Кто изображен?
28,1,26,3,24,5,22,7,20,9,18,11,16,13 2,27,4,25,6,23,8,21,10,19,12,17,14,15
Всесильный талисман С древнейших времен повелось наделять цветные камни необычными свойствами. Ведь соответствие минералов знакам Зодиака берет начало из мудрствования халдейских магов и священнодействий египетских жрецов. Камни красивы сами по себе, а если они еще искусно обработаны рукой мастера и содержат таинственное изображение, для расшифровки которого нужно вспоминать мифологию, историю, религиоведение и даже психологию… Наша гемма довольно крупных размеров - 1,9 на 1,6 см, сильно углубленное изображение вырезано при помощи полого сверла и абразива на поверхности полосатого трехслойного агата, камня твердого и очень капризного. Одно неловкое движение, слишком сильный нажим – все дело насмарку! Рисунок хорошо читается на оттиске, потому что полосатость мешает разглядеть детали. С первого взгляда кажется, что на гемме изображена женщина с какой-то необычной прической (вроде принцессы Леи из «Звездных войн»). А за плечами у нее крест. Может, римская императрица-христианка? Или средневековая святая? Кто изображен? Внимательное рассмотрение изображения при хорошем увеличении показывает, что винтообразная конструкция на голове фигуры – не волосы, а рог, закрученный на манер бараньего. Такой атрибут у человеческого существа (дьявольщину сразу отметем в сторону) присущ только портретам Александра Македонского. Так великого полководца стали изображать на монетах после его завоевания Египта и посещения оазиса Амона с находившимся там знаменитым оракулом. Значит, на гемме – Александр. Но только портрет здесь какой-то необычный, стиль явно иной, менее реалистичный, чем на серебряных тетрадрахмах и золотых статерах царя. Где и когда? При детальном анализе стиля геммы и характера избранного для нее материала ответить можно и на эти вопросы. Сравните портреты на монете птолемеевского Египта – те же пухлые лица с большими глазами и характерным треугольным разрезом, черточками подчеркнуты губы, выделен подбородок. Существует версия, что полководец Александра Птолемей, который стал первым эллинистическим правителем страны фараонов, перенес останки своего царя в Александрию. Так что ответ «где резали гемму» напрашивается сам собой. Именно в Александрии возникло неповторимое искусство изготовления больших династических камей (в отличие от нашей геммы-инталии, где изображение врезано внутрь камня, на камеях оно было выпуклым). Вспомним знаменитейшую камею Гонзага…А ведь она тоже вырезана из трехслойного агата того же оттенка, что и наша гемма. Итак, на гемме Александр Великий. Крест у него за плечами в данном случае –не христианский символ, а греческая буква «X» с удлиненным перекрестьем – фирменный знак резчика. Происходит инталия из Александрии Египетской и датируется второй половиной III – началом II в. до н.э. Скорее всего, это была вставка в перстень-печатку, которую носил небедный человек (обработка такого камня и сегодня – дело непростое и недешевое). Вероятно, камень был и печатью, и своеобразным амулетом: всякому известно, что удача и подвиги великих приносят успех тому, кто носит их изображение. Владелец перстня был военным или купцом. Ведь рога Аммона не только служили украшением головного убора полководца, но и ассоциировались с «золотым руном» греческой мифологии – Овном-бараном, несущим богатство. И, напоследок, можно сказать несколько слов о психологическом образе носившего перстень с геммой Александра. Человек этот был уверенный, не лишенный честолюбия, однако в делах своих острожный и в меру благоразумный. Ведь мельком взглянув на перстень, изображения из-за полосатости не увидишь, а, значит, хозяину дурным глазом не повредишь, не спугнешь удачу.
|