О ПЕРВОМ И ПОСЛЕДНЕМ НОМЕРАХ
Когда-то считалось, что наиболее эффективные номера следует приберегать на конец концерта, а с чего начинать — это, мол, неважно. Правильно, концерт надо строить таким образом, чтобы зрительский интерес к нему нарастал. Действительно, динамика концерта тяготеет к заключительному номеру. И все же при этом нужно помнить, что успех всего концерта в не меньшей степени зависит от его начала, от его первого номера! Ибо начало придает концерту верный ритм и настрой. Придя на концерт, зритель психологически, с одной стороны, пребывает в состоянии ожидания чего-то интересного (иначе он не пришел бы на концерт), а с другой — несколько насторожен: он не знает точно, что его ждет. Зритель как бы находится в состоянии неустойчивого равновесия. И от первого номера зависит, заинтересуется ли зритель происходящим на сцене или его сразу постигнет разочарование. Ох, как же потом трудно будет вернуть доверие зрителя к концерту, заинтересовать его. Вот почему начало концерта всегда должно быть ударным, интересным, таким, чтобы целиком завладеть вниманием сидящих в зале. Тем более это важно для начала театрализованного тематического концерта, которое как правило, предстает как его Пролог. Но Пролог в театрализованном концерте выполняет еще одну весьма важную функцию. Он одновременно является и его эпиграфом, и его завязкой. Так же как Финал (последний номер) является его кульминацией и одновременно развязкой, его точкой. Поэтому характер Пролога и Финала, их содержание должны соответствовать замыслу концерта, а тональность — его строю мыслей и чувств. Вот почему Пролог и Финал — предмет особых раздумий режиссера. К сожалению, когда речь идет о праздничных концертах, считается обязательным начинать его с пышного торжественного пролога. С фанфар, сводного хора, оркестра и т. п. Вот уж в этом нет нужды. Исходя из своего замысла режиссер может решить пролог иначе. Не прибегая к парадности, помпезности, все же сохранить его высокую праздничную ноту. Так мы и поступим с Прологом нашего концерта. Для этого нам необходимо вспомнить, что мы говорили, когда определяли его тему, идею и сюжетный ход. Почему я предлагаю вернуться, в частности, к сюжетному ходу? Да потому, что он является частью нашего режиссерского замысла, который определяет и направляет поиск решения всего концерта и каждой его части. Как мы уже говорили, в словах «Мы держим шаг революционный» слышится прежде всего поступь Революции, ее державный шаг, а не фанфары. Слышится музыка революции, воплощающаяся сегодня в музыке нашего времени. Так вот, мне представляется, что этот образ «Музыка времени» как нельзя точнее может выразить сущность нашего пролога. В ней четкая поступь отряда, ритм труда, звуки боя и песня Победы, биение пульса времени. Давайте пофантазируем. В зале медленно гаснет свет. В темноте раздвигается занавес. Издали, постепенно нарастая, зазвучала «Музыка времени»— музыкально-шумовая композиция, где в мелодии известных песен наших дней вплетены ход часов и удары кузнечного молота, шум работающих станков и дробь отбойного молотка, гул турбин взлетающего самолета и перестук колес железнодорожных вагонов, раскаты грома и человеческие голоса... Одновременно на экране-заднике и на других, расположенных в разных местах сцены экранах, сменяя друг друга, возникают слайды: лицо склонившегося над станком рабочего; тракторист на своей машине; устанавливаются мачты ЛЭП; палуба траулера. Сети с уловом; ладони хлебороба, пересыпающие зерно; БАМ. Укладывается золотое звено; цех завода. Мостовой кран несет деталь; слушают небо огромные антенны радиотелескопов; школа. 1 сентября. 1-й звонок; взламывает лед атомоход; в руках у медсестры новорожденный; демонстрация на Красной площади (на всех экранах). Но вот в симфонию дня страны, перекрывая ее, врезался призывный звук трубы, исполняющей фразу песни первых дней Революции — «Смело мы в бой пойдем за власть Советов», и мерная поступь идущего отряда. Лучи прожекторов выхватили в глубине зала и повели за собой на сцену Отряд — группу идущих плечом к плечу молодых людей: Красногвардейца, Комсомольца и Комсомолку 20-х годов, Парня и Дивчину — строителей первых пятилеток, Солдата Великой Отечественной, Юношу и Девушку — наших современников. Это они — молодые представители своих поколений — поведут действие нашего театрализованного концерта: «Мы — родом из Октября». Можно было бы дальше фантазировать, каким будет наш Пролог, но у нас другая задача. Поэтому прервемся и перейдем к поиску образного решения Финала. И в этом, как вы понимаете, нам опять поможет замысел концерта. Ведь слова, определяющие сюжетный ход, — «Мы держим шаг революционный» — означают и непрестанное движение вперед, к будущему, начавшемуся в Октябре 1917 года и продолжающемуся в наши дни, по пути, намеченному XXVII съездом партии, в Революцию дальше. Мне представляется, что вот эти последние слова — «В Революцию дальше!», их образное решение наиболее полно выразят идею нашего концерта, его главную мысль, которая как кульминация должна наиболее ярко прозвучать в заключительной части концерта. Теперь, когда мы нашли образное решение каждого эпизода концерта, Пролога и Финала, определили последовательность эпизодов, то есть композицию концерта, нам следует перейти к поиску композиционного построения самих эпизодов: решить, какие и в каком порядке войдут в них взятые нами на заметку номера, и найти принципы их сочетания в каждом эпизоде.
|