Студопедия — Архитектура. Нашествие монголо-татар не нанесло Новгороду такого сокрушительного удара, какой потерпели города Владимиро-Суздальской земли
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Архитектура. Нашествие монголо-татар не нанесло Новгороду такого сокрушительного удара, какой потерпели города Владимиро-Суздальской земли






Нашествие монголо-татар не нанесло Новгороду такого сокрушительного удара, какой потерпели города Владимиро-Суздальской земли, однако оно имело существенные последствия для развития новгородской культуры. Достаточно сравнить мрачное затишье, наступившее после 1240 года, с той бурной строительной деятельностью, которая шла в Новгороде и его пригородах в конце XII – начале XIII века. Новгородские летописи с 1240 года до начала 90-х годов XIII века упоминают о строительстве только трех церквей, причем из дерева. Зато крепостное строительство той поры было значительно оживленнее в связи с усилившейся опасностью, угрожавшей с запада.

Однако уже в 90-х годах XIII века положение резко изменилось. Нанеся сокрушительный удар сначала шведам, а затем ливонским рыцарям, Новгород стал одним из крупнейших центров Руси, вступил в полосу нового расцвета своей культуры, будучи единственным из русских городов, сохранившим полностью памятники своего прошлого и культурные традиции.

Новгородские памятники конца XIII – первой половины XIV века сохраняют основные старые композиционные приемы и отражают лишь некоторые новые черты в понимании внутреннего пространства. Тем не менее они открывают новый период в истории новгородского зодчества. Новые элементы конструкций привели к новой системе завершения храма, делавшей внешний облик здания резко отличным от старого. Отказ от боковых апсид придал восточному фасаду храма необычный вид. Наряду со старыми формами оконных проемов в этот период впервые появляются окна со стрельчатым завершением. Изменяется система кладки: плинта и камень уступают место местной волоховской плите, не требовавшей больших затрат на разработку и доставку, представляя неисчерпаемый запас строительного материала для всех видов строительства. Применение волоховской плиты накладывало отпечаток некоторой грубоватости. Видимо, с этим было связано сравнительно позднее освоение чисто кирпичной техники в новгородской архитектуре.

Дошедший до нас памятник конца XIII века – церковь Николы на Липне, выстроенная архиепископом Климентом в 1292 году, свидетельствуют о том, что в традиционном типе храма, широко распространенном в новгородском зодчестве второй половины XII века, произошли существенные изменения. Зодчие церкви Николы на Липне стремились переосмыслить традиционную композицию храма, вводя новые приемы. Так, они отказываются от старой системы посводного (по закомарам) покрытия. Несмотря на более позднюю переделку завершающих частей здания, верх церкви Николы на Липне можно реконструировать в виде трехлопастного покрытия. Зодчие отказались от трехчастного деления фасада лопатками, что придало зданию еще большую монолитность, и от боковых апсид, одновременно опустив центральную до половины высоты храма. Характерной чертой Николы на Липне является вытянутость пропорций, чего не встречалось ранее в новгородском зодчестве. Существенной особенностью является также новая техника кладки. Церковь Николы на Липне в основном выстроена из волховской грубо отесанной плиты на растворе извести с песком. Кирпич удлиненной формы еще встречается в кладке, но старой системы чередования рядов кирпича и камня здесь уже нет. Применен кирпич и в кладке столбов и сводов церкви, но он имеет форму продолговатых брусков очень крупного размера.

Кладка из блоков грубо отесанного известняка различного размера с использованием булыги (валунов ледникового происхождения) и частично кирпича давала очень неровную поверхность стены и обязательно нуждалась в обмазке известью. Эта система кладки изменила и характер построек, в которых теперь отсутствует геометрическая четкость форм и линий.

Из довольно многочисленных построек первой половины XIV века до недавнего времени сохранились лишь две. Первая из них, церковь Благовещения на Городище, выстроенная архиепископом Василием в 1342-1343 годах на месте разобранной древней церкви 1103 года, почти полностью разрушена. Однако, судя по плану и уцелевшим частям стен, эта постройка повторяла композицию церкви Николы на Липне.

Выстроенная новгородским боярином Онцифором Экабиным в 1345 году церковь Спаса на Ковалеве – один из интереснейших памятников переходного периода новгородского зодчества XIV века, в архитектуре которого отразились и старые традиции, и новые искания. Церковь Спаса, сохраняя тип кубического храма, крытого по закомарам, имеет одну апсиду, но в то же время три притвора, один из которых служил усыпальницей бояр-строителей. Притворы различны по величине и форме и напоминают скорее «прирубы» деревянного храма.

Церковь Успения на Волотовом поле (1352) развивает принципы, заложенные в основе архитектурного образа церкви Николы на Липне. Здесь лопатки исчезают совсем, никаких декоративных украшений на фасадах церкви нет, монолитный объем строительного четверика легко завершается трехлопастным покрытием, сочетающимся, однако, со старой системой сводов. Асимметрично расположенные притворы придают живописность композиции. Подкупольные столбы значительно придвинуты к стенам церкви, нижние их части скруглены. Этот прием, впервые примененный в русском зодчестве в волотовской церкви, впоследствии стал характерной чертой новгородской и псковской архитектуры XIV и XV веков.

Церковь Успения была выстроена в основном из волоховской плиты, очень грубо отесанной, но в кладке был обильно применен булыжный камень. В кладке столбов и некоторых других частей здания использовании также продолговатый кирпич очень крупного размера.

Перечисленные выше памятники могут рассматриваться как промежуточное звено в процессе формирования того нового стиля в новгородском зодчестве, который представлен блестящей серией памятников 60-80-х годов XIV века.

Во второй половине XIV века складывается классический тип новгородского храма, представленный двумя боярскими постройками: церковью Федора Стратилата на Ручье (1360) и церковью Спаса на Ильине улице (построенной «боярином Василием Даниловичем со уличане», 1374). Внутреннее пространство церкви Федора Стратилата характеризуется широкой расстановкой столбов. В то же время в церкви возрождаются обширные хоры на каменных сводах. В стенах храма появляются тайники для хранения казны строителя – посадника Семена. Но наиболее значительно изменение наружного облика здания.

Первоначально храм имел криволинейное завершение фасадов и соответствующее покрытие. Вероятно, сложность и непрактичность подобного покрытия привели в дальнейшем к его замене не простую прямолинейную кровлю на восемь скатов, или на четыре «щипца». Переход к «щипцу» в то же время сближал каменный храм с деревянными постройками с их прямолинейными кровлями. На фасадах, вновь расчлененных узкими лопатками, появляются разнообразные декоративные элементы: пояски треугольных впадинок, арочек и нишек – на барабане, вертикальные тяги с аркатурой – на апсиде, «бровки» - над стрельчатыми завершениями окон.

В церкви Спаса на Ильине улице при общем сходстве композиции с церковью Федора Стратилата декорация фасадов еще больше обогащается введением различных нишей, розеток, поясков, вставных каменных крестов. Если ранее зодчество Новгорода XII-XIII веков характеризовалось суровой простотой, то в XIV веке, в пору расцвета новгородской культуры, архитектурное творчество значительно оживляется.

В XIV веке разворачивается строительство укреплений Новгорода. С 1302 по 1400 год строятся и перестраиваются стены и башни детинца. Особое значение имеет укрепление возникшего еще в XII веке внешнего пояса обороны «окольного города» по обеим сторонам Волхова. В 1335 году началось строительство каменной стены по валам «окольного города», а на концах улиц, подходящих к стене, были сооружены каменные башни. Каменные башни и стены «окольного города» чрезвычайно обогатили архитектурный ансамбль Новгорода.

Памятники Новгорода конца XIV и начала XV веков, повторяя и упрощая найденные в храмах Спаса на Ильине улице и Федора Стратилата решения, не дают ничего принципиально нового. Следует отметить очень стройную по своим пропорциям церковь Иоанна Богослова в Радоковицах (1384) и церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406) с нарядным убранством фасадов. Практические нужды приводят к появлению в XV веке храмов с подклетом – невыявленным внешне нижним этажом, предназначенным для хранения товаров и ценностей. Следует отметить также возрождение кирпичной кладки (церковь Симеона в Зверине монастыре, 1468).

Во второй половине XV века в связи с борьбой новгородского боярства против воссоединения с Москвой в новгородском зодчестве проявляются консервативные тенденции. Особенно явно они сказались в постройках архиепископа Евфимия. По его заказу перестраивались в старых формах обветшалые храмы XII века. Новгородский владыка стремился воскресить и поддержать новгородскую «старину». Евфимий предпринял также обстройку детинца каменными зданиями (1422-1443). Главная постройка этого ансамбля – Грановитая палата (1433) строилась при участии немецких зодчих. Это большое трехэтажное кирпичное здание с главным помещением – одностолпным залом для парадных приемов и заседаний, перекрытым сводами на нервюрах. Палата несет несвойственные русскому искусству элементы готики. В 1443 году построена дозорная башня Владычного двора, позже названная «Часозвоней». Это восьмигранный, суживающийся кверху столп, завершавшийся первоначально главкой или высоким шатром с дозорной вышкой.

Воссоединение Новгорода с Русским государством накладывает свой отпечаток на развитие искусства. Памятники Новгорода конца XIV – начала XV века характеризуется сочетанием слабеющих местных новгородских традиций с преобладанием форм побеждающего московского общерусского зодчества.

Во второй половине XIII и первой половине XIV века каменное церковное строительство в Пскове почти не ведется. Это время ожесточенной борьбы с агрессией Ливонского ордена. Все архитектурные силы Пскова поглощены строительством. В XIII веке был создан псковский каменный детинец и была сооружена стена, прирезавшая к территории детинца новый участок разросшегося города. В 1309 году посадник Борис опоясал растущий Псков новой стеной. В 1330 году создаются твердыни пограничного Изборска с его могучими стенами и башнями. В это время летописи упоминают о постройке всего трех храмов, из которых до нас дошел собор Снетогорского монастыря (1311). Он воспроизводит почти буквально древний Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.

В 1348 году Псковские земли выделились в самостоятельную политическую единицу. С этим было связано быстрое развитие каменного строительства в Пскове. Крупнейшим памятником псковского зодчества был не дошедший до нас Троицкий собор Пскова, построенный в 1365-1367 годах на стенах рухнувшего собора XII века. Есть основания полагать, что его создателем был псковский зодчий Кирилл. Собор, известный нам по точному рисунку конца XVII века., сохранял основные особенности композиции храма XII века – пониженный нартекс и боковые притворы. Верх здания был сильно переработан: угловые своды в четверть окружности были опущены, и центральные закомары фасадов поднялись кверху, нарушив сплошную кривую перекрытия. Постамент под барабаном получил композицию «восьмерика на четверике», характерную для деревянного зодчества. Глава, играющая столь значительную роль в крестовокупольном храме, здесь имеет небольшие размеры. Сложность динамики нарастания храмового верха была усилена постановкой главок на западных углах храма и понижением притворов. Вся композиция храма была такова, что деревянная кровля, сделанная в 1465 году, органически вошла в сложный силуэт Троицкого собора. Мастер Кирилл продолжил творческую переработку крестовокупольного храма, начатую русскими зодчими еще в XII веке.

Крупнейшей работой псковских зодчих было расширение укреплений вокруг быстро растущего города. Общая протяженность каменных стен к XVI веку составляла около 9 км. Стены венчались зубцами, прикрывавшими боевую галерею, и имели тридцать семь высоких башен.

В XV веке развертывается строительство многочисленных небольших храмов и продолжается постройка крепостей. Строят из местного доступного материала – известковой плиты, обмазывая поверхность стены раствором. Эта техника еще в большей степени, чем в Новгороде, придает постройкам пластический, как бы «лепной» характер.

Своеобразие псковских храмов усиливают появившиеся, по-видимому, еще в XIV веке звонницы в виде стенки с пролетами наверху для колоколов. Их прорезной силуэт придает особую прелесть композиции здания. Убранство храмов неприхотливо: это похожие на вышивку пояски треугольных и квадратных впадинок и арочек по карнизам главы и апсид, бровки над окнами; храмы кроются, как правило, по щипцам на восемь скатов. Внутреннее пространство храма стремятся упростить – оно часто лишено столбов и росписи. Акустические свойства помещений улучшают многочисленные вложенные в кладку глиняные кувшины – «голосники».

Зодчества Пскова XIV-XV веков развивается по двум направлениям: вариации четырехстолпного храма и храма бесстолпного с системой перекрытия в виде ступенчато повышающихся и перекрещивающихся сводов (достижение мысли псковских зодчих). Древнейший из сохранившихся памятников – церковь Василия на Горке (1413); построена в старой традиции: это обычный чечетырехстолпный храм с закомарами фасадов, с тремя апсидами и асимметричным приделом. Внутри нет хоров. Подпружные арки приподняты, но это не отражается в композиции верха. В вариантах четырехстолпного храма зодчие стремятся увеличить площадь здания путем округления нижней части столпов, иногда относят столпы ближе к углам.

Храмы бесстолпной конструкции появились первоначально в виде приделов (придел церкви Василия на Горке, 1413), а затем уже строились как самостоятельные церкви маленьких псковских монастырей или небольших приходов. При отсутствии столпов фасады сохраняют тройное членение лопатками и кроются по щипцам.

В середине XV века создаются два храма, в которых чувствуется стремление повторить некоторые приемы псковского Троицкого собора. Церковь погоста Мелетова (1462) имеет характерный разрыв в перекрытии фасада – угловые части куба опущены, а своды архитектурного креста подняты и перекрыты на два ската. Подъем подпружных арок получил снаружи обработку в виде восьмерика, завершавшегося, вероятно, фронтончиками на каждой грани.

В церкви Козьмы и Демьяна с Примостья в Пскове (1462-1463) при редкой для этого времени архаической конструкции перекрытия с пониженными подпружными арками повторяется лишь разрыв завершения фасада. Оба храма построены псковскими боярами в период усиления московского влияния в Пскове. Здесь перед нами пример нарочитой архаизации постройки, поскольку в сознании псковских жителей копируемый Троицкий собор – памятник «псковской свободе».

С конца XIII века начинается быстрый рост экономического и политического значения Москвы. Территория Московского княжества расширяется, в него входит ряд важных в экономическом и стратегическом отношении городов и областей. В Москву переходит митрополит. Таким образом Москва превращается в общерусский церковный центр. Москва становится инициатором создания Русского государства и начинает борьбу за роль общерусского центра с другими княжествами.

Во второй половине XIV века роль Москвы как столицы формирующегося Русского государства становится общепризнанной. Она стала единственной силой, способной дать отпор Литве и Орде. Разгром полчищ Мамая на Куликовом поле (1380) закрепил авторитет Москвы как центра освободительной борьбы. Москва стала средоточием формирования общерусской культуры.

Каменное строительство в Москве начинается одновременно с ее усилением при Иване Калите. Развитие московской культуры прочно опирается на владимиро-суздальское наследие. Первые каменные постройки – Успенский собор (1326), собор Спаса на Бору (1328-1330), Архангельский собор (1333) и церковь-колокольня святого Иоанна Лествичника (1329) были сосредоточены в Московском Кремле. Все эти сооружения были белокаменными, продолжая владимирскую строительную и художественную традиции. Кроме каменных храмов было создано и множество деревянных сооружений, в том числе дубовая крепость Кремля.

Успенский собор – четырехстолпный трехпритворный храм, точно повторяющий план и конструкцию собора в в Юрьеве-Польском (1230-1234). Архангельский собор и храм Спаса на Бору были, видимо, обычными четырехстолпными храмами. Последний был вскоре дополнен притвором и приделом, которые определили асимметричную композицию здания. Только развитая владимирскими зодчими резная декорация фасадов не нашла продолжения. Но в соборе Спаса на Бору, судя по найденным резным камням, место аркатурного пояса заняла тройная лента плоской орнаментальной резьбы, напоминающая резные доски, нашитые на фасад храма. Церковь святого Иоанна Лествичника имела необычную композицию. Это, был, вероятно, столпообразный высокий храм со звоном наверху, игравшим еще и роль дозорной вышки Кремля.

Строительство второй половины XIV века преследовало в основном стратегические цели. В 1367 году Московский Кремль был расширен, построены каменные стены и башни.

Строительство велось также в Коломне, где накануне Куликовской битвы был закончен Успенский собор (1379-1382). Храм потерпел разрушение верха и незамедлительно после этого был восстановлен. Облик его можно представить по археологическим данным и сведениям письменных источников. Это был большой шестистолпный храм, подчеркнуто величественный и торжественный, поднятый на подклетный этаж, с лестницами, ведущими к порталам. Пониженной ступенью притвора, выделявшей высокий центральный четверик, объем храма напоминал Троицкий собор Пскова. Но его завершение было весьма своеобразным. Над фасадами выступали диагонально поставленные декоративные закомары, связанные по осям архитектурного креста большими закомарами третьего яруса. В основании барабана мощной главы был положен венок из восьми кокошников. Две маленькие главки на восточных углах создавали живописный асимметричный верх.

Последующие постройки конца XIV – первой половины XV века в Москве менее значительны; это небольшие четырехстолпные дворцовые и монастырские храмы. Три из них связаны с заказом князя Юрия Звенигородского. Его придворный Успенский собор на «Городке» в Звенигороде (конец XIV в.) немного напоминает Успенский собор в Коломне. Он приподнят на высоком цоколе и изысканно, но сдержанно украшен. Тонкие лопатки с полуколонками членят его фасады, завершенные килевидными закомарами, тройная лента плоского резного орнамента опоясывает здание на уровне хоров, идет по верху апсид и барабана главы. Маленькие окна оформлены в виде нарядных фигурных розеток. Они предназначены для освещения идущей внутри стены лестницы на хоры. Над сводами возвышаются диагональные закомары, а подножие барабана украшено кокошниками.

Похожие по типу и композиции Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом (1405) и Троицкий собор Сергиевского монастыря в Сергиевом Посаде (1423) лишены светского изящества и стройности звенигородского храма. Они более строгие в отношении внешнего убранства, их объемы спокойнее и статичнее. В них исчезают хоры, типичные для предшествующей церковной архитектуры. В то же время в них наблюдается стремление к преодолению дробности внутреннего пространства – столбы расставлены широко, высоко подняты подпружные арки. Верх Троицкого собора был подобен верху звенигородского княжеского храма. Очевидно, строители двух последних соборов уступали по квалификации зодчему Успенского собора на «Городке».

Наиболее ярким произведением московских зодчих является собор Андроникова монастыря в Москве, построенный игуменом Александром до 1427 года. Здесь средние своды значительно подняты по отношению к угловым, а подкупольные арки ступенчато повышены. Эта подчеркнутая ступенчатость отразилась в наружном объеме храма. Он утратил свою кубичность, средние трети фасадов поднялись выше угловых, под барабаном главы выступил квадратный постамент с четырьмя закомарами. Все это придавало наружному облику здания динамический характер. Возможно также, что собор был первоначально не одноглавым, а трехглавым, причем боковые главы были глухими и стояли над восточными углами храма: таким изображен собор на миниатюрах рукописного Жития Сергия Радонежского XVI века. Обработка собора проста. Это пилястры, точно отвечающие внутренним лопаткам и подпружным аркам, гладкие, лишенные резьбы капители пилястр и полуколонн апсид и «аттическая» профилировка цоколя. Окна не имеют обработки, а расположение их на разных уровнях исключает возможность применения узорных поясов. Собор Андроникова монастыря, с его сложной объемной композицией и величавым нарастанием масс от невысоких боковых апсид и угловых частей к средней апсиде и средним закомарам, а от них по второму ярусу закомар и, наконец, к куполу на высоком барабане, исключительно своеобразен.

В московском зодчестве XIV – начала XV века сильна владимирская традиция. Она не только определила сдержанность в поисках новой композиции верха и насыщение обработки зданий деталями XII-XIII веков, но сказалась и в области строительной техники, оставшейся почти неизменной. Основным строительным материалом по-прежнему служил естественный камень – плотный известняк, отесанный в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, имевших высоту примерно от 30 до 40 см. из него возводились и стены и своды зданий, причем внутренняя часть стен выполнялась из камня неправильной формы и иногда более рыхлого, в то же время как из тесаного камня выкладывались лицевые поверхности стен. Вся детальная обработка фасадов выполнялась из того же материала.

Однако характер отдельных деталей стал другим. Обрамление закомар приобрело вид массивного полувала, увенчанного выкружкой с полочкой над ней. На смену украшенным резной листвой капителям полуколонны появились более простые, гладкие, квадратные в плане, имевшие профиль в виде утрированно вытянутого кверху «готического» гуська с простой полочкой над ним. Лишь базы колонны и верхи цоколей остались прежними. Только в звенигородском соборе окна обработаны обходящим вокруг них валиком, а в остальных рассмотренных выше зданиях они были совсем лишены обработки. Единство построек позволяет предположить, что в то время в Москве работала одна строительная школа.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 532. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия