О МИЗАНСЦЕНЕ
Мизансцена — одно из важнейших средств режиссера для образного выявления содержания концерта (номера, эпизода) и в то же время существенный компонент идейно-художественного образного решения его режиссерского замысла. В буквальном переводе «мизансцена» — это «расположение на сцене», размещение актеров на сцене в определенных сочетаниях друг с другом и окружающей вещественной средой в тот или иной момент спектакля (концерта). Но это внешнее сочетание движений, поз, расположения артистов не может быть случайным. Оно должно выражать внутренние отношения между действующими лицами, выражать их действия, сущность происходящего в данный момент события. Только в этом случае мизансцена будет выразительна, будет нести в себе определенный смысл, а значит и понятна зрителям. Конечно, мизансцена не возникает сама по себе. Она результат поиска режиссером пластического выражения сквозного действия концерта, его темпоритма. Последний диктует стилистику и пластический характер мизансцены. А совокупность пластического решения мизансцен, их сочетание, чередование не только раскрывает содержание концерта, но и придает ему определенную пластическую форму. Собственно, совокупность мизансцен —это образная пластическая форма концерта. Вот почему мы вправе сделать вывод, что поиск и построение мизансцен впрямую зависит от «...способности режиссера мыслить пластическими образами, когда он как бы видит все действия выраженными пластически...». При поиске мизансцены режиссер должен отобрать ту, которая может волновать зрителя не только выразительностью, но и содержанием. Она не должна быть стандартной, заимствованной у кого-то, тем более сценическим штампом определенного события или эпохи. Каждый новый день приносит в сознание зрителя новое восприятие прошедших событий, новую их оценку. Поэтому создать мизансцену, которая выражает сегодняшнее понимание прошлого события, режиссер может только в том случае, если он изучит и поймет эпоху и быт этого времени, связанные с этим событием, проникнется им, воспримет с позиций сегодняшнего дня, с позиций исторической правды. Да, мизансцена должна отвечать стилю и жанру концерта, выражать мысль режиссера, быть психологически оправдана исполнителями и возникать естественно, органично, но прежде всего она должна характеризовать поведение определенной группы исполнителей, являющихся частью поколения, действующего в определенных исторических обстоятельствах. Как ни грустно об этом говорить, но часто приходится сталкиваться с формальным подходом режиссера к поиску и нахождению мизансцены концерта. Вот откуда в театрализованных праздничных концертах такое обилие всевозможных перестроений, маршировок, не оправданных ни мыслью, ни содержанием эпизода и всего концерта. В то время как именно в театрализованном тематическом концерте мизансцены, выражая его эмоциональный и поэтический строй, должны быть графически точны, четко сменять друг друга, быть каждый раз идейно-художественным фокусом того или другого момента действия. При всем конкретном разнообразии мизансцен их построение можно определить так: симметричные (в которых проявляется уравновешенность), асимметричные (неспокойные, напряженные, в которых ярко выражается динамика действия); плоскостные, глубинные, диагональные (наиболее динамичные), круговые (замкнутые), спиральные; построенные по горизонтали и по вертикали. К сожалению, многие режиссеры театрализованных тематических концертов чаще всего прибегают к плоскостным, реже — к глубинным, и еще реже — к диагональным мизансценам, в то время как их арсенал гораздо шире. Нахождению выразительных, неординарных мизансцен большую пользу приносит изучение режиссером лучших произведений живописи. Особенно жанровой. Композиционное построение картины — это уже готовая выразительная мизансцена, вскрывающая внутренний смысл запечатленного художником момента жизни. Не меньшее, а может быть большее значение в умении режиссера строить мизансцену имеет наблюдательность. Подсмотренная в жизни мизансцена порой бывает куда выразительнее, чем умозрительно придуманная. Поскольку мизансцена — выразительный язык режиссера, то наблюдательность обогащает его язык, его «словарный состав».
|