Студопедия — Символическое и допонятийное мышление.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Символическое и допонятийное мышление.






Имитировать отдельные слова и придавать им глобаль­ное значение ребенок способен, начиная уже с последних ста­дий сенсомоторного периода, но систематическое овладение нзи-ком начинается только к концу второго года.

Как непосредственное наблюдение за ребенком, так: и ана­лиз некоторых расстройств речи делают очевидным тот факт, что использование системы вербальных знаков обязано своим происхождением упражнению более общей «символической фун­кции», сущность которой состоит в том, что представление ре­ального осуществляется посредством различных «обозначающих:» отличных от «обозначаемых» — вещей.

В этой связи следует отличать символы и знаки, с одной стороны, от признаков или сигналов — с другой. Не только вся­кое мышление, но вообще всякая когнитивная и моторная дея­тельность— от восприятия и навыка до понятийного и рефлек­сивного мышления — состоит в том, чтобы соединять значения, а всякое значение предполагает отношение между обозначаю­щим и обозначаемой реальностью. Однако в том случае, когда

речь идет о признаках, обозначающее образует часть либо объек­тивный аспект обозначаемого или, иначе говоря, соединено с ним причинно-следственной связью: следы на снегу являются для охотника признаком дичи, а видимый край почти целиком спрятанного объекта служит для младенца признаком наличия этого объекта. Равным образом и сигнал, даже если он искусст­венно вызван экспериментатором, образует /дя субъекта про­стой частичный аспект события, о котором он возвещает (в обус­ловленном поведении сигнал воспринимается как объективный антецедент). Что же касается символа и знака, то они, напро­тив, содержат в себе дифференциацию между обозначающим и обозначаемым с точки зрения самого субъекта Для ребенка, ко­торый играет в обед, камешек, представляющий конфету, осоз­нанно признается символизирующим, а конфета—символизируе­мым. Когда тот же самый ребенок посредством «прилепливания знака» определяет название как нечто присущее называемой вещи, то, даже если он делает из него своего рода этикетку, суб­станциально приложенную к обозначаемому предмету, это назва­ние все равно рассматривается им в" качестве обозначающего.

Уточним еще, что, согласно употреблению этих терминов линг­вистами (употреблению, которому небесполезно следовать в психо­логии), символ содержит в себе связь сходства между обозначаю­щим и обозначаемым, тогда как знак произволен и обязательно базируется на конвенции. Знак, следовательно, может быть обра­зован лишь в социальной жизни, тогда как символ может вырабаты­ваться одним индивидом (как в игре маленьких детей). Впрочем, само собой разумеется, что символы могут быть социализированы, и тогда такой коллективный символ является вообще полузнаком-полусимволом; чистый же знак, напротив, всегда коллективен.

После того как все это изложено, можно констатировать, что у ребенка овладение языком, а следовательно, системой коллектив­ных знаков совпадает с образованием символа, т. е. системы инди­видуальных обозначающих. Поэтому неправильно было бы говорить о символической игре во время сенсомоторного» периода, и К. Грос пошел слишком далеко, когда приписал животным сознание вымыс­ла. Примитивная игра — это простая игра-упражнение, а подлин­ный символ появляется только тогда, когда объект или жест начи­нают выступать для самого субъекта как нечто отличное от непо­средственно воспринимаемых им данных. В этом смысле характерные явления можно наблюдать на шестой стадии развития сенсомотор­ного интеллекта, когда появляются «символические схемы», т. е. схемы действия, вышедшие из своего контекста и обращенные к отсутствующей ситуации (например, притвориться спящим). Но сам

символ как таковой возникает только с появлением представления, отделенного от собственно действия: например, уложить спать кук­лу или медвежонка. И как раз на том уровне, когда в игре появляет­ся символ в узком смысле слова, язык развивает и нечто большее — понимание знаков.

Что касается генезиса индивидуального символа, то вопрос становит­ся яснее, если проследить развитие имитации. В сенсомоторный период имитация является только продолжением аккомодации, свойственной схе­мам ассимиляции; научившись осуществлять определенный жест, субъект, когда он воспринимает аналогичное движение (обнаруживаемое у другого субъекта или на вещах), ассимилирует это движение со своим жестом и на основе этой ассимиляции, столь же моторной, сколь и перцептивной, пускает в ход собственную схему. Впоследствии новая модель вызывает аналогичный ассимилированный ответ, но активизированная схема при­спосабливается в этом случае к новым особенностям. На шестой стадии такая имитирующая аккомодация становится возможной даже в отсрочен­ном состоянии, что является предвестником представления. Однако соб­ственно репрезентативная имитация начинается только на уровне симво­лической игры, потому что, как и символическая игра, она предполагает наличие образа. В этой связи возникает вопрос: является образ причиной или он представляет результат интериоризации имитирующего механиз­ма? На наш взгляд, образ — не первичный факт, как это долгое время по­лагали сторонники ассоцианизмаг как и сама имитация, он является акко­модацией сенсомоторных схем, т. е. активной копией, а не следом или сенсорным субстратом воспринимаемых объектов. Он является, таким об­разом, внутренней имитацией и продолжает аккомодацию схем, свой­ственных перцептивной деятельности (в противоположность восприятию как таковому), подобно тому как внешняя имитация предыдущих уровней продолжает аккомодацию сенсомоторных схем (которые находятся как раз у истрков самой перцептивной деятельности).

Итак, образование символа может быть объяснено следую­щим образом: отсроченная имитация, т. е. аккомодация, находя­щая продолжение во фрагментах подражания, приводит к появ­лению обозначающих, и игра или интеллект прилагают эти обо­значающие к различным обозначаемым в соответствии с теми способами свободной или адаптированной ассимиляции, кото­рые характеризуют эти поведения. Следовательно, как симво­лическая игра всегда содержит в себе элемент имитации, фун­кционирующей в качестве обозначающего, точно так лее и ин­теллект в его начальных стадиях использует образ в качестве символа или обозначающего2.

2 См.:. Meyerson I. Les images. В кн.: Dumas G. Nouveau traite de psychologic, vol. 2. Paris, 1932.

Теперь становится понятным, почему языком (который, кста­ти, также выучивается путем имитации, но имитации вполне го­товых знаков, тогда как имитация форм и т. п. просто поставля­ет обозначающие для индивидуальной символики) ребенок ов­ладевает в тот лее самый период, когда образуется символ: именно использование знаков в качестве символов и предпола­гает ту совершенно новую по сравнению с сеисомоторными по­ведениями способность, которая состоит в умении представить одну вещь посредством другой. Таким образом, к ребенку мо­жет быть применено понятие общей «символической функции» (о которой иногда говорят в связи с изучением.афазии), ибо имен­но образование подобного механизма и характеризует одновре­менно появление репрезентативной имитации, символической игры, образного представления и вербальной мысли3.

Итак, обобщая, можно сказать, что рождающееся мышление, продолжая сенсомоторный интеллект, вытекает из дифференци-ровки обозначающих и обозначаемых и, следовательно, опирается одновременно на изобретение символов и на открытие знаков. Но само собой разумеется, что чем меньдпе ребенок, тем меньше ему хватает вполне готовой и законченной системы этих коллективных знаков, потому что они, во многих недоступные и не подчиняющи­еся ребенку, еще долго не могут выразить то индивидуальное, на котором центрирован субъект. Вот почему в той мере, в какой пре­обладает эгоцентрическая ассимиляция реального системой соб­ственной деятельности, ребенок всегда будет нуждаться в симво­лах; отсюда символическая игра, или игра воображения, — наибо­лее чистая форма эгоцентрического и символического мышления, отсюда же ассимиляция реального системой собственных интере­сов и выражение его через образы, созданные собственным Я.

И даже в области адаптированной мысли, т.е. начальной ста­дии репрезентативного интеллекта, в той или иной мере связан­ного с вербальными знаками, важно отметить, рол образных симво­лов и констатировать, насколько далек субъект в течение первых лет жизни от того, чтобы овладеть понятием в собственном смыс­ле слова. В самом деле, период от появления языка и приблизи­тельно до четырех лет можно выделить как первый период раз­вития мышления, который может быть назван периодом допо-нятийного интеллекта и который характеризуется предпонятиями или партиципациями, а в плане возникающего рассуждения — «транедукциями», или допонятийными рассуждениями.

3 См.:, Piaget J. La formation du symbole chez l'enfant. Neuchatel, Delachaux et Niestle, 1945.

Предпонятиями являются те понятия, которые ребенок соеди­няет с первыми вербальными знаками по мере овладения послед­ними. Характерная особенность, свойственная этим схемам, состоит в том, что они расположены где-то на полпути между обобщенной природой понятия и индивидуальностью составляющих его элемен­тов, не являясь по сути дела ни тем, ни другим. Ребенок двух-трех лет будет говорить «улитка» или «улитки», «луна» или «луны», не придавая этому различию никакого значения и не решая, являют­ся ли улитки, встречающиеся ему во время прогулки, или лунные диски, которые он время от времени видит на небе, одним инди­видом (единственной улиткой или единственной луной) или клас­сом различных индивидов. Действительно, с одной стороны, ребе­нок в этом возрасте еще не может выделять общие классы, посколь­ку у него отсутствует различение «всех» и «некоторых». С другой стороны, построение понятия постоянного индивидуального объекта для сферы близкого действия еще не означает, что вместе с тем построено аналогичное понятие для большего пространства или повторных появлений объекта через определенные промежутки времени: ребенок еще продолжает считать, что гора действитель­но меняет свою форму во время прогулки (как раньше соска при вращении) и что одна и та же улитка вновь и вновь" появляется в разных точках. Отсюда иногда возникают подлинные «партиципа-ции» между различными объектами, отдаленными друг от друга: еще в четыре года тень, отбрасываемую при помощи экрана на стол в закрытой комнате, дети объясняют той тенью, которая бывает «под деревьями в саду» или ночью и т. д., и полагают, будто эти тени проникли в комнату непосредственно в тот момент, когда на стол был поставлен экран (но при этом нет стремления объяснить при­чину явления из ничего).

Ясно, что такая схема, оставаясь в целом на полпути между индивидуальным и общим, не является еще логическим поняти­ем и напоминает отчасти схему действия и сенсомоторную ас­симиляцию. Однако это уже репрезентативная схема, позволя­ющая, в частности, представлять большое количество объектов через посредство отдельных избранных элементов, которые при­нимаются за экземпляры-типы допонятийной совокупности. Вме­сте с тем поскольку сами эти индивиды-типы кцнкретизируют-ся как посредством слова, так и — в той же мере (если даже не больше) — посредством символа, то предпонятие, с другой сто­роны, зависит от символа — в той мере, в какой оно обращается к этим родовым экземплярам. Одним словом, здесь имеет место схема, которая с точки зрения способа ассимиляции располо­жена на полпути между сенсомоторной схемой и понятием, а с

точки зрения своей репрезентативной структуры участвует в кон­струировании образного символа.

Рассуждение, строящееся на основе соединения подобных предпонятий, свидетельствует о наличии точно таких же допо-нятийных структур. Эти примитивные умозакдачения, вытека­ющие не из дедукции, а из непосредственных аналогий, Штерн назвал «трансдукцией». К этому можно добавить, что допоня-тийное рассуждение — трансдукция—покоится лишь на непол­ных включениях и, следовательно, обречено на провал при пе­реходе к обратимой операциональной структуре. Если же оно порой приводит к успеху на практике, то только потому, что по­добное умозаключение представляет собой всего лишь ряд дей­ствий, символизированных в мышлении,----«умственный опыт»

в собственном смысле, т. е, внутреннюю ^имитацию актов и их результатов со всеми ограничениями, которые несет с собой та­кого рода эмпиризм воображения. Таким образом, мы обнару­живаем в трансдукции одновременно как недостаток общности, присущий предпонятиям, так и символичность или образность, позволяющие перемещать действия в сферу мышления.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 312. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия