ЛЮБОВНЫЙ ВИНЕГРЕТ
Если даже взаимоотношения влюбленной пары достигли той решающей стадии, когда можно всерьез думать о браке, это не значит, что молодые люди могут вести себя опрометчиво. Отношения вроде тех, что связывали Джулию и Мэта, я называю «любовным винегретом». Это все равно, что пойти в дорогой ресторан с человеком, который не в состоянии дождаться очередной перемены блюд. Шеф-повар продумал меню до тонкостей, но чтобы оценить угощение в полной мере, нужно набраться терпения. Однако вместо того, чтобы смаковать каждое блюдо в отдельности, ваш спутник или спутница настаивает, чтобы все — напитки, суп, салат, основное блюдо, десерт — было смешано наподобие винегрета и подано в одной миске. Фу, какая гадость! Вообразите себе, что вы зачерпываете эту адскую смесь ложкой и отправляете в рот, - и вот вам наглядная картина многих современных взаимоотношений. Вместо того, чтобы лакомиться каждым «блюдом», которое преподносит неторопливо разворачивающаяся история любви - знакомством, дружбой, ухаживанием, обручением, супружеством, - нетерпеливые парочки валят все в одну кучу. Не успев еще стать друзьями, они затевают игру в любовь. Не успев еще подумать о помолвке, они ведут себя так, словно давным-давно принадлежат друг другу. Любовный винегрет, в отличие от винегрета настоящего, -штука неаппетитная. Благоразумие призывает нас притормозить. И мы вполне способны проявить терпение, потому что знаем, что Бог всевластен и что Он верен нам. «Ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой» (псалом 37:16). Терпение - это доверие к Богу, вера в то, что Он может приготовить для нас изысканнейшее из «блюд» - историю любви, задуманную специально для нас. Давайте же наслаждаться каждым кусочком этой истории. Мы способны верить и радоваться тому, что у нас есть в этот миг, — будь то дружеские отношения, ухаживание или период между обручением и свадьбой, — и не пытаться стянуть до срока то, что Бог отложил для нас на потом. Мой отец любит говорить, что время - это способ, который Бог придумал для того, чтобы не давать всем событиям произойти сразу. Если вы не готовы связать себя брачными узами, не завязывайте романтических отношений. Наберитесь терпения и ждите, когда придет время начать такие отношения, которые в конечном счете могут привести к супружеству. Если же вы морально готовы к браку и у вас уже есть подруга или друг, не позволяйте нетерпению взять над вами верх. Не действуйте очертя голову. Радуйтесь тому, что Бог дает вам сейчас. Наслаждайтесь каждым «блюдом». Не довольствуйтесь «любовным винегретом». 2. Влюбленность говорит: «Пусть чувства подсказывают нам, как быть дальше». Благоразумие велит нам стремиться к целенаправленным отношениям. Любовь и верность - две великие библейские добродетели. Бог замыслил так, что благо, которое приносит человеку близость эмоциональная или сексуальная, - должно быть неразрывно связано с благом другого человека, которому первый обязуется хранить преданность и верность в брачном завете. Прекраснейшие цветы любви распускаются только там, где они надежно защищены от бури и ненастья. Рич и Кристи поняли, что любовь, которая не способна (или не стремится) к браку, очень скоро вырождается б эгоистичное чувство, потворствующее самому себе. Вот почему благоразумие призывает нас завязывать любовные отношения только в том случае, когда мы желаем брака и готовы к нему, когда брак становится для нас четкой целью и мы осознанно к нему стремимся. Честность в надеждах и намерениях - основа таких отношений, когда один человек поступает так, как лучше для другого. Пытаться отделить чувства от обязательств — значит вступать на путь греха. В притчах это безрассудство изображается в виде коварной блудницы, прельщающей свою жертву обещаниями любовных и плотских удовольствий без всяких обязательств: «Зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью!» - убеждает она (Притчи 7:18). Именно так действует безрассудство. Оно зовет нас к бездумным наслаждениям, свободным от заботы о благе другого человека. Оно ищет интимной близости, не связанной никакой ответственностью. НАМЕТИТЬ ЧЕТКИЙ КУРС Меня часто спрашивали, для чего я сказал Шеннон, что намереваюсь за ней ухаживать с определенной целью. Не лучше ли было бы просто приглашать ее на свидания, а потом посмотреть, что из этого выйдет? Отвечаю: я поступил так, потому что не хотел в очередной раз затевать неопределенною любовную историю. Слишком часто в прошлом свое стремление к близости я отделял от всяких обязательств. И понял, что обращаться с девушкой подобным образом и неумно, и непорядочно. Сказав Шеннон о своем желании исследовать возможность брака, я хотел наметить четкий курс наших взаимоотношений - курс, который привел бы нас к браку, если такова будет Божья воля. Для нас период ухаживания стал чудесной порой, когда еще не было физической близости, но крепла наша дружба, когда каждый из нас больше узнавал о том, что важно и ценно для другого, когда между нами шло тесное духовное общение. Мы задавали друг другу множество вопросов. Мы встречались. Мы становились все ближе и ближе, и все это делалось ради одной, совершенно определенной цели: выяснить, угодно ли Богу, чтобы мы поженились. В отличие от моих прежних связей, в ухаживании за Шеннон не было ни тени двусмысленности. С самого начала мы шли на сближение, и оба готовы были взять на себя взаимные обязательства. Все наши действия и внимание, которое мы уделяли друг другу, имели целью не просто приятно провести время, а понять, возможен ли между нами брачный союз. Улавливаете разницу? Мы оба стремились к супружеству, а не к романтическому общению как таковому. Испытывали ли мы друг к другу романтические чувства? Еще бы! Это было поистине незабываемое время, когда мы все больше и больше влюблялись друг в друга. Но мы не собирались отдаваться на волю чувств. Вместо этого мы позволяли своей любви естественным образом вырастать из взаимного чувства уважения, дружбы и преданности ДРУГ другу. Наметив себе четкий курс в пору ухаживания, мы сумели избежать того преждевременного сердечного и телесного сближения, на которое идут многие молодые люди, не успев еще толком узнать ни образа мыслей, ни характера друг друга. ПОЧЕМУ ЭТО ТАК СЕРЬЕЗНО Уверен, что некоторым из вас сама идея о том, чтобы в самом начале отношений заявлять о своих намерениях, придется не по вкусу. Сразу же говорить о браке просто глупо! - возразите вы. Ведь это немедленно переводит отношения в совершенно иную плоскость и делает их чересчур серьезными. Не слишком ли рано? Я прекрасно понимаю вашу озабоченность. Ни один парень не должен подходить к этому вопросу легкомысленно, без серьезной молитвы, без родительского совета, без консультации с пастором, который знаком с вашей девушкой и заботится о ее благополучии. Мужчина, который использует надежду на брак в качестве приманки, чтобы манипулировать женщиной, ответит за это перед Богом. Не отрицаю и того, что безрассудно было бы молодому человеку, который только начинает ухаживать за девушкой, утверждать, что они непременно поженятся. Но сказать, что ты намерен рассмотреть и обдумать возможность брака, - это совсем иное дело, нежели объявить, что ваш брак - дело решенное. Открывая свои намерения, парень тем самым провозглашает, что он открыт для супружества. Тем самым он подчеркивает, что, если у девушки нет подобного намерения, ей нет смысла терять время и стремиться к чему-то большему, нежели просто к дружеским отношениям с ним. Вот почему ухаживание - это своего рода обязательство: это обещание не играть сердцем другого человека. Это действительно очень серьезно. Это готовность честно рассмотреть преимущества того обязательства, которое берется на всю жизнь. Юноша четко намечает курс отношений и на вопрос: «Что у тебя на уме?» отвечает сразу, прямо и без уверток. Его цель - возможный брак. Что такое ухаживание? Это встречи с определенной целью. Это дружба плюс возможность. Это влюбленность, сопровождаемая благоразумием. Именно это я и называю четким курсом. Конечно и здесь не обходится без риска но речь идет о том, чтобы в ожидании радостного будущего, которое уготовил нам Бог, бережно относиться к сердцу друг друга. 3. Влюбленность говорит: «Упивайся своей фантазией». Благоразумие велит нам основывать свои чувства и восприятия на реальной действительности. В притче 19:2 сказано: «Нехорошо иметь рвение без знания, и кто слишком торопится, тот оступится». Этот стих мог бы послужить кратким резюме к трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», а также ко многим любовным историям, взятым из реальной жизни. Страсть, которая опирается на неосведомленность или на ошибочные сведения, влечет за собой беды и несчастья. Сильная влюбленность сама по себе способна настроить нас на такой лад. Я уже рассказывал вам о Мэте и Джулии. Их история - пример того, как двое молодых людей, движимые нетерпением и себялюбием, воспылали страстью друг к другу, но позднее поняли, что их чувства были порождены чистой фантазией. Они не знали друг друга по-настоящему. Их эмоции не имели под собой никакого основания. Что такое эмоция? Когда я был подростком, отец объяснил мне, что эмоция - это внешнее выражение того, как мы воспринимаем состояние чего-то, что имеет для нас ценность. Гнев, радость, страх, грусть, веселье, ревность, ненависть - все это сочетания нашего восприятия и наших ценностей. Вот, например: два человека, увидев кошку, которая попала под машину, могут испытать совершенно разные эмоции, в зависимости от того, как они воспринимают эту ситуацию и как они оценивают кошку. Один не выносит котов и потому ощущает злобную Радость; другой, напротив, любит их и держит дома этих милых животных и потому ощущает глубокую печаль. Так же обстоит дело и в отношениях с противоположным полом: если наши ценности не расходятся с Божьими заповедями, а наше восприятие того, что мы ценим, соответствует действительности, эти отношения будут верными и здоровыми. Но если то или другое идет вразрез с истиной, наши эмоции будут неверными и нездоровыми. Мы должны испытывать адекватные чувства по поводу того, что действительно важно. Мудрость призывает нас основывать свои чувства на правильной, а не искаженной информации. Именно в этом крылась ошибка Джулии. Ее эмоции создали превратный образ Мэта. Она ринулась в эти отношения вслепую, повинуясь движению сердца. Их откровенный разговор на первом же свидании создал ложное ощущение близкого знакомства. Они раскрыли друг перед другом потаенные уголки своей личной жизни, но не подвергли свои ощущения проверке временем, не имели случая наблюдать друг друга в разных жизненных обстоятельствах. Им казалось, что они сблизились, тогда как на самом деле они были далеки друг от друга. В пору ухаживания очень важно преодолевать склонность заполнять пробелы в своем знании о другом человеке эмоциями, порожденными фантазией. Если мы чего-то не знаем о нем или о ней, значит, нужно поговорить, задать наводящие вопросы и выяснить то, что неясно: ценности, мотивы, цели другого. Мы должны выйти за пределы типичных, искусственных действий, которые обычно устраиваются на свиданиях с противоположным полом, и понаблюдать друг друга в повседневной обстановке - в семье, в церковной жизни, в дружеском общении, на работе. Ухаживание -это пора, когда ты должен увидеть и плохое, и хорошее, и даже отвратительное в том, кого любишь. Только тогда наши чувства и решения, что касается любовных взаимоотношений, будут основаны на фактах. Умная влюбленность, о которой я уже говорил, отнюдь не пренебрегает эмоциями и страстью, и не отвергает их. Она только призывает нас убеждаться, что наши чувства проистекают из реальности, а вовсе не из рационалистических обоснований. Пусть наше сердце покорит подлинный, а не выдуманный характер интересного нам человека. Пусть наши эмоции соответствуют тому, что мы действительно видим в нем, и истинному состоянию наших взаимоотношений. ГОТОВЫ ЛИ ВЫ К УХАЖИВАНИЮ? Проблемы, которые мы видим в сегодняшних отношениях между молодыми людьми - нетерпение, отсутствие определенной цели, сумятицу чувств, - это выражение нашего безрассудства. Нужно проявлять мудрость. Благоразумие - необходимое дополнение любви. Подобно веревочке, привязанной к воздушному змею, оно позволяет любви парить в поднебесье. Оно не пускает ее улететь в заоблачные выси, ставит ее в определенные рамки и одновременно разрешает достичь верха своих возможностей. Еще раз повторю: это противодействие - здравого свойства. Когда ветер эмоций набирает опасную силу, благоразумие заставляет воздушного змея спуститься пониже, на безопасную высоту, где его не разорвет в клочья. Так произошло у Рича и Кристи. Как ни тяжело это было, они заставили своего «воздушного змея» приземлиться, потому что их романтическим отношениям было еще рано взлетать в небо. Мне приходится беседовать со многими молодыми парами, которые спрашивают: «А как определить, можно или нельзя начинать ухаживание?» В общих чертах на этот вопрос можно ответить так: если вы способны умерять свою влюбленность благоразумием, значит, вы готовы вступить в пору ухаживания. Для большей наглядности представим три пункта, которые мы только что рассмотрели, в виде вопросов. Вопросы эти помогут вам проверить, готовы ли вы встать на путь, ведущий к браку. Способны ли вы проявлять терпение? В стремлении к браку нет ничего дурного. Но что движет вашим желанием завязать любовные отношения? Уверенность, что вы готовы к браку и что Бог посылает вам именно того человека, которого Он вам судил? А может быть, это только нетерпение? Что у вас в душе - мир или лихорадочное волнение? Не предпринимайте ничего, пока не почувствуете в себе достаточно терпения. В состоянии ли вы наметить четкий курс своим взаимоотношениям? Мне вспоминается тринадцатилетний паренек, который подошел ко мне на одной конференции, держа за руку подружку. «А у нас с ней теперь не роман! - с гордостью заявил он. - Я теперь за ней ухаживаю!» Я только улыбнулся такому наивному понятию об ухаживании. Не может быть целенаправленных отношений или осознанного стремления к ним, когда до брака еще так далеко. Это же правило применимо и к тридцатилетнему человеку, который не убежден, что хочет жениться. Если вы не намерены развивать отношения, направляя их к обручению и браку в обозримом будущем, вероятно, такие отношения не стоит завязывать. Основываются ли ваши чувства на реальной действительности? Как уже было сказано, наши эмоции - это результат взаимодействия некоей ценности и нашего восприятия этой ценности. Во-первых, верное ли у вас понятие об отношениях с противоположным полом? Может быть, вы начинающий христианин или не так уж давно стали следовать Божьим заповедям в этой области вашей жизни? Не спешите завязывать отношения. Узнайте сначала, что Бог говорит о том, какие черты важны для нашего спутника жизни и что делает наш брак здоровым. Во-вторых, как обстоят дела с вашим восприятием действительности? Верно ли вы оцениваете свое собственное положение и человека, который вас интересует? Спрашивали ли вы чьего-нибудь совета? Достаточно ли было у вас времени, чтобы больше узнать о характере другого человека? Прежде чем последовать своим чувствам, испытайте их. У разных людей стремление к браку возникает в разное время и в разном возрасте. Но общим для всех нас должно быть одно: умение подождать до тех пор, пока в своем чувстве мы не сумеем руководствоваться благоразумием. Только тогда наша пора ухаживания начнется своевременно, будет идти своим чередом, иметь четкую цель, а мы, переживая эту прекрасную пору, не будем терять головы. Только так мы познаем влюбленность во всей ее прелести. ЧЕМ ЗАКОНЧИЛАСЬ ЭТА ИСТОРИЯ В заключение этой главы хочу рассказать вам, чем завершилась история Рича и Кристи. Спустя месяц после того, как были погребены их любовные письма, они разъехались в разные концы страны и поступили в разные университеты. Разъехались не попрощавшись. Не писали и не звонили друг другу, и не виделись даже в каникулы. Это были трудные дни. Но любовь, которую они испытывали друг к другу, не исчезла. Через полтора года после разрыва Кристи позвонила домой и сказала маме, что она по-прежнему любит Рича и ничего не может с собой поделать. Отец, узнав об этом, спросил, знает ли она, как обстоят дела у Рича. «Откуда же мне знать? - отвечала Кристи. - Я с ним не разговаривала с тех пор, как мы расстались!» Отец был поражен. Рич сдержал слово и прекратил всякое общение с его дочерью. Майк решил снова вмешаться. По прошествии нескольких месяцев, когда Рич приехал домой на каникулы, Майк позвонил ему и попросил зайти к нему в офис. «Я понятия не имел, о чем он собирается со мной говорить, - признается Рич. - Ощущение было такое, будто меня ждут большие неприятности. Только я никак не мог сообразить, чего же такого я натворил». Оказалось, что неприятностей никаких нет. Майк просто хотел встретиться, чтобы поблагодарить его за то, что он держит свое обещание. А еще он хотел сказать, что, по его мнению, настало время, когда Рич может начать ухаживать за Кристи. Для Рича это было полной неожиданностью. Он сказал Майку, чтобы тот дал время все обдумать и помолиться. «Хорошо. На следующей неделе мне нужно будет съездить в Ричмонд, ответил тот. - Не хочешь свозить меня туда? По дороге мы бы поговорили». Неделю спустя Рич и Майк снова ехали в одной машине, совсем как в былые времена. И снова между ними шел серьезный разговор. Всю эту неделю Рич усердно молился, стараясь понять, угодно ли Богу, чтобы между ним и Кристи возобновились прежние отношения. Ища Божьей воли, он почувствовал, что время для этого пока не пришло. «Я все еще не был готов к браку. Я не знал, чем буду заниматься и смогу ли достаточно зарабатывать на жизнь. Бог словно бы говорил мне: "Ты дал слово и должен держаться его, даже если отец Кристи дает вам зеленый свет!" Когда Рич поделился этими мыслями с Майком, тот не мог прийти в себя от удивления и удовольствия. Похоже, со времен их первого разговора о любви и благоразумии они поменялись ролями. На сей раз не он, а его молодой собеседник рассказал, как Бог внушил ему, что нужно набраться терпения и подождать. Красный клен для Кристи Хотя вступать в пору ухаживания было рано, Рич и Кристи стали общаться и понемногу снова подружились. Через год, несмотря на то, что Кристи еще не закончила учебу, началось ухаживание на расстоянии. Теперь все выглядело совершенно иначе. Их отношения, оставаясь по-прежнему романтическими, отныне продвигались к определенной цели. Было у них и родительское благословение. С каждым днем росла их уверенность в будущем браке. Все это время коробка с любовными письмами покоилась в земле. Рич никогда и словом не обмолвился о том, что зарыл их во дворе своей возлюбленной. Кристи считала, что он их сжег. В последнее Рождество перед ее выпуском из университета выяснилось, что это не так. Рождественское утро Рич встречал в доме Фэррисов. «А это тебе!» - сказал он, вручая Кристи маленькую коробочку. Развернув бумагу и сняв крышечку, она обнаружила внутри семечко красного клена. - Я купил для тебя дерево, пояснил Рич. - Ух ты! - сказала Кристи с деланным восторгом. - Может, посадим его во дворе? - невинно предложил отец. - Что, прямо сейчас? - поразилась Кристи. - Ну конечно! - сказал Рич. - Пойдемте скорей - Ну, и где же мы его посадим? - спросила Кристи. - А вот здесь, - сказал Рич. Улыбнувшись Кристи, он взялся за лопату и с силой воткнул ее в землю. ЕЩЕ ОДНО ПИСЬМО Я не упомянул еще об одной вещи, которую Рич вложил в коробку с письмами, прежде чем захоронить ее. Поверх пачки писем он положил еще одно. Это было письмо, которого Кристи никогда не читала. В нем Рич просил ее выйти за него замуж. И вот, рождественским утром, четыре года спустя, заветная коробка была вырыта и открыта. Кристи прочла письмо четырехлетней давности, в котором Рич просил ее стать его женой. Сегодня их любовная история воспаряет все выше и выше, потому что в свое время они решили, что будут руководствоваться благоразумием. Страстные чувства может испытывать каждый человек, но только те, кто ищет Божьей воли и ждет установленного Богом часа, в состоянии познать подлинную и полную радость романтической любви. Да вот спросите хоть Рича Шайпа. Его надежды возродились на том же месте, где они были некогда погребены. На том же месте, где он когда-то стоял на коленях, хороня свои мечты, четыре года спустя он опустился на колени, чтобы попросить Кристи Фэррис стать его невестой. И когда он вытащил из кармана обручальное кольцо, в ответ ему прозвучало радостное «да!»
|