Студопедия — ФОНДЫ МУЗЕЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ФОНДЫ МУЗЕЯ






В основе работы музея находится собрание музейных пред­метов — памятников истории и культуры, объектов природы, изъятых из среды бытования благодаря их способности доку­ментировать, отражать общественные и природные процессы и явления. Музейные предметы концентрируются в фондах му­зея, поэтому, образно говоря, фонды являются сердцем музея, от функционирования которого зависит вся его работа.

Существует ряд подходов к определению понятия «фонды». В1988 г. в книге «Музееведение. Музеи исторического профиля» (М., 1988. С. 81) Н.П. Финягина дала такое определение: «Фон­ды музея исторического профиля можно определить как при­надлежащую музею совокупность документирующих истори­ческий процесс и служащих средством музейной композиции музейных предметов и относящихся к ним научно-вспомога­тельных материалов. Фонды музеев складываются исторически и научно организуются». Спустя ряд лет она уточнила это оп­ределение: «Фонды музея — совокупность всех материалов, по­ступивших на постоянное хранение в музей в соответствии с принятыми правилами (инструкциями). Составляют основу для реализации ведущих направлений музейной деятельности, используются как источниковая база профильными музею на-

учными дисциплинами. Могут находиться в фондохранилище, в экспозиции, на выставке, быть переданы на реставрацию, экспертизу, во временное пользование другому учреждению. Определяющую роль в фондах музея играют музейные пред­меты, относящиеся к разным типам источников, соотношение которых зависит от принадлежности музея к определенному профилю и его конкретной специфики. Общепринятым явля­ется деление фондов музея на 2 основные группы: фонд му­зейных предметов и фонд научно-вспомогательных материа­лов. В естественно-научных музеях и отделах природы крае­ведческих музеев выделяется также фонд сырьевых научных материалов (в связи с тем, что в процессе препарирования часть объектов природы может утратить свойства музейного пред­мета). Более детальное деление фондов музея является дискус­сионным» (Музейная энциклопедия. — М. 2001, Т. 2. С. 292).

В Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Фе­дерации и музеях в Российской Федерации» (1996) определение фондов более лапидарно: «Музейный фонд — совокупность по­стоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций». При этом под му­зейным предметом понимается «культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для обще-стваее сохранение, изучение и публичное представление», а под музейной коллекцией — «совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только бу­дучи соединенными вместе в силу характера своего происхож­дения либо видового родства, л ибо по иным признакам» (Россий­ская культура в законодательных и нормативных актах. Музей­ное дело и охрана памятников. 1991—1996. — М., 1998. С. 190).

В учебном пособии, подготовленном К. Лапэром для ИКОМа, читаем: «Фонды — это предметы, не включенные в постоянную экспозицию, не предназначенные для экспонирования по раз­ного рода причинам (дублеты, плохая сохранность, подделки, малоинтересные предметы, не имеющие тематического отно­шения к данному музею; это новые приобретения, еще не по­лучившие своего места в экспозиции; обычные выставки, но изъятые из выставочных залов по разным причинам (ремонт, под­готовка специализированной выставки, научная работа и т. д.). Таким образом, фонды — это резерв для экспозиционной работы и своего рода продолжение экспозиции» (Шахматовский вес­тник. 1994. № 4. С. 40-41).

Исходя изо всех этих определений, можно классифициро­вать фонды как совокупность музейных предметов, коллекций, собраний и научно-справочного аппарата, необходимую для формирования экспозиций и выставок, а также изучения про­фильными музею науками.

Схематически состав фондов Н.П. Финягина представля­ет следующим образом (Музееведение. Музеи исторического профиля. С. 88).

Фонды музея

Фонд музейных предметов

Основной фонд

Коллек­ционный фонд

Дублетный фонд

Фонд

уникальных предметов

Фонд

типовых

предметов

Фонд

{уникальных

предметов

Обменный фонд

 

Фонд

непрофильных

предметов

Фонд

типовых

предметов

 

 

Фонд научно-вспомогательных материалов

 

Фонд

излишних

дублетных

экземпляров

Фонд

уникальных предметов

Фонд

типовых

предметов

В состав фондов входят фонд музейных предметов и фонд научно-вспомогательных материалов. Фонд музейных предме­тов состоит из музейных предметов, группирующихся в музей­ные коллекции и музейные собрания. Музейные предметы мо­гут быть вещественными, -изобразительными, письменными, фоническими, фото- и киноисточниками, изучаемыми музей­ным источниковедением, разрабатывающими теорию и мето­дику выявления, исследования и использования музейных предметов и коллекций. Музейными коллекциями называются систематизированные собрания музейных предметов, связан­ных общностью одного или нескольких признаков и представ­ляющих научный, познавательный и художественный интерес как единое целое. Они являются основной формой хранения музейных фондов. На основе коллекций'формируются музей­ные собрания — научно организованные совокупности музей­ных предметов, научно-вспомогательных материалов и средств научно-информационного обеспечения, под которыми пони­маются архив и библиотека музея. Научно-вспомогательными 116

материалами, дополняющими основной фонд, называются входящие в фонды музея предметы, не обладающие свой­ством музейных предметов, помогающие их изучению и эк­спонированию. К ним относятся воспроизведения музейных предметов (копии, репродукции, модели, муляжи, слепки, голограммы., научные реконструкции, новоделы), научные реконструкции, являющиеся научно аргументированным восстановлением облика утраченного или поврежденного памятника природы, истории или культуры, имеющие до­полнительную информацию о музейных предметах диаграм­мы и карты, схемы и планы, таблицы и графики. В исклю­чительных случаях, как, например, утрата подлинного му­зейного предмета, научно-вспомогательные материалы могут служить подлинниками, заменяющими в экспозиции под­линные музейные предметы. Научно-вспомогательные ма­териалы в разумных пределах используются при построении экспозиций и выставок, делая их более информационно и эмоционально насыщенными. Поэтому в фондах научно-вспомогательные материалы дополняют фонд музейных предметов, но учитываются и хранятся отдельно от них.

При организации фондов они должны отвечать следующим требованиям:

— содержать профильные музею музейные предметы;

— находящиеся в фондах музейные предметы должны со­ответствовать уровню развития профильной науки и му­зееведения;

— фонды должны постоянно, непрерывно и целенаправлен­но пополняться;

— должны быть научно организованы.

Принципом научной организации фондов является их на­учная классификация. Состав фондов музея определяется как организация фондов, разделяющая их в соответствии со зна­чением предметов для науки и культуры в целом, а также с де­ятельностью самого музея и определяющая их юридическое положение. После разделения фондов на музейные предметы и научно-вспомогательные материалы необходимо классифи­цировать музейные предметы как основу музейного собрания. Происходит структурирование фондов — организация фондов, основанная на взаимосвязях предметов, целью которой явля-

ется создание условий, максимально удобных для их изучения, пополнения, хранения и использования. Принципы структу­рирования следующие:

— в основе деления должен находиться основной опреде­ляющий признак, как правило, по физическому показа­телю, например материалу, из которого изготовлен музей­ный предмет (металл, дерево и т. д.);

— общий объем структуры должен соответствовать объемам ее подразделений (сумма, допустим, оружия, живописи, мебели и т. д. должна соответствовать общей сумме со­става фондов);

— один и тот же музейный предмет не может находиться од­новременно в разных подразделениях (например, одно и то же художественное произведение, являющееся утили­тарным предметом, допустим оружие, не может одновре­менно находиться среди оружия и предметов декоратив­но-прикладного искусства);

— начав с музейного собрания, деление фондов должно быть непрерывным, вплоть до самой крайней степени систе-матизационной единицы (например, собрание — ору­жие — холодное оружие — ятаган).

На этой основе Н.П. Финягина сконструировала свой ва­риант схемы фондов. Фонд музейных предметов делится на основной и обменный фонды. В основной входят составляю­щие основу музейного собрания предметы, профильные кон­кретному музею, на базе которых осуществляется деятельность музея. В обменный фонд входят непрофильные, попавшие в музей в составе личных коллекций или другим путем музей­ные предметы или дублетные экземпляры, число которых в музее превышает допустимый уровень в пять дублетных пред­метов. Как правило, обменный фонд служит для обмена вхо­дящих в него предметов в других музеях или собраниях музей­ных предметов на необходимые музею профильные предметы. Основной фонд, в свою очередь, делится на коллекционный и дублетный фонды. Коллекционный фонд является основой музейных фондов, их золотым достоянием, без которого не­возможна деятельность музея. Коллекции могут быть систе­матическими, тематическими, мемориальными. Хранение их возможно по коллекциям, а также по видам и типам. Мемо­риальные коллекции, как правило, сохраняются как единое 118

целое. В какой-то мере мемориальными являются личные кол­лекции коллекционеров, поступившие в состав музейных фон­дов. На основе личной коллекции коллекционера, искусство­веда И.С. Зильберштейна в 1985 г. при Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина был создан музей личных коллекций. Дублетный фонд образуется за счет возможных в музее идентичных предметов, попавших в него в разное время в составе поступавших собраний, прежде всего коллекций. В основной фонд входят пять обязательных дубле­тов. Остальные попадают в дублетный фонд обменного фонда. Основой формирования фондов являются уникальные и ти­повые предметы, входящие в коллекционный и дублетный фон­ды основного фонда, а также в фонд непрофильных предметов обменного фонда. Типовым музейным предметом называется такой предмет, который отражает типичное явление либо обла­дает свойствами, характерными для большого числа предметов, существующих в данное время. Типовыми могут быть и предме­ты, характеризующие типичные явления, даже если они сохра­нились в единственном экземпляре. Как правило, типовые пред­меты преобладают в краеведческих музеях, для которых они яв­ляются основными, каждый по-своему, в своем контексте отражающие местную природу, историю, культуру. Типовые предметы позволяют проводитьтипологизацию историко-куль­турных и естественно-научных процессов. Типовые предметы могут становиться уникальными, сохранившись в единичных экземплярах, отражающих глобальные проблемы развития при­роды и общества. Таковы археологические предметы, бывшие для своего времени типичными. Уникальными музейными предметами являются такие, которые существуют в настоящее время в единственном или очень ограниченном числе, но обла­дают особой научной и культурной ценностью. Содержащаяся в них информация является исключительной, неповторимой. Возможно, что, сохранившись в единственном числе, сами предметы стали уникальными. Среди них выделяются реликвии, связанные с деятельностью выдающихся личностей или с круп­ными историческими событиями. Так, например, личные, ме­мориальные вещи выдающихся людей обладают уникальнос­тью — перо А.С. Пушкина, стол А.Н. Толстого, костюм А.А. Бло­ка уникальны. Столь же уникальны и памятники истории и культуры, свидетели прошедших событий — побывавшее в боях

Великой Отечественной войны оружие, ныне выставленное в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Мос­кве. Реликвиями при соответствующих обстоятельствах могут быть и предметы, отражающие природные или естественно-на­учные явления.

Жизнь музейных предметов в фондах является основой всей музейной жизнедеятельности. Для этого они должны попасть в фонды, пройти процесс фондирования.

Вопросы и задания

Что такое фонды музея? Какова их роль в работе музея? Как подразделяются фонды музея? Что такое фонд музейных пред­метов? Что такое фонд научно-вспомогательных материалов? Ка­ково их соотношение и роль в музейных фондах? Дайте характеристику фонда музейных предметов. Определите его значение в работе музея.

Дайте характеристику фонда научно-вспомогательных материалов. Определите его значение в работе музея.

 







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 4356. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия