ОБЩЕНИЕ - ДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
Внимание актера чаще всего сосредоточивается, концентрируется в его глазах. Если переложить слова Станиславского на наш, киношный язык, то, пожалуй, Конствнтин Сергеевич сказал бы так: «…на съемочной площадке можно смотреть и видеть, а можно смотреть и ничего не видеть. Можно смотреть, видеть и чувствовать все, что там делается, а можно смотреть, а чувствовать и интересоваться тем, что происходит за камерой или вообще за пределами съемочной площадки. Словом, существует подлинное и внешнее, формальное, или, так сказать, «протокольное» смотрение с пустым глазом. А чтоб замаскировать внутреннюю пустоту, пользоватьмя ремесленными приемами, но они только усиливают выпучивание пустых глаз.
ГЛАЗА,(ОСОБЕННО НА КРУПНЫХ ПЛАНАХ), - ЗЕРКАЛО ДУШИ. ПУСТЫЕ ГЛАЗА - ЗЕРКАЛО ПУСТОЙ ДУШИ!».
Следите на репетициях и на съемках за жизнью глаз актеров. Помните о крупных планах, показывающих зрителю лицо актера и глаза как бы в «увеличенном размере». При съемках диалогов крупным планам, когда в кадре находится лишь один из ваших героев, просите их партнеров из-за камеры не только подавать реплики, но и играть так, словно и они находятся в кадре. В кадре должна быть хватка - в глазах, в ушах, во всех органах пяти чувств. Слушать, так уж - слушать и слышать. Смотреть, так уж - смотреть и видеть, а не скользить глазом по объекту, слизывая его своим зрением. Надо вцепляться в объект, так сказать, зубами. Но это не значит, конечно, что надо излишне напрягаться».
ТАКОЙ «ХВАТКИ» ВЫ ДОБЬЕТЕСЬ ОТ ВАШИХ АКТЕРОВ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОНИ БУДУТ ПРАВИЛЬНО И АКТИВНО ОБЩАТЬСЯ С ПАРТНЕРАМИ И ОКРУЖАЮЩЕЙ ИХ СРЕДОЙ.
РУКОВОДИТЕ АКТЕРАМИ Помните, что холодный, равнодушный актер равнодушно действует. Вы должны суметь «расшевелить», «зажечь», вдохновить актера, заставить его хотеть действовать, хотеть говорить, хотеть двигаться.
НАУЧИТЕСЬ ЭТОМУ ВАЖНЕЙШЕМУ РЕЖИССЕРСКОМУ ИСКУССТВУ. РЕЖИССЕР, ПОЛАГАЮЩИЙСЯ ВО ВСЕМ НА АКТЕРОВ, НЕ ОТДАЮЩИЙ ИМ СВОЕГО ТЕМПЕРАМЕНТА, НАПОРА И ЭНЕРГИИ, - ПЛОХОЙ РЕЖИССЕР. Вы никогда не заставите актера преодолеть свою робость, смущение, непонимание, равнодущие, лень, и пр.,
ЕСЛИ ТВЕРДО, ЯСНО И ОТЧЕТЛИВО НЕ БУДЕТЕ ЗНАТЬ, ЧТО ХОТИТЕ.
ВСЕГДА ХОРОШО ЗНАЙТЕ САМИ, ЧТО ВЫ ХОТИТЕ. ПРОСТО, ЯСНО И ПОНЯТНО РАССКАЗЫВАЙТЕ АКТЕРАМ ТО, ЧЕГО ДОБИВАЕТЕСЬ ОТ НИХ.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ АКТЕРА В КИНО Кинематограф в отличие от театра предъявляет ряд особых требований к работе актеров. Это обусловливается «точностью» нашего искусства. Картина должна иметь определенный метраж. Монтажные куски, составляющие сцену и картину, также должны быть определенной длины. Монтажные куски, как правило, невелики; они проецируются на экране несколько секунд, их длительность редко доходит до минуты (и редко бывает более минуты). Картина составляется (монтируется) из монтажных кусков. И снимается картина монтажными кусками, причем каждый кусок фиксируется отдельно. Следовательно, действие актера снимается отдельными очень небольшими кусками, каждый раз определенной длины (по режиссерскому сценарию).
КИНОАКТЕР ДЕЙСТВУЕТ ВО ВРЕМЯ СЪЕМКИ НЕ НЕПРЕРЫВНО (В ЦЕЛОМ ЭПИЗОДЕ ИЛИ СЦЕНЕ), А ВСЕГДА ОТДЕЛЬНЫМИ КУСКАМИ, ПО ДРАМАТУРГИЧЕСКИМ ЗАДАЧАМ. КИНОАКТЕР, ДЕЙСТВУЯ НА СЪЕМКАХ ОТДЕЛЬНЫМИ НЕБОЛЬШИМИ КУСКАМИ, СНИМАЕТСЯ В КАЖДОМ КУСКЕ НЕ СЕЙЧАС ЖЕ ЗА ПРЕДЫДУЩИМ, А ПОСЛЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ВРЕМЕННОГО ПЕРЕРЫВА. ТАКИЕ ПЕРЕРЫВЫ ПРОДОЛЖАЮТСЯ МНОГО МИНУТ, А ИНОГДА И НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ И ДНЕЙ. КИНОАКТЕР, СНИМАЯСЬ В НЕБОЛЬШИХ КУСКАХ СО ЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ ПЕРЕРЫВАМИ МЕЖДУ СЪЕМКАМИ КУСКОВ, ДЕЙСТВУЕТ НЕ В ПОРЯДКЕ ЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЯ, А В ПОРЯДКЕ, НАИБОЛЕЕ УДОБНОМ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СЪЕМОК. КУСКИ АКТЕРСКОГО ДЕЙСТВИЯ СНИМАЮТСЯ В РАЗБИВКУ. Театральный актер играет в пьесе в течение одного вечера. Киноактер играет в картине в течение нескольких месяцев. Театральному актеру нет необходимости абсолютно точно запоминать свои движения как по длительности, так и по расположению в пространстве. Зритель видит действие на сцене со многих точек зрения. КИНОАКТЕРУ НЕОБХОДИМО ДВИГАТЬСЯ С РАСЧЕТОМ НА РАМКУ КАДРА, КОТОРАЯ ИНОГДА ДЛЯ НЕГО БЫВАЕТ ЧРЕЗВЫЧАЙНО «УЗКА» (КРУПНЫЙ ПЛАН). Театральному актеру надо уйти со сцены, чтобы его зритель перестал видеть, а киноактеру иногда достаточно отклониться на один-два сантиметра, чтобы «уйти из кадра» или «выйти из фокуса» (сделаться нерезким, расплывчатым). Театральный актер никогда не может занять то или иное точное положение в пространстве на сцене по отношению к зрителю.
КИНОАКТЕР ВСЕГДА ДОЛЖЕН ДВИГАТЬСЯ ТОЧНО В КАДРЕ - ПРОСТРАНСТВО КАДРА ОГРАНИЧЕНО, А ЗРИТЕЛИ ВИДЯТ КИНОКАРТИНУ ВСЕГДА С ОДНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ - С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЪЕКТИВА СЪЕМОЧНОГО АППАРАТА. Если по заданию на экране необходимо видеть лицо актера «в три четверти», то достаточно актеру повернуть голову в сторону от аппарата на один сантиметр, как он уже окажется снятым «в профиль». А представьте себе, что в это время из глаза актера, покатилась слеза; ошибка на один сантиметр сделает слезу невидимой зрителю. Театральный актер должен говорить все слова своей роли так, чтобы все зрители их слышали. Киноактер должен говорить гак, чтобы его «услышал» микрофон, а у микрофона чрезвычайно тонкий слух. Таким образом, мы с вами видим значительную разницу в технике игры театральных и кинематографических актеров. Особенности кинематографа, с одной стороны, затрудняют работу актера, а с другой стороны, ее облегчают по сравнению с театром. Особенности кинематографа диктуют необходимость изучения вами специальной техники киноактера и учета ее на репетициях. Давайте разберем недостатки и преимущества актерской кинотехники в сравнении с техникой театральной: съемка коротких кусков не дает возможности киноактеру постепенно «вживаться» в действие так, как это делается на театре. Съемка коротких кусков требует от киноактера молниеносного «вдохновения», быстрого творческого сосредоточения. Театральному актеру чрезвычайно трудно запомнить мельчайшие задачи своей роли из-за длительности своего действия (целый вечер). Киноактеру легко запомнить мельчайшие задачи, так как съемки производятся по маленьким кусочкам его действия.
|