Студопедия — НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МУЗЕЕВ lliiii
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МУЗЕЕВ lliiii






 

В основе всей деятельности музеев находится научно-иссле­довательская работа, поскольку она охватывает весь спектр ра­бот, от выработки научной концепции музея до его просвети­тельной деятельности. Как отмечала Д.И. Тверская, «вне такой деятельности невозможно ни эффективное комплектование фондов, ни максимально продолжительное их хранение, ни создание полноценной экспозиции, ни проведение действен­ной научно-просветительной работы» (Тверская Д.И. Музей как научно-исследовательское учреждение. // Музейное дело. — М., 1992. С. 71).

В ходе научно-исследовательской работы происходит включение музея в сферу научной деятельности и науки в сферу музейной деятельности на основе накопления источ­ников знания, их обработки с целью расширения объема имеющихся фактов, получения нового знания, обеспечения его функционирования и реализации в культурной и обще­ственной сферах* Функции научных учреждений и музеев в научно-исследовательской сфере взаимосвязаны. Научные учреждения производят на основе изучения тех или иных проблем, с привлечением разнообразных, втомчисле и хра­нящихся в музеях, источников, глобальные обобщения и вво-

дят их, в систему научных знаний, тогда как музеи заняты в основном сбором, хранением, первичной научной обработ­кой источников, доведением до общества новейших научных данных. Связь музея и науки несомненна. Тем более что в ряде случаев в археологии, естественных науках, истории музеи выступают как хранители источников для фундаментальной науки. Первичная музейная научная обработка этих источни­ков позволяет создавать для фундаментальной науки опреде­ленный банк данных, на основе которого она развивается.

В ходе научно-исследовательской работы музеев решают­ся следующие задачи:

— музееведческие, направленные на изучение процессов, связанных с обработкой музейных предметов и деятель­ностью музея;

— источниковедческие, направленные на изучение музей­ных предметов как источников знания;

— отраслевые, совпадающие с задачами профильных науч­но-исследовательских учреждений, в которых музейные источники являются ддним из ряда подвергающихся обобщению источников знаний.

Поэтому выделяются научные исследования в рамках про­фильных наук и музееведческие исследования, специфичные только для музея.

Вклад музея в развитие профильных наук, прежде всего, в сохранении и использовании музейных предметов как их на­учных источников. Источниковедческое изучение музейного собрания позволяет атрибутировать и классифицировать, си­стематизировать и интерпретировать музейные предметы. На этой основе создаются каталоги, путеводители и обзоры му­зейных источников, используемые наравне с самими музейны­ми-предметами фундаментальной наукой. Кроме того, музей­ное источниковедение выявляет содержащуюся в музейном предмете смысловую информацию, его способность вызывать эмоции, привлекать внимание, способствовать полному ото­бражению явления, коммуникативности. На этой основе му­зейный предмет используется в таких музейных публикациях, как экспозиции и выставки. Использование музейных пред­метов как источников для профильных наук является скорее собирательско-хранительской, а затем уже научно-исследова­тельской функцией музея.

Гораздо большее значение для развития музеев имеют про­водящиеся в них музееведческие исследования. К ним отно­сятся:

— исследования в области разработки научной концепции деятельности музея;

— исследования в области комплектования фондов;

— изучение музейных предметов и коллекций;

— научное проектирование экспозиций и выставок;

— прикладные (социологические, педагогические, социаль­но-психологические) исследования, направленные на изучение музейной аудитории;

— исследования, направленные на повышение эффектив­ности работы музея;

— музейно-педагогические исследования;

— изучение истории музейного дела; •

— исследования в области историографии музееведения. Научная концепция музея во многом зависит от среды его

бытования, поставленных перед ним целей и задач, его про­филя, возможностей его развития, реализации целей и задач. Формирование научной концепции проходит ряд этапов:

— подготовка и анализ исходных данных, во многом зави­сящих от среды и условий бытования музея, его целей и задач, возможностей их реализации;

— разработка идейного замысла музея;

— составление генерального плана развития музея, предус­матривающего конкретные меры по реализации идейно­го замысла.

Научная концепция сочетает в себе аналитическую инфор­мацию, теоретическую разработку и план практических мероп­риятий. Деятельность в области комплектования фондов пре­дусматривает:

— оценку имеющегося музейного фонда;

— обоснование направленности и характера тематических и систематических коллекций;

— определение критериев отбора материалов в фонды с уче­том целей и задач музея;

— определение круга и объема информации, подлежащей фиксации в документах;

— разработку системы карточных каталогов комплектова­ния.

В результате научно-исследовательской работы по комплек­тованию фондов музей должен обладать такими фондовыми дсоллекциями, на основе которых может быть обеспечено фор­мирование экспозиций и выставок музейного профиля, создана база данных для научно-теоретических разработок. Комплек­тование должно соответствовать концепции музея и отвечать принципам комплексности, историзма и объективности.

Музейные предметы и коллекции должны быть тщательно изучены. Музейный предмет должен рассматриваться как объект научной и исторической, художественной и эстетичес­кой, мемориальной и коммуникативной ценности. Процесс изучения музейных предметов проходит ряд этапов:

— атрибуция, определение предмета в ряду аналогичных предметов, позволяющая выявить его характерные при­знаки;

— классификация и систематизация ряда музейных пред­метов для выявления их внутренних взаимосвязей, созда­ния систематизированных собраний, более полно отра­жающих то или иное явление, чем отдельный музейный предмет;

— интерпретация, целью которой является превращение му­зейного предмета в источник знаний, основу музейной коммуникации.

Результатом изучения музейных предметов и коллекций является их использование в экспозициях и выставках, науч­ных трудах.

Дополнением к изучению и комплектованию фондов явля­ется изучение охраны и хранения музейных предметов. Это предполагает изучение и внедрение в практику новых методов и способов охраны, обеспечения безопасности музейных цен­ностей как в фондах, так и в экспозиции, консервации и рес­таврации, обеспечения оптимальных условий хранения для замедления естественного старения музейных предметов.

Строительство экспозиций и выставок является одним из главных направлений развития музея. Они являются музейны­ми публикациями, представляющими обществу музейные бо­гатства. Они же служат основой просветительной деятельно­сти музея. Поэтому в основе их создания должна находиться тщательная научно-исследовательская работа, предполагающая создание на основе тщательного изучения темы экспозиции или

ПО

выставки и фондового материала концепции и тематико-экс-позиционного плана. На их основе идет отбор экспонатов, составляются тексты и этикетаж. Дальнейшая работа над вы­ставкой или экспозицией, вплоть до их открытия, проводит­ся на основе реализации научного, технического, художествен­ного решений и требует научного подхода.

Большую роль в работе музея играет музейная коммуника­ция — процесс общения и передачи информации, значений и смыслов, происходящих в музее преимущественно на основе музейной экспозиции. В процессе ее реализации посетители, общаясь с музейными предметами, воспринимая язык вещей, определенным образом выражают свое отношение к музейной действительности. В ходе коммуникации происходит переда­ча информации от одной культуры к другой посредством язы­ка вещей. Насколько музей смог правильно предложить этот язык вещей, насколько к его восприятию оказались подготов­лены посетители музея — от этого зависит уровень музейной коммуникации, а в конечном счете и вся работа музея. Поэтому изучение музейной коммуникативности зависит от изучения музейной аудитории. Оно может быть социологическим, пе­дагогическим и социально-психологическим. Поскольку эк­спозиция является основной формой музейной коммуникации, выделяются следующие направления:

— исследования по подготовке и созданию экспозиций;

— исследования в области музейной педагогики, позволя­ющие эффективно решать образовательно-воспитатель­ные задачи музея;

— социологические исследования, связанные с вопросами восприятия экспозиций разными категориями посети­телей;

— изучение психологических проблем восприятия экспо­зиций.

Музейная педагогика — область научно-практической де­ятельности музея, ориентированная на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной сре­ды. Музейно-педагогические исследования ставят задачу раз­работки теоретических и методических основ воспитательно-образовательного процесса, изучения возможностей примене­ния результатов этих исследований в подготовке экспозиций и работе с посетителями. Целью музейной педагогики явля-

ется творческое развитие способностей личности посетителя музея, рассматриваемого как участника музейного коммуни­кативного диалога, формирование у него ценностного отно­шения к культурному наследию, поиск новых форм обраще­ния посетителя с этим наследием. В результате у посетителя должна сформироваться определенная музейная культура. Создать условия для этого, развить имеющиеся у посетителя задатки, сделать его равным и полноправным участником му­зейной коммуникации — цель музейной педагогики. Она изу­чает музейную аудиторию, анализирует потребности различ­ных социальных и возрастных групп посетителей, особенно­сти восприятия ими экспозиции, создает и апробирует разные методики и программы работы с разными категориями посе­тителей.

Музейная социология изучает музейную аудиторию, ее цен­ностные ориентации и духовные потребности, эффективность деятельности музеев по их формированию и удовлетворению. Изучаются на основе социологических обследований социаль­но-демографический состав посетителей, их потребности, поведение, мотивы посещения музеев. На этой основе состав­ляются рекомендации по совершенствованию экспозиций и выставок, расширению форм работы музея с посетителями. Музейная социология изучает функционирование музея как социального института, преломление в его деятельности об­щественных потребностей и запросов, воздействие музея на общество, специфику функционирования памятников исто­рии и культуры в музейной среде, отношение различных групп населения к музею, их потребности и ценностные ориентации. Социологическая служба музеев использует разный социоло­гический инструментарий — наблюдение и опрос, изучение документов и эксперимент, анализ и обобщение. Результатом ее деятельности является совершенствование работы музеев.

Музейная психология изучает проблемы восприятия, осо­бенности процесса мышления в специфических условиях му­зея, проблемы психологического воздействия музея на чело­века. Психология находится во взаимосвязи с социологией и педагогикой. Благодаря им совершенствуется работа музеев с посетителями.

Научно-исследовательская работа музеев имеет большое значение как для развития профильных наук, так и для разви-

тия музеологии. Ее результатом являются экспозиции и выс­тавки, научные труды и комплектующиеся фонды, развивающа­яся просветительная работа музеев. Благодаря научно-исследо­вательской работе происходит совершенствование старых и от­крытие новых музеев. Поэтому научно-исследовательская функция музея находится в основе всех других музейных фун­кций, позволяет развиваться музею как единому научно-иссле­довательскому и научно-просветительному целому.

Вопросы и задания

1. Определите роль научно-исследовательской работы музеев в их де­ятельности.

2. Какие виды научно-исследовательской работы выполняют музеи?

3. Какова связь научно-исследовательской работы музеев и научных учреждений?

4. Как организовать научно-исследовательскую работу музея? Оп­ределите основные проблемы и пути организации научной рабо­ты профильных музеев.

5. Что является научными публикациями музея? Определите их роль в работе музея.







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 3518. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия