Скульптура. С незапамятных времен на Руси процветала как архитектурная резьба по дереву, так и украшение резным декором бытовых предметов
С незапамятных времен на Руси процветала как архитектурная резьба по дереву, так и украшение резным декором бытовых предметов. В языческой Руси в центре своих храмов славяне ставили идолов, сделанных ими весьма схематично из камня, дерева, реже из металла. После крещения Руси, как и в Византии, статуи в христианских храмах не допускались. Известное распространение получил лишь скульптурный рельеф. Дерево – исконный материал древнерусского скульптора-резчика. Подобно тому как русская деревянная архитектура влияла на архитектуру каменную, так и русская деревянная резьба, носившая плоскостной характер, влияла на скульптуру из камня и своими орнаментальными мотивами и техникой. Памятники древней резьбы по дереву долгое время были почти неизвестны. Лишь в 1953 году в результате обширных раскопок, проводимых на территории древнего Новгорода, в слое почвы, относящемся к XI веку, были обнаружены два крылечных деревянных столба, высотой около полутора метров каждый, сплошь покрытые искусной резьбой, изображающей удивительные растения и небывалых зверей вперемежку с геометрическими фигурами. По мере роста феодальной раздробленности, сохраняя в целом общерусские черты, искусство различных областей начинает заметно разниться. Особенно наглядно эти различия просматриваются при сравнении искусства таких крупных художественных центров, как Новгород, Владимир, Суздаль. В Новгороде и Пскове монументальная скульптура не привилась (новгородским вкусам прежде всего отвечала простая, суровая гладь белых каменных стен), она получила полное развитие лишь во Владимиро-Суздальском княжества и поэту остается чисто местным явлением с четко выраженными территориальными границами. Примерно за 5-6 десятилетий образовалась замечательная школа скульпторов - «каменосечцев», выросших на вековых традициях народной деревянной резьбы и великолепно овладевших разнообразными приемами каменной пластики от плоского рельефа до высокой, горельефной, почти круглой скульптуры. Исследователи различают три стадии в развитии скульптуры владимиро-суздальских храмов. Первый этап характеризуется скромными рельефами небольшой по размерам церкви Покрова на Нерли (1165) и немногими сохранившимися рельефами Успенского собора во Владимире (1158-1160), почти лишившегося своего первоначального скульптурного убора после пожара 1183 года и последовавшей затем перестройки собора. Скульптурное убранство этих храмов было, по-видимому, однотипным: главенствующее положение занимали композиции на христианские темы, окруженные (в церкви Покрова на Нерли) изображениями львов, орлов. На этом раннем этапе рельефы занимают еще относительно скромное место в общей системе украшения храма. Второй этап характеризуется богатым скульптурным убранством Дмитриевского собора во Владимире (1194-1197), где насчитывается до 60 резных изображений. Третий этап – соборами начала XIII века: суздальским Рождества Богородицы (1222-1225) и Георгиевским (1234). Богатство и сложность декоративного убранства в них непрерывно нарастают. Стены Георгиевского собора уже сплошь покрыты, как ковром, узорами сложнейших орнаментов, в которые вставлены фигуры святых и многочисленные изображения птиц, зверей, сказочных существ. Народная основа искусства «каменносечцев» выступает здесь с особой очевидностью. Мастера сочетали в своем творчестве разнообразные приемы: орнаментальная часть сделана главным образом в технике плоского рельефа, встречается гравировка, наиболее важные фигурные изображения выделены с помощью высокого рельефа, причем различных степеней выпуклости. Все это придает скульптурному убранству Георгиевского собора необыкновенно живой, своеобразный живописный характер. Суздальский собор Рождества Богородицы, построенный в 1222-1225 годах, имел скульптурное убранство, выполненное в том же стиле, что и декор Георгиевского собора, но после последовавших перестроек сохранил лишь остатки своих рельефов, преимущественно на лопатках выше арочного пояса и порталах, колонки и арки которых богато украшены узором с изображениями зверей и птиц. С праздничной нарядностью общего облика собора превосходно гармонировали торжественные врата, поставленные в его южном и западном порталах. К выдающимся памятникам скульптуры этого времени относятся украшенные рельефами бронзовые, так называемые Корсунские врата новгородского Софийского собора, принадлежащие к числу произведений романского искусства и выполненные в 1152-1156 годах магдебургскими мастерами Риквином и Вейсмутом. Врата попали в Новгород, вероятно, в качестве военного трофея. Устанавливал их на новом месте (западный портал Софийского собора) уже в XIII веке новгородский скульптор-литейщик мастер Авраам (Авраам), который и дополнил их в одном из клейм левой стороны собственным изображением с инструментами в руках. Это первый в истории русского искусства автопортрет художника. Фигура мастера Авраама исполнена высоким рельефом и тонко прочеканена.
|