоровое животное.

Вивекананда 1

Закалять дух можно лишь в жизни. Преодоление жизненных трудностей принесет духу свою искру. Духовные преодолевания так трудны! Физическое тело переносит лишения, как самоудовлетворение, но дух овладевбет трудностями. И духовные огненные борения могут вознести на бульшую высоту.

Мир Огненный, III.94

Потенциал каждого центра (чакры) есть звено к бессмертию, потому так велико заблуждение, которое толкает к физи–ческим упражнениям. Именно не извне, но изнутри может искра Божественного Огня разгореться.

Мир Огненный, III.228

Свами Вивекананда. Раджа–йога // Указ. авт. Сб.: Практическая

Веданта. / Перевод М.Л.Салганик. М., 1993. С. 95–96.

Хатха–йога стала, вероятно, первым практическим учением Индии, с которым познакомился Запад. Первые западные исследователи фактически отождествили хатха–йогу с Йогой как таковой. Лишь много позже выяснилось, что это древнее учение представляет собой только подход или низший отросток на великом древе Йоги. Тем не менее в массовой литературе об индийской культуре хатха–йога до сих пор представлена как одно из главных практических средств на пути к освобождению.

В действительности хатха–йога является вершиной искусства лишь телесного управления. В Индии эта техника очень распространена. Однако при знакомстве оказывается, что на бытовом уровне она аналогична современной физкультуре и является замечательным профилактическим средством для поддержания здоровья.

В отличие от оздоровительных вариантов хатха–йоги, профессиональная хатха–йога опасна, как острое лезвие ножа. Упорные занятия такой хатха–йогой, проводимые правильно, способствуют телесному здоровью и долгожительству. Сама техника достаточно сложна, и без контроля опытных мастеров длительное следование профессиональной хатха–йоге может привести к утрате физического, но главное — психического и даже духовного здоровья. Профессиональная хатха–йога среди прочих йог занимает одно из низших мест, и многие индийцы, популяризирующие йогу, прямо указывают, что данная ступень необходима только начинающим, причем, чем раньше она будет преодолена, тем лучше. Мастера хатха–йоги, остановившиеся на этой низшей йоговской дисциплине, иногда добиваются физического здоровья, но обессиливают или разрушают высшее астральное тело, то, что в человеке есть человеческое.

Если условно изобразить долю животного и человеческого в организации физического здоровья, то животного в современном человеке будет больше. На рисунке это положение отмечено точкой.

Хатха–йогическими занятиями человек возвращается как бы к животности. Таким путём здоровье и долголетие у природы завоёвываются, но для эволюции такое движение человека явно устремлено к состоянию растений, такая победа является пирровой. Люди, начинающие заниматься духовными практиками, то есть сдвигающие точку вправо, часто испытывают недостаток здоровья. Вызвано это разными причинами: телесной наследственностью, издержками культуры (как духовной, так и культуры физического тела, питания), проблемами экологии, но в первую очередь — отсутствием достаточной силы духа. Ухудшение здоровья бывает заметно при резком изменении образа жизни, то есть при резком изменении привычного баланса. Этот спад необходимо преодолеть. При этом болезни, сопровождающие духовно–телесные трансмутации, в основном имеют совершенно иную природу, нежели традиционные болезни от загрязнений тканей и патологий. Люди же, достигшие высокой духовности, всегда отличаются отменным здоровьем и долгожительством, если только окружающие не наслаивают на них свои болезни или если для болезни кармически есть особые причины. Длительность жизни в физическом теле не является критерием здоровья, подобно тому, как длительное пребывание в тюрьме с гарантированным питанием и ночлегом не является критерием счастья. Дух может воплотиться, например, в Цезаря или Жанну д’Арк и за небольшую жизнь приобрести гигантские накопления и опыт, а может воплотиться в хатха–йога, который способен заставить дух томиться в физическом теле, как баобаб, 5000 лет. Для духа такой опыт будет соизмерим лишь с опытом растения. Для человеческого духа — это вычеркнутая страница жизни.







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 597. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия