РОМАН ИЛИ УХАЖИВАНИЕ? РАЗВЕ В ЭТОМ ДЕЛО?
Важны не термины, а совсем другое Мой друг Энди влюблен. Разговаривать с ним стало невозможно: каждые две минуты он хватает тебя за плечи, тормошит и орет: «Я влюблен! Представляешь?!» Поневоле заражаешься его возбуждением. В данный момент этот светловолосый растрепа, студент-биолог, пытается решить, когда и где он сделает предложение своей девушке Лори. Обручальное кольцо он уже купил и теперь только ждет удобного случая. «Она все старается угадать, когда я попрошу ее руки, - говорит он и заливается смехом. - С ума сойти можно! А я ей говорю: Да наберись ты терпения - могу я, в конце концов, сделать тебе сюрприз?» У этой пары старшекурсников — масса преимуществ. Во-первых, они стали дружить задолго до того, как между ними возникли романтические отношения. Во-вторых, оба искренне любят Бога и хотят воздать Ему славу своими отношениями. И в-третьих, в церкви они окружены друзьями, которые всячески их поддерживают и всегда готовы дать добрый совет. ВРОДЕ БЫ ВСЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ КАК НЕЛЬЗЯ ЛУЧШЕ Все, да не все! По крайней мере, на душе у моего друга иногда бывает как-то неспокойно. Почему? Да просто потому, что его отношения с Лори сложились чуть-чуть иначе, чем отношения между другими молодыми людьми из нашей церкви. Взирая на пары, которыми он искренне восхищается, Энди пришел к выводу, что подлинно христианские отношения между парнем и девушкой должны начинаться с того, что парень, по секрету от всех, в том числе и от самой девушки (которой даже невдомек, что она ему нравится), приходит поговорить с ее отцом, после чего приступает к ухаживанию, которое происходит под надзором ее родителей. Именно так поступили некоторые из приятелей Энди, впоследствии женившиеся на своих избранницах и счастливо жившие в браке. Но многое из того, что они рассказывали, никак не подходило к его обстоятельствам. Они с Лори встретились в колледже, сначала дружили, потом полюбили друг друга. Кроме того, родители Лори живут в Нью-Джерси, и вдобавок ко всему они - неверующие. Когда Энди позвонил им, чтобы испросить позволения ухаживать за их дочерью, отец Лори чуть ли не разозлился. «А с какой стати ты нам звонишь?» - раздраженно спросил он. Энди по-настоящему растерян. «Я даже не знаю, как назвать наши с ней отношения, - сознается он мне. -Разве это ухаживание? Думаю, нет, потому что с самого начала все было сделано неправильно». А КАК ПРАВИЛЬНО? Действительно ли Энди и Лори поступили неправильно? Я так не думаю. Но, в любом случае, их история поднимает немаловажный вопрос: существует ли некий правильный способ завязывать отношения? А если так, то кто его установил? Кто дает им определение? То ли это роман, то ли это ухаживание? И чем один термин благочестивее другого? Сегодня, если молодые люди, вроде Энди и Лори, захотят поискать себе образец христианских отношений, их взорам представится весьма разнородная смесь. С одной стороны, они увидят христиан, которые встречаются, как неверующие люди. В таких отношениях каждый заботится только о себе, в них часто присутствует ревность, а границы нравственной чистоты (если таковые вообще имеются) очень расплывчаты. Вместо того чтобы служить славе Божьей, такие отношения служат кратковременному удовлетворению двоих людей. С другой стороны, Энди и Лори увидят пары, выработавшие для себя подробный список всяческих «можно» и «нельзя», который они и считают ухаживанием. Некоторые из этих идей, безусловно, заслуживают внимания; их даже можно назвать библейскими, однако такой подход, основанный на соблюдении правил, часто приводит к тому, что люди начинают больше полагаться на человеческие предписания, чем на Бога. В центре таких взаимоотношений стоит не любовь к Богу, а гордость за себя и за свои методы. Я пытаюсь описать здесь две крайности: беззаконие и законничество. Беззаконие опрокидывает Божьи установления и живет в свое удовольствие. Законничество самонадеянно полагается на правила, созданные человеком. Эти крайности - как две канавы по бокам дороги. К сожалению, многие из нас всю жизнь мечутся из стороны в сторону и выбираются из одной канавы только для того, чтобы сразу же угодить в другую! Божий путь к браку пролегает ровно посередине дороги, между двумя крайностями. Кто придерживается его, тот не оставляет библейских принципов и повелений, но и не сводит их к готовым формулам. НЕ В НАЗВАНИИ ДЕЛО Надеюсь, вы видите, что гораздо важнее избегать беззакония и законничества, чем заботиться о том, как называть наши отношения — романом или ухаживанием. Мне лично нравится слово «ухаживание». Оно звучит старомодно и вызывает в воображении эпоху рыцарства и галантности. Под этим словом я подразумеваю не следование определенному наберу правил, а особую пору любви, когда парень и девушка серьезно взвешивают возможность вступить в брак. Думаю, нужно обязательно делать различие между неопределенными и ведущими в никуда свиданиями (с которыми я распрощался) и любовными отношениями, которые сознательно нацелены на брак. Но то, что я определяю свои отношения с Шеннон словом «ухаживание», вовсе не делает меня святее других людей, которые этим термином не пользуются. Пустые дебаты по поводу слов только отвлекают нас от всего, что действительно важно для наших отношений. Дело не в том, роман это или ухаживание. Я знавал «серийных ухажеров», которые вели себя хуже безбожных ловеласов, и встречал «романтичных святых», которые вели себя честно и безупречно. Слова, которыми они описывали свои любовные отношения, сами по себе не имели никакого смысла. Главное было то, как жили эти люди. Не терминологией определяется наш образ жизни, а образом жизни определяется наша терминология. Многие христиане разочарованы тем, во что выродились сегодня романтические отношения. Нам очень хочется чего-то лучшего. Но то, по чему мы так томимся, не явится чуть только мы присвоим новое имя старому образу мыслей. Перемениться должны мы сами! Измениться должна наша позиция, и произойти это может только тогда, когда мы усвоим библейские ценности и научимся в центре наших отношений с противоположным полом видеть Бога. Люди часто спрашивают меня: «А как нужно ухаживать? Есть ли здесь какие-то правила?» И я ничего не могу сказать в ответ, потому что эти вопросы поставлены неправильно. А правильные вопросы будут звучать так: «Что побуждает меня завязать отношения с этим человеком? Как мне стремиться к браку и в то же время жить Для Бога? Как мне перестать быть эгоистом? Как я могу послужить другим людям?» Понимаете, что получается, когда человек выпускает из виду эти важные духовные вопросы и сразу же начинает придумывать, как ему ухаживать за другим человеком? Он перескакивает через главный процесс: исследовать себя, чтобы понять, для чего он живет и как он живет. ЧТО ГОВОРИТ ОБ ЭТОМ ИИСУС? Я думаю, что подлинно христианские взаимоотношения в любви бывают тогда, когда слава Божья становится для человека главной целью любых его отношений. Этому же учил нас Иисус. И хотя Господь наш никогда не рассуждал с людьми на тему свиданий и ухаживаний, Он все же ответил на наш вопрос о том, как правильно строить взаимоотношения, но только в рамках более обширного вопроса - о том, как жить праведной жизнью. В Библии мы читаем историю о некоем законоучителе, присутствовавшем при диспуте Иисуса с фарисеями. Пораженный Его мудростью, он задает чистосердечный вопрос: «Какая первая из всех заповедей?» Этот человек доискивался самой сути Божьих требований. Он хотел, чтобы Иисус обобщил их для него. Он хотел понять сердцевину Божьего закона. Разве не то же нужно и нам, когда речь заходит о наших взаимоотношениях? Нам необходимо знать, что действительно важно для Бога в нашем стремлении к браку. И если отмести в сторону все человеческие обычаи, традиции и мнения, то что же остается? Иисус отвечает так: «...Первая из всех заповедей... возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею... Вторая... возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Марка 12:29-31) Иисус говорит, что самое главное в жизни - любить Бога всем своим существом: и сердцем, и душой, и разумом, и силой, - так, чтобы эта любовь, выплескиваясь через край, изливалась и на тех, кто с нами рядом. Он говорит, что если мы хотим жить правильной жизнью, то нужно посвящать ее Богу. Иначе говоря, нужно, чтобы слава Божья стала главной целью каждого нашего поступка в этой жизни. «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Коринфянам 10:31).
|