ПРО ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ
Вы, наверное, обратили внимание на то, что сегодня во многих художественных произведениях все чаще и чаще используется документальный материал не только как подтверждение мысли автора, для придания достоверности описываемому, изображаемому событию, но и как художественно выразительное средство. Более того, достаточно вспомнить об огромной популярности у читающего люда мемуарной литературы, чтобы понять, какое огромное значение приобрел художественно осмысленный документ в наши дни. Некоторые специалисты вообще считают, что отличительной особенностью драматургии массовых форм, в том числе и театрализованных тематических концертов, является их документальность. Трудно согласиться с такой категоричностью. Можно было бы перечислить множество театрализованных тематических концертов, в которых отсутствовала документальность и от этого их идейно-художественный и гражданский, политический уровень нисколько не снижался. Позволю себе назвать хотя бы заключительный концерт сельской художественной самодеятельности России, осуществленный И. М. Тумановым в Кремлевском Дворце съездов; театрализованный тематический концерт для делегатов XXVI съезда КПСС во Дворце культуры 1-го Московского государственного подшипникового завода. В них постановщики, не прибегая к конкретным документам и фактам, а художественно осмыслив события, которым эти концерты были посвящены, широко использовали принципы создания, путем монтажа номеров, своеобразных игровых картин-эпизодов: сельский праздник, посиделки, околица и т. п. Вопрос включения документального материала в ткань театрализованного тематического концерта зависит, во-первых, от характера события, в честь которого он ставится, во-вторых, от его режиссерского замысла. Но документ, факт — не единственное или главное выразительное средство в театрализованном тематическом концерте. Конечно, включение документального материала в ткань театрализованного тематического концерта — сильное выразительное средство. Прежде всего потому, что вплетенный в ход действия эпизода документ (документальный факт, предмет) значительно усиливает эмоциональное воздействие происходящего на сцене на зрителя. Вспомним, какое впечатление производят на нас кадры кинохроники, включенные в игровой фильм. Смонтированный с художественной тканью эпизода любой действительный факт не останется просто Документом, а обретет образность. Тем самым углубляет авторскую (режиссерскую) мысль, выявляет отношение режиссера к происходящему на сцене. В частности, документ, вызывая определенные ассоциации у зрителей, может быть использован для того, чтобы подтвердить или в сопоставлении с содержанием происходящего на сцене события, наоборот, опровергнуть его. Так в концерте, посвященном 60-летию образования СССР, поставленном на сцене Рязанского областного драматического театра, тема дружбы народов нашей страны была раскрыта и подтверждалась документальными кинокадрами о производственных, культурных, общественных связях рязанцев с братскими республиками. Например, рязанские картофелеуборочные комбайны работают на полях многих республик, но больше всего в Белоруссии. Эпизод об этой республике, построенный на народных номерах — белорусском народном танце и песне, начинался с того, что с одновременно возникшей белорусской народной мелодией на экране-портале шли документальные кинокадры: работающие на полях Белоруссии картофелеуборочные комбайны. Или в эпизоде, посвященном Украине: на фоне возникших на другом портале-экране документальных кинокадров — подписание договора о дружбе городов Рязани и Черновиц — Рязанским народным хором исполнялась украинская народная песня. Создавая сценарий концерта, режиссер может и должен, насколько это возможно, использовать местный материал. Отобранные им документы и факты помогут понять связь события, в честь которого поставлен концерт, с жизнью данного села, города, республики Фактическим, документальным материалом могут быть помимо кинокадров: фотодокументы, вынесенные на арену реальные предметы, которые стали документами эпохи (например, каска, сабля, гильза от снаряда, буденовка, отбойный молоток, репродуктор-тарелка, патефон и другие музейные экспонаты), листовки, письма земляков, отрывки из дневников, газетные сообщения, указы, декреты, постановления, зачитываемые по ходу действия. Это и фонограммы (граммофонные записи) выступлений видных политических деятелей, известных людей и выступления живых свидетелей или участников событий. Наконец, это и цифры. Но в этом случае необходимо найти выразительный образный прием, с помощью которого они «заговорят». В театрализованном концерте, посвященном 30-летию Победы, поставленном на сцене Государственного концертного зала «Россия» в Москве для участников международной встречи студентов лауреатом Государственной премии СССР А. Д. Силиным, были использованы цифры. Вот что об этом рассказывает автор: «...Тихо, протокольно говорят актеры, как бы размышляя вслух: — Война... От Бреста до Москвы — 1000 километров, от Москвы до Берлина — 1600. Итого — 2600 километров... Это если считать по прямой... — Так мало, правда? 2600 километров — это поездом если, то менее четырех суток, самолетом — примерно четыре часа... — Перебежками и по-пластунски — четыре года! Тихо, издалека, вступает мелодия песни «Эх, дороги..,». И тихо, сурово звучат голоса актеров. — Четыре года! 1418 дней. 34 тысячи часов. И 20 миллионов погибших советских людей. — Мы живем в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с легкостью, почти не задумываясь, произносим: тысяча километров в час, миллион тонн сырья, миллиард долларов прибыли... Но 20 миллионов погибших... Вы представляете себе, что это такое? И снова протокольно, сухо докладывают залу значение цифр... — 20 миллионов могил на две с половиной тысячи километров — это значит семь с половиной тысяч убитых на километр, пятнадцать человек за каждые два метра земли! — 20 миллионов за 1418 дней — это значит 14 тысяч убитых ежедневно, шестьсот человек в час, десять человек каждую минуту. И постепенно все более страстно, не выдерживая «объективного» тона: — 20 миллионов в пропорции ко всему населению Советского Союза тех лет, это значит — каждый восьмой. Каждый восьмой житель нашей страны погиб на войне. Вот что такое 20 миллионов!.. И смолкла на полуноте песня, как оборванная пулей...». Конечно, действенность документа в концерте зависит, во первых, от того, что он несет в себе, что стоит за ним, а во-вторых, как он художественно осмыслен. Для режиссера не может каждый факт иметь одинаковую историческую ценность. Художник не бесстрастный летописец. В от боре, в использовании и монтаже факта с художественной тканью произведения проявляется его гражданская и художественная позиция. Из множества фактов, документов режиссер должен ото брать те, которые позволят ему наиболее точно и ярко выразить свою мысль. Когда же режиссер, увлеченный обилием интересных документов, старается использовать все (а такое чаще всего бывает с неопытными режиссерами), то он тонет, захлебываясь в них. И вот еще о чем не надо забывать. Каждый раз, когда режиссер включает тот или иной документ, факт в эпизод концерта, перед ним возникают проблемы соотношения документального материала и художественного вымысла, проблема их слияния и взаимопроникновения, которые он обязан решить.
|