ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МУЗЕЯ
Sill Экскурсия является основной формой культурно-просветительной деятельности музея. Кроме нее, музей как культурный и научный центр проводит и другую культурно-просветительную работу на основе своего фондового собрания. В ходе ее формируется музейная аудитория, круг друзей музея, возникаютраз-личные формы работы. Традиционно используются лекции, способные, при проявленном к ним интересе общественности, перерасти в длительные лектории, создаются кружки и клубы, объединяющие вокруг музея заинтересованных людей. Наиболее распространены кружки и клубы коллекционеров, краеведов, видящих в музее центр для удовлетворения своих интересов и потребностей. Работа лекториев, кружков, клубов при правильной их организации может удовлетворять интересы музея и при проведении им поисково-фондовой работы, расширении тематики экспозиций и выставок. Большую роль в культурно-просветительной работе играют контакты музея со школой. Формы работы могут быть самыми разнообразными — уроки, оказание методической помощи, участие школьников в музейных мероприятиях, кружках и клубах. В последнее время музей и школы перешли к педагогике сотрудничества. Большую роль в привлечении школьников в му- зеи играет современная концепция гуманизации и гуманитаризации образования. Музей выступает как центр образования культурой, передающий культурный опыт от поколения к поколению, образующий и воспитывающий всей своей деятельностью. Особое внимание необходимо уделять участию школьников в посильной им работе музея, участию в экскурсионной и лекционной, фондовой и выставочной работе. Это позволяет им самореализовываться как личностям. Вместо механического соединения музея и школы возникает творческое содружество. Оно может проявляться и в создании школьных музеев, в поисково-фондовой работе. Польза от этого может быть обоюдной. В результате общения музея и школы создается единая музей-но-образовательная среда, формирующая личности школьников и способствующая развитию музея. Музей, ища возможности расширения своей деятельности, устанавливая контакты с общественностью, все чаще использует новые формы работы. Среди них большое место занимают музейные праздники: фольклорные и военно-исторические, литературные и профессиональные, календарные. Праздники организуются на основе музейных собраний, памятников истории и культуры, входящих в состав музеев. Краеведческие музеи, используя праздники, объединяют вокруг себя культурные силы тех мест, где они расположены. Хорошо известны празднования на поле Бородина в Бородинском военно-историческом музее-заповеднике, дни, посвященные памяти А.С. Пушкина в Михайловском и А.А. Блока в Шахматове, фольклорные праздники в музеях-заповедниках, таких как Коломенское. Новшеством для жителей Суздаля стал проведенный в 2001 г. Владимиро-Суздальским музеем-заповедником Праздник огурца, восстанавливающий традиции местного огородничества. В связи с ежегодным празднованием в Вязниках Владимирской области посвященного А.И. Фатьянову праздника песни здесь был образован Музей песни, ставший основой песенного творчества целого района. Проводимые музеями праздники, будучи массовыми, способствуют восстановлению культурных традиций, приобщению к ним общественности, расширению музейной аудитории, развитию музеев как хранителей и пропагандистов этих традиций. Особое значение для воспитания и образования подрастающего поколения, его социализации имеют детские музейные праздники. Особо торжественной стала подготовка
к ежегодному Дню музея 18 мая. В этот день музеи России бесплатно открывают двери для всех желающих. Проводят массовые мероприятия, участвуют в различных общественных начинаниях. Связь общества и музеев укрепляется. Особой формой работы музеев стало проведение в них концертов, спектаклей, театрализованных действий. Широко известны проводимые в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина «Декабрьские вечера» — цикл концертов классической музыки. В последнее время музеи широко практикуют ролевые игры, в которых воссоздается историческая обстановка, а участники в соответствующих одеждах и обстановке становятся на время ее участниками событий прошлого. Происходит включение в историческую среду, способствующее более полному ее познанию. Определенную роль в приобщении людей к музейной деятельности, расширении музейной аудитории играют передвижные музеи. В их возможности проникнуть даже в такие уголки, жители которых по тем или иным причинам не могут выбраться в стационарные музеи. В 1980-х гг. при Владимиро-Суздальском музее-заповеднике действовал передвижной голографический музей, знакомивший с голографическими изображениями историко-культурных памятников жителей Владимирской области. В условиях финансовых трудностей использование передвижных музеев, помимо их культурно-просветительного значения, дает музеям при правильной организации работы дополнительный доход. Ещё одной формой культурно-просветительной работы музеев является их издательская деятельность. При этом необходимо учитывать: — потребности потребителей музейной печатной продукции; — ее внешний вид; — конкурентоспособность с другими аналогичными изданиями; — наиболее выгодные места продаж; — цену; — рекламу издания. При рациональном, продуманном подходе к издательской деятельности музей от реализации своей печатной продукции может иметьдополнительныйдоход.Кмузейным изданиям относятся: — публикации итогов научной деятельности музеев; — издание документов, публикаций об экспонатах, хранящихся в музее; — издание рекламной продукции, альбомов и брошюр, буклетов и открыток, проспектов и путеводителей, каталогов; — издание региональной полиграфической продукции в музеях; — издание газет и журналов, освещающих музейную проблематику; — издание художественных книг о музеях; — издание сувенирной продукции, значков и грамот, марок и конвертов, календарей и плакатов. Вся эта продукция вводит музеи в кни гоиздательский и книготорговый мир России, способствует распространению знаний о них. Этой же цели служат подготовленные научными сотрудниками музея или на основе подготовленных ими пресс-релизов, пресс-справок и пресс-пакетов публикации в газетах и журналах, выступления на радио, кино-, теле^-, видеофильмы. Являясь одной из форм культурно-просветительной работы, они несут о музеях и рекламную информацию. Основными средствами распространения рекламы могут быть: — прямая, контактная реклама при личном общении с потребителями; — реклама в средствах массовой информации; — реклама путем музейной издательской деятельности; — наружная реклама в виде щитов, транспарантов, растяжек и т. д.; — реклама в транспорте; — реклама непосредственно в музее.. Задача рекламы — пропаганда музея, его работы. Она является как бы дополнением к деятельности музея. Вопросы и задания 1. Что такое культурно-просветительная работа музея? В чем ее значение? В каких формах она осуществляется? 2. В каких формах осуществляется контакт музея и школы? Какую роль он играет в социокультурной функции музея? 3. Каково значение издательской и рекламной деятельности музея? Знакомы ли вам музейные издания? Каково ваше мнение о них? 4. Принимаете ли вы участие в музейных праздниках? Постарайтесь принять и описать свое мнение о них. Заключение Музеи в современном мире играют роль хранителей и трансформаторов общественной памяти. Создаваемая ими модель реального мира способствует передаче культурного наследия от поколения к поколению. Музеи, таким образом, выступают как социокультурное явление, способствующее как социализации отдельной личности, так и аккультурации всего общества в целом. Деятельность музеев достаточно объемна. Она начинается с определения на основе сохранившихся памятников истории и культуры своего профиля. Следующим этапом становится собирание и сохранение исторической общественной памяти, воплощенной в музейных предметах. На их основе создается модель реального мира в виде экспозиций и выставок. Общение с ними способствует культурному, в широком понимании этого слова, воспитанию, социализации как отдельных личностей, так и всего общества. Проводимые музеем культурно-просветительные мероприятия, расширяя состав музейной аудитории, вовлекают в сферу его воздействия широкие слои общества. Современный мир не может обойтись без музея как социокультурного института. В этих условиях возрастает общественная роль музейных работников, музееведов, среди которых основными являются хранители, экспозиционеры и экскурсоводы. О них так сказал председатель Международного комитета по музеологии ИКОМ Питер Ван Менш: «Призвание, требующее специальных знаний и часто длительной и интенсивной подготовки, включающей обучение умениям и методам, а также лежащим в их основе научным, или историческим принципам, поддерживающее организационно или путем создания мнения высокие стандарты деятельности и ее результатов и обязывающее своих членов к постоянному совершенствованию и к выполнению работы, имеющей своей главной целью служение обществу» (Музейное дело. Музей—Культура—Общество. — М.. 1992. С. 234). В этом служении обществу— высокое призвание Музея и Музееведа. Вопросы для подготовки к итоговому зачету 1. Что такое музееведение? 2. Какие причины и обстоятельства вызвали появление музеев? 3. Почему музей рассматривается как социокультурное явление? 4. Что такое музей? 5. Как изменялось значение музеев в общественной жизни по мере развития человечества? 6. Какие функции музея определяют его социокультурное значение? 7. Какие причины вызвали появление музеев в России? 8. Почему в эпоху Петра I появились условия для создания в России первых музеев? 9. Чем характеризуется XVIII в. в истории отечественных музеев? 10. Что представляли собой первые отечественные музеи? Какое влияние они оказали на дальнейшее развитие российских музеев? 11. Что явилось причиной массового создания отечественных музеев в первой половине XIX в.? Какие музеи, повлиявшие на дальнейшее развитие российских музеев, появились в это время? 12. Как проявилась в развитии российских музеев первой половины XIX в. российская национальная идея? 13. Какие разновидности музеев появились в России в первой половине XIX в.? 14. Какие принципы музейной работы появились в музеях России в первой половине XIX в.? 15. Как влияло социально-экономическое и общественно-политическое развитие России второй половины XIX в. на развитие музеев? 16. Какие музеи, повлиявшие на дальнейшее развитие российских музеев, появились в России во второй половине XIX в.? 17. В чем проявилась роль купечества в развитии отечественных музеев во второй половине XIX в.? 18. Какие музеи были открыты в Росси и в начале XIX в.? Какое влияние они оказали на создание первых советских музеев? 19. В чем состояло участие российской общественности в развитии музейного дела в начале XX в.? 20. Как проходила ломка старой и создание новой музейной системы после Октября 1917 г.? 21. Какие музеи были созданы в период золотого века советского краеведения? Какую роль в жизни общества они играли? 22. Как проявлялись в развитии музеев слова А.В. Луначарского: «Музей — грандиозная памятная книга человечества»? 23. Какие принципы музейной работы появились в музеях в первые годы советской власти? 24. Как общественно-политические условия тоталитарного развития СССР повлияли на развитие музеев? В чем это проявилось? 25. Как проявлялись в развитии музеев слова А.А. Вольтера: «Музей — плацдарм для организации коллективного мышления масс»? 26. Что положительного и что отрицательного было в развитии отечественных музеев в эпоху тоталитаризма? Как это проявляется в развитии современных музеев? 27. Какие музеи характерны для тоталитарной эпохи? Какие принципы музейной работы в них осуществлялись? 28. Как развивались музеи страны в годы Великой Отечественной войны? * 29. В каких условиях развивались музеи страны в посттоталитарный период? Как освобождение российского общества от тоталитаризма сказалось в развитии музеев? 30. Какие музеи развивались в стране в посттоталитарный период? Какое влияние они оказали на создание музейной сети современной России? 31. Какую роль играли музеи-заповедники в развитии музейной сети? Почему они явились новым этапом ее развития? 32. Какие причины вызвали необходимость музейных реформ 1990-х гг.? 33. В чем состоит суть музейной реформы 1990-х гг.? В чем ее значение для развития музеев? 34. Что представляет собой музейная сеть современной России? 35. Какие современные виды музеев являются наиболее перспективными для дальнейшего развития музейной системы? 36. В чем проявляется социокультурная роль современных российских музеев? 37. Какие московские музеи имеют общероссийское значение? Дайте их характеристику. 38. Какие московские музеи отражают историю и жизнедеятельность современной Москвы? Дайте их характеристику. 39. В чем состоит значение московских музеев в развитии общероссийской музейной системы? 40.-Что представляет собой Музейный фонд РФ? Из каких частей он состоит? 41. Какую роль в Музейном фонде РФ играют его государственная и негосударственная части и каковы их взаимоотношения? 42. Что такое музейный предмет? Каковы условия его бытования? 43. Какие системы музейной классификации существуют? Дайте их характеристику. 44. Какую научно-исследовательскую работу проводят музеи? Какую роль она играет в развитии науки? 45. Как организуется научно-исследовательская работа музея? Какие научные проблемы при этом решаются? 46. Что является научными публикациями музея? Как по ним определяется эффективность работы музея? 47. Что такое фонды музея? Дайте их характеристику. 48. Из каких частей состоят музейные фонды? Как они взаимодействуют? 49. Что такое вещь музейного значения — музейный предмет — экспонат? При каких условиях происходит это превращение? 50. Как происходит комплектование музейных фондов? 51. Как организуются и проводятся полевые экспедиции? В чем состоит их значение для работы музея? 52. Что такое фондово-закупочная комиссия? Дайте характеристику ее работы. 53. Как организуется и проводится фондовый учет музейных предметов? 54. Что такое фондовая документация? Что в нее входит? Как она оформляется? 55. Что такое учетная документация? Что в нее входит? Как она оформляется? 56. Как оформляется юридическое закрепление музейных предметов за музеем? 57. Каковы общие условия хранения музейных предметов в фондах музея? 58. Каковы общие условия хранения экспонатов в экспозициях и на выставках? 59. Какой режим является оптимальным для хранения в фондах музейных предметов? 60. Как обеспечить сохранность экспонатов в экспозициях и на выставках?, 61. Что такое экспозиционно-выставочная работа музеев? Дайте ее обобщенную характеристику. 62. Что такое музейная экспозиция? Каковы условия ее бытования? 63. Какие работы предполагает создание музейных экспозиций и выставок? Дайте их характеристику. 64. Какую роль играют экспозиции и выставки в осуществлении музеем своей социокультурной функции? 65. Что входит в понятие научного проектирования экспозиции? Какие работы оно предполагает? 66. Что входит в понятие художественного проектирования экспозиции? Какие работы оно предполагает? 67. Какова роль музейной экскурсии в работе музея? Дайте ее характеристику. 68. Как правильно подготовить и провести музейную экскурсию? 69. Какую культурно-просветительную работу проводят музеи? Определите ее основные направления. 70. Как правильно подготовить и провести рекламную кампанию деятельности музея?
|