ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ЭКСПОЗИЦИЙ И ВЫСТАВОК
•», I ■ Формирование экспозиций и выставок проходит два этапа: — научное и художественное проектирование; — осуществление, строительство экспозиции. В этой работе задействован весь коллектив музея, прежде всего научные сотрудники-экспозиционеры, художники-дизайнеры, сотрудники фондов, сотрудники массово-просветительного отдела. Работу над экспозицией и выставкой параллельно ведут экспозиционеры и дизайнеры. Для удобства рассмотрения сначала определим работу экспозиционеров, затем дизайнеров. Составными частями проектирования экспозиции и выставки является научное проектирование, разрабатывающее идеи и содержание экспозиции, художественное проектирование, художественно-оформительски решающее основные проблемы ее создания, техническое и рабочее проектирование, фиксирующее место каждого экспоната, текста и технических средств. Первоначально определяется тема экспозиции, исходящая из стоящих перед музеем задач с учетом профиля, типа и планов деятельности музея. Затем определяется круг источников, включая архивные и музейные, и литература по теме. Идет их изучение, делаются выписки, под которые подбираются музейные предметы, будущие экспонаты. В итоге создается научная концепция экспозиции — база, ее экспозиционный замысел. В ней определяются научная основа и дизайнерский замысел для последующего воплощения. Отмечается степень изученности темы в профильной дисциплине, место экспозиции в ряду других экспозиций музея, ее специфика среди других однопрофильных музеев, ведущие идеи и проблемы, просветительный потенциал и обоснованность тематической структуры и ее разделов, а также дается характеристика источников и литературы, обеспечение ее фондами музея. При этом определяются также необходимые музейные предметы для их последующего комплектования, указываются методы показа и производится приблизительная раскидка материала по музейным комплексам и залам, намечается роль отдельных экспонатов в экспозиции. Научная концепция экспозиции является как бы ее будущим планом, планом работ по ее созданию. На основе научной концепции экспозиции создается тематическая структура, которая постоянно дорабатывается, превращаясь в развернутую тематическую структуру. Одновременно составляется список необходимых экспозиционных материалов, в котором определяются их поисковые данные. При отсутствии музейных предметов определяются пути и средства их добывания. Тематическая структура служит также основанием для определения последовательности экспозиционных тем и установления экскурсионного маршрута по экспозиции. Углубление разработки тематической структуры ведет к созданию развернутой тематической структуры, которая по мере доработки превращается в тематический план. В тематическом плане отмечаются содержание и тематическая структура будущей экспозиции. Параллельно начинается подбор предметов в фондах музея, других хранилищах, происходит доукомплектование фондов. Начинается создание картотеки, на карточках которой указываются название и инвентарный номер предмета, местонахождение, тема, к которой он относится, основные сведения о нем. Картотека в дальнейшем становится основой для составления этикетажа, работы с дизайнером, подготовки экскурсий. После определения общего объема предметов начинается отбор из них наиболее экспозиционных по основным характеристикам музейных экспонатов. В ходе этой работы начинается формирование тематико-экспозици-онного плана (ТЭП) экспозиции. Для его составления используется картотека, карточки которой выполняют роль будущих экспонатов, идет моделирование будущей экспозиции на карточках, начинается составление текстов и этикеток. Для расположения будущей экспозиции в пространстве создается наглядный набросок-чертеж, фиксирующий авторское пожелание роли каждого экспоната и его места в экспозиции. Авторские чертежи-графики используются в совместной работе с художником. Завершает эту часть научного проектирования первая, пробная раскладка экспонатов. В раскладке принимают участие экспозиционер и дизайнер. Это как бы черновой набросок будущей экспозиции. Следующим этапом становится написание ТЭП. Во введении к нему приводится научное обоснование экспозиции, принципы экспозиционных решений. Он как бы аккумулирует все предыдущие документы научной разработки экспозиции. В ТЭП входят: — титульный лист с указанием названия музея, экспозиционного отдела, номера зала, площади его в квадратных метрах, название темы, автор или авторский коллектив, дата его составления; — оглавление; — введение; — содержание экспозиции с указанием тематической структуры, ведущих текстов, названий входящих в тему или подтему комплексов, сведения о характере экспозиционных материалов, связанные с художественным проектированием примечания. Одновременно идет разработка текстов, этикетажа, подбираются все будущие экспонаты, включая музейные предметы, воспроизведения музейных предметов, научно-вспомогательные материалы, решаются вопросы оснащения оборудованием, техническими средствами. На этом этапе научной разработки экспозиции начинается подготовка материалов для ее популяризации. Начинается подготовка экскурсоводов путем их ознакомления с материалами экспозиции. Она завершается после монтажа экспозиции приемом экскурсии специальной комиссией. На основе картотеки и ТЭП составляются путеводители и листовки, проспекты и буклеты. Для работы со СМИ готовятся тексты, разрабатываются телепрограммы. Готовятся афиши. После открытия экспозиции составляется ее охранно-топографическая опись. Материалы подготовки экспозиции сдаются в архив музея. Картотека остается в экспозиционном отделе. На этом активная работа над экспозицией заканчивается. В дальнейшем научные сотрудники могут принимать участие в ее доработке и совершенствовании исходя из отзывов о ней. Работа художника-дизайнера над экспозицией начинается почти одновременно с работой научного сотрудника-экспозиционера. Он должен предварительно изучить объект, определить свои цели и задачи. В основе работы дизайнера находится научная концепция экспозиции, на ее основе создается генеральное решение, в котором определяется художественная концепция дизайнера, основные художественные принципы построения экспозиции, образное художественно-пространственное раскрытие ее содержания. Решаются вопросы размещения тем по залам и территории музея вместе с маршрутом осмотра экспозиции, размещения ведущих экспонатов, принципов света и цвета, оборудования, применения технических средств. Генеральное решение включает: — план территории музея с размещением крупногабаритных экспонатов, декоративных элементов, объектов архитектурного и природного окружения; — планы экспозиционных залов с размещением основных тем и вариантов экспозиционных маршрутов; — перспективы или рисунки основных залов музея, дающих представление об их объемно-пространственном решении. Графический материал может быть заменен макетом, дающим более объемное представление о будущей экспозиции. Художественная концепция экспозиции дополняет ее научную концепцию. На этом этапе экспозиционер и дизайнер решают следующие вопросы: — поиск общих стилевых принципов раскрытия содержания экспозиции архитектурно-художественными средствами; — размещение основной тематики по залам и территории музея с маршрутом осмотра экспозиции; — размещение ведущих экспонатов; — характер и место в экспозиции научных конструкций; — общие принципы освещения; — общее решение оборудования; — применение аудиовизуальных и технических средств; — расположение зон отдыха. Следующим этапом конструирования является разработка эскизного проекта, решающего вопросы: — окончательного распределения площадей тематических разделов, экспозиционных тем и подтем с маршрутом осмотра экспозиции; — размещения всех ведущих экспонатов и текстов, методов их показа, расстановки экспозиционного оборудования; — окончательного объемного, пространственного, светового и цветового решения экспозиции; — принципиального решения конструкции оборудования и объемных декоративных элементов; — размещения технических средств; — оформления прилегающей территории с размещением крупногабаритных экспонатов и декоративных элементов. В эскизный проект входят планы территории музея и экспозиционных залов с решением всех этих вопросов, перспективы каждого зала в цвете, развертки всех стен с выделением экспозиционных комплексов, фрагменты и разрезы экспозиционных залов. Эскизный проект как бы детализирует генеральное решение. Особое значение в нем имеют вопросы размещения и подачи экспонатов. При переходе к заключительному этапу художественного проектирования генеральное решение и эскизный проект проверяются раскладкой экспонатов. Если они соответствуют музейной специфике, раскладка показывает возможности будущей экспозиции. В ходе ее уточняются научные и художественные позиции, правильность избранных методов и средств, состав, группировка, размещение, последовательность тематических экспозиционных комплексов, характер оборудования, архитектурно-композиционные решения. На основе предыдущих документов и раскладки составляются монтажные листы.
Начинается технорабочее проектирование. Монтажные листы закрепляют за своими местами весь состав экспозиционных материалов. На основе монтажных листов и рабочих чертежей идет монтаж экспозиции. В ходе монтажа происходит создание экспозиции. После принятия администрацией музея на вернисаже происходит ее открытие. Последними этапами работы дизайнеров является их участие в подготовке материалов для популяризации экспозиции и сдача всех рабочих документов в архив музея. Экспозиция открылась. На ее основе начинается культурно-просветительная деятельность музея. Вопросы и задания 1. В чем состоит работа по созданию экспозиций и выставок? 2. Определите основные этапы работы научного проектирования экспозиций и выставок. Какова ее роль в их формировании? 3. Определите основные этапы работы художественного проектирования экспозиций и выставок. Какова ее роль в их формировании? 6 Основы музейного дела 1111111 22.
|