Студопедия — ВИДЕОАНАЛИЗ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВИДЕОАНАЛИЗ






Видеоанализ — метод з бизнес-тренинге, позволяющий провести анализ видеоматериалов записи ролевых игр, сопоставить наблюдаемые поведенческие реакции и выявить причинно-следственные связи. Это специальный метод коллективного обсуждения результатов ролевой игры, позволяющий участникам игры в ситуации '«здесь и теперь» увидеть себя со стороны, проанализировать с помощью тренера и группы особенности своего коммуникативного поведения, определить силь-

ные стороны и ресурс развития (сильные стороны — то, что «умею сейчас», ресурс развития — то, чему надо научиться).

Процедура проведения

Для видеоанализа требуется специальная аппаратура: видеокамера, телевизор, шнуры для подключения, возможно, адаптеры. Процедура видеоанализа заключается в следующем.

1. После проведения ролевых игр и записи на видеопленку, но перед просмотром видеоматериалов тренер задает критерии анализа (что мы будем анализировать). Тренер выписывает критерии на доску, после чего просит сосредоточиться на видеосюжете.

2. Тренер включает телевизор с подключенной к нему видеокамерой и просматривает вместе с группой запись ролевой игры, разделяя ее паузами на отдельные фрагменты. Обычно игра длительностью три минуты делится тренером на три фрагмента (но может быть и больше, в зависимости от длительности игры и яркости проявления наблюдаемых параметров). Важно просматривать игру отдельными фрагментами, периодически ставя запись на паузу, чтобы участники тренинга могли увидеть и запомнить. Как правило, люди хорошо помнят и могут прокомментировать то, что они видели сразу перед паузой, и почти не могут проанализировать то, что было в самом начале. Итак, вся видеозапись ролевой игры разделена на три фрагмента. Первый фрагмент — вступление в контакт, начало диалога. Второй фрагмент — реализация позиции каждым из участников. Третий фрагмент — завершение переговоров.

3. Как правило, в ходе видеоанализа участники наблюдают за действиями и высказываниями активного участника (АУ). Именно его действия они анализируют. Это особенно важно в начале тренинга, когда участники только входят в учебный ритм и еще не могут сфокусировать свое внимание сразу на двух игроках. Когда тренер проводит видеоанализ второй и трений раз, можно в качестве объекта наблюдения добавить реакции пассивного участника в ответ на действия активного. Задача тренера — построить видеоанализ так, чтобы показать влияние активного участника на пассивного, даже если это влияние было неосознанным. Поэтому важно провести линию, что АУ действует, а ПУ реагирует, и его реакции зависят от действий АУ. Активный участник — это тот участник, у которого в ролевой игре есть цель. Это та роль, которую обычно участники тренинга выполняют в своей ежед-

невной работе (то есть продавец в тренинге продаж, руководитель в тренинге по руководству). Пассивный частник (ПУ) — это подыгрывающая сторона.

4. Главный инструмент проведения видеоанализа — это вопросы, которые тренер задает группе. Тренер начинает с наиболее общих вопросов типа «Что вы видите? Что сейчас происходит? Что делает АУ? Как на это реагирует ПУ?» Вопросы тренер задает по одному, а не серией, смотрит на группу доброжелательно, приглашая высказаться желающих. Если группа молчит, тренер обращается к АУ, готовность к активности которого всегда выше. Во время высказываний тренер следит, чтобы не было оценок типа «хорошо-плохо», чтобы свои мнения участники подтверждали наблюдаемыми фактами. Наиболее важные наблюдения тренер резюмирует, спорные наблюдения выносит на обсуждение группы, пользуясь вопросом: «Кто еще как увидел? Действительно ли это именно так?» При этом анализируются только действия АУ. Действия ПУ трактуются как реакции в ответ на действия АУ, как результат влияния АУ. Некоторые интересные яркие моменты тренер может прокомментировать сам. Здесь только важно придерживаться правила 1:2 — одна треть в анализе — комментарии тренера, две трети — комментарии участников группы. Также важно проводить видеоанализ максимально доброжелательно, поддерживая АУ (в большей степени) и ПУ (в меньшей степени), удерживая группу от критики и оценок. Хорошо, если тренер сможет вывести анализ на юмор, чтобы группа улыбалась, смеялась. В конце важно показать, что результат переговоров — это целиком влияние АУ на ПУ, что оно сильно, что если АУ будет сознательно выбирать, в какую сторону оказывать влияние, то он сможет легко менять результат переговоров.

5. Видеоанализ является процедурой, завершающей изучаемую тему. Также он требует большой концентрации внимания от участников тренинга, он энергетически затратен, поэтому после проведения видеоанализа важно отпустить группу на перерыв (лучше, если это будет перерыв на обед). После перерыва учебную сессию важно начать с динамичной двигательной разминки, чтобы сгенерировать новое количество энергии.

Результаты и эффекты видеоанализа

1. Видеоанализ позволяет наглядно показать участникам, как они умеют оказывать влияние друг на друга, а также то, что в большинстве

случаев они не осознают это влияние, и, следовательно, не могут им управлять.

2. Только видеоанализ позволяет вернуться и еще раз посмотреть спорные моменты, позволяет быть в ситуации «здесь и теперь». Обычный анализ ролевой игры без использования видео — это ретроспективный анализ, анализ по памяти, а разные участники запоминают разное.

3. Видеоанализ позволяет дать персональную обратную связь участникам, участвовавшим в игре, а им — увидеть себя со стороны. Очень часто люди, видя себя со стороны, делают настоящие открытия — как им развиваться дальше и на что обращать внимание в своей работе.

4. Если видеоанализ провести динамично, живо и с юмором, он станет мощным стимулом к изменениям, ярким запоминающимся моментом в тренинге, подтверждением поговорки «Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать».

5. Важно помнить и учитывать, что видеоанализ затратен по времени. Чтобы рассчитать время, необходимое для видеоанализа, время проведения ролевых игр следует умножить на 2 или 2,5. Однако нужно помнить, что видеоанализ, длящийся более 30—40 минут, утомляет группу и отрицательно сказывается на групповой динамике.

6. Видеоанализ требует профессионализма тренера, всей его доброжелательности и включенности в переживания участников. Неграмотно проведенный видеоанализ может сломать весь тренинг, вызвать мощную демотивацию к обучению, сопротивление группы или страх участвовать в упражнениях. Как правило, это происходит, если тренер опускается на оценочную позицию: «Это правильно, а это неправильно. Это хорошо, а это — нехорошо, это эффективно, а это — неэффективно и т. д.»

7. Также неграмотно проведенный видеоанализ может вызвать непродуктивные дискуссии, которые ни к чему не ведут, кроме спора, зато отнимают массу времени и утомляют наиболее лояльных участников. Это происходит, если тренер перестает управлять обсуждением и анализом, не структурирует высказывания, сползает с позиции тренера на позицию участника. Важно возвращать группу к идее, что во время просмотра видеоматериалом мы обмениваемся мнениями не для того, чтобы спорить и найти единственно верное решение, а для того, чтобы собрать весь спектр наблюдений и восприятий, чтобы обменяться чувствами. Наши выводы — это обзор статистики (по принципу «Каких наблюдений прозвучало больше, то и значимо»). В свете этой мысли любое мнение важно, любое, даже самое нестандартное, наблюдение

ценно. Тренер должен отслеживать возникновение дискуссий и пресекать их как несоответствующие процедуре анализа.

8. Видеоанализ оказывает сильное влияние на групповую динамику. В зависимости от мастерства тренера влияние может быть различным: от подъема и воодушевления до усталости, апатии или сопротивления группы. Ключом к успешному проведению видеоанализа является доверие тренера группе. Важно доверять группе, ее силе и способности двигаться в тренинге продуктивно и вовремя утилизировать все происходящее.

9. Видеоанализ энергетически затратен для участников тренинга. Поэтому тренеру важно вести его динамично, четким энергичным голосом, важно строго следить за временем. Лучше сократить просмотр некоторых сценок, если их много и полчаса анализа уже прошли, чем просмотреть все подробно и тем самым затянуть видеоанализ. Этим можно «обесточить» всю группу.

МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА1

Деловая игра — это метод организации активной работы участников тренинга, направленный на смену их установки, выработку определенных рецептов эффективной работы в профессиональной деятельности. Деловая игра позволяет так организовать пространство тренинга, что участники, опираясь на свой профессиональный опыт, могут создать новый продукт, который является решением их реальных проблем. Деловая игра всегда имеет содержательный результат, что очень важно для участников тренинга.

Все вышеперечисленные качества есть и у метафорической деловой игры. Уникальной же ее особенностью является то, что для решения бизнес-проблем в качестве сюжета для проведения деловой игры берется метафора. Метафорой могут служить сказки, притчи, легенды, анекдоты, по аналогии передающие проблематику отношений главных героев метафоры и реальных проблем в бизнесе. Использование метафоры позволяет активизировать творчество участников тренинга, снять

1 Более подробно с данным методом можно ознакомиться в сборнике: Метафорическая деловая игра/Под ред. Ж. Завьяловой. СПб.: Речь, 2003, в котором содержатся 64 игры для 64 бизнес-проблем.

блоки и стереотипы, которые, возможно, уже сформировались при неудачных попытках решить проблему на практике, переключить внимание участников с видения преград на видение возможностей. Проведение метафорической деловой игры дает особую легкость в тренинге, пробуждает новый запас энергии у ее участников.

Когда имеет смысл проводить метафорическую деловую игру в тренинге, а когда можно обойтись без нее?

Если вы отрабатываете умения и формируете навыки в сфере коммуникаций, там, где есть взаимодействие хотя бы двух людей, то можете обойтись без деловой игры. Лучше воспользуйтесь ролевыми играми.

Но если вы учите людей самоменеджменту, самоорганизации, если вам надо сменить установку (то есть отношение) участников к проблеме, то без метафорической деловой игры, прямо скажем, вам не обойтись. Тайм-менеджмент, стратегия компании, разработка нового проекта и управление им, а также многие другие темы раскрываются через деловые игры. Как в тренинге сделать живым, увлекательным и интерактивным процесс, когда нет взаимодействия людей, а требуется научить принимать решения, работать в своем внутреннем пространстве бизнесмена? Благодаря деловой игре вы можете легко справиться с этим вопросом. А также тренер проводит деловую игру тогда, когда он сам не знает ответов на вопросы участников тренинга, когда у него нет готовой технологии или рецепта.

ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И КАДРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

www.hr-1raining.net; e-mail: [email protected]; телефон: 173-79-92

www.hr-training.net

на сайте действует тренерский форум

[email protected]

(095) 730-20-75

(095) 278-05-33

509-25-22

729-16-37

ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И КАДРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ -

это та компания, в которой работают авторы данной книги.

Андрей Моисеев — генеральный директор и бизнес-тренер,

Жанна Завьялова — ведущий специалист, бизнес-тренер, автор

и руководитель проекта «ШКОЛА ТРЕНЕРОВ».

Наша миссия:

«ОТ ОСОЗНАННОГО БИЗНЕСА К ОСОЗНАННОЙ ЖИЗНИ»

Бизнес — это прекрасная модель жизни. Это игра, в которую увлеченно играют взрослые, наиболее активные и успешные представители человечества. Работая с нашими клиентами, мы простраиваем параллели от бизнеса к жизни в целом. Мы помогаем нашим клиентам принять свою уникальность и неповторимость, осознать свой путь, вкусить полноту бытия, чувствовать себя Человеком.

Почему выбирают именно нас при заказе бизнес-тренингов, консалтинговых проектов, рекрутинга и ассессмент-центров?

1. Высокое качество результата работы.

2. Тренеры, рекрутеры и орг-консультанты высокой квалификации международного уровня, авторы различных монографий.

3. Более 70 обучающих программ, которые разделены по следующим направлениям: программы для HR-Менеджеров, програм-







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 440. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия