Студопедия — I ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНАЯ РАБОТА МУЗЕЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

I ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНАЯ РАБОТА МУЗЕЯ






Ill!

 

J

Визитной карточкой музея, видимой для посетителей, яв­ляется его экспозиционно-выстовочная работа. Если экспо­зиция является стационарной публикацией музейных предме­тов, то выставку можно рассматривать как временную публи­кацию, связанную либо с представлением новых поступлений в музейные фонды, либо с отчетом о деятельности музея за определенный срок, либо с откликом музея на какие-либо зна­менательные события. Поэтому выставки могут быть темати­ческими, фондовыми и отчетными. Подход к ним однозначен с подходом к экспозициям. Понятие экспозиции постоянно уточняется современными музееведами. При одинаковом под­ходе к их значимости в деятельности музея существуют разные их определения.

А.Б. Закс в 1988 г. дал следующее определение: «Музейная экспозиция — основная форма музейной коммуникации, об­разовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений» (Музееведение. Му­зеи исторического профиля. — М., 1988. С. 197).

Это определение было уточнено им в 2001 г.: «Экспозиция музейная — целенаправленная, научно обоснованная демон­страция музейных предметов, композиционно организованных, комментированных, технически и художественно оформлен­ных, создающих специфический музейный образ природных и общественных явлений. Органично связана с социальными функциями музея. Экспозиция музейная возникает в связи с потребностью использования музейного собрания в просве­тительных целях, а также для эмоционального воздействия на посетителя. Открывая возможность непосредственного кон­такта человека с культурными и научными ценностями, экс­позиция музея составляет основу коммуникации музейной. Яв­ляется необходимой базой для реализации культурно-образо­вательной деятельности музеев» (Музейная энциклопедия. — М..2001.Т.2..С. 355).

С позиций музейных предметов как знаков подходит к оп­ределению экспозиции В.П. Арзамасцев: «Музейная экспози­ция предстает как особая информационная система, отража­ющая явления исторического процесса через музейные пред­меты-экспонаты как знаковые компоненты и строящаяся через их осмысление автором экспозиции в расчете на определен­ное понимание ее воспринимающим субъектом. Своеобразие экспозиции как информационной системы заключается в пер­вую очередь в том, что она анализирует и обобщает процесс или явление в форме самих вещественных, предметных частей ис­следуемого процесса или явления. Экспозиция может рассмат­риваться и как часть действительности, фрагмент природы и материального мира человека, и как отраженная картина действительности» (Арзамасцев В.П. О семантической струк­туре музейной экспозиции//Музееведение. На пути к музею XXI века. - М., 1989. С. 48).

Исходя из этих определений, музейная экспозиция может рассматриваться как информационно-коммуникативная му­зейная система, основанная на знаковом значении музейных предметов, создающих благодаря своим эмоциональным, на­учным, художественным свойствам модель объективного мира, адекватно воспринимаемую посетителями музея.

Экспозиционно-выставочная работа предполагает проек­тирование экспозиций и выставок, наблюдение за их состоя­нием, реэкспозицию, монтаж и демонтаж. Проектирование

включает разработку основных идей и содержания, составля­ющую научную работу экспозиционера — научного сотрудника музея, и архитектурно-художественных принципов и решений, которыми занимается музейный художник экспозиции. Она рождается в содружестве всех сотрудников музея, главными из которых в данной ситуации являются экспозиционер и худож­ник. Для ее проведения необходимо определение темы буду­щей экспозиции, наличие обеспечивающих ее фондов, экс­позиционного,помещения, материально-технической базы. Эскспозиционеры должны обладать профильными музею зна­ниями, иметь понятия об основных принципах музееведения, педагогики и психологии, современного дизайна. Их содруже­ство позволяет создавать экспозиции, отвечающие требованиям научности, познавательное™, эмоциональности, служащие основой формирования музейных коммуникаций.

Основные особенности музейной экспозиции следующие:

— в ней представлены музейные предметы, способные дать посетителю разнообразную информацию, передать его сопричастность той модели реального мира, которой яв­ляется экспозиция, оказать на него эмоциональное воз­действие;

— в ее основе лежит разработанная коллективом музея на­учная концепция, определяющая содержание экспози­ции, принципы отбора музейных предметов, их группи­ровку, композицию, интерпретацию и художественное решение.

Эти особенности отличают музейную экспозицию от дру­гих возможных выставок и экспозиций, являющихся размеще­нием представленных на обозрение любых предметов. В отли­чие от них текст музейной экспозиции необходимо не только читать, но и осмысливать, чувствовать, сопереживать той мо­дели объективного мира, которая в ней представлена.

Из особенностей музейной экспозиции исходят основные принципы ее построения:

— основой экспозиции является ее научность, определяе­мая научной концепцией;

— предметность экспозиции определяется ее предметной сущностью, экспонированием музейных предметов, ста­новящихся экспонатами — музейными предметами, име­ющими знаковые свойства, выставленными для обозрения;

— коммуникативность экспозиции, ее доходчивость, уни­версальность, способность передавать информацию, быть основой коммуникативной системы.

Музейные экспозиции могут быть систематическими и ан­самблевыми, ландшафтными и тематическими в зависимос­ти от методики их построения, под которой понимается на­учно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции порядок группировки и организации экспозиционных мате­риалов.

Систематическая экспозиция строится в соответствии с клас­сификационной системой конкретной научной дисциплины или отрасли производства. В ее основе — системный, типоло­гический ряд музейных предметов, отражающих эволюцион­ные процессы в природе и человеческой деятельности.

Ансамблевая экспозиция сохраняет или реконструирует на до­кументальной основе реальную обстановку жизни конкретного человека или типичную для социального слоя определенной эпохи. В ее основе — жизненный, естественный, экспозици­онный комплекс, в котором экспонаты находятся в среде сво­его бытования, сохраняя существовавшие между ними связи.

Ландшафтная экспозиция воспроизводит взаимосочетания, взаимосвязи, взаимозависимость природных компонентов. В ее основе — биогруппы, отражающие развитие животного и растительного мира. Основные приемы показа — панорамы и диорамы, составленные как композиции из мира живой при­роды.

Тематическая экспозиция посвящена раскрытию определен­ной тематики, сюжета, проблемы, созданию музейного обра­за отражаемых событий или явлений. В ее основе — темати-ко-экспозиционный комплекс, группа связанных по содержа­нию или отдельным признакам предметов, составляющих зрительное и смысловое единство, раскрывающих определен­ный сюжет, тему.

В зависимости от типа музея эти варианты экспозиций могут выступать во взаимосочетаниях, дополняя друг друга, что спо­собствует более полному и объемному формированию музей­ной модели реального мира. Выбор методов экспонирования зависит от профиля музея, темы, целевых установок экспози­ции, специфики коллекции, размеров экспозиционных пло­щадей.

В основе экспозиций и выставок находятся экспозицион­ные материалы. К ним относятся:

— музейные предметы, подлинные экспонаты, хранящиеся в основном фонде музея;

— воспроизведения музейных предметов, копии, репродук­ции, модели, муляжи, слепки, голограммы, реконструк­ции, новоделы, хранящиеся в научно-вспомогательном фонде музеев;

— научно-вспомогательные материалы, карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, таблицы, выполняемые для кон­кретной экспозиции;

— тексты и аннотации, составляемые для конкретной экс­позиции.

Основой экспозиции являются подлинные музейные предметы — главные экспонаты экспозиций. Из них форми­руются музейные комплексы — группы связанных по содер­жанию или отдельным признакам предметов, составляющих зрительное и смысловое единство. Они могут быть темати­ческими, объединенными одной темой, жизненными, мемо­риальными и коллекционными. Подлинные музейные пред­меты благодаря своей знаковой природе являются основой формирования музейной коммуникации. Вещественные па­мятники дополняются изобразительными, письменными, фоно- и фотоматериалами, создавая модель реального мира. Будучи по своей природе информативными, экспрессивны­ми, способными привлекать внимание, они играют решаю­щую роль при экспонировании.

Воспроизведение музейных предметов необходимо для вве­дения в экспозицию материалов, по тем или иным причинам невозможных для экспонирования в виде подлинников. Глав­ной задачей экспозиционера становится такое их расположе­ние в комплексе, чтобы они не подменяли и не затемняли под­линники. Новоделы хороши для раскрытия темы, но пользо­ваться ими надо очень редко и осторожно. Применение голограмм позволяет наиболее приближенно к оригиналу пред­ставить в экспозиции музейные предметы, демонстрация ко­торых невозможна по тем или иным причинам. Однако их ио пользование требует особого технического оборудования эк­спозиции, что возможно далеко не в каждом, особенно местном, краеведческом музее. Введение воспроизведений музейных

предметов особенно широко практикуется в краеведческих музеях, когда местный материал необходимо связать с обще­российским, ввести его в контекст общероссийского развития природы и общества.

Научно-вспомогательные материалы несут дополнительную информацию. Как правило, они обобщают данные, которые не могут быть представлены другими экспонатами. Наиболее распространенными среди них являются карты и цифровые таб­лицы. Однако при всей своей информативности они не могут заменить музейные предметы. Пользоваться ими надо крайне осторожно, не перегружая ими экспозицию, не делая из нее текстового, пропагандистского плаката, чем особенно грешили музеи 1930-х гг.

Тексты и этикетаж способствуют раскрытию экспонатов и экспозиции. Они служат более углубленному изучению посе­тителями представленного экспозиционного материала. Од­нако и к ним надо относиться крайне осторожно, не перегру­жая ими экспозицию и не применяя их там, где экспонаты сами достаточно доходчиво доносят до посетителя свою информа­цию. Тексты могут быть ведущими, определяющими содержа­ние как всей экспозиции, так и ее отдельных частей, оглави-тельными, оплавляющими разделы экспозиции, объяснитель­ными, объясняющими их содержание. Экспонаты, раскрытие содержания которых вызывает у посетителей трудности, снаб­жаются этикетками. Они в полном объеме включают название предмета, материал, автора, место изготовления, дату изготов­ления и происхождение экспоната, его инвентарный номер и размер, способ изготовления и среду бытования, определяют значение предмета. При преимущественном экспонировании подлинников в этикетках указывается только копийность, при преобладании копий — только подлинность предмета. Каждый трудно прочитываемый предмет должен снабжаться этикеткой. Если экспонируются мелкие предметы, они нумеруются, к ним делается сводная этикетка, в которой текст размещается по порядку номеров предметов. Современные музеи дополнитель­но к текстам и этикеткам используют фонокомментарии. Осо­бое значение имеют указатели, облегчающие ориентацию в экспозиции. К ним относятся общий план экспозиционных залов, планы отдельных залов с указанием маршрута, назва­ниями и нумерацией экспозиционных комплексов, стрелки на

стенах и полу залов для ориентации в них. Поскольку «музей — это не книга, а место встречи с подлинными историко-худо-жественными реликвиями» (Лапэр К. Краткий курс музеоло-гии. — Шахматовский вестник. 1994. № 4. С. 50), перегружать экспозицию текстами и этикетками не рекомендуется.

Подготовленная научным сотрудником-экспозиционером научная экспозиция не будет работать, пока она не будет офор­млена художником-дизайнером. Главной его задачей являет­ся перевод научного содержания экспозиции со словесного языка на язык образный. К задачам экспозиционного дизай­нера относятся:

— обеспечение единства формы и содержания экспозиции, образного выражения концептуального замысла;

— создание условий, благоприятствующих сохранению эк­спонатов и удобству эксплуатации экспозиции, обеспе­чению ее высоких утилитарных качеств;

— формирование высокого уровня коммуникации «экспо­зиция — зритель».

Художник-дизайнер выступает как автор архитектурно-художественного решения экспозиции, под которой понима­ется художественное проектирование и осуществление в объем­но-пространственной и художественной среде экспозицион­ного ансамбля на основе художественной концепции в целях оптимального освоения содержания экспозиции посетителя­ми музея. При этом под экспозиционным ансамблем понима­ется пространственная среда внутри здания или под открытым небом, структура которой в сочетании с ее цветовой, световой, пластической и драматургической композицией образно рас­крывает суть представленных материалов, создает удобство осмотра и удовлетворяет требованиям технологии. В единстве художественного и образного, функционального, конструктив­но-технологического и экономического начал создается так называемый музейный спектакль — музейная экспозиция.

Задачей художественного дизайна является содействие сред­ствами различных видов искусств раскрытию идейного и на­учного содержания экспозиции, создание условий для обеспе­чения посетителям понимания закономерностей развития объективного мира. Дизайнер должен усилить также эмоцио­нальное воздействие экспозиции, обеспечить оптимальный контакт посетителя с музейными памятниками, помочь ему

получить заложенную в них информацию. Для этого исполь­зуются художественные и технические средства, художественно организующие представленные в экспозиции экспонаты, по­зволяющие сочетать научную основу экспозиции с ее образ­но-художественным, эмоциональным восприятием.

Дизайн использует данные педагогики и психологии, учи­тывает факторы, влияющие на процесс художественного вос­приятия и способность людей усваивать информацию. При этом особую роль играют оптимальная высота экспозицион­ного пояса и угол наклона витрин, количество экспонатов, одновременно и с одной позиции попадающих в поле зре­ния посетителя, и объем информации, усваиваемой им в ус­тойчивый отрезок времени. Большую роль играют цвет и свет, создающие атмосферу экспозиции. Задачей дизайнера явля­ется поддержание интереса посетителя к экспозиции на протяжении всего времени ее осмотра, переключение его внимания с одного экспоната на другой при выделении под­линных музейных предметов, а также создание условий, со­храняющих внимание и заинтересованность посетителя на протяжении всего экспозиционного маршрута. Экспозиция должна быть построена так, чтобы процесс познания и раз­мышления у посетителя продолжался все время его озна­комления с ней.

В ходе построения экспозиции дизайнер должен правиль­но использовать музейные подлинники для организации предметно-пространственной среды. Для этого используют­ся правильное соотношение элементов экспозиционного ан­самбля, их взаимосвязь, группировка, определение доминант. Использованием предметно-пространственной среды можно организовать маршрут и ритм осмотра экспозиции, разделить темы, ввести пространственные паузы, объединить отдель­ные комплексы в единое целое. Большую роль играет пра­вильное расположение экспонатов. Размеры экспозиционно­го пояса составляют следующие параметры: высота не выше 2—2,5 м, угол зрения по горизонтали 25—30°, по вертикали до 40°, лучшая площадь обозрения на уровне глаз человека не более 150—155 см. Выше этого пояса могут размещаться крупные, вспомогательные материалы; в основном его ис­пользуют под фотопояс. Ниже 170 см от уровня пола не раз­мещают мелкие экспонаты. Угол наклона витрин должен со-

ставлять 45°. Размещение экспонатов в экспозиционном по­ясе должно выделять среди них ведущие и второстепенные, определять связи между ними, создавать единый музейный образ. В современных музеях возросла роль музейной бута­фории. Некогда плоскостные или объемные витрины, план­шеты и другие виды оборудования заменены театральными бутафорскими сценами и искусно расположенными на них экспонатами. Это усилило эмоциональное воздействие экс­позиций на зрителей.

Большую роль в формировании экспозиционного про­странства играют цвет, свет и музейное оборудование. Цвет и свет используются для создания эстетического облика экс­позиции, повышения ее эмоциональности, объединения эк­спозиционных комплексов в единое целое, выделения веду­щих музейных предметов и комплексов. Оптимальным цве­товым решением является использование желто-зеленых тонов. Для повышения освещенности применяют цвета с высокой отражательной способностью, прежде всего бе­лый, светло-голубой, светло-желтый. Выбор того или ино­го цвета зависит от самой темы экспозиции. Однако еди­ный на всем ее пространстве цвет утомляет. Поэтому ис­пользуют цветовую гамму для выделения главного, снятия напряжения, усталости. Квалифицированный дизайнер мо­жет превратить цвет в одно из условий создания музейного спектакля. Точно так же используется и свет. При этом необ­ходимо учитывать разделение музейных предметов по кате­гориям светочувствительности. Выбор системы освещения зависит как от самого здания музея, музейных пространств, так и от конкретных задач экспозиции. Обычно использует­ся боковой скользящий свет и средства защиты от его воз­действия на экспонаты. Свет должен быть рассеянным, од­нако, если того требуют задачи экспозиции, система подсвет­ки, расположения светильников, как и использование цвета, должны участвовать в выделении ведущих экспонатов, рас­становке смысловых акцентов экспозиции. Музейное обо­рудование также принимает участие в создании экспозици­онного пространства. В зависимости от необходимости ши­роко используются витрины различной конфигурации, планшеты и стенды, турникеты и подиумы, универсальные модульные системы. Оборудование, имея утилитарное зна-

чение, может выступать как равноправный участник экспо­зиции, выполнять архитектурно-художественные функции. Оно может быть:

— стилизованное, повторяющее в своих формах художе­ственные приемы эпохи создания памятника;

— нейтральное, функционирующее, связанное с характером экспонатов;

— контрастное, отделяющее экспозицию от интерьера.

В любом случае проблема оборудования решается исходя из конкретных задач и условий экспозиции.

Определенное значение при формировании экспозиции имеют технические средства, передающие дополнительную вербальную и визуальную, звуковую, аудиовизуальную ин­формацию. Их введение в экспозицию способствует более глубокому раскрытию ее содержания, увеличению информа­тивности, обеспечивает динамичность и зрелищность, дос­тижение эффекта сопричастности. Визуальные технические средства могут быть представлены световыми табло, текста­ми, этикетками и голограммами, слайд-фильмами, видео- и кинофильмами. Звуковые — фонозаписями, среди которых могут быть документальные, шумовые, музыкальные запи­си. Аудиовизуальные средства позволяют использовать зву­ковые видео- и кинофильмы, слайд-программы. Задачей эк­спозиционера и дизайнера является взвешенное введение их в экспозицию, поскольку чрезмерное увлечение ими может сделать их преобладающими над другими экспозиционными материалами и снизить общее значение и звучание музейной экспозиции.

Экспозиционно-выставочная работа музея является его публикацией, отражающей как профильную научную работу, так и содержание его фондов. Основываясь на общетеорети­ческих основах, экспозиционер и дизайнер выстраивают экс-позиционно-выставочное пространство. В ходе этой работы происходит формирование определенной документации, оп­ределение места и роли экспонатов, выстраивание экспозиций и выставок как музейных спектаклей.

Вопросы и задания

1. Что такое экспозициоинно-выставочная работа музеев? Какова ее роль в работе музеев?

4.

5.

Что такое музейная экспозиция? Из ряда приведенных определе­ний постарайтесь выбрать наиболее полное, отражающее роль экспозиции в работе музея.

Какие работы включает создание экспозиций и выставок? Поче­му их создание является коллективным трудом всего музейного коллектива?

Почему экспозиции и выставки считаются основными музейны­ми публикациями? Определите их основные виды. Как через экспозиции и выставки осуществляется социокультур­ная роль музея? Почему они считаются основной коммуникатив­ной музейной системой?







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 5712. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия