И МОЖНО ЛИ БЕЗ НЕГО ОБОЙТИСЬ?
Февраль 1917 г.57 Есть такая сказка: жили два юноши — один был нищим, голодал, холодал, знавал насилие, побои; другой был принцем, царьком над маленьким народом. Юноши эти, как две капли воды, были похожи друг на друга. Благодаря случаю нищий попал во дворец, а принц — в компанию нищих. И сразу переменилась их судьба: вчерашний принц узнал, что такое тумаки полиции, издевательства богатых, узнал голод и холод и бесправие неимущего человека, а нищий, которого вчера еще травили, как собаку, которому голову негде было прислонить, сегодня сидел в шикарной одежде на троне, и важные сановники, чиновники, генералы, в шелках и бархате, изгибались перед ним в земном поклоне. Слово его стало законом, желание — требованием, которое исполнялось без рассуждений его подданными. Что переменилось? Юноши остались такими же, как и были вчера, переменилась лишь одежда, а с ней звание, сан, представление людей о юношах, а с представлением изменилась и судьба их. О вчерашнем нищем не иначе говорили, как с «высоким почтением», боясь произнести его имя. А вчерашнего принца полицейский угощал тумаком и тащил за шиворот в кутузку «за бродяжничество»! Что значит сан, что значит сила представления о человеке!.. Если одет в царские одежды, если сидишь на троне, если твое звание «царь» — нет пределов для твоей воли и твоих желаний, перед тобой все остальные — мразь! Переодели тебя в лохмотья, поставили нищим на мосту — и прощай все твое «царское величие»!.. Попробовал бы принц в лохмотьях потребовать, чтобы перед ним прохожие шапки скидывали, чтобы солдаты в струнку вытягивались, чтобы важные сановники и генералы склонялись перед ним в низких поклонах, да ему бы всякий в лицо расхохотался!.. «Слава те, господи, еще с ума не спятили»,— говорил бы каждый! И в самом деле — чего глупее! Идет или едет себе человек как человек, а перед ним улицы от народа очищают, городовые волнуются, суетятся, ругаются, начальство из себя выходит... А публика глазеть бежит от любопытства, друг друга давит. Царь! Царь! Царь едет! Поглядеть бы глазком одним! Или на фронт приедет. Не на передовые позиции. Боже упаси! Там место солдат, «пушечного мяса», а не царя. И у многих под серой шинелью сердце шибче забьется и хочется перед царем послужить, храбрость свою напоказ выставить!.. Царь! Царь — это, должно быть, что-то особое! Почему особое? Чем особое? Об этом люди не задумываются. Царь велик! Чем велик? Делами добрыми? Заслугами перед народом? Справедливостью? Заботой своей о маленьких людях? О крестьянах, о рабочих? Царь — могуч! Чем могуч? Тем, что воля его — закон и что захочет в своем царстве, то и сделает. Особенно русский царь, где Дума, народные представители против самодержавного царька бессильны. Могуч тем, что за его спиной всегда наготове солдатские штыки, готовые карать всякого, кто против царя, что у него на служении 500 тыс. полицейских чинов-урядников, становых приставов, полицейских. Могуч тем, что какой бы закон ни провели народные представители в Думе, царь всякий закон может отменить царским указом. Могуч тем, что на народные денежки содержит он целую армию чиновников, которые охраняют его священную царскую персону, которые высматривают, выслеживают, вынюхивают: как, где, чем народ недоволен — крестьяне ли помещичьим самодурством, рабочие ли засильем, обирающих их [фабрикантов] — так сейчас же недовольных... в кутузку, в Сибирь. Не бунтуй против царя! Да разве это значит, что царь могуч? Не могущество это, а засилье кулака. Чуть что — кулачная расправа. Так этим могуществом обладали в былые годы крепостники-помещики в своих вотчинах, фабриканты и заводчики — на своих фабриках и заводах. Этим могуч бывает крестьянин или мастер в своей семье над женой и детьми своими, кулачной расправой могущество свое утверждает! Так кто же его за такое-то могущество уважать станет? Но, может, царя почитают за то, что царь самый умный, самый мудрый из мудрых? Написал ли он какую умную книгу? Сделал ли какое Научное открытие, помог ли ученым в борьбе с природой, изобрел ли какую полезную машину? Ничего такого про царей и королей не слышно. Нет. А чем же [они] велики? Не за мудрость почитают царей и королей, а за то лишь, что надета на них царская корона и что судьбе захотелось, чтобы Николай Романов родился в царских палатах, а не на полатях крестьянской избы. Родись тот же Николай Романов в избе крестьянина или же городском подвале, то его бы постигла та же доля, что постигла принца в сказке, когда сняли с него царские одежды. Когда-то, много сотен веков тому назад, было время, что царем, «владыкой», королем избирал себе народ того, кого признавал либо мудрее, либо храбрее, либо в чем-либо умелее других. Люди тогда еще не обладали знанием, наукой. В те времена главным врагом их была природа да соседние племена, с которыми шла непрерывная война из-за пастбищ, скота, золота и иного добра. Не было тогда пулеметов и пушек, не было штабов и «главной квартиры», где в безопасности заседают генералы да отдают распоряжения, чтобы такой-то полк вели на убой. Нужно было военному проявлять самому смелость, отвагу, умение «рубиться» с врагом. Потому-то и избирали чаще всего «владыкой» себе народы самого смелого, самого умелого «рубаку» — того, кто лучше драться умел, кто собой за народ жертвовать готов был. Но в те времена жили народы по-простому, не было у них ни судей, ни законов. А «порядок» хотелось иметь. И решили они так: давай изберем нашего храброго вояку, что уже столько раз вел нас в бой с врагами и каждый раз помогал нашей победе, изберем его себе в короли, в цари! Пусть он будет владычествовать над нами, пусть судит, издает законы, глядит за порядком, преследует несправедливость, защищает слабых против сильных и наказывает тех, кто провинился против народов. Но так как в те времена не было ни письменных законов, ни судей, то и старались те, кто окружал владыку, кто хотел укрепить в народе почтение и страх перед владыкой, всячески окружить царя-короля особым сиянием. Скажем народу, что власть царя — от бога, что владыка наш — богов наместник, что слово его — закон. Окружим его всяческими почестями, устроим, чтобы каждый видел: это не какой-нибудь там Иван или Петр, а сам венценосец-царь, богом поставлен. Тогда царское слово станет законом, тогда легче будет одеть на парод узду и заставить народ слушаться того, что захочет сам царь или что подскажем ему мы, его друзья, его ставленники, чиновники. Тогда мы «царским именем» можем из глупого, доверчивого народа тянуть подати, издавать законы, что на руку нам, а чуть не послушаются — будем грозить царским гневом, хватать, в тюрьмы сажать. Обставили владыку, царя и короля неслыханной роскошью, в одежды особые нарядили, особые дворцы для царя отвели, стражу к царю поставили. Едет царь по улице — народ расступаться должен, шапки скидывать. Появится на празднике — в честь его музыка играет, девушки цветы несут. Что повелит царь, то, как по волшебству, сейчас все и делается. И те самые, что избрали царя и сами ставили, начинают верить, что и в самом деле не божеством ли он стал? Вскружат голову царские почести! Но все-таки цари-военачальники, которых в свое время избирали на трон, хоть какие-нибудь заслуги имели перед народом!.. Хуже становилось, когда решились слуги царские признать за владыками право на трон, на звание царское по наследству... Как призадумаешься, поразмыслишь, окажется — не за заслуги почитают царя, не за мудрость и даже не за то, что «роду он царского», а только за то, что родили его в царских палатах и на голову одели царский венец. При чем же тут «божий ставленник»? И почему воля этого человека должна быть законом для 160 миллионов? Царь — игрушка, кукла в руках дворян Все это прекрасно понимают все те, кто ближе всего к царю и кто больше всего пользуется от милостей царских: помещики, дворяне, чиновники, сановники, крупные заводчики, фабриканты, генералы, начальники разных частей «в царской армии» и... попы! О, да! и попы!.. Недаром славословят они царя: между царем и духовенством издавна молчаливый договор установлен... «Эй, вы... я вам отпущу столько-то земли для ваших монастырей, дам драгоценные камни для икон и алтарей, засыплю чистым золотом ваши поповские карманы, а вы за это пойте во всех церквах хвалу мне — божьему помазаннику, царю-богоугоднику. Прославляйте меня! Внушай-198 те народу за меня страх и почтение, а я уж за вас всегда заступлюсь!» И попы в ответ обещали верно служить царю-батюшке, но за то потребовали, чтобы он позволил им народ обирать!.. И заключил царь с попами молчаливый договор... Когда в России царь-батюшка, «освободитель» Александр II, крепостное право отменил (ох! уж и не хотелось ему отменять, но!., да уж больно «бунты» крестьян беспокоить стали, того и гляди не против одних помещиков пойдет народ, а и на царя «замахнется!»...). Так вот, когда царь-батюшка, «освободитель», «волю» дал, он позаботился прежде всего о том, чтобы земли... поделить: Дворянам оставил 128 000 000 десятин себе и семейству своему выделил 8 500 000» А 60 миллионов крестьян обделил так, что на целую семью крестьянскую в среднем и трех десятин не пришлось! Велика милость царя к народу своему! Видно, что любит царь-батюшка крестьянский народ — печется, заботится о благе его!.. Но не только с попами у царя «молчаливый договор». Еще теснее связь царя с дворянами-помещиками. Дружба у них давняя, хоть и бывали между царем и боярами пререкания и несогласия из-за власти. Самовластие, самодержавие царское признают дворяне до тех пор, пока дело их не коснется. Случалось, что цари пробовали против дворян-помещиков голос свой подымать, свою «истинную» волю проявить, но с непокорным царем у дворян расправа короткая. И не один Павел... пал в России от рук «верных слуг» и охраны царской, дворянских сынков! Как начнешь пересчитывать — пальцев на руке не хватит. Понимает царь, что самое выгодное царю с дворянами-помещиками в ладу жить. Понимают и дворяне-помещики, что «самодержавный царь» — самая удобная для них «кукла-болванка». Чего только царским именем не натворишь! Каких только милостей себе не обеспечишь!.. Царь хоть и косится иногда на советников своих, хочется ему по-своему поступить иной раз, вот назло всем гувернерам. А знает, что ослушаться нельзя! Дворяне, помещики, генералы, сановники — лучшая опора царского тро- на. Как без них народ в узде держать, деньги с крестьян, с рабочих, с трудового люда выколачивать? И спешит царь раздавать все новые милости дворянам: присваивает титулы, освобождает от налогов, землей награждает, деньгами. Не свои деньги, конечно, раздаривает! Народа! Но разве «казна», что составлена из денег народных, не принадлежит царю? Так и говорят в народе — «царская казна»! Почему царская? Кто царю эти деньги подарил? Не задумывается народ, не спрашивает в России; не смеет отчета у министров, у царских слуг спросить: куда денежки пошли?!! Почему министры, чиновники царские именно потратили столько-то?.. В России министры, слуги царские, безотчетны перед народом! Не то что в других странах, где власть венценосца ограничена или где вовсе нет царей. Но не только попам и дворянам-помещикам удобен царь. Нужен он чиновникам и сановникам, военным и штатским. Они именем царя правят страной, прикрываются царским именем... и сами становятся «царьками». Чем не «царек» губернатор? Чем не «царек»... становой? Чем не «царек» даже деревенский урядник или городовой в своем участке? И у чиновника, сановника с царем молчаливый договор. «Мы, царь-батюшка, беремся оберегать твое царское звание, будем и жизнь твою охранять от революционеров, от бунтовщиков... Готовы служить тебе верой и правдой. Только, чур, уговоримся об одном: ты нам не мешай служить по нашему разумению. А разумение наше такое, что о шкуре да о кармане своем печься. Законы мы тебе составляем. Ты только знай себе подписывай — хлопот никаких! А чернила — казенные. Да и печати на «казенные деньги» заказаны. Законы мы сами толковать будем, и судить по ним тоже мы будем!.. Так-то оно всего сподручнее!.. Тут уж никак против нас никто не пойдет. А кто попробует пойти, того мы сейчас за шиворот да в кутузку...». Приходится царю в сделку пойти с чиновниками — без них как без рук. За царя стоят и сановники военные, дворянские сынки, генералы, высшие чины армии., Царь перед ними особенно заискивает. Штык солдата — все-таки самая надежная охрана. За штыком солдатским — как за каменной стеной! Предана царю армия — никакая революция не страшна!.. Особенно ласков царь с генералами и дружит с ними, потому и навешивает он чины и ордена, потому и назначает военных губернаторами, генерал-губернаторами, делает неограниченных самодержавных царьков над целым краем!.. Но взамен своих «царских милостей» ждет царь от армии «верного» послушания. Ждет, что солдат во имя царя, по приказу командира не пожалеет расстрелять брата родного, что не дрогнет рука у солдата, если велят ему хоть родную [мать] пристрелить за то, что в голодном бунте участвовала, что вместе с другими голодными женщинами лавку богатея-купца разгромила... Наконец, нужен царь и капиталистам, фабрикантам, заводчикам. Правда, между царем и капиталистами нет такой кровной, близкой связи, как между царем и царскими чиновниками, помещиками, попами, генералами, но и для капиталистов царь сам по себе удобная «болванка»... Но беда в том, что капиталистов, фабрикантов, заводчиков от царя оттерли дворяне, чиновники, министры, генералы, сановники, не позволят в интересах капиталистов страной править. Особенно сильно соперничество между дворянами и капиталистами. Дворянам-помещикам выгодно, чтобы русское народное хозяйство, каким было триста лет тому назад, таким и осталось. Жил бы народ на земле, работал бы на помещиков... А тут понастроили заводы, фабрики. Потянулся народ в города. И отбился от рук! От церкви отбиваться стал, почтение к барину потерял, «идеи» там всякие завелись. Где рабочий скопился — там уж «бунт» неизбежен! Не любят рабочих бунтов и фабриканты. Тут они и помещики заодно. Но когда помещики плачут, что деревня пустует, что не с кого в деревне три шкуры драть, что деревенские рабочие руки поредели, фабриканты радуются, потому что, значит, больше рабочих рук на городском рынке труда, значит, деревня выбросила свежую рабочую силу, которая нужна на фабриках, на заводах. А чем больше будет у фабрикантов и заводчиков «наемных рабов» — рабочих, тем скорее удастся ему набить кошелек. Где помещику — горе, фабриканту — ликование. Но не это одно. Помещику нужны высокие цены на хлеб, а фабриканту они вовсе не по нутру. Растет цена на хлеб — растет цена и рабочих рук. Это невыгодно капиталисту-хозяину! Опять расхождение интересов помещиков и фабрикантов. И в других вопросах нет у них ладу. Взять хоть бы таможенный вопрос. Фабрикантам выгодны высокие пошлины, чтобы меньше ввоз был в страну иностранных товаров, чтобы конкуренции не было с товарами отечественной промышленности. А помещикам таможенные стеснения невыгодны, им нужен свободный иностранный рынок. Они богатеют тогда, когда больше за границу вывозят своего хлеба, зерна, муки. До войны, например, Россия вывозила хлебные продукты в большом количестве в Германию. Но когда Россия облагает высокой пошлиной то, что Германия завозит в Россию... тогда Германия в ответ облагает пошлиной русское зерно, мясо, т. е. продукты, сбыт которых важен помещикам. Опять различие интересов помещиков и фабрикантов. И в вопросе налогов государственных — фабриканты и помещики не могут согласиться между собой. Капиталисты желали бы, чтобы главные налоги ложились бы на землевладельцев, а землевладельцы-помещики проводят такие законы, чтобы облагать налогами «промыслы» промышленных капиталистов. Не нравится поэтому капиталистам, фабрикантам, заводчикам «помещичье засилье»! Косятся они на дворян, почему вся власть у них? Почему это забрали они себе «привилегию» окружить царя да и вертеть им по-своему? Царь — пусть его будет царь! Царь — это хорошее пугало для народа и прикрытие всяких дел, какие можно натворить его именем. Только незачем позволять одним дворянам-помещикам, чиновникам-министрам, попам да генералам управлять царем. Надо так ограничить царя, чтобы отнять часть прав у дворян и чиновников царских и отдать эти права капиталистам, промышленникам, купцам-фабрикантам, заводчикам. Можно и крестьян прихватить, немного и рабочими разбавить. Купец, фабрикант в союзе с крестьянином-кулаком — это уже сила! Тут уж и они могут диктовать законы царю и даже не нашептывать, стоя за троном, как делали дворяне, а явиться в качестве народных представителей, Думой посланных депутатов, и потребовать от царя законов. Надо добиться конституционной монархии! При конституции царь уже не пешка в руках одних дворян, а мяч, который удобно перебрасывать в борьбе помещиков и фабрикантов. Фабриканты и заводчики хотят ограничить власть и права царя, но ограничить эту власть не в пользу всего народа, а так, чтобы открыть и себе доступ к управлению народом. Расходятся интересы фабрикантов и помещиков и в вопросе «внутреннего рынка». Вот и идет борьба между помещиками, с одной стороны, с другой — фабрикантами и заводчиками за место у царского трона. С одной стороны — царская семья и «черносотенцы» с Марковым, Пу-ришкевичем, Бобринским, с другой — Гучковы и их слуги — Милюков и К0. Когда фабриканты слабы — они опираются на народ, а окрепнут — первые народ под власть свою возьмут. Сейчас борьба между дворянами и капиталистами особенно остра. Сейчас, с одной стороны, Штюрмер, с другой стороны — Милюков и Гучков. Но они все-таки только конституционные монархисты — пусть царь остается! Им он нужен!.. А кому царь не нужен? Крестьянам? О крестьянах нельзя говорить огульно. Есть среди крестьян купчики, кулаки — у них мельницы, лавки, лесопилки. Какой уж это крестьянин!.. Остальным же столько нужен [царь], сколько нужен им помещик. Царь — враг крестьян и рабочих. Царским именем отнимают у рабочих политическую свободу, царским именем сажают их по тюрьмам, царским именем угнетают крестьян, выселяют за неплатежи... Во что царь обходится народу? Чтобы ответить на этот вопрос, надо прежде всего посмотреть, во что царь обходится народу. Царское жалованье — 25 миллионов рублей в год, да еще доходы с уделов на крестьянскую семью при 3 десятинах (на царскую семью — 81/2 миллионов десятин). Фабрики, заводы. Царь не только царь, но и крупный помещик, крупный эксплуататор-фабрикант. Сейчас в России народ сидит голодный, а царь с семьей небось не голодает. А сколько народных денег идет на его охрану? 165 миллионов и больше! На школы денег нет, больниц не хватает, повивальных бабок нет, нет ни пенсий старикам и старухам, как в Англии и Франции, нет пособий каждой матери, как в Германии и Австрии, а деньги на царя и его семью идут! Уплывают! Пусть рабочие и крестьяне подумают, нужен ли им царь? Но как же без царя? Если б убрали — и не заметили бы! Мы уже показали, что вокруг него правят дворяне, чиновники. Но мало убрать царя! Надо не дать дворянам и капиталистам поделить власть между собою, а для парода оставить те крохи политической свободы, которую соблаговолят уделить им буржуи. Народ сейчас должен сплотиться, должен отстоять свои права. Сам народ должен управлять страною через своих выборных. Министры должны стать слугами народа, чиновники — исполнителями воли и требований народа. Суд — все подчинено народу. Мало убрать царя. Надо вырвать власть у тех, кто прикрывался царем — бюрократов, чиновников, помещиков, капиталистов, и передать власть народу... Завоевание политической власти — это еще не все. Надо много другого. Но прежде всего избавимся от того, что нам не надо. А не надо народу, рабочим и крестьянам ни царей, ни королей, ни войны. Долой их! Отправить их, сослать, как в свое время сослали Наполеона на пустой остров! Надо напрячь все усилия! Надо готовиться к битве. Пусть солдаты над этим подумают! ЦПА ИМЛ, ф. 134, оп. 1, Публикуется впервые. ед. хр. 116, лл. 15—30. Черновой набросок статьи.
|