Ученые мира о причинах ГЭК
Теперь, когда вы прочли эту монографию, и, возможно, она вызвала у вас чувство тревоги, и вы уверовали, что на планете углубляется глобальный экологический кризис, позвольте сказать, как, почему и куда мы идем в наше будущее. В таких случаях проще ссылаться на авторитеты, чем на собственное суждение, хотя оно и совпадает с тем, что прогнозируют ученые, писатели и передовые люди нашего общества. Из глубокой древности до нас дошли два предупреждения человечеству. Около 5 тысяч лет назад на пирамиде Хеопса было высечено изречение величайшего ученого древнего Египта Имхотеха: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира». Почему мы не прислушиваемся к этому грозному предупреждению. Не уважаем древних ученых? Считаем себя умнее? В последнем я сомневаюсь, ибо уже природа столь много раз нас предупреждала, что пора серьезно задуматься над тем, что нас ожидает. Спустя 3000 лет Иоанном Богословом был написан «Апокалипсис» - другое гениальное прозрение неизбежности экологической катастрофы. В новой истории появились десятки ученых -экологов и писателей, поставивших вопрос проблемы выживания. Этот период начался с потрясших книг американки Рейчел Карсон, «Безмолвная весна» и француза Ж. Дорста «До того как умрет природа» В России таким началом была книга Д.Л. Арманда «Нам и внукам» (1966). В 1971 в книге Барри Коммонера «Замыкающий круг» дан глубокий качественный анализ экологической ситуации, описаны признаки надвигающейся катастрофы и сформулирована суть проблемы выживания. Главным событием начала второго периода ХХ века стало создание итальянским общественным деятелем, философом А. Печчеи Римского клуба с символическим названием «Перед бездной».(1969). По существу же эти первые ученые - геоэкологи разбудили научный мир, прессу, общественность (кроме Курской) и ООН от экологической спячки. Первой в этот период появилась легендарная книга Донеллы и Дениса Медоуз и др. «Пределы роста» (1972) в которой давался количественный анализ экологической ситуации. Медоузы обосновали вывод о возможности коллапса цивилизации в конце ХХ1 века, если человечество не перейдет к семье из двух детей и нулевому экономическому росту. В 1992 г.они издают книгу «За пределами роста». В ней констатировалось, что: 1) Темпы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды за 20 лет уже превысили допустимые пределы… (А нам всё нипочем.) 2) Необходим пересмотр стратегии производства и потребления и самой демографической политики; 3) Для создания устойчивого общества, которое еще возможно, необходим акцент на достаточности, равенстве и качестве жизни людей, а не на объеме мирового производства, а это требует от человечества зрелости, сострадания и мудрости. Речь идет, считают авторы о выборе: жизнь или смертельный приговор. В 1987 вышел доклад МКОСР (Международная комиссия по окружающей среде) «Наше общее будущее». В нем был сформулирован … вывод о необходимости перехода мира к поддерживающему развитию, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способности будущих поколений удовлетворить свои будущие потребности. Это должно было быть направлено на достижение гармонии в отношениях между людьми и между обществом и природой. В 1991 году под редакцией виднейших экономистов Р. Гудленда, Г.Дейли и Салеха Эль-Сефари был сделан исключительный по важности хорошо аргументированный вывод о том, что в условиях уже заполненной земной экологической ниши, рыночный механизм развития экономики исчерпал себя. Это очень серьезное предупреждение и непонятно, почему властные структуры не прислушивается к нему»? И еще, в 1992 г. Лестер Р. Браун и Эдвар К. Вольф, говорили: «Наше поколение – первое, от которого зависит, будет ли Земля обитаемой впредь? Если общественное движение не создаст основу для далекоидущих преобразований, мы можем оказаться не в состоянии преодолеть тенденции, которые подорвут будущее наших детей». Я обращаюсь к тебе, читатель, потому что мы волею судьбы попали в тот период жизни нашей планеты, нашей цивилизации, когда подошли к пределу в безудержной и бессмысленной потребительской гонке за счет природы, с целью обогащения психически нездоровых личностей. Вера и преклонение перед глобальным, неуправляемым рынком, который безжалостно, в диком порыве накопительства и обогащения уничтожает природу, поглощает ресурсы планеты, приведет нас к гибели, потому, что всему есть предел, а мы этого не понимаем. Да и трудно понимать, не получая экологического образования и смотря на наше телевизионное шоу: «Живи настоящим», где откровенно проповедуется жратва, секс и насилие. Трудно, потому что у нас нет нравственных законов.
Академик Всеволод Зубаков в своей знаменитой монографии «Эндоэкологическое отравление и эволюция: стратегия выживания» (2002), пишет: «Начнем с констатации пропасти отчуждения и непонимания, разделившей две родственные науки – экономику и экологию… По сути, это две стороны – практическая и теоретическая – единой науки о природохозяйственной среде планеты Земля. Глобальный экокризис… заставил многих ученых осознать, что отсутствие такой науки – ойкогеономики (гр. «ведение Дома Земля») - явилось одной из его причин… Но человечество может, обладая огромными техническими возможностями и, доведя биосферу до деградации, должно и обязано теперь поддерживать её, свою Мать-Природу. Но это возможно, только если человечество кардинально ИЗМЕНИТ СТРАТЕГИЮ своего с ней взаимоотношения». Но для этого нужны знания и понимание того, что творится с биосферой, понимание того, что ресурсы планеты не бесконечны, сознание того, что мы должны в достаточной степени оставить будущему, чтобы цивилизация продолжала свое существование. Разберем одну из сторон постановки проблемы выживания, изложенной академиком В. Зубаковым:
|