Начало российского коллекционирования
Музей начинается с собрания коллекции памятников, раритетов, способствующих изучению истории жизнедеятельности личности и общества в окружающей их действительности. Все музеи формируются на основе коллекций. Коллекция — систематизированное собрание объектов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научно-познавательный или художественный интерес как единое целое. Различаются коллекции: — систематические; — тематические; — мемориальные; — персональные. Коллекционирование зародилось еще в античную эпоху. В России впервые появляется во времена Киевской Руси. Оно имело утилитарное значение. Его целью было сохранение общественно значимых раритетов. Первые такие собрания находились в церковных резиденциях. В них были как предметы церковного богослужения, так и наиболее почитаемые памятники светского характера. Известно, что в киевском храме Святой Софии в XI—XII вв. хранились одежды первых русских князей. В Троицком соборе Пскова находились мечи князей Довмонта и Всеволода Мстиславича. Мемориальные вещи И нана Грозного и Бориса Годунова являлись достопримечательностью ризницы располагавшегося недалеко от Пскова Печер-ского монастыря. В ризницах сохранились документальные памятники, книги, памятники живописи, прикладного искусства. На их основе впоследствии возникли церковные и светские музеи. К XIII в. относится создание государственной сокровищницы в Московском Кремле, впоследствии Оружейной палаты. Она сформировалась путем собирания символов власти, ценностей и святынь Русской земли, работ государственных ремесленников, приобретаемых у купцов ценных, раритетных, пещей, посольских даров. Первоначально сокровищница помещалась в нижних этажах теремных покоев и подклете Благовещенского собора. В 1485 г. между Благовещенским и Архангельским соборами Кремля было возведено специальное)дание — Казенный двор. Сокровища хранились также в Постельной казне и в Конюшенной казне. Родовая сокровищница государей приобрела характер общегосударственной казны. Ее посещение осуществлялось только по приглашению государя и считалось осо-Гюй честью. Сокровищница использовалась не только для накопления раритетов, но и для пожалований из нее. Недвижи-мыми оставались только раритеты, связанные с наиболее шачимыми событиями в истории Русского государства, знаки царской власти. Из них формировалась коллекция, отражавшая историю России. Особое значение имели памятники, находившиеся во впер-iii.ic упомянутой в документах в 1508 г. Оружейной палате Кремля ню некоторым данным первое упоминание относится к 1537 г. и паже к 1547 г.). Она занималась хранением и изготовлением парадного оружия и боевых доспехов для государя и его окружения, награждений отличившихся бояр и воевод, хранением посольских даров. Здесь же находились семейные государевы реликвии, памятники общерусского значения. Поступавшие пода пещи описывались дьяками, получали ярлык, в котором умни вались их вес, цена, имя дарителя, время поступления. 11 >()|>м и ровался раритетный свод памятников Русского государ-(чип. И пего входили вещи членов царской семьи, памятники 0(10 НО ГО прошлого, редкие достопримечательности, подарки послов других стран. В середине XVII в. в Оружейной палате выделилось специальное помещение Казенной палаты, палаты Большой казны. Оно использовалось для показа особо ценных государевых сокровищ послам и именитым иностранцам. Таким образом, Оружейная палата становилась не только хранилищем, но и демонстрационным залом. Ее коллекция использовалась как бы для музейного камерного показа. При благоприятных обстоятельствах она могла перерасти в музей. В 1718 г. Петр I повелел устроить в ней показ, пока еще для узкого круга избранных посетителей, государственных реликвий. Спустя почти сто лет, в 1806 г., Оружейная палата стала публичным музеем. Активизация коллекционирования в конце XVII — начале XVIII в. связана с деятельностью Петра I и его ближайшего окружения. Начав догоняющее развитие России, Петр I не мог не думать о ее научном и культурном подъеме, в котором немалая роль отводилась формированию музеев на основе частных и государственных коллекций. Великое посольство в Европу 1697—1698 гг., в котором принимал участие Петр 1, стало знакомством его с европейской цивилизацией, прочное место в которой занимали музеи. Голландские, английские, германские собрания музейных раритетов, европейские кунсткамеры, картинные галереи, естественнонаучные кабинеты, анатомические театры, ботанические сады, художественные аукционы стали образцами для подражания. Вернувшись в Россию, Петр I создал свой Государев кабинет, постоянно пополнявшийся путем закупокдля него европейских и российских редкостей. Естественно-научные коллекции и часть библиотеки были размещены в находившемся на Красной площади в Москве здании Московской главной аптеки (ныне на этом месте здание Государственного исторического музея). Коллекции оружия, посольские дары, изделия художественного ремесла, чертежи и инструменты находились в Кремле. Следующим шагом стало открытие в 1703 г. при Московском госпитале Анатомического театра. Из петровского собрания чертежей и моделей судов выросла появившаяся в 1709 г. Модель-камера, ныне Центральный военно-морской музей. После переезда царского двора в Петербург туда же перевезли и петровские коллекции. В 1717 г. в петергофском дворце Петра I Монплезире открылась первая в России дворцовая картинная галерея, в которой находилось около ста полотен таких худож- ников, как Рубенс, Рембрандт, Ян Стен, Брейгель и др. Главным же делом Петра I стало создание первого в России музея — Кунсткамеры. Все было готово для ее открытия. И она открылась в 1714 г. Круг сподвижников Петра I дал ряд коллекционеров, личные коллекции которых также легли в основание музейных коллекций. После Государева кабинета лучшим считался кабинет генерал-фельдмаршала, дипломата и ученого Я.В. Брюса. В нем находились энциклопедическая библиотека русских и иностранных изданий, рукописи, карты, планы, монеты, минералы, предметы этнографии и другие «куриозные вещи». В усадьбе Глинки в Богородском уезде Московской губернии, где Я.В. Брюс жил после выхода в отставку, располагалась его «подмосковная кунсткамера», единственная в своем роде. После смерти Я.В. Брюса его коллекция была передана в Петербургскую кунсткамеру. В усадьбе Глинки сейчас располагается посвященный ему музей. Другим известным коллекционером был князь, государственный деятель Д.М. Голицын. В своем имении Архангельское под Москвой он основал первую в России частную оранжерею. Его энциклопедическое собрание рукописных и печатных книг считалось крупнейшим в России собранием такого рода. В Архангельском хранились коллекции редкостей, картин, естественно-научных материалов. После смерти Д.М. Голицына его собрание рукописей и книг было раскуплено рядом центральных библиотек. В Архангельском в настоящее время музей-усадьба. Не менее интересно было собрание графа генерал-фельдмаршала и государственного деятеля Б.П. Шереметева. Основатель фамильной коллекции Шереметевых, он собирал картины, гравюры, мебель, европейский и китайский фарфор, предметы прикладного искусства. Библиотека Б.П. Шереметева насчитывала несколько десятков тысяч книг. Обширный архив рода Шереметевых также берет начало с собрания Б.П. Шереметева. Хранившиеся в подмосковном имении Кусково коллекции переходили из поколения в поколение. Ныне в Кускове музей-усадьба. Менее значительными были собрания других сподвижников Петра I. Так, А.Д. Меншиков, стараясь не отстать от других, имел картинную галерею, в которую входило до полутора отен полотен русских и европейских художников. Уральский орнозаводчик А. Демидов положил начало родовому собра-ию Демидовых, в которое входили в основном предметы си-ирской и уральской старины. Российские коллекционеры конца XVII — начала XVIII в., оздавая свои коллекции, готовили открытие первых россий-ких музеев. Хотя и позже, чем в просвещенной Европе, тем е менее в XVIII в. начинают создаваться российские музеи, акладываться основы музейной сети России. Вопросы и задания . Определите связь между коллекционированием исторических раритетов и созданием первых музеев. Какое влияние оказало коллекционирование государственных реликвий Древней Руси на создание первых отечественных музеев? . Почему в эпоху Петра I были созданы условия для формирования в России первых музеев? Какие музеи были открыты в это время в Москве и Петербурге? . Начните составление хронологической таблицы «Музеи России. История развития», внесите в нее сведения об Оружейной палате и коллекционерах петровского времени. 4.
|