Беседа третья
О СПЕЦИФИКЕ ДРАМАТУРГИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНЦЕРТА
...Даже действия фокусников, жонглеров, канатоходцев, акробатов, лишенные событийной драматургии, имеют драматургию сюжета. Завязку, кульминацию и развязку каждого отдельного эпизода. С. В. Образцов
Драматургия, лежащая в основе каждого вида сценического искусства, имеет свои специфические особенности, идущие от существа их формы, системы выразительных средств и т. д. Есть свои особенности и в драматургии театрализованного концерта. Поэтому их знание — одно из непременных условий успешной работы и режиссера, и автора сценария.
КТО ЖЕ АВТОР СЦЕНАРИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНЦЕРТА?
Так уж сложилось на практике: при создании сценариев театрализованных тематических концертов, массовых представлений и праздников в этой роли чаще всего выступают их режиссеры-постановщики. И не только потому, что профессионалы-драматурги в силу разных причин не пишут такие сценарии и режиссерам приходится брать в свои руки перо, а в том, что в этом виде сценического искусства первичным является не драматургический, а режиссерский замысел. Вернее, режиссерский замысел концерта, представления является и замыслом драматургическим. Именно он подсказывает пути драматургического решения сценария, подсказывает и определяет построение его действенной линии. Нигде так не связаны взаимотворчеством режиссер и автор, как в массовых формах театра. Не случайно авторами сценариев, по которым были осуществлены лучшие театрализованные концерты и которые публикуются в различных сборниках, журналах, — режиссеры И.М.Туманов, А.Д.Силин, Б.Галеев, Р.И.Тихомиров и другие. Правда, всем им не чужд и литературный дар. В тех же случаях, когда режиссер не обладает литературными способностями и сценарий пишется драматургом или специально созданной авторской группой, все равно они должны работать в теснейшем контакте с режиссером. Созданные таким путем сценарии наделены немаловажным достоинством — в них воедино слиты и драматургия и ее режиссерско-постановочное решение. Вот почему, не ставя своей целью во всей полноте осветить вопросы, относящиеся к сценарному, драматургическому мастер см ну, к процессу создания сценария (для этого существует специальная литература), в этой беседе мы остановимся только на том что непосредственно влияет на постановочную работу режиссера.
О КАКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ РЕЖИССЕР
Своеобразие драматургии театрализованного тематического концерта (как и массового представления) заключается в том, что он по своей сути является синтезом как различных, существующих самих по себе, номеров разных жанров, документов, музыкальных произведений, фрагментов из кинофильмов и т. п., отобранных режиссером в процессе изучения материалов, так и того, что специально создается (ставится, пишется, снимается) для данного концерта. Поэтому режиссеру, его ставящему, необходимо владеть приемами монтажа, хорошо знать его принципы, поскольку он — один из основных, если не главный, способ синтеза номеров и других смысловых и действенных элементов театрализованного тематического концерта. Это первое. Второе.В отличие от пьесы главным героем театрализованного тематического концерта является не герой, личность, чей образ раскрывается не только в поступках, но главным образом в его психологической разработке, а народ. Именно народ является главной действующей силой, главным героем в массовом представлении и театрализованном тематическом концерте. При этом народ, понимаемый и воспринимаемый не как сумма одинаковых частиц, а как коллектив многообразных личностей, наделенный единой волей, желанием, целью. Исходя из этой особенности драматургии, режиссер не ставит своей задачей психологически разработать и выявить характеры отдельных личностей, а стремится выразить поступки героя концерта — народа, прибегая к таким выразительным средствам, как символ, аллегория, плакат и т. п. То есть средствами, ведущими к обобщению. Вот о чем должен думать режиссер, создавая массовые сцены. Особенно в поисках их действия.
|