Студопедия — МУЗЕЙНЫЙ МИР СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МУЗЕЙНЫЙ МИР СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ






Ill

§Р1

«Под "Музейным миром" мы понимаем часть культурного пространства, в котором функционируют объекты истории, культуры и природы, признанные обществом ценными и под­лежащими сохранению и передаче будущим поколениям в качестве овеществленного культурно-исторического опыта. Музейный мир охватывает не только подлежащие сохранению и включению в современную культуру объекты, но и всю со­вокупность учреждений, людей и идей, выполняющих эти за­дачи. В рамках музейного мира формируется особая истори­ко-культурная среда, активно влияющая на культуру настоя­щего и будущего» (Российская музейная энциклопедия. — М., 2001. Т.Д. С. 5).

Музейный мир современной России охватывает около двух тысяч музеев, входящих в систему Министерства культуры РФ, среди которых 86 музеев федерального и 1715 местного под­чинения. Кроме того, работают ведомственные, общественные, муниципальные и частные музеи. Только в музеях Министер­ства культуры сосредоточено около 60 миллионов единиц хра­нения. Ежегодно музеи посещает до 70 миллионов человек. Цифры достаточно внушительные. Музеи продолжают сохра­нять выработанный годами профиль — исторический, этногра-

фический, художественный, литературный, естественно-науч­ный, мемориальный. Единая музейная сеть России охватыва­ет практически всю страну. Наиболее массовыми являются краеведческие музеи, расположенные во всех краях и облас­тях РФ. В условиях проходящих реформ они также видоизме­няются. Исчезают старые, прежде всего идеологизированные, музеи, создаются новые. Изменяется научная, экспозицион-но-выставочная и просветительная работа музеев. Они стано­вятся подлинными хранителями опыта и знаний, передающих­ся новым поколениям. Во главе музеев находится Управление по делам музеев Министерства культуры РФ. На местах музеи курируются отделами и управлениями культуры местной вла­сти. В их задачи входит:

— содействие обеспечению оптимальных условий развития музеев путем реализации специальных программ;

— налаживание музейных взаимосвязей внутри России и за рубежом путем организации и обмена выставками, про­ведения конференций и совещаний;

— привлечение специалистов к разработке концепции му­зейного дела и перспективных моделей музейных учреж­дений.

Музейный мир России является частью мирового музейного мира. Входя с 1957 г. в Международный совет музеев (ИКОМ) при ЮНЕСКО, Российский комитет ИКОМ проводит боль­шую работу по координированию музейного развития страны в соответствии с мировым музейным развитием.

Развитие современных музеев как хранителей историчес­кой памяти и опыта предполагает дальнейшую музеефикацию памятников прошлого. В настоящее время на государственной охране находится около 7000 памятников. Проводится, преж­де всего силами общественности, работа по их сохранению, изучению, музеефикации, использованию в просветительских целях. Идет активная музеефикация памятников истории и культуры, предполагающая их преобразование в объекты му­зейного показа с целью максимального сохранения, выявле­ния их историко-культурной, научной, эстетической ценнос­ти и активного включения в современную культуру. Объекта­ми музеефикации становятся памятники истории и культуры, природы, памятные места и культурно-историческая среда, элементы жизнедеятельности людей. Пройдя этапы создания

музеев-заповедников, музеев под открытым небом, музеи се­годня вплотную подошли к созданию экомузеев. Экомузеи предполагают сохранение естественной среды обитания лю­дей с включением их самих в музейный комплекс. Изучение среды обитания и людей во взаимодействии является перспек­тивным направлением музейного развития, только еще начи­нающего развиваться в нашей стране. Являясь историко-куль­турным срезом общества в его естественной среде, экомузеи позволяют ему развиваться в сотрудничестве со всем окружа­ющим миром. Примерами российских экомузеев могут быть Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала, Музей соли в Соликамске, ряд этнографичес­ких музеев в Сибири.

В современных условиях большое значение в деле воспи­тания нового поколения имеют детские музеи. Они создают­ся для детской аудитории с учетом своеобразия приобретения детьми знаний. Их задача — помочь детям познать окружаю­щий мир. Работа таких музеев строится с учетом возрастных особенностей детей, объединяя элементы игры и учебы в еди­ное целое. Детские музеи позволяют детям включаться в не­посредственное взаимодействие с находящимися в их экспо­зициях музейными предметами, познавая музейную тематику не только умозрительно, но и эмоционально. Опыты создания таких музеев показывают их перспективность. Повседневная практика детского исторического музея в Петербурге, Музея детских театров в Москве, Детской художественной галереи в Волгограде, детских уголков и экспозиций в краеведческих музеях направлены на эмоционально-чувственное воспитание детей.

Новыми направлениями в развитии музеев являются так­же музейно-культурные центры и интегрированные музеи. Музейно-культурные центры являются коммуникативными центрами камерного характера. Примером их может быть со­зданный в Москве в 1995 г. музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени А.Д. Сахарова. Его экспози­ция знакомит посетителей с тоталитарным прошлым страны, современными правозащитными проблемами, жизнью и дея­тельностью академика А.Д. Сахарова. Дополнением к ней яв­ляется компьютерный зал «Окно в мир» и составленная в со­ответствии с тематикой музея библиотека. Музей — обществен-

ный центр использует свои возможности для проведения эк­скурсий, встреч, общественных мероприятий, рассчитанных на разные уровни посетителей. Еще одним перспективным направлением развития музеев является создание при помо­щи Интернета виртуальных музеев. Одним из опытов созда­ния такого музея для широкой аудитории является програм­ма художника М.Шемякина, транслируемая в телевизионном канале «Культура». Знакомство с виртуальным музеем явля-зтся первым шагом к посещению реального музея или, в случае гго недоступности, знакомству с ним. О популярности интер­нет-музеев свидетельствует то, что уже к 1997 г. число их по­сетителей перевалило за миллион.

В условиях реформ и финансовой нестабильности положе­ния музеев Правительство РФ предприняло реальные шаги по созданию для наиболее значительных из них режима наилуч­шего благоприятствования. В 1991 г. появился первый Указ Президента России «Об особо ценных объектах национального наследия России». Среди прочих объектов в нем значились и музеи. Впоследствии был принят еще ряд аналогичных указов. В результате к особо ценным музеям отнесены:

— Московский Кремль;

— Государственный исторический музей;

— Государственный Эрмитаж;

— Государственный музей изобразительных искусств име­ни А.С. Пушкина;

— Государственная Третьяковская галерея;

— Музей древнерусской культуры и искусства имени Анд­рея Рублева;

— Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого;

— Российский этнографический музей в Петербурге (Госу­дарственный музей этнографии народов СССР);

— Государственный музей искусства народов Востока;

— Политехнический музей;

— Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник;

— Государственный научно-исследовательский музей архи­тектуры имени А.В. Щусева;

— Государственный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки — ныне Государственный центральный му­зей музыкальной культуры имени М.И. Глинки;

— Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник;

— Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пуш­кина «Михайловское»;

— Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник;

— Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник;

— Архангельский государственный музей деревянного зод­чества и народного искусства «Малые Корелы»;

—'Государственный музей-заповедник «Петергоф»;

— Всероссийский музей А.С. Пушкина в Петербурге;

— Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»;

— Государственный мемориальный и природный музей-за­поведник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»;

— Государственный музей Л.Н. Толстого в Москве;

— Государственный художественно-архитектурный заповед­ник «Царское Село»;

— Государственный Центральный театральный музей име­ни А.А. Бахрушина;

— Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и худо­жественный музей-заповедник;

— Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и ху­дожественный музей-заповедник;

— Новгородский государственный объединенный музей-заповедник;

— Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева.

В принятом в 1992 г. «Положении об особо ценных объек­тах культурного наследия народов Российской Федерации» оп­ределялось, что к ним «относятся расположенные на ее тер­ритории историко-культурные и природные комплексы, архи­тектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представля­ющие собой материальные, интеллектуальные, художествен­ные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства» (Российская культура в законодательных и норматив­ных актах. Музейное дело и охрана памятников. 1991-1996. — М.,

1998. С. 59). Положение определяло принадлежность музеев, внесенных в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, к фе­деральной форме собственности, а также правовую, хозяйствен­ную, финансовую самостоятельность. Отдельной строкой оп­ределялось, что «собрания, коллекции, фонды особо ценных объектов доступны для граждан в научных, культурных, обра­зовательных и просветительных целях» (Там же. С. 61). Таким образом, создавались условия их развития.

В условиях проходивших реформ определялся новый под­ход к музеям и их развитию. Был принят ряд правительствен­ных документов, закреплявших новое юридическое положе­ние музеев. К ним относятся:

Закон РФ «Основы законодательства Российской Федера­ции о культуре» (1992);

Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (1993);

Федеральный закон РФ «О музейном фонде Российской Фе­дерации и музеях в Российской Федерации» (1996);

Федеральный закон РФ «Об основах туристской деятель­ности в Российской Федерации» (1996);

Положение о Музейном фонде Российской Федерации (ут­верждено постановлением Правительства РФ в 1998 г.).

Все они определяли основы музейного развития в услови­ях реформ. Законодательные документы стали основой при­нятых управлением по делам музеев Министерства культуры РФ приказов, положений, инструкций, ныне действующих в музеях.

В условиях реформ развивалась музейная печать, совершен­ствовалась подготовка будущих музейных работников. Музеи издавали свои труды, каталоги, проспекты и путеводители. Центральным печатным органом музейной тематики стал воз­рожденный в 1983 г. журнал «Советский музей», переимено­ванный в 1993 г. в «Мир музея» — орган Министерства куль­туры РФ и редакционно-издательского комплекса «Культура». Выходивший с 1948 г. в Париже журнал ЮНЕСКО «Музеум» в 1982 г. стал издаваться также на русском языке издательской группой «Прогресс». Журналы печатали теоретические и прак­тические статьи, отражали музейную жизнь в стране. Кроме музейных изданий и центральных журналов начали выходить книги, посвященные теории и практике музейного дела. Од-

нако их было немного. Подлинным событием в музейном мире стал выход в 2001 г. двухтомной «Российской музейной энцик­лопедии», подведшей итоги развития музейного дела в стране к этому времени. Как отмечалось в резюме, «в ней впервые в мировой практике не просто сообщается некая сумма сведе­ний о музеях, а дается целостная и объемная картина музей­ного мира государства — России — в его историческом разви­тии и в контексте культуры, неотъемлемой частью которой является музей» (Российская музейная энциклопедия. — М., 2001. Т. 2. С. 377). Вышедшая тиражом 6000 экземпляров эн­циклопедия быстро исчезла из продажи, став настольной кни­гой работников музеев.

Теоретическая разработка проблем музеологии проводилась учеными научных институтов и высших учебных заведений. Во главе их находились и находятся сотрудники Российского ин­ститута культурологии, берущего начало с созданного в 1932 г. по решению Первого всероссийского музейного съезда Цент­рального научно-исследовательского института методов кра­еведческой работы Наркомпроса РСФСР. Пройдя ряд преоб­разований, он в 1992 г. стал Российским институтом культуро­логии. В 1991 г. в Омске был создан Сибирский филиал института. Институт проводит большую работу по изучению музееведения, его теории и практики. Существующие при нем аспирантура и докторантура готовят квалифицированных уче­ных в области культуры, в частности музееведения. Подготовку кадров специалистов в музейном деле ведет ряд учебных заве­дений страны, прежде всего Российский государственный гу­манитарный университет, в котором в 1992 г. был создан фа­культет музеологии, Московский и Петербургский универси­теты культуры, ряд других вузов. Повышением квалификации музейных работников занимается Российский государствен­ный институт повышения квалификации работников искусств, культуры и туризма. Подготовка музейных научных кадров производится в аспирантурах РГГУ и ряда других учебных за­ведений.

Музейный мир современной России широк и разнообра­зен. Продолжают создаваться новые музеи, вплоть до экзоти­ческих Музея валенка и Музея журавля. Развиваются и совер­шенствуются старые, определяющие лицо музейного мира музеи. В них создаются новые экспозиции, проходят выстав-

ки. Музеи проводят просветительную, воспитательную рабо­ту. Музейный мир, являясь частью культурного мира России, определяет ее общественный и духовный потенциал, место страны в мировой цивилизации.

Вопросы и задания

1. В чем состоит суть музейной реформы 1990-х гг.? Как она сказы­вается на развитии российских музеев?

2. Что представляет собой музейный мир современной России?

3. Как изменилась в 1990-х гг. социокультурная роль музеев?

4. Какие музеи являются перспективными для дальнейшего разви­тия музейной системы страны?

5. Продолжите составление таблицы «Музеи России. История раз­вития».

12.







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 2326. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия