Quot;Т.
■ Первая половина XIX в. — время общенационального подъема в России. Война 1812 г., движение декабристов, влияние революционной Европы способствовали росту национального самосознания. В этих условиях совершенствовались старые и возникали новые музеи. Требовалось создание общенационального публичного музея. Рост образования способствовал созданию учебных и провинциальных музеев. На местах многое зависело от просвещенного начальства. Появление общественных организаций и ученых обществ вело к образованию общественных музеев, из которых вырастали государственные. К середине века началось зарождение музейной сети России. Во главе ее стояли старые музеи, определявшие развитие музейных принципов и традиций. Эрмитаж, находившийся в ведении Министерства Императорского двора как собственность императорской семьи, постепенно превращался в общедоступный музей. В 1805 г. его коллекции распределились по пяти отделам, во главе которых находились хранители, составлявшие алфавитные каталоги музейных предметов. Согласно принятым в 1825 г. правилам посещения музея посетители могли ежедневно в определенные часы осматривать его коллекции, а художники копировать знаменитые картины. За порядком в залах следили смотрители. Поток посетителей регулировался выдававшимися обер-гофмейстером двора бесплатными билетами. Эрмитаж продолжал оставаться частью Императорского двора. С 1832 г. по распоряжению Николая I стал регламентироваться внешний вид посетителей, их одежда в соответствии с положением в обществе. Чтобы отделить их от императорской семьи и приближенных, в 1842—1851 гг. был возведен Новый Эрмитаж, имевший отдельный вход. В него переместилась экспозиция, в формировании которой принял непосредственное участие Николай I. Новый Эрмитаж, в котором, кроме картин, находились коллекции скульптуры, графики, гемм, нумизматики, открылся как доступный музей 5 февраля 1852 г. Согласно принятым в следующем году «Правилам для управления Императорским Эрмитажем» вход в него был по бесплатным билетам, выдававшимся придворной конторой. Постоянный пропуск выписывался только с разрешения Николая I. В 1866 г. эти ограничения были отменены, музей стал общедоступным. В 1806 г. указом Александра I публичным музеем стала Оружейная палата Московского Кремля. Согласно принятому 10 марта 1806 г. указу «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Московской Оружейной палате древностей» вводились должности смотрителей, следивших за сохранностью экспонатов во время посещения палаты посетителями. Запрещалось без ведома императора как принимать, так и выдавать из собрания какие-либо вещи. В 1806—1810 гг. для музея выстроили специальное здание, экспозиция в котором открылась в 1814 г. Как и Эрмитаж, Оружейную палату можно было посещать в определенные часы по бесплатным билетам, выдававшимся Кремлевской экспедицией. Как отмечалось в путеводителе «По Москве» (М., 1917. С. 390), «Оружейная палата является фамильным музеем династии Романовых и пополняется исключительно по Высочайшему повелению». В 1852 г. музей переехал в новое здание, построенное у Боровицких ворот Кремля, в котором находится и поныне. Более открытой Оружейная палата стала в 1883 г., когда были введены дни и часы ее посещения для широкой публики. Работа Эрмитажа и Оружейной палаты развивала идеи и принципы музейной работы, заложенные еще в XVIII в. Пет- ровской кунсткамерой. Она строилась на принципах научности, полноты, систематизации музейных предметов. Комплектование фондов осуществлялось целенаправленно теми предметами, которые наиболее полно раскрывали прошлое и настоящее в соответствии с профилем музея. На основе фондовых собраний строились научно обоснованные экспозиции. Систематические экспозиции соответствовали классификационной системе, принятой в профильной музею научной дисциплине. Использовались также коллекционные показы. По мере открытости музеев они переходили к экскурсионной и лекционной работе, начиная выполнять социокультурные функции. Развитие образования способствовало зарождению идеи общенационального музея, развитию учебных и провинциальных музеев. Первые проекты общенационального музея исходили из Ру-мянцевского кружка — кружка исследователей-энтузиастов, главой которого был Н.П. Румянцев. В 1817 г. в журнале «Сын Отечества» появилась статья Ф.П. Аделунга «Предложение об учреждении Русского национального музея». В ней предлагалось создать общедоступный национальный музей, экспонаты которого освещали бы историческое прошлое и настоящее России, ее этнографию и природные богатства, экономику, художественную культуру. При музее предполагались общедоступные библиотека и собрание рукописей. Музей открывался для публики два раза в неделю. Музейные смотрители должны были выполнять функции музейных экскурсоводов. Проект Ф.П. Аделунга был рассчитан на создание социокультурного учреждения, способствовавшего социализации своих посетителей. Следом за ним последовал опубликованный в 1821 г. в том же «Сыне Отечества» проект Б.Г. Вихмана «Российский Отечественный музей». Согласно ему учреждаемый музей должен был стать научно-просветительным центром общероссийского значения, способствующим на основании своей научной и просветительской деятельности социализации российского общества. В нем должны были быть представлены история, природные богатства, экономика, культура, народонаселение России. При музее предполагались научная библиотека и собрание рукописей. Новшеством, в отличие от проекта Ф.П. Аделунга, являлось предложение об издании при музее исторического журнала. Несмотря на свое общественное значение, оба проекта не были поддержаны обществом. В дальнейшем их идеи были разработаны в проектах Т. Зана, предлагавшего сформировать единую музейную сеть России на основе местных и центрального Народного российского музея, и П.П. Свиньина, стоявшего на позициях своих предшественников. Попыткой их реализации стало создание начавшего свою работу в Петербурге 26 мая 1831 г. Румянцевс-кого публичного музея. Румянцевский публичный музей обязан своим существованием собирательской деятельности Н.П. Румянцева и членов его кружка. Посетители его знакомились с экспонатами Мюнцкабинета, Минералогического кабинета, собранием редкостей, библиотекой печатных книг и рукописей. Музей раз в неделю, по понедельникам, открывался для всех желающих. В остальные дни там могли заниматься научной работой. Однако как музей общественный он не получал должной государственной поддержки. К середине века положение стало критическим. Поэтому В.Ф. Одоевский, бывший его хранителем, предложил перевести музей в Москву. Переезд состоялся в 1861 г. В Москве Румянцевский музей объединился с только что созданным публичным музеем. В 1862 т. было принято положение о разместившемся в доме Пашкова Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме как общедоступном музее. Четыре дня в неделю за умеренную плату посетители могли осматривать его экспозицию, а в воскресные и праздничные дни то же можно было делать бесплатно. Разросшиеся коллекции музея располагались по отделам рукописей, старопечатных книг, древностей, коллекциям — минералогической, зоологической, нумизматической, этнографической, изящных искусств. При музее работала библиотека, с 1866 г. получавшая обязательные экземпляры книг. Впоследствии, уже в XX в., музейные коллекции были распределены по ряду музеев, а библиотека стала основой Российской государственной библиотеки. Дальнейшее развитие науки и образования способствовало созданию новых академических музеев, выросших из Петровской кунсткамеры, и учебных музеев. Развивались музеи Петербургского и Московского университетов. Учебные музеи появлялись при провинциальных учебных заведениях. Согласно университетскому уставу 1804 г. предполагалось открытие при университетах учебных музеев. В Казанском уни- 28: верситете были открыты на основе собраний Г.А. Потемкина-Таврического геологический и зоологический музеи. К ним присоединились археологический и этнографический музеи. Они использовались в обучении студентов. В 1813 г. в Петербурге при Институте корпуса инженеров путей сообщения возник учебный музей, ныне Центральный музей железнодорожного транспорта России. Из основанного в 1831 г. музея при Неплюевеком военном училище вырос современный Оренбургский областной краеведческий музей. В первой половине XIX в. большое внимание общественность уделяла созданию мемориальных и историко-мемори-альных музеев. Памятниками того времени стал ряд музеев в Москве и провинции. В 1825 г. в Таганроге скончался Александр I. В память об этом местное общество создало мемориальный музей Александра I. Впоследствии, пройдя ряд преобразований, он составил основу Таганрогского литературного и историко-архитектурного музея-заповедника, открытого в 1981 г. Без особых изменений дошли до нас открытые в 1839 г. Бородинский военно-исторический музей-заповедник, основанный по указу Николая I как мемориал и выставка реликвий Бородинской битвы 1812 г., а в 1859 г. —Дом бояр Романовых, в котором родился родоначальник династии Романовых Михаил Федорович, в Зарядье в Москве. Ныне этот музей — филиал Государственного исторического музея «Палаты XVI— XVII веков в Зарядье». Более активно, чем прежде, создавались местные музеи. Их основание зависело от просвещенности местного начальства или от деятельности общественных организаций. Созданные в 1834 г. для сбора экономико-статистических данных губернские статистические комитеты постепенно становились первыми научными обществами по изучению прошлого и настоящего местного края. Постепенно они начали заниматься формированием и содержанием местных архивов и музеев. В 1842 г. открылся первый в России Московский музей губстаткомитета. Наиболее известны Архангельский (1865), Астраханский (1872), Владимирский (1854) музеи. Находясь при статкомитетах, зачастую без государственной финансовой поддержки, в малоприспособленных помещениях, эти музеи вели большую просветительную работу, создавали основу современных областных музеев. Нередко начатое ими дело продолжали губернские Ученые архивные комиссии. Так, например, пришедший в упадок музей Владимирского губстаткомитета был возобновлен в 1906 г. в специально для этого построенном Владимирской ученой архивной комиссией помещении. Сегодня"это Влади-миро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Первая половина XIX века явилась временем накопления музейных знаний, расширением сферы деятельности музеев. Настоятельно требовалось формирование публичных музеев, создание общерусских национальных музеев. Эти задачи начали выполняться во второй половине XIX в. Вопросы и задания 1. В связи с чем начинается в первой половине XIX века массовое создание столичных и провинциальных музеев? Определите, какие разновидности музеев создавались в это время. 2. Как проявилась в открытии и развитии музеев российская национальная идея? Чем отличались российские музеи от европейских? Что в них было общего? 3. Какие принципы работы сформировались в музеях России первой половины XIX в.? Что такое публичный музей? Как проявились принципы публичности в работе музеев? К каким последствиям для музеев и общества это вело? 4. В связи с чем в первой половине XIX в. началось создание мемориальных музеев? Что они собой представляли? Какое значение имели в жизни общества? 5. Продолжите составление таблицы «Музеи России. История развития».
|