Мишель Монтень 8 страница
[1069]Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей (лат.). – Апостол Павел. II послание к коринфянам, 1, 12.
[1070]Мне думается, что до самого конца этой зимы Роланд совершал подвиги, достойные увековечения, но покрытые до настоящего времени такой тайной, что не моя вина, если я не могу рассказать о них. Дело в том, что Роланд всегда скорее стремился совершать, чем рассказывать о них, и из его подвигов нам известны лишь те, у которых были живые свидетели (ит.). – Ариосто. Неистовый Роланд, XI, стр. S1.
[1071]Доблесть сияет неоспоримыми почестями и не знает позора от безуспешных притязаний; она не получает власти и не слагает ее по прихоти народа (лат.). – Гораций. Оды, III, 2, 17.
[1072]Не из какой‑либо корысти, а ради чести самой добродетели (лат.). – Цицерон. О высшем благе и высшем зле, I, 10.
[1073]Может ли быть что‑нибудь более нелепое, чем придавать значение совокупности тех, кого презираешь каждого в отдельности (лат.). – Цицерон. Тускуланские беседы, V, 36.
[1074]Нет ничего презреннее, нежели мнение толпы (лат.). – Тит Ливий, XXXI, 34.
[1075]Деметрий – см. прим. 11, т. I, гл. XXXIX. – Приводимое в тексте см. Сенека. Письма, 91, 19.
[1076]Я же полагаю, что вещь, сама по себе не постыдная, неизбежно становится постыдной, когда ее прославляет толпа (лат.). – Цицерон. О высшем благе и высшем зле, II, 15.
[1077]По милости провидения то, что служит к чести, есть в то же время и самое полезное для человека (лат.). – Квинтилиан. Образование оратора, I, 12.
[1078]… я… буду… держать мой руль. – Монтень здесь перефразирует слова Сенеки (Письма, 85, 33–35).
[1079]Смеялся над тем, что хитрый расчет оказывается безуспешным. – Овидий. Героиды, I, 18. Монтень неточно передает текст Овидия.
[1080]Павел Эмилий – см. прим. 4, т. I, гл. XLIV. – Приводимое в тексте см. Тит Ливий, XLIV, 22.
[1081]Фабий – имеется в виду Фабий Максим (ум. 203 г. до н. э.), известный римский полководец, вызывавший у многих недовольство своей чрезвычайной осторожностью в ведении войны с Ганнибалом и прозванный за это Кунктатором (Медлитель).
[1082]Не побоюсь похвал, ибо я не бесчувствен; но я не приму за истинный смысл и конечную цель честных поступков расточаемые тобой восторги и восхваления (лат.). – Персий, I, 47.
[1083]… располагай они платоновским перстнем… – Имеется в виду перстень лидийского царя Гигеса, будто бы обладавший указанным в тексте чудесным свойством. О кольце Гигеса Платон рассказывает в «Государстве», II, 359 d – 360 а; см. также Геродот, I, 8 и сл.
[1084]Кто, кроме лжецов и негодяев, гордится ложной почестью и страшится ложных наветов? (лат.). – Гораций. Послания, I, 16. 39.
[1085]Не следуй за тем, что возвеличивает взбудораженный Рим, не исправляй неверную стрелку этих весов и не ищи себя нигде, кроме как в себе самом (лат.). – Персий, I, 5.
[1086]… они жаждали скорей громкого, чем доброго имени. – Трог Помпей – римский историк. – Герострат – эфесец, сжегший в 356 г. до н. э. великолепный храм Артемиды Эфесской, по преданию для того, чтобы таким образом обессмертить свое имя; впоследствии имя его стало именем нарицательным. – Манлий Капитолийский (IV в. до н. э.) – римский полководец, спасший Рим от нашествия галлов. Враждовал с патрициями и в позднейшей римской исторической традиции изображался защитником плебеев. – Выражение, что Манлий стяжал себе «громкую, но не добрую славу», принадлежит Титу Ливию (VI, 11).
[1087]… то же имя носит… известный род в Англии. – Монтень хочет затушевать свое буржуазное происхождение и изобразить дело так, будто его родовым именем является де Монтень, а не Эйкем. В действительности же Монтень происходил из купеческой семьи Эйкемов, которая лишь в XV в. получила дворянство и прибавила к своему родовому имени Эйкем еще фамилию Монтень, по названию приобретенной прадедом Монтеня (в 1496 г.) сеньории Монтень.
[1088]Не легче ли теперь надгробный камень давит на мои кости? Говорят, что потомство хвалит умершего: не родятся ли от этого ныне фиалки из духов его, из надгробного холма и блаженного праха? (лат.). – Персий, I, 26.
[1089]… я говорил уже в другом месте. – См. Опыты, I, гл. XLVI.
[1090]Это случай многим знакомый, даже избитый, одна из многих превратностей судеб (лат.). – Ювенал, XIII, 9.
[1091]Слабый отзвук их славы едва донесся до нашего слуха (лат.). – Вергилий. Энеида, VII, 646.
[1092]… те, кто умерли в безвестности (лат.). – Вергилий. Энеида, V, 302.
[1093]Наградой за доброе дело служит свершение его (лат.). – Сенека. Письма, 81, 19.
[1094]Вознаграждением за оказанную услугу является сама услуга (лат.). – Источник Монтеня установить не удалось; возможно, что это пересказ мыслей Сенеки (Письма, 81).
[1095]Марк Ульпий Траян – римский император (98–117).
[1096]Платон… советует… – Законы, XII, 950 b‑с.
[1097]По примеру трагических поэтов, которые, не умея найти развязки, прибегают к богу (лат.). – Цицерон. О природе богов, I, 20. Речь идет об окончании трагедии появлением бога, который и разрешает все конфликты.
[1098]Тимон – см. прим. 455, т. II, гл. XII.
[1099]Нума – см. прим. 307, т. II, гл. XII. – Серторий – см. прим. 137, т. II, гл. XII.
[1100]Зороастр – см. прим. 575, т. II, гл. XII. – Трисмегист – см. прим. 411, т. II, гл. XII. – Залмоксис – см. прим. 352, т. II, гл. XII. – Харонд – см. прим. 2, т. I, гл. XVI. – Минос – см. прим. 28, т. II. гл. VIII. – Ликург и Солон – см. там же. – Драконт (VII в. до н. э.) – полулегендарный древнеафинский законодатель, суровость законодательства которого вошла в поговорку. – Монтень не верил в истинность законов Моисея, как это явствует из нижеследующего замечания его о том, что «у каждого народа можно встретить похожие вещи», а также из многих мест «Апологии Раймумда Сабундского» (гл. XII).
[1101]Жуанвиль – см. прим. 32, т. II, гл. X. – Приводимое в тексте см. J. de Joinville. Memories ou Histoire et chronique du très chrétien roi saint Louis, 1. 1, ch. 51. Paris, 1858.
[1102]II стремится воин навстречу мечу и с готовностью приемлет смерть, не щадя возвращаемой жизни (лат.). – Лукан, I, 461.
[1103]Ведь, согласно обычному словоупотреблению, честью (honestum) называется только то, что признает славным народная молва (лат.). – Цицерон. О высшем благе и высшем зле, II, 15.
[1104]Та, которая отказывает лишь потому, что ей нельзя уступить, уступает (лат.). – Овидий. Любовные элегии, III, 44.
[1105]Луцилий – римский сатирик конца II в. до н. э.
[1106]Всякие тайны свои он поверял книгам, как верным друзьям: какое бы благо или зло с ним ни приключалось, он прибегал только к ним; таким образом старик начертал в своих сочинениях всю свою жизнь как на обетных дощечках (лат.). – Гораций. Сатиры, II, 1, 30.
[1107]Это [то, что они описали свою жизнь] не вызвало ни недоверия к Рутилию и Скавру, ни порицания их (лат.). – Тацит. Жизнь Агриколы.
[1108]Констанций Хлор – с 305 г. н. э. римский император. – Приводимое в тексте см. Аммиан Марцеллин, XXI, 16.
[1109]Эпициклы – круги, с помощью которых древние объясняли видимое петлеобразное движение планет. Теория эпициклов окончательно была оставлена после открытия Кеплером его трех законов движения планет.
[1110]Стремление познать сущность вещей дано человеку… как бич наказующий. – Екклезиаст, I.
[1111]Оно… окропляет меня, но… не окрашивает. – Сравнение, заимствованное у Сенеки. Письма, 36, 3.
[1112]Ни боги, ни люди, ни книготорговцы не прощают поэту посредственности (лат.). – Гораций. Наука поэзии, 372.
[1113]Нет никого наглее бездарного поэта (лат.). – Марциал, XII, 63, 13.
[1114]Дионисий‑отец – см. прим. 7, т. I, гл. I. – Приводимый в тексте эпизод излагается у Диодора Сицилийского (XVI, 64).
[1115]Перечитывая, я стыжусь написанного, ибо вижу, что, даже по мнению самого сочинителя, большую часть следовало бы перечеркнуть (лат.). – Овидий. Письма с Понта, I, 5, 15.
[1116]… как говорит Плутарх об одном человеке… – О Ксенократе (см. о нем прим. 316, т. II, гл. XII) в «Наставлениях к браку», 26.
[1117]Если что‑нибудь нравится, если что‑нибудь приятно человеческим чувствам, то всем этим мы обязаны прелестным грациям (лат.). – Неизвестно, откуда Монтень взял эту цитату.
[1118]Дефиниция (термин риторики) – определение темы речи, постановка вопроса. – Амафаний и Рабирий – два персонажа, которых Цицерон в «Академических вопросах» обвиняет в отсутствии вкуса и критического чутья.
[1119]… наиболее трудная часть – вступление. – Цицерон говорит об этом во вступлении к своему переводу платоновского «Тимея».
[1120]Стараясь быть кратким, я становлюсь непонятным (лат.). – Гораций. Наука поэзии, 25.
[1121]Платон говорит… – О государстве, X; Федон (в последней части).
[1122]Саллюстий – см. прим. 18, т. I, гл. XXI.
[1123]Марк Валерий Мсссала Корвин. – Сообщение см. Тацит. Диалог об ораторах, 39.
[1124]Что до латыни, которая в детстве была для меня родным языком… – См. Опыты, кн. I, гл. XXVI.
[1125]… ему принадлежит… важное место. – Реабилитация плоти и критика христианского ханжества в этом вопросе – тема, к которой Монтень постоянно возвращается в своих «Опытах».
[1126]Они поделили поля, одаряя всех согласно их красоте, дарованиям и силе, ибо красота тогда много значила и сила ценилась (лат.). – Лукреций, V, 1109.
[1127]Гай Марий Старший. – Приводимое в тексте см. Вегеций, I, 5.
[1128]«Придворный». – Монтень имеет в виду книгу итальянца Бальдассаре Кастильоне «Придворный» (изд. в 1528 г.), содержащую беседы придворных о том, какими качествами должен обладать человек тонкой культуры. В 1537 г. книга была переведена на французский язык. Монтень часто заимствует из нее примеры. Приводимое в тексте см. I, 20.
[1129]… говорит Аристотель… – Никомахова этика, IV, 7.
[1130]… говорит тот же автор… – Аристотель. Политика, IV, 44.
[1131]Впереди всех мчится, с оружием в руках, величавый с виду и на целую голову выше других, сам Турн (лат.). – Вергилий. Энеида, VII, 783.
[1132]Ты прекраснее сынов человеческих (лат.). – Псалом XLIV, 3.
[1133]… требует, чтобы правители… обладали красивой наружностью. – Платон. Государство, VII.
[1134]Филопемен Мегалопольcкий – см. прим. 45, т. I, гл. XXIII. – Приводимое в тексте см. Плутарх. Жизнеописание Филопемена, I.
[1135]У меня волосатые ноги и грудь (лат.). – Марциал, XII, 56, 5.
[1136]Мало‑помалу силы и здоровье слабеют, и вся жизнь приходит в упадок (лат.). – Лукреций, VII, 1131.
[1137]Годы идут, похищая у нас одного за другим (лат.). – Гораций. Послания, II, 2, 55.
[1138]Рвение, заставляющее забывать тяжкий труд (лат.) – Гораций. Сатиры, II, 2, 12.
[1139]Не настолько ценю я пески скрытого в тени Тага, что катит золото в море (лат.) – Ювенал, III, 54.
[1140]Мы не летим на парусах, надутых попутным ветром, но и не влачим свой век под враждебными ветрами. По силе, дарованию, красоте, добродетели, рождению и достатку мы последние среди первых, но вместе с тем и первые средь последних (лат.). – Гораций. Послания, II, 2, 201.
[1141]Немало есть и такого, что ускользает от хозяйского взора и идет на пользу ворам (лат.). – Гораций. Послания, I, б, 45.
[1142]Ибо мучительнее всего неизвестность (лат.). – Сенека. Агамемнон, 480.
[1143]За деньги я надежды не покупаю (лат.). – Теренций. Братья, 220.
[1144]Одно весло у тебя загребает воду, другое – песок (лат.). – Проперций, III, 3, 23.
[1145]В беде следует принимать опасные решения (лат.). – Сенека. Агамемнон, 154.
[1146]… я… готов оправдать младшего сына… – После смерти отца семейства основная часть имущества отходила, как правило, – особенно в дворянских семьях – к старшему сыну, остальные же получали очень незначительную долю.
[1147]Если кому суждена без борьбы сладкая участь победителя (лат.). – Гораций, Послания. I, 1, 51.
[1148]Постыдно возлагать себе на голову непосильную тяжесть и, как только она надавит, тотчас же с дрожью в поджилках отступать (лат.). – Проперций, III, 9, 5.
[1149]… тот уже человек порядочный… – Монтень в этом месте и на последующих страницах до известной степени раскрывает причины, побудившие его отказаться от блестящей политической карьеры при дворе Генриха III; он разоблачает царившие там жестокость и вероломство.
[1150]В наши дни, если друг твой не откажется, что он взял на хранение твои деньги, и вернет тебе старый мешок со всеми монетами, такая честность – просто чудо, заслуживающее увековечения в этрусских писаниях и принесения в жертву овцы с венком на шее (лат.). – Ювенал, XIII, 60.
[1151]Купцы… судьи, ремесленники… нисколько не уступают дворянам… – Монтень здесь повторяет свою излюбленную мысль, что простые люди нисколько не уступают знати в доблести и нередко даже превосходят ее. – В данном абзаце и дальше можно обнаружить также скрытую полемику Монтеня с макиавеллизмом, – т. е. не с подлинными доктринами самого Макиавелли, а с их искажением в сознании правящих кругов, стремившихся воспользоваться макиавеллизмом для оправдания творимых ими жестокостей и преступлений.
[1152]Ничто так не ценится народом, как доброта (лат.). – Цицерон. В защиту Лигария, X.
[1153]Аристотель считает… – Никомахова этика, IV, 8.
[1154]Аполлоний – имеется в виду Аполлоний Тианский, см. прим. 62, т. II, гл. XII. – Приводимое в тексте см. Филострат. Жизнеописание Аполлония Тианского.
[1155]… как это делают иные из наших властителей… – Имеется в виду французский король Карл VIII (1483–1498). – См. Gilles Corrozet. Propos memorables, ed. 1557.
[1156]Квинт Метелл Македонский – выдающийся римский полководец и политический деятель; в 131 г. до н. э. был первым цензором из плебеев.
[1157]… кто не умеет… притворяться, тот не умеет и царствовать… – Изречение это приводится в биографиях Секста Аврелия Виктора (IV в. н. э.), собранных в его обзоре истории Рима: «О достославных римских мужах».
[1158]Чем человек изворотливее и ловчее, тем больше в нем ненависти и подозрительности, когда он утратил свою репутацию честности (лат.). – Цицерон. Об обязанностях, II, 9.
[1159]… подобно Тиберию… – Монтень опирается здесь на характеристику императора Тиберия, даваемую Тацитом (Анналы, I, 11).
[1160]Те, кто… в своих рассуждениях об обязанностях монарха… – Намек на Макиавелли и сторонников его учения.
[1161]Сулейман – турецкий султан Сулейман II (1494–1566), правление которого (с 1520 г.) считается временем наибольшего военного могущества Турции.
[1162]… в дни моего детства… – Монтень имеет в виду события 1537 г., когда ему было четыре года.
[1163]… он полагал, что… бесчестность… может навлечь на него дурную славу… – Весь эпизод о Сулеймане представляет позднейшую рукописную вставку, сделанную Монтенем и прерывающую первоначальную нить его изложения.
[1164]… он научился говорить свободно и откровенно со всяким. – Это высказывание Аристиппа приводится у Диогена Лаэрция, II, 68.
[1165]… не располагая записной дощечкой. – Костяной, аспидный или какой‑либо другой складень, которым пользовались как записной книжкой.
[1166]Мессала Корвин – см. прим. 19, т. II, гл. XVII. – Приводимое в тексте см. Плиний Старший. Естественная история, VII, 24. – Георгий Трапезундокий – см. прим. 96, т. II, гл. XII.
[1167]Память объемлет не только философию, но и все науки и применение их к жизни (лат.) – Цицерон. Академические вопросы, II, 7.
[1168]Кругом в дырах я и повсюду протекаю (лат.) – Теренций. Евнух, 105.
[1169]… что бы ни говорил на этот счет Цицерон. – О старости, 7.
[1170]Плиний Младший мог бы поведать… – Монтень, по‑видимому, имеет в виду письмо Плиния Младшего (III, 5), в котором последний, описывая своему другу чрезвычайное трудолюбие своего дяди Плиния Старшего и его умение использовать каждую минуту для занятий, сообщает, между прочим, следующее. Однажды кто‑то из друзей Плиния Старшего, присутствовавший при чтении за столом книги, прервал чтеца, когда тот неправильно произнес какое‑то слово, и заставил его повторить прочитанное. «Но ведь ты понял?» – обратился к нему Плиний Старший и, когда тот ответил утвердительно, сказал: «Зачем же ты его прервал? Из‑за твоего вмешательства мы потеряли больше десяти строк».
[1171]В древних Афинах считали… – Монтень несомненно цитирует здесь по памяти и потому не вполне точно. Приводимый им случай имел место не в Афинах, а в Абдере, где Протагор, по словам Диогена Лаэрция, был носильщиком. Демокрит проникся к Протагору глубочайшим уважением, увидев однажды, как искусно тот укладывает вязанку хвороста, из чего Демокрит сделал вывод, что Протагор способен к самым сложным наукам. См. Диоген Лаэрций. IX, 53. Об этом же эпизоде рассказывает и Авл Геллий (V, 3), сообщающий, что Протагор возвращался, нагруженный хворостом, из деревушки неподалеку от Абдеры.
[1172]Будь у тебя какой угодно нюх, имей ты даже такой нос, какой, если и попросить, не согласился бы таскать Атлант, и будь ты способен превзойти в своих насмешках шута Латина, ты не смог бы сказать о моих стишках больше, чем я сам сказал о них. Что толку грызть зубом зуб? Если хочешь насытиться, кидайся на мясо. Не трать зря усилий. Попридержи свой яд для тех, кто кичится собой; а я знаю, что все это – ничто (лат.). – Марциал, XIII, 11, 1.
[1173]Франциск II – французский король (1559–1560), сын Генриха II и Екатерины Медичи. Сообщаемый в тексте эпизод имел место в сентябре 1559 г. – Король Рене – Рене Анжуйский (1408–1480), король Неаполя и Сицилии, граф Прованский; жил большей частью в Провансе; занимался поэзией, рисованием и другими искусствами.
[1174]Сердце не говорит мне решительно ни да, ни нет (ит.). – Петрарка, сонет CXVI.
[1175]… философ Хрисипп говорил… – Сообщаемое высказывание Хрисиппа приводится у Диогена Лаэрция (VII, 179).
[1176]Душе, обуреваемой сомнениями, достаточно ничтожнейшей мелочи, чтобы склонить ее в ту или другую сторону (лат.). – Теренций. Девушка с Андроса, 266.
[1177]… и выпал жребий Матфею (лат.). – Деяния апостолов, I, 26.
[1178]Это обыкновение со всем соглашаться кажется мне опасным и сомнительным (лат.). – Цицерон. Академические вопросы, II, 21.
[1179]Когда обе чаши весов нагружены одинаково, то в то время как одна из них опускается, другая настолько же поднимается (лат.). – Тибулл, IV, 1, 41.
[1180]Рассуждения Макиавелли… – Имеются в виду «Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия» Макиавелли.
[1181]… опровергнуть их не составляет… труда… – Намек на направленное против Макиавелли сочинение Джентиле «Рассуждение о способах хорошего управления» (1576), получившее широкую известность под названием «Анти‑Макиавелли».
[1182]Мы бьемся и, отвечая ударом на удар, выматываем противника (лат.). – Гораций. Послания, II, 2, 97.
[1183]Никогда не привести столь гнусных и столь постыдных примеров, чтобы не осталось еще худших (лат.). – Ювенал, VIII, 183.
[1184]Моя наука – это жить и здравствовать (лат.) – Неточная цитата из Лукреция: V, 980.
[1185]Никто не пытается углубиться в себя (лат.) – Персий, IV, 23.
[1186]… я придерживаюсь моих воззрений более сознательно и с большей твердостью. – В этом абзаце Монтень корректирует сделанное им выше в этой главе заявление, будто он не способен усвоить себе твердые воззрения, и подчеркивает независимость своих суждений.
[1187]Если вообще есть что‑либо почтенное, то это, без сомнения, цельность всей жизни, всех отдельных поступков; ты не сможешь достигнуть этого, если, отказавшись от своего характера, будешь подражать другим (лат.). – Цицерон. Об обязанностях, I, 31.
[1188]Ульпиан – выдающийся римский юрист и политический деятель III в. н. э. – Святой Иероним (340–420) – один из так называемых «отцов церкви», переводчик библии на латинский язык.
[1189]… характер его… изменился и нрав исправился. – Полемон Афинский – глава Академии после смерти Ксенократа (313 г. до н. э.), под влиянием которого он в корне изменил свой характер и стал вести добродетельную жизнь. – Приведенный эпизод см. Диоген Лаэрций, IV, а также Валерий Максим, VI, 9 и Гораций. Сатиры, II, 3, 253.
[1190]Поступишь ли ты так, как поступил некогда преобразившийся Полемон? Бросишь ли признаки твоего безумия – все эти ленточки, подушечки, платочки? Рассказывают, что, хотя он и был пьян, Полемон украдкой сорвал со своей шеи украшения, настолько он был захвачен словами учителя (лат.). – Гораций. Сатиры, II, 3, 253.
[1191]… нравы и речи крестьян я… нахожу более отвечающими… истинной философии… – Здесь перед нами еще один яркий пример высокой оценки, которую Монтень дает людям из народа, в частности крестьянам. Во многих местах своих «Опытов» он отмечает чистоту нравов и здравый смысл простых людей, ставя народную мудрость не ниже, а в некоторых случаях даже выше учености философски образованных людей.
[1192]Народ мудрее, ибо он мудр настолько, насколько нужно (лат.). – Лактанций. Божественные установления, III, 5.
[1193]Герцог Гиз – Франсуа Гиз, см. прим. 3, т. I, гл. II.
[1194]Франсуа Оливье (1487–1560) – канцлер Франции с 1545 г.; его либеральная политика натолкнулась на ожесточенное сопротивление Гизов. – Мишель Л’Опиталь (1507–1573) – канцлер Франции с 1560 до 1568 г., проводивший ту же умеренную примирительную политику, что и Оливье.
[1195]Жан Дора (1508–1588) – один из поэтов группы «Плеяда», наставник Ронсара. – Теодор де Без (1519–1605) – видный деятель Реформации во Франции и Женеве, сподвижник Кальвина, посредственный поэт. – Джордж Бьюкенен – см. прим. 79, т. I, гл. XXVI. – Пьер Мондоре (ум. 1571) – французский поэт и ученый, королевский библиотекарь. – Турнеб – см. прим. 23, т. I, гл. XXV.
[1196]Пьер Ронсар, Жоашен Дю Белле – см. прим. 2, т. I, гл. XXV.
[1197]Герцог Альба – см. прим. 2, т. I, гл. VII. – Анн де Монморанси – см. прим. 2, т. I, гл. XLV. Монтень имеет в виду эпизод из так называемой второй гугенотской войны (1567–1568), когда 67‑летний Монморанси был смертельно ранен в битве при Сен‑Дени, где одержал победу над гугенотами.
[1198]Франсуа Ла Ну (1531–1591), по прозванию «Железная рука», – ревностный гугенот, историк и политический мыслитель; Ла Ну был блестящим полководцем, пользовавшимся за свою верность гуманным принципам репутацией гугенотского «рыцаря без страха и упрека».
[1199]… школе предательства, бесчеловечности и разбоя. – После этих слов в издании «Опытов» 1595 г., осуществленном одним из ближайших друзей Монтеня, Мишелем де Браком, и восторженной поклонницей Монтеня, мадемуазель Марией де Гурне, был помещен длинный абзац, содержащий пламенное восхваление мадемуазель де Гурне. В бордеском экземпляре «Опытов» Монтеня с его собственноручными поправками и дополнениями этот абзац отсутствует. Многие французские исследователи текста «Опытов» считают крайне сомнительным, чтобы этот панегирик являлся последним абзацем данной главы, и помещают его в вариантах. Вот текст этого варианта: «Я не раз имел удовольствие печатно сообщать о надеждах, которые я возлагаю на Марию де Гурне де Жар, мою духовную дочь, любимую мною бесспорно не только отечески, но и много сильнее. Она незримо присутствует в моем уединенном затворничестве, как лучшая часть моего существа, и ничто в целом мире не привлекает меня, помимо нее. Если по юности можно предугадывать будущее, то эта исключительная душа созреет когда‑нибудь для прекраснейших дел и, среди прочего, для совершенной и священнейшей дружбы, до которой не возвышалась еще (по крайней мере, ни о чем подобном мы еще не читали) ни одна представительница женского пола. Искренность и устойчивость ее душевного склада и сейчас уже достаточны для такой дружбы; ее чувство ко мне более чем достаточно, так что тут нечего и желать, кроме разве того, чтобы страх, который она испытывает перед моим близким концом (ведь я встретился с нею в возрасте пятидесяти пяти лет), меньше мучил ее. Ее суждения о первых моих «Опытах», суждения женщины, и притом принадлежащей нашему веку, особы столь юной и столь одинокой в ее захолустье, а также поразительная горячность, с какою она полюбила меня и долгое время влеклась ко мне движимая исключительно восхищением, внушенным ей задолго до того, как она увидела меня, – все это обстоятельства, достойные глубочайшего уважения».
[1200]Прочие… – Здесь возобновляется бесспорный текст Монтеня.
[1201]Я читаю свои стихи не всякому, а только друзьям, и только по просьбе, и не везде, и не при всех. А многие готовы читать свои произведения на городской площади и даже в бане (лат.) – Гораций. Сатиры, I, 4, 72.
[1202]Я не стараюсь заполнить страницы напыщенным вздором… Говорю только в тесном кружке (лат.). – Персий, V, 19.
[1203]Отцовская одежда и кольцо тем дороже детям, чем сильнее они любили своего отца (лат.). – Августин. О граде божием, I, 13.
[1204]… я предохраню… когда‑нибудь кусок масла… на солнцепеке… – Монтень хочет сказать, что страницы его «Опытов» послужат оберточной бумагой. – Орудия воспроизведения мысли, о которых он говорит выше, – книгопечатание.
[1205]Чтобы тунцы и оливки не оставались без прикрытия (лат.). – Марциал, XIII, 1, 1.
[1206]И часто буду служить удобным покровом макрелям (лат.). – Катулл, XCIV, 8.
[1207]… я облегчал… душу… не без тайной мысли о поучительности всего этого для других. – Как и в некоторых других местах «Опытов», Монтень признает здесь, что написал свою книгу для пользы общества.
[1208]… трах в спину грязнуху. – Цитата из сатирического послания Клемана Маро «Фрепелип, лакей Маро, Сагону».
[1209]… как говорил Пиндар… – Приводится у Плутарха (Жизнеописание Мария, 51).
[1210]… требованием, какое предъявлял Платон к правителю его государства. – Платон. Государство, III.
[1211]Сальвиан – известный христианский проповедник в Галлии (V в. н. э.); был священником в Массилии (Марселе) и составил по поручению местного собора, для общего употребления, сборник проповедей «Об управлении божием, или О провидении». – Приводимое в тексте см. «Об управлении божием», I, 14. – Валентиниан – имеется в виду Валентиниан III, римский император (425–455).
[1212]… один древний писатель… – Имеется в виду Плутарх (Жизнеописание Лисандра, 4).
[1213]… никто их больше не знает… – Для гуманиста Монтеня характерно, что он не упускает случал выразить открыто свой протест против кровавого порабощения и массового истребления народов так называемого Нового Света, против чудовищных опустошений, произведенных европейскими колонизаторами (специально этой теме посвящены две другие главы «Опытов» – «О каннибалах» и «О средствах передвижения»). – В приводимом сообщении Монтень опирается на Гомару (Общая история Индий, II, 28).
[1214]Один древний грек… – Имеется в виду спартанский полководец Лисандр. – См. Плутарх. Жизнеописание Лисандра, 4.
[1215]Цезаря нередко честили… то вором, то пьяницей. – Это приводится у Плутарха (Жизнеописание Помпея, 16).
[1216]В этой главе Монтень, под видом прославления высоких качеств Юлиана Отступника, высказывает свои передовые взгляды по вопросу о свободе совести Самая попытка восхваления Юлиана, ярого врага христианской церкви, была со стороны Монтеня, в обстановке кипевших вокруг него «религиозных войн», весьма смелым шагом. – Порицание тех, кто из‑за так называемого отступничества Юлиана не сумел оценить его выдающихся достоинств, явно направлено в адрес католической церкви. Именно потому при просмотре «Опытов» – папской цензурой в Риме в 1580 г. Монтеню было предложено внести исправления в данную главу, но Монтень для следующего издания не изменил в ней ничего. Высказанные в этой главе мысли Монтень развил более широко в следующей, XX главе.
|