МУЗЕИ МОСКВЫ
Ш. Москва является не только административным, политическим, социально-экономическим, но и культурным центром России. Начиная с древнейших времен в ней сосредоточивались культурные богатства страны. На их основе возникали первые музеи. Ранним из них стала Оружейная палата Московского Кремля, первые сведения о которой восходят к началу XVI в. В XVII—XVIII вв. московские дворяне, а затем и купцы начали создавать свои культурные коллекции, на основе которых создавались первые музеи. Старейшими музеями Москвы стали возникшие в XIX — начале XX в. Государственный исторический музей и Государственная Третьяковская галерея, Музей декоративно-прикладного и промышленного искусства и Музей народного искусства, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Театральный музей имени А.А. Бахрушина, Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки и ряд выросших из петровской кунсткамеры естественно-научных музеев, относящихся к Российской академии наук и МГУ, а также Политехнический музей. К старейшим мемориальным музеям относятся музеи Л.Н. Толстого, Н.Г. Рубинштейна, А.Н. Скрябина, ряда других деятелей литературы и искусства. Музейное строительство продолжается. Ныне в Москве насчитывается около 130 только государственных музеев. Продолжают работать школьные, учебные, народные музеи. Они проводят большую научную и культурно-просветительную работу. Ведущим историко-художественным музеем Москвы является музей-заповедник «Московский Кремль». В него входят расположенные на территории Кремля Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы XIV—XVI вв., церковь Ризо-положения XV в., Патриарший дворец с собором Двенадцати апостолов XVII века, колокольня Ивана Великого со звонницей и Филаретовой пристройкой XVI в., Оружейная палата XVI в. В них хранятся уникальные памятники истории и культуры, имеющие общероссийское значение. В 1990 г. ЮНЕСКО приняла кремлевские памятники на особый учет и охрану как часть мирового историко-культурного наследства. Не меньшее значение имеет основанный в 1872 г. Государственный исторический музей, расположенный недалеко от древних стен Кремля. Ныне в нем развернута экспозиция, знакомящая с историческим прошлым страны. Филиалами музея являются Покровский собор (храм Василия Блаженного), построенный в память взятия Казани в 1555—1561 гг. мастерами Бармой и Постником, комплекс Новодевичьего монастыря XVI—XX вв., Дом бояр Романовых в Зарядье, открытый как музей в 1859 г., церковь Троицы в Никитниках 1634 г., музей-усадьба Измайлово XVII в., бывшая царской загородной резиденцией. Все они знакомят с историческим прошлым Москвы и России. Продолжает знакомить с историей Москвы созданный в 1896 г по инициативе Московской городской думы музей Московского городского хозяйства, ныне Музей истории Москвы. Его филиалами являются Старый Английский Двор XVI в., свидетель русско-английских отношений того времени, Музей истории Лефортово, рассказывающий о русско-немецких отношениях допетровского и петровского времени, событиях, происходивших в бывшей Немецкой слободе на переломе XVII—XVIII вв., когда Петр I готовил и проводил судьбоносные для России реформы, открытый в 1997 г. под Манежной площадью Музей археологии Москвы, музей воссозданного храма Христа Спасителя. К ним примыкают такие историко-художественные музеи, как созданные в 1980—1990-х гг. Ста- ринная русская охота в Лосиноостровской охотничьей резиденции государя Алексея Михайловича, Музей Российской Императорской фамилии в Измайлове. В них воссоздана история Дома Романовых, его связи с Москвой. Продолжается деятельность берущего свое начало в 1917 г. Музея революции, ныне Музея современной истории России, расположенного на Тверской в здании Английского клуба. Его экспозиция посвящена истории России после 1917 г. Постоянно проводятся выставки, знакомящие с современной отечественной историей. К его филиалам относятся музей «Красная Пресня», знакомящий с трудовыми и боевыми традициями Красной Пресни, бывшей в 1905 и 1917 гг. одним из центров революционных событий, музей «Подпольная типография 1905—1906 годов в доме купца К.М. Колупаева», музей-квартира автора проекта ГОЭЛРО Г.М. Кржижановского. Они знакомят посетителей с революционными традициями Москвы. Ряд музеев посвящен военной истории России. Старейшим и ведущим из них является открытый в 1919 г. Центральный музей Вооруженных сил. В его экспозиции представлены экспонаты, повествующие об истории отечественных вооруженных сил от их зарождения до наших дней. Героическое прошлое страны отражается в открытом в 1995 г. к 50-летию победы в Великой Отечественной войне Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе и в Музее обороны Москвы. Памятником Отечественной войны 1812 г. является музей-панорама «Бородинская битва». Новое время вызвало новые музеи. Первым из них в 1981 г. стал Музей космонавтики, расположенный в архитектурном комплексе «Покорителям космоса». Он посвящен истории освоения космоса. Его филиалом является расположенный в Останкине Дом-музей основоположника практической космонавтики, конструктора космических кораблей, организатора первых полетов человека в космос академика СП. Королева. В середине 1980-х гг. появились Музей истории отечественного предпринимательства и Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей. В них раскрывается история отечественного купечества, его общественной деятельности. Проводимые музеями выставки, лектории, вечера позволяют лучше узнать историю тех людей, трудами которых развивалась Москва и Россия XIX — начала XX в. Трагическим страницам истории XX в. посвящен откры- тый в 1989 г. во всемирно известном благодаря роману Ю. Трифонова «Дом на набережной» (Серафимовича, 2/20) Доме Правительства музей одноименного с романом названия. В нем рассказывается об истории строительства в 1928—1931 гг. этого дома, трагической судьбе его обитателей, ставших жертвами сталинских репрессий. Своеобразным продолжением исторических музеев являются музеи под открытым небом в заповедных уголках Москвы. Национализация в первые годы советской власти старинных усадеб коснулась и ближайших подмосковных, давно уже вошедших в черту города. Первыми музеефицировались усадьбы в Кускове, Останкине, Коломенском. На основе памятников старины в них были созданы историко-художественные музеи. Впоследствии к ним присоединились усадьбы в Кунцеве, Царицыне, Кузьминках и Измайлове. Они, дополняя исторические музеи, воссоздают быт московских усадеб XVII— XIX вв. Москва всегда была одним из художественных центров России. На основе художественных собраний коллекционеры создавали музеи, делая их доступными для посетителей. Старейшими из них являются Государственная Третьяковская галерея, возникшая благодаря деятельности П.М. Третьякова, Музей декоративно-прикладного и промышленного искусства при Строгановском училище, ныне Московском государственном университете имени С.Г. Строганова, Музей народного искусства при Научно-исследовательском институте художественной промышленности, открытый в 1885 г. как Торгово-промышленный музей кустарных изделий московского земства, созданный в начале XX в. И.В. Цветаевым музей изящных искусств Московского университета, ставший впоследствии Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. После 1917 г. к ним добавились Государственный музей Востока, знакомящий с восточным искусством, Музей художественных тканей Московской государственной текстильной академии имени А.Н. Косыгина, Музей древнерусской культуры имени А. Рублева. Традиции формирования художественных музеев продолжаются и в наши дни. Уникальные собрания хранят открытые в 1980— 1990-е гг. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, филиал ГМИИ Музей личных коллекций, созданный 90 ■. по инициативе известного коллекционера И.С. Зильберштейна, собирающие и пропагандирующие современное искусство музей В. Сидура, галереи А. Шилова, И. Глазунова, 3. Церетели. Художественная жизнь Москвы продолжается. Продолжается и создание художественных музеев. Традиции театральной и музыкальной Москвы поддерживаются в специальных музеях. Во главе музыкальных музеев находится открытый в 1943 г. на основе созданного в 1912 г. Мемориального музея Н.Г. Рубинштейна Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки. В нем хранятся уникальные музыкальные раритеты — инструменты, ноты, мемориальные вещи композиторов и музыкантов, не имеющие аналогов в мире. Филиалами музея являются Дом-музей Ф.И. Шаляпина, открытый в 1988 г. в доме, где он жил, Музеи-квартиры Н.С. Голованова и А.Б. Гольденвейзера. В 1995 г. при Московской консерватории был восстановлен музей Н.Г. Рубинштейна. Старейшим театральным музеем является созданный в 1894 г. коллекционером А.А. Бахрушиным Театральный музей, ныне носящий его имя. Его экспозиция знакомит с историей отечественного театра от его зарождения до настоящего времени. Впоследствии при музее были созданы на правах филиалов мемориалы выдающихсядеятелейотечественного театра М.Ермоловой, В. Мейерхольда, М. Щепкина, М. Мироновой, А. Миронова, драматурга А. Островского. Почти при всех театрах Москвы открыты свои, посвященные их истории, музеи. Старейшим из них считается музей МХАТ имени А. П. Чехова, при котором на правах филиалов работают мемориалы основателей театра К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Уникальнымяв-лением в музейном мире стал открытый в 1981 г. Музей детских театров. Его выставки знакомят с историей этих театров от их появления до нашего времени. Проводится большая культурно-просветительная работа, рассчитанная в основном на детскую аудиторию. Истории кино посвящен открытый в 1992 г. в Киноцентре на Красной Пресне Музей кино. В нем находится уникальное собрание материалов, связанных с историей кинематографии. Музей проводит ретроспективы фильмов, знакомит с жизнью и деятельностью выдающихся кинематографистов. Его филиалом стала Музей-квартира одного из основоположников отечественной кинематографии С. Эйзенштейна. В 1933 г. в Москве открылся Государственный литературный музей. Его экспозиция знакомила с историей отечественной литературы от ее зарождения до XX в. В музее собраны архивы, мемориальные вещи, издания произведений отечественных литераторов преимущественно XVIII—XX вв. Со временем экспозиция расширилась. Появились на правах филиалов Музей литературы XX в., ряд мемориальных музеев. По числу мемориальных музеев деятелей литературы Москва лидирует среди других городов России. Можно сказать, что все классики отечественной литературы представлены в ней своими музеями. К ним относятся мемориальные музеи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М. Горького, В.В. Маяковского, К.Г. Паустовского, С.А. Есенина, В.Я. Брюсова, А. Белого (В.Н. Бугаева), М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака, А.Н. Толстого, К.И. Чуковского, Б.Ш. Окуджавы, ряда других. Всё они отражают литературную жизнь Москвы и России последних столетий. Своеобразным продолжением литературного и мемориального музеев являются созданные в 1980-е гг. Музей книги при РГБ имени В. И. Ленина и Музей экслибриса, хранящий свыше 46 000 экслибрисов 34 стран. Московские музеи разнопрофильны. Исторические, художественные, литературные, мемориальные и естественно-на-учнЫе — все они составляют единое целое, входящее в систему отечественной культуры и науки. Естественно-научные музеи Москвы, ряд которых начинается с Кунсткамеры Петра I, находятся в основном в системе-РАН, МГУ, различных учебных и научных заведений. Продолжается деятельность основанного в 1872 г. Политехнического музея. Действуют такие музеи, как Музей метрополитена, музей «Огни Москвы», знакомящий с историей освещения московских улиц, площадей, бульваров, Музей Московской городской телефонной сети, Музей Мосэнерго, ряда других министерств и ведомств. Все они входят в единую музейную систему Москвы. В последнее время появились такие экзотические музеи, как Музей матрешки, Музей уникальных кукол, Музей моды, Музей мебели, Музей воды. Этот ряд можно продолжать. Развитие мемориальных музеев привело к музеефикации домов, мастерских, квартир почти всех заметных деятелей литературы, науки и искусства. Среди них музеи А.Н. Скрябина, 92. А.С. Голубкиной, К.А. Тимирязева, В.И. Вернадского, В.М. и A.M. Васнецовых, Е.Ф. Гнесиной, И.Д. Корина, СТ. Коненкова, М.В. Келдыша, Н.И. Вавилова, П.Д. Сытина. Такой список имен говорит сам за себя. Создание музеев выдающихся деятелей отечественной культуры, науки и литературы имеет смысл при единодушном отношении к ним создателей музеев и общества. На практике же далеко не все такие музеи жизнеспособны, поскольку посвящены либо не той фигуре, как это оказалась со многими деятелями партии и правительства советского времени, либо сам мемориал малопривлекателен. Вот почему мемориальные музеи находятся в постоянном движении. Одни закрываются. Другие открываются. Стабильность может быть достигнута только путем подбора адекватных общественному мнению героев музеев и качественного создания самих музеев, как это, например, проявилось при формировании музейных центров Н.А. Островского «Преодоление», Н.К. Рериха, B.C. Высоцкого, А.Д. Сахарова. Эти центры, развиваясь стабильно, стали заметным явлением не только в музейной, но и благодаря своей деятельности в общественной жизни Москвы. Музеи Москвы — социокультурное явление, без которого немыслим современный город. За свои четыреста лет, считая с создания Оружейной палаты, они прочно заняли свое место в культурной и общественной жизни города, в жизни каждого москвича, всех, кто побывал в них. В этом их непреходящее значение. В этом выполнение ими своего долга перед обществом. Вопросы и задания 1. Что представляет собой музейный мир Москвы? 2. В чем состоит значение московских музеев для развития общероссийской музейной системы? 3. Определите основные разновидности московских музеев. Можно ли говорить о синтетическом характере музейной сети Москвы? 4. Используя материалы предыдущих лекций и данной лекции, внесите коррективы в таблицу «Музеи России. История развития» с учетом данных о московских музеях.
|