Студопедия — МУЗЕИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МУЗЕИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.






шшш

11Ц1

1ЯЯ

Общенациональный подъем, бурное развитие всех сторон жизни русского общества, вызванные проведенными в 1860— 1870-х гг. буржуазными реформами, не могли не затронуть и музеи. Идеи публичного национального музея начали вопло­щаться в жизнь. Развитие местных научно-просветительных об­ществ вело к созданию местных музеев. Развивались учебные музеи. Появились ведомственные музеи, формировалась еди­ная музейная сеть России. Научная специализация способство­вала определению профиля музеев. К этому времени относится создание, нередко на основе частных коллекций, тех музеев, которые и сегодня являются гордостью России.

В 1872 г. в Москве проходила первая в России политехни­ческая выставка, посвященная 200-летию со дня рождения Петра I. Ее организатором было Общество любителей естество­знания, антропологии и этнографии, действовавшее при Мос­ковском университете. Целью ее являлись пропаганда научных основ различных производств и сбор материалов для Музея прикладных знаний. В экспозиции находились также экспо­наты, рассказывающие об истории России. Они легли в осно­ву будущего Исторического музея. Созданный в том же году Организационный комитет по устройству музея, вскоре пре-

образованный в Управление музея, привлек к его организации лучших российских историков. В организованную ими ученую комиссию входили А.С. Уваров, В.О. Ключевский, СМ. Со­ловьев, И.Е. Забелин, В.Е. Румянцев, Д.И. Иловайский. Утвер­жденные в следующем году «Общие основания музея» опре­деляли необходимость сбора материалов, чтобы на их основе представить в хронологической последовательности полную картину прошлого и настоящего России. Цель была гранди­озной. Формировался первый представительный нацио­нальный музей, собирающий, хранящий и демонстрирующий памятники отечественной истории и культуры, на основе ко­торых должны были проводиться воспитание русского обще­ства, его социализация. Ни до, ни после перед музеем не сто­яла такая грандиозная задача.

В 1875 г. на Красной площади началось строительство зда­ния музея, завершившееся в 1883 г. открытием его первой эк­спозиции, вводившей посетителей в мир Древней Руси. Пред­полагалось впоследствии довести показ до середины XIX в. Особенностью экспозиции было то, что она располагалась в специально оборудованных и выстроенных залах, соответ­ствующих той эпохе и тому региону, экспонаты которых в них находились. Каждый зал — например, Киевский, Владимир­ский — определял то или иное время в развитии Русского го­сударства. «Родословное древо Государей Российских» вводи­ло из Сеней в экспозицию, определяя ее торжественность и зна­чимость. В1881 г. Русский национальный музей, получив статус государственного, стал Императорским российским истори­ческим музеем, к названию которого в 1894 г. добавилось имя Александра III. В 1925 г. появилось современное название — Государственный исторический музей.

Исторический музей с самого начала стал крупнейшим на­циональным историческим музеем России. Его единственное в стране собрание исторических раритетов представляет исто­рию и культуру России. Согласно принятым в 1887 г. Прави­лам для управления музеем он был публичным общедоступным музеем, проводящим собирательскую, научную, просвети­тельскую работу. Лучшие отечественные историки прини­мали участие в создании его экспозиции. Первая экспозиция стала результатом деятельности И.Е. Забелина, СМ. Соло­вьева, В.О. Ключевского, Д.И. Иловайского и др. Не без ихуча-

стия пополнялись фонды музея, в которые входили как отдель­ные коллекции, так и экспедиционный материал, частные и об­щественные пожертвования. Музейная экспозиция, выполнен­ная по плану А.С. Уварова, знакомила с прошлым России. Од­нако доведя ее историю до XII в., музей долгое время не имел возможности продолжить экспозицию. Как отмечал путеводи­тель «По Москве» (М., 1917. С. 402), «музей поныне еще не за­кончен, целый ряд зал еще не открыт». Тем не менее он прово­дил большую просветительскую работу. В музее проводились экскурсии, народные чтения, читались публичные лекции, за­седали научные общества. Государственный исторический му­зей превращался в общенациональный научно-исследователь­ский и культурно-просветительный центр, способствовавший социализации русского общества.

Следствием политехнической выставки 1872 г. стало также создание в том же году Политехнического музея, ставшего од­ним из крупнейших научно-технических музеев мира. Иници­атором его создания было Общество любителей естествозна­ния, антропологии и этнографии Московского университета.

«Задача Политехнического музея — представить успехи науки в ее применении к завоеванию природы человеком. Коллекции музея показывают тесную связь чистого знания с практическим его приложением и, проходя длинную вере­ницу зал, посетитель проникается сознанием мощности чело­веческого ума и грандиозности результатов его многовековой работы», — читаем в путеводителе «По Москве» (С. 597). Со­здание Политехнического музея явилось прямым следствием промышленного экономического развития России.

Музей расположился в собственном здании, выстроенном в 1877—1907 гг. на Лубянской площади. Оно стало первым в Москве общественным зданием, отвечавшим музейной фун­кции. Музейная экспозиция знакомила с научно-техническими достижениями России в конце XIX в. Просветительская работа была разнообразной: экскурсии, лекции, сопровождавшиеся показом диапозитивов, постановкой опытов и экспериментов. Музей объединял вокруг себя передовых деятелей науки и тех­ники. В том же году в Петербурге образовалось еще два науч­но-технических музея. Один из них — Музей прикладных зна­ний — был образован Русским техническим обществом, кол­лекция которого составила его основу. Музей должен был

2 Основы музейного дела

собирать коллекции по отраслям промышленного производ­ства, показывая их технологический процесс, демонстрировать усовершенствованные машины и механизмы, пропагандиро­вать современные промышленные технологии. Он состоял из четырех разделов — педагогического, технического, сельско­хозяйственного, кустарного. Целью его было воспитание куль­турного промышленника. Основное внимание уделялось лек­ционной работе, выставкам новой техники. Деятельность му­зея продолжалась до закрытия Русского технического общества в 1922 г. Более устойчивым оказался и поныне действующий Центральный музей связи имени А.С. Попова, возникший на основе телеграфных экспозиций Московской политехничес­кой выставки 1872 г.

К промышленным и политехническим музеям по своей направленности примыкает основанный в 1885 г. Торгово-про­мышленный музей кустарных изделий Московского губернс­кого земства. В его основе — материалы кустарного отдела проходившей в Москве в 1882 г. торгово-промышленной выс­тавки. Музей знакомил с кустарной промышленностью Рос­сии, способствовал распространению передового опыта. Он ру­ководил деятельностью кустарей, знакомил их с передовым опытом и образцами производства, способствовал организа­ции кустарной промышленности, сбыту готовой продукции. В начале XX в. при Торгово-промышленном музее был открыт Музей образцов, в котором находились памятники крестьян­ского искусства XVIII—XIX вв. Одновременно он взял на себя функцию руководства всеми кустарными промыслами России. При его помощи определялась кустарная политика, формиро­вались новые и развивались старые производства, организо­вывались школы и учебные мастерские, выставки и ярмарки. Музей представлял отечественные кустарные промыслы на международных выставках конца XIX — начала XX в. Сегод­ня его традиции продолжает Музей, народного искусства На­учно-исследовательского института художественной промыш­ленности в Москве.

Вторая половина XIX в. отмечена ростом коллекционирова­ния и увеличением числа коллекций, на основе которых созда­вались новые музеи. После открытия Государственного истори­ческого музея настоятельно требовалось создание такого же об­щенационального художественного музея. Эту задачу — задачу

создания общенационального общедоступного музея русской школы живописи — поставил перед собой московский купец, фабрикант, коллекционер и меценат П.М. Третьяков, собирав­ший коллекцию картин с 1856 г. Начав как коллекционер-лю­битель, он впоследствии, не без влияния художественного кри­тика В.В. Стасова и художников-передвижников, с которыми был дружен, стал подлинным историком искусства. Коллекция составлялась каксобрание, включавшее все наиболее значитель­ное и характерное для понимания этапов и тенденций развития отечественной художественной школы. С 1874 г. берет начало формирование галереи, ставшей в 1881 г. общедоступной худо­жественной галереей. В1892 г., после смерти брата СМ. Третьяко­ва, оставившего П.М. Третьякову коллекцию из 75 картин запад-ноевропейской живописи, завещанную им Москве, П.М. Третья­ков принял решение передать городу свою коллекцию. В 1893 г. открылась «Московская городская галерея Павла и Сергея Михай­ловичей Третьяковых». В ней находилось 1287 картин русских ху­дожников и 75 — западноевропейских мастеров, 518 произве­дений графики русской школы, 15 скульптур и коллекция икон. Так началась Третьяковская галерея, ныне главная сокровищ­ница российского изобразительного искусства.

Еще одним музеем отечественного искусства стал Русский музей в Петербурге. Он формировался на основе коллекции Александра III, хранившейся в его Александровском и Гатчин­ском дворцах. Александр III хотел основать в Петербурге му­зей национального искусства, однако это пришлось сделать его наследнику. В 1895 г. Николай II подписал указ об учреждении Русского музея имени Александра III, открытого в 1898 г. По замыслу основателей предполагалось создание музея-пантео­на Александра III. В нем открывались отдел памяти Алексан­дра III, а также художественный, этнографический и художе­ственно-промышленный. Музей находился в ведении Мини­стерства Императорского двора и Академии художеств. Первоначально собрание включало 445 картин, 111 скульптур, 981 лист графики, незначительное собрание икон. В отличие от общедоступной Третьяковской галереи Русский музей ис­пытывал на себе влияние Высочайшего двора. Впоследствии музей пополнялся новыми раритетами, становился более до- • ступным. В настоящее время это один из ведущих художествен­ных музеев России.

На основе частной коллекции в Москве был создан еще один музей. В 1894 г. купец и меценат А.А. Бахрушин основал Те­атральный музей, знакомивший с историей отечественного те­атра. Целью музея являлось изучение и знакомство с историей русского театра от его зарождения до второй половины XIX в. Собирая раритеты, сам А.А. Бахрушин не отказывался и от добровольных поступлений доброжелателей. В результате сфор­мировалась коллекция, наиболее полно отражающая историю театра в России. Музей состоял из литературного, драматичес­кого и музыкального отделов. В первом находились рукописи и издания отечественных писателей, преимущественно драма­тургов. Во втором — театральные раритеты, афиши, програм­мы, личные вещи деятелей русского театра. В музыкальном отделе хранились музыкальные инструменты разных стран и народов. А.А. Бахрушин не только сделал свой музей общедо­ступным, но и представлял его сокровища на российских и международных выставках. В 1913 г. музей был передан Ака­демии наук. А.А. Бахрушин оставался его директором. Сегод­ня это уникальный, единственный в своем роде театральный музей России..

Во второй половине XIX в. продолжалось формирование мемориальных музеев. Они становятся более демократичны­ми. Ряд из них посвящается ученым и писателям, выдающим­ся деятелям отечественной истории. К ним относятся Каби­нет-музей химика A.M. Бутлерова в Казанском университете (1863), Музей А.С. Пушкина в Александровском лицее (1879), Дом-музей П.И. Чайковского в Клину (1894). В 1900 г. в Пе­тербурге открылся мемориальный музей А.В. Суворова — ста­рейший военно-мемориальный музей России. В 1904 г. он раз­местился в специально отстроенном для него здании. Продол­жалось увековечение памяти русских государей. В 1872 г. в провинциальной Вологде появился дом-музей Петра Вели­кого. Он расположился в доме купцов Гутманов, в котором ос­танавливался во время пребывания в Вологде Петр I.

Развитие народного образования способствовало развитию учебных музеев. Продолжали действовать музеи Московско­го, Петербургского, Казанского и ряда других университетов. Появились учебные музеи при технических училищах С.Г. Стро­ганова в Москве (1864) и А.Л. Штиглица в Петербурге (1881), действующие и поныне при Московском художественно-про-

мышленном училище и Петербургской художественно-про­мышленной академии. В 1880-х гг. открылись археологичес­кий, зоологический, минералогический и палеонтологический музеи Томского университета. Началось развитие учебных му­зеев в Сибири. Новшеством стало создание музеев теории и истории педагогики в России.

В 1864 г. в Петербурге окрылся Педагогический музей во­енно-учебных заведений, вошедший на правах специально­го отдела в 1875 г. в состав Музея прикладных знаний. Це­лью его было распространение прогрессивных методов обу­чения, основанных на принципе наглядности. Основу музея составили коллекции наглядных пособий по различным пред­метам и учебно-педагогическая литература. В музее, ставшем своеобразной педагогической лабораторией, разрабатывались новые теории педагогики, создавались учебные и наглядные пособия. Музей издавал каталоги наглядных пособий, устра­ивал педагогические выставки, народные чтения и публич­ные лекции, организовывал учительские курсы, разрабаты­вал программы для самообразования. Общественная деятель­ность музея проявилась в организации в 1890 г. первой в России выставки детских игрушек и занятий, в проходив­ших в начале XX в. первых съездах учителей, съездах по экс­периментальной психологии. При музее работали курсы, ла­боратория экспериментальной педагогической психологии, хор и общедоступные музыкальные классы. В результате му­зей стал крупнейшим научным педагогическим, просвети­тельным центром России. В 1924 г. на его основе был создан Государственный институт научной педагогики.

Вторая половина XIX в. ознаменована созданием в России сети местных музеев. Как правило, их основателями были учи­теля, просвещенные чиновники, местная администрация. Боль­шую роль в создании музеев играли Русское географическое общество, Губернские статистические комитеты, начавшие свою деятельность в 1884 г. Ученые архивные комиссии. Вхо­дившие в них краеведы-энтузиасты собирали местные памят­ники истории и культуры, охраняли и пропагандировали их, создавали местные архивы и музеи. Сеть музеев распростра­нилась от центральных губерний России до Дальнего Восто­ка. Как правило, на местах создавались музеи краеведческого типа, знакомившие с природой и историей края, его достопа-

:..'., • 37

мятностями, выдающимися уроженцами и деятелями. Круп­нейшими были музеи в Новгороде и Нижнем Новгороде, Ко­строме и Ярославле, Твери и Вятке. На севере открылись Оло­нецкий и Минусинский музеи. В 1884 г. открылся Приморс­кий музей во Владивостоке. Музеи начали создаваться не только в губернских, но и уездных центрах. «Музейная энциклопедия» сообщает сведения об открывшихся в это время 50 провинци­альных музеях.

В 1896 г. в Москве открылся первый городской музей. По инициативе Московской городской думы был создан музей Московского городского хозяйства. В его основе находились экспонаты павильонов Думы на Всероссийской художествен­но-промышленной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде. Музей знакомил с историей Москвы, ее состоянием и разви­тием в конце XIX века. Первоначально музей располагался в Крестовских водонапорных башнях, затем в Сухаревской баш­не до ее слома в 1934 г.. По мере развития он менял названия и направления деятельности. Был Московским коммунальным музеем, Музеем истории и реконструкции Москвы. В 1934 г. он разместился в здании церкви Иоанна Богослова под Вязом. Здесь расположены экспозиции современного Музея истории Москвы, знакомящие с прошлым и настоящим города.

Особенностью формирования провинциальных музеев было объединение в одной экспозиции отделов природы, истории, а в ряде случаев и художественных коллекций. По мере разви­тия из них формировались самостоятельные музеи. Первым в России самостоятельным художественным общедоступным музеем стал основанный в 1885 г. художником А.П. Боголю­бовым Саратовский художественный музей. Первые картины поступили в него от близких основателю художников-пере­движников, из коллекции П.М. Третьякова, А.П. Бахрушина, Эрмитажа, Академии художеств. В результате была разверну­та экспозиция, ставшая центром художественного воспитания саратовского общества. Следом за Саратовом такие же худо­жественные музеи развернулись в Пензе (1892) и Нижнем Новгороде (1896).

Вторая половина XIX в. стала временем появления нацио­нальных общедоступных музеев, формирования музейной сети России. Индустриальное развитие общества вызвало к жизни появление новых, технических музеев. Развитие науки и об-

разования способствовало разработке музейного профиля, формированию профильных музеев. Бурное развитие провин­циальных музеев способствовало оживлению культурной жизни провинции, социализации ее населения, развитию краеведе­ния. Музей стал неотъемлемой частью повседневной жизни. Он активнее выполнял свои социокультурные функции.

Вопросы и задания

1. Вторая половина XIX в. считается временем расцвета музеев Рос­сийской империи. С чем это связано? Как влияло социально-эко­номическое развитие России на развитие музеев?

2. Массовое развитие музеев во второй половине XIX в., создание общенациональных публичных музеев привело к выработке ими социокультурных функций. В чем это проявлялось?

3. Какие музеи, открытые во второй половине XIX в., явились осно­вой современных музеев России и российской музейной сети?

4. В чем проявилась роль купечества в музейном деле России второй половины XIX в.? Подтвердите это примерами.

5. Какие разновидности музеев существовали в России во второй по­ловине XIX в.? Продолжите заполнение таблицы «Музеи России. История развития».

I

7.

РОССИЙСКИЕ МУЗЕИ В НАЧАЛЕ XX В. (1900-1917)

I 311

 

Lt;ш

s'Ji:

iiilli

Вступление России в эпоху империализма, общедемокра­тический подъем и, как следствие, события трех русских ре­волюций не могли не сказаться на работе музеев. Появление и развитие рабочего класса вызывало к жизни музеи труда. В 1901 г. при Московском отделении Русского технологичес­кого общества открылся под названием «Содействие труду» пер­вый из них. Он являлся научно-справочным учреждением по вопросам, связанным с промышленной деятельностью. При нем работали справочное бюро, санитарная и юридическая сек­ции, библиотека. Целью его являлась разработка вопросов фаб­ричного и страхового законодательства, профессионального движения, санитарно-врачебной помощи, быта рабочих. Му­зей активно вмешивался во взаимоотношения предпринима­телей и рабочих, содействовал рабочему движению, развитию рабочего законодательства. После 1917 г. появилась сеть му­зеев труда как исторических музеев, посвященных истории рабочего класса России. Они же пропагандировали научные методы труда. Впоследствии все они были закрыты.

В начале века продолжалась специализация музеев. Заложен­ные в XIX в. основы продолжали развиваться. В 1902—1907 гг. появились такие естественно-научные музеи, как Российский

этнографический музей, основанный на базе этнографического отдела Русского музея, а также уникальный, хранивший образ­цы почв мира, Центральный музей почвоведения при Вольном экономическом обществе, первый в мире Дарвиновский му­зей при Высших женских курсах в Москве, экспонаты кото­рого подтверждали эволюционную теорию Ч. Дарвина. Всерос­сийским событием стало открытие в 1905 г, в Петербурге Пуш­кинского Дома — Института русской литературы Академии наук. Основанный как музейно-архивное хранилище в память об А.С. Пушкине, он должен был собирать, хранить, изучать материалы, отражавшие жизнедеятельность представителей отечественной литературы. При нем образовывались литера­турный музей и архив. В 1913 г. Пушкинский дом был открыт для посетителей. В первые послеоктябрьские годы появилась постоянная экспозиция музея. С 1930 г. музей стал структур­ным подразделением Института русской литературы, в кото­рый преобразовался Пушкинский Дом.

Большую роль в развитии музеев продолжали играть кол­лекционеры, коллекции которых становились основой со­здававшихся музеев. Не без влияния братьев Третьяковых на­чалась собирательская деятельность И. Е. Цветкова, коллекци­онировавшего рисунки русских художников. В 1899—1903 гг. по проекту В.М. Васнецова было возведено специальное зда­ние Цветковской галереи, ставшей наравне с Третьяковской галереей достопримечательностью Москвы. В ней находи­лось свыше 400 картин, 36 скульптур и 1373 рисунка. В 1909 г. И.Е. Цветков подарил свой музей Москве. Впоследствии он, оставаясь его хранителем, продолжал пополнять собрание новыми работами русских художников. Музей был открыт для посетите­лей. С его собранием знакомили изданные в 1904 и 1915 гг. ката­логи. В 1924 г. Цветковская галерея вошла в состав Третьяков­ской галереи.

В начале века продолжали развиваться учебные музеи. Со­вершенствовались музеи Московского и Петербургского уни­верситетов. В 1889 г. заведующим кафедрой теории и истории изящных искусств и университетским кабинетом изящных искусств и древностей в Московском университете стал про­фессор И.В. Цветаев. Стремясь расширить возможности пре­подавания античного искусства, он начал работу по созданию музея античных слепков, воспроизводивших памятники антич-

ного искусства, не доступные для московских студентов. Идея подобного музея появилась в Москве еще в начале XIX в. и длительное время обсуждалась в кругах московской интелли­генции. Основываясь на примерах аналогичных-европейских музеев, предполагалось создать музей, экспонаты которого в виде слепков, макетов и живописных копий позволяли бы получать полное представление о развитии искусства с древ­ности до Нового времени. В 1894 г. И.В. Цветаев в выступле­нии на I съезде русских художников и любителей художеств в Москве впервые выступил с предложением создать такой му­зей, реализовав тем самым идею, до того лишь обсуждавшую­ся. По его мнению, «Музей изящных искусств имени импера­тора Александра III, организуемый при Императорском Мос­ковском университете с учебно-воспитательною целью, имеет своим назначением представить в историческом порядке судь­бы скульптуры, зодчества и живописи древних и новых наро­дов и чрез это дать учащемуся юношеству и публике необхо­димые средства к изучению искусств, к облагорожению их вку­сов и развитию в них эстетических понятий (И.В. Цветаев создает музей. — М., 1995. С. 65). Основными отделами музея должны были стать скульптурный, архитектурный и художест­венный, основанные на копиях памятников от Античности до Нового времени. Их дополняли антикварий, в котором поме­щались нумизматический кабинет, собрание камей и художе­ственных медалей, другие раритеты, библиотека и аудитория для чтения публичных лекций. Для их размещения предпола­галось строительство специального здания.

Московская городская дума выделиладля строительства зда­ния музея участок земли в Центре Москвы на территории быв­шего Колымажного двора. Победителем объявленного конкурса на лучший проект здания музея стал архитектор Р.И. Клейн. В 1898 г. было утверждено Положение о Комитете для устрой­ства Музея изящных искусств при Московском университете. В том же году на Волхонке состоялась закладка музейного зда­ния. Строительство затянулось до 1912 г. Выстроенное здание внешне напоминало античные храмы. Внутри оно планирова­лось в соответствии с будущими задачами экспозиции. Каждый зал нес печать своего времени и целевую предназначенность. Греческий дворик, Христианский дворик, Римский зал, зал Средневековья и другие повторяли образцы архитектуры свое-

го времени. Одновременно шло собирание музейных предметов. По заказам И.В. Цетаева в лучших мастерских Европы выпол­нялись слепки, копии памятников истории и культуры. По­скольку у университета денег не было, а правительство выдели­ло всего 200 тысяч рублей, пришлось искать меценатов. Самым крупным из них стал владелец хрустальных и стекольных заво­дов в Гусь-Хрустальном Владимирской губернии Ю.С. Нечаев-Мальцев. Из трех миллионов, потребовавшихся для создания музея, он выделил два, оказавшись к концу строительства му­зея на грани разорения.

31 мая 1912г. состоялось открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском универси­тете. В его 22 залах находилось более тысячи слепков, копии настенной живописи, мозаики, знакомившие с развитием ев­ропейского искусства от Античности до эпохи Возрождения. Здесь же находились первые поступившие в музей коллекции древневосточных памятников из собрания B.C. Голенищева, итальянской средневековой живописи из собрания М.С. Щё-кина, французской бронзы XVIII — начала XIX в. При музее открылись библиотека и лекционная аудитория. Первым ди­ректором музея был И.В Цветаев. Музей, бывший его детищем, являлся первым и единственным в России учебным художе­ственным музеем с систематической научной экспозицией, отражавшей основные этапы развития искусства от Антично­сти до эпохи Возрождения. Он с самого начала вошел в число учебно-просветительных учреждений Москвы, наиболее актив­но посещавшихся не только москвичами, но и приезжими. В 1923 г. Музей изящных искусств был реорганизован. Он стал единственным в Москве музеем, хранившим произведения европейского искусства. В него поступали собрания из част­ных коллекций и реорганизовывавшихся музеев. В результате в 1932 г. на его основе появился Музей изобразительных ис­кусств, с 1937 г. носящий имя А.С. Пушкина.

В начале XX в. формировались новые мемориальные Музеи, сохранившиеся и сегодня. В 1911 — 1912 гг. открылись Музей-архив Д.И. Менделеева в Петербургском университете, До­мик М.Ю. Лермонтова в Пятигорске, Дом-музей А.П. Че,хо-ва в Москве. В 1911 г. в Историческом музее проходила орга­низованная Толстовским обществом выставка, посвященная жизни и творчеству Л.Н. Толстого. На ее основе в том же

году в Москве открылся Музей Л.Н. Толстого. Его экспозиция знакомила с жизнью и творчеством писателя. Музей с самого начала стал центром собирания толстовских рукописей и ре­ликвий, центром научного изучения и пропаганды толстовского наследия. В 1912 г. на основе Мемориальной квартиры Н.Г. Ру­бинштейна при Московской консерватории был открыт его ме­мориальный музей. Спустя почти тридцать лет, в 1943 г., на его обнове был создан Центральный музей музыкальной культу­ры. В нем находятся архивы отечественных композиторов, коллекция их автографов, декорации и костюмы к музыкаль­ным спектаклям, музыкальные инструменты, работает фоно­тека. Музей пропагандирует музыкальную культуру всех вре­мен и народов.

Продолжалось и формирование местных музеев. За первые 16 лет XX в. в российской провинции появилось свыше соро­ка новых музеев. Их открывали преимущественно научные и просветительные общества, земства, частные лица. Большую роль в развитии старых и открытии новых музеев играли уче­ные архивные комиссии, археологические, естественно-науч­ные, географические, образовательные общества. Большую роль играли учебные, школьные музеи, из которых впослед­ствии вырастали губернские и уездные музеи. Продолжалось формирование художественных музеев. В начале века откры­лись художественные музеи в Краснодаре, Острогожске, Пско­ве, Вятке и Рязани. Их основывали либо местные художники, либо общественные организации. Основную массу составля­ли краеведческие музеи, объединявшие историю, природу, а при возможности и художественные коллекции. В национальных районах также появлялись музеи, отражавшие их развитие. В 1906 г. в Обдорске (Салехард) открылся этнографический му­зей. Его основателем был настоятель Обдорской миссионерс­кой общины Иринарх Шимановский. Ныне это Ямало-Ненец­кий окружной краеведческий музей. В 1911 г. Усть-Сысольс-кое отделение Архангельского общества изучения Русского Севера открыло свой музей, ставший сегодня Национальным музеем Республики Коми. Формировались этнографические и исторические, археологические и естественно-научные му­зеи. Продолжалась деятельность коллекционеров, чьи коллек­ции становились основой местных музеев. В 1904 г. Музей про­мышленности и искусства основал ивановский предпринима-

 

тельД.Г. Бурылин. Спустя пять лет в Егорьевске Московской губернии открылся Музей русской старины предпринимате­ля М.Н. Бардыгина. Музейное строительство охватило всю Россию. К 1917 г. в ней насчитывалось до 500 музеев разного профиля. Ведущими были музеи Москвы и Петербурга.

Итоги развития музеев подвел проходивший в Москве 27— 30 декабря 1912 г. Предварительный съезд музейных деятелей. На нем присутствовало 90 представителей 60 различных учреж­дений, в число которых входили столичные и провинциальные ученые архивные комиссии, научно-просветительные общества, музеи. В докладе начальника Артиллерийского исторического музея Д.П. Струкова подводились итоги развития музеев в Рос­сии, ставилась задача формирования единой музейной сети, поднимались вопросы улучшения условий деятельности музе­ев. Выступавшие на съезде представители музеев поддержали идею создания Особого бюро музеев, координирующего их де­ятельность, позволившего бы преодолеть их изолированность друг от друга и от однородных научно-просветительных орга­низаций. На съезде работали секции центральных (правитель­ственных) музеев, церковно-археологических музеев, полковых музеев, местных и частных музеев. Общая секция редактирова­ла решения съезда. Обсуждались вопросы о сущности музея и необходимости правовых актов для противостояния бюрокра­тии, об общих научно-методических основах деятельности му­зеев и их классификации, музейной терминологии и педагоги­ческой деятельности, издании музейного журнала и подготов­ке музейных кадров. Съезд принял решение созвать в 1915 г. в Москве I Всероссийский съезд музейных деятелей, однако на­чавшаяся годом раньше мировая война помешала этому,

В военных условиях, условиях нарастания общероссийского кризиса, деятельность музеев стала менее активной. Нужны были новые условия. Их создала Февральская революция 1917 г. В связи с национализацией ценностей царских дворцов и му­зеев были созданы художественно-исторические комиссии. Они должны были регистрировать дворцовое имущество, вы­являть особо ценные в художественном и историческом зна­чении предметы и распределять их по музеям. Первой в июле 1917 г. была создана художественно-историческая комиссия Зимнего дворца, затем Царскосельская и Петергофская комис­сии. Однако развитие событий в стране привело к свертыва-

нию работы комиссий. На их основе уже после Октября 1917 г. сформировались первые музейные органы новой власти в со­ставе Наркомпроса, а затем Наркомата имуществ. Им предсто­яло проводить национализацию, охрану и распределение Па­мятников истории и культуры. В июле 1918 г. комиссии были упразднены. На их основе сформировался Государственный музейный фонд. Началось формирование первых советских музеев.

Вопросы и задания

1. В начале XX в. устоялась система российских музеев. Как влияли на ее развитие общественно-политические условия развития Рос­сии этого времени?

2. Какие разновидности музеев существовали в России в начале XX в.? Чем определялась их специализация?

3. Определите значение музеев начала XX в. для создания после 1917 г. сети музеев Советской России. В чем состоял их музейный опыт, заложивший основы советского музейного дела?

4. В чем состояло участие российской общественности в развитии музейного дела в начале XX в.?

5. Продолжите заполнение таблицы «Музеи России. История раз­вития».

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ МУЗЕЙНОЙ СИСТЕМЫ _________(1917-1928)

 

У

* *■ • i i*

Я

В

 

 

Обстановка в России после Октября 1917 г. требовала оп­ределения в ней места музеев. Декреты новой власти о нацио­нализации всех форм собственности и отделении церкви от го­сударства требовали самоопределения музеев. Новые взаимо­отношения государства, собственности и церкви привели к новым формам музейной деятельности.

В первые годы после Октября 1917г. стояла задача сохра­нения культурного богатства и огосударствления музеев для дальнейшего их использования в общегосударственных ин­тересах. Уже 25 октября 1917 г. Петроградский военно-рево­люционный комитет назначил комиссарами по защите музеев и художественных коллекций Б.Д. Мандельбаума и Г.С. Ят-манова. В мае 1918 г. в составе Наркомпроса образовался От­дел по делам музеев и охране памятников искусства и стари­ны. На местах при местных отделах народного образования формировались такие же отделы. Подчинявшиеся им музеи становились государственными, включались в идеологичес­кую систему государства.

С самого начала государственного строительства музеи по­пали в систему государственной идеологии. Принятые в 1918— 1923 гг. декреты и постановления определяли их дальнейшее

развитие и место в единой государственной системе. К ним относятся декреты:

«О запрете вывоза за границу художественных и историчес­ких ценностей»;

«О регистрации, приеме на учет, хранении памятников ис­кусства и старины, находившихся у частных лиц, в обществах и учреждениях»;

«Об учете и регистрации предметов искусства и старины»;

«О концентрации музейного имущества Республики».

Согласно им шла глобальная национализация музеев, пред­метов и памятников культуры и старины. Для руководства этим процессом в 1918 г. был образован Государственный музейный фонд — структурное подразделение органов управления музей­ным делом, осуществлявшее хранение, инвентаризацию, пере­распределение предметов музейного значения между музеями страны и антикварной торговлей. С самого начала музеи соби­рали памятники истории и культуры, имели право продажи тех из них, которые либо являлись дубликатными, либо не вписы­вались в музейные фонды по идеологическим причинам. Госмуз-фонд просуществовал до 1927 г., когда было принято решение о реализации накопленных им богатств, прежде всего через сис­тему антиквариата Наркомвнешторга, для обеспечения сред­ствами социалистического строительства в стране. Музеи, имев­шие право продажи «излишних» предметов истории и культу­ры, пользовались им для поддержания своего существования.

Задачи развития музеев определила проходившая в февра­ле 1919 г. Первая всероссийская конференция по делам музе­ев. Выступивший на ней А.В. Луначарский так определил за­дачи музеев: «Считать музей неприкосновенной сокровищни­цей — значит уделять слишком мало внимания живой жизни, но если мы станем подходить к нему без чувства поклонения, то мы подсечем корни человеческой культуры, ибо Мнемози-на, богиня памяти, была матерью муз, а музей — грандиозная памятная книга человечества» (Археологический ежегодник за 1976 год. — М., 1977. С. 216). Помысли наркома просвещения, поддержанной другими участниками конференции, музеи яв­лялись хранилищами национальной культуры, опорными пун­ктами, доступными народным массам в просветительских и образовательных целях. Такая роль отводилась музеям в обще­государственной системе культполитпросвета.

Таким образом, с первых лет советской власти музеи заня­ли место в общегосударственной политпросветительной и на­учной системе, становясь со временем проводниками господ­ства общей идеологии. Но в 1920-е гг. они еще могли более-менее свободно развиваться, находясь в общем краеведческом и научном русле развития. Полное превращение музеев в иде­ологический орган государства наступит несколько позже.

В 1920-е гг. страна пе







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 6457. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия