ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Коль скоро мы теперь знаем, что такое режиссерский замысел и как он рождается, перейдем к поиску замысла нашего концерта. И начнем мы с нахождения его темы и идеи. Вы можете возразить, что она нам известна — 70-летие Октябрьской революции. Конечно, каждое событие, каждая знаменательная дата имеют свое содержание и свой неповторимый образ. Но само-то событие, в данном случае — годовщина Октября, не однозначно. В нем и начало новой эры в истории человечества; и вся семидесятилетняя история нашей страны; и величие дел советского человека, который, преодолевая трудности, победив в тяжелой и яростной битве фашизм, семь десятилетий строит новое общество, являя пример для других стран и народов; и торжество коммунистических идей, главной движущей силы в коммунистическом строительстве; и торжество ленинской национальной и интернациональной политики; и борьба за мир; и претворение в жизнь решений XXVII съезда партии, съезда, ставшего поворотным в истории нашей страны, в истории Октября. Значит, нам для определения темы нашего концерта мало знать, какому событию он посвящается. Нам нужно понять содержание этого события и, осмыслив его, найти такую тему, которая, во-первых, с наибольшей полнотой выразит ее многообразие — и выразит не вообще, а конкретно с позиций сегодняшнего дня, с позиций сегодняшнего политического значения этого события; во-вторых, чтобы найденная нами тема волновала режиссера как человека и гражданина (то есть нас с вами), и, конечно, зрителей. А раз так, то содержанием нашего концерта, по моему глубокому убеждению, должен стать день сегодняшний. И говорить мы будем о наших современниках, об их делах и свершениях, о людях, которые своим трудом сегодня создают завтрашний день Октября. Ибо Революция — это непрестанное движение вперед, к будущему во имя человека и для человека. Выбрав тему нашего концерта, мы теперь можем определить и его идею. Потому что осмысление темы на уровне замысла помогает правильно сформулировать идею, то есть главную мысль, которую будет нести наш концерт и которую зритель уяснит себе как вывод. Мысль эта: день завтрашний создает сегодня. Только труд целенаправленный, самоотверженный приближает завтрашний день; наше завтра в наших руках сегодня! — может и должна стать идеей концерта, который мы будем ставить Правильное осмысление темы и идеи помогает режиссер} отобрать из всего многообразия материалов, связанных с событием, которому посвящается концерт, и из репертуара коллективов и исполнителей все то, что наиболее точно и ярке выражает его тему и идею. Можно ли имеющимися в распоряжении среднего и малого клуба силами раскрыть такую тему и идею? Ведь масштабы клуба скромны: сцена обычная, коллективы небольшие, да и исполнителей не так уж много. Если говорить серьезно, а не ссылаться на трудности, то дело, в конечном счете, не в количестве коллективов и не в размерах сцены, а в том как их использовать. Какими художественными средствами мы будем выражать найденные нами тему и идею концерта А это зависит от того, какое мы найдем для них образное решение. То есть каков будет наш режиссерский замысел, какую мы найдем форму для его воплощения. Что же такое форма? Марксистско-ленинская эстетика определяет форму как внешнее выражение какого-либо содержания, как совокупность приемов и изобразительных средств художественного произведения. Причем форма не есть некая оболочка, внешний покров, которые можно снять, как одежду. Форма — это, образно говоря, лицо, тело, живая плоть содержания, его структура, способ существования содержания. Отсюда: содержание не может существовать вне той формы, в которой художественное произведение создано и существует. Содержание и форма неразрывно связаны между собой, прежде всего потому, что форма в художественном произведении не пассивна, она активно воздействует на содержание. Единство формы и содержания — одно из основных условий успеха любого художественного произведения. А раз так, значит для того материала, из которого будет складываться содержание нашего концерта, мы должны найти такую форму, которая наиболее точно и полно его выразит. Когда мы говорим о форме театрализованного тематического концерта, мы не только имеем в виду форму постановки: «представление», «концерт-обозрение», «концерт-митинг», «концерт-рапорт» и т. д., а и его композицию, сюжетный ход, темпоритм, сценографию, характер выразительных средств, которыми мы будем пользоваться и которые зависят от режиссерского замысла. Конечно, в выборе формы играет роль и личное пристрастие режиссера. Важно только не оказаться в плену сложившихся традиций. Живость и сила творческого воображения помогают режиссеру на всех этапах работы над концертом, но особенно при поиске замысла, когда он сосредоточенно, упорно ищет образное решение будущего концерта. Причем, должен заметить, процесс поиска идет не только сознательно, но и подсознательно. До тех пор, пока у нас, в нашем сознании, не зародится и в какой-то мере не выкристаллизуется замысел, мы постоянно думаем о нем. Не случайно академик И.П.Павлов называл этот процесс «неотступным думанием». Ведь на практике весьма редки случаи, когда замысел возникает сразу, во всей полноте. Обычно он зарождается как предчувствие, ощущение будущего произведения. И постепенно обрастая подробностями, принимает все более и более отчетливую форму. В этом смысле процесс рождения замысла можно сравнить с процессом проявления фотопленки, когда перед фотографом все отчетливее и отчетливее проясняется отснятое им. Да и сам момент первоначального «озарения» не возникает сам по себе. Он тоже результат внутреннего процесса, идущего в нашем сознании, процесса «неотступного думания». Именно оно приводит к тому, что в какой-то определенный момент, в результате какого-либо, чаще всего внешнего толчка и вызванных им ассоциаций, все накопленное в сознании режиссера переходит в качественно новое образование — в мысленно увиденное образное решение концерта. Толчком может стать и какой-то факт, вдруг поразивший режиссера при изучении материала, связанного с событием, которому посвящен концерт, или возникшая ассоциация по теме концерта, или какая-то строка песни, неожиданно услышанная по-новому, или один из предварительно просмотренных номеров. У меня, например, нередко замыслы возникали во время предварительного просмотра номеров. Предугадать, что явится толчком для вашей фантазии, что ее разбудит, труд бесполезный. Ну а если «толчка» нет и замысел при всем «неотступном думаний» не возникает? А дату концерта нельзя отодвинуть. Что же, ходить и уговаривать себя: «осени», или ждать, когда «приснится»? Прежде всего, это бесполезно — может и не присниться. Во-вторых, «неотступное думание» относительно быстро приводит к желаемому результату. В-третьих, — и это, пожалуй, главное — есть способ, который может разбудить фантазию. Если, на беду, ваша фантазия спит, что у режиссера, как и у любого творческого человека случается очень редко, следует сознательно использовать удивительное свойство нашего ума — способность ассоциативного мышления, способность выстраивать ассоциативный ряд. Когда какое-либо слово вызывает в нашем сознании определенное ощущение, видение. Причем каждое новое видение вызывает следующее, создавая своеобразную цепочку — «ряд». Например: весна — трава, шелест листвы — ветер... дружба — рукопожатие — круг людей — хоровод... зеркало — солнечный зайчик — луч лазера — ученые, склонившиеся над снимками Земли, — глобус — волчок — калейдоскоп... Все это прямые ассоциации. Существуют и более сложные. Возникновение того или другого ряда ассоциаций зависит от внутренних, психофизических качеств человека, от особенностей его мышления. Почему это происходит — не предмет нашего разговора. Нам важно, что человек обладает такой способностью и что мы можем использовать ее в нужных нам целях. Конечно, само по себе выстраивание ассоциативного ряда ничего не даст, если мы каждое возникшее новое слово, понятие, видение, не будем соотносить с тем, может ли оно стать ходом к образному решению концерта. Вот давайте воспользуемся этим приемом в поиске образного решения темы и идеи нашего концерта. От теории перейдем к практике. Все, что дальше будет мною написано, — это, по сути, мой внутренний монолог,комментирующий мысли и видения, возникающие в моем сознании. Почему они такие, а не другие и в таком, а не в другом порядке, — не знаю. Да и ни к чему мне это знать. По всей вероятности, зависит это от свойств мышления, воображения. Мне важно лишь добраться до такого видения, которое явится зерном (основой) образного решения наших темы и идеи. Итак, произнесем какое-либо слово, обозначающее понятие или предмет. Все равно какое. Ведь у меня кроме поставленной перед собой цели никаких заранее подготовленных заготовок нет. «Лампа»? Хорошо. Лампа... электрическая лампа... огонь... костер... люди греются у костра: солдат, красногвардеец, матрос. (Эти персонажи нам могут пригодиться. Пойдем дальше.)...патруль... картина художника Дейнеки... строчки из «Двенадцати» А. Блока: «Ветер, ветер— на всем божьем свете!.. От здания к зданию протянут канат. На канате — плакат: «Вся власть Учредительному собранию». (Почему память подбрасывает мне эти картины и строки? Наверное потому, что в моем подсознании они связаны с 1917 годом. Кстати, «патруль» и «Двенадцать» стоит тоже запомнить.)... «Двенадцать» Блока... отряд балтийских матросов... комиссар из пьесы В. Вишневского «Оптимистическая трагедия» (Стоит запомнить.)... улица... дорога... проселочная... шоссейная... Стоп! «Дорога». Столбовая дорога, главная дорога... дорога жизни... Млечный Путь — тоже дорога, дорога нашей Солнечной системы во Вселенной... «Дорога» — это и образ жизни, мыслей.. История партии, история страны — это тоже «дорога» к воплощению вековечной мечты... «Дороги» — это дела, поступки... Конечно, «Дорогами Побед!». (Вроде бы образ найден.) Может быть, выстройся другой ассоциативный ряд, я пришел бы к другому образу. Но пока давайте остановимся на этом. Правда, не все меня устраивает в таком образном решении концерта. Не потому, что мы сразу пришли к нему, а скорее из-за того, что такое решение, хотим мы этого или не хотим, заставит нас показать весь исторический путь, пройденный страной за 70 лет. Заманчиво? Но не приведет ли он нас к скороговорке? Ведь в нашем распоряжении только 80—90 минут сценического времени. В крайнем случае — 110.(Почему не больше — об этом в беседе об отборе номеров.) Главное даже не в этом. Такое образное решение концерта невольно вызывает желание воспользоваться сюжетным ходом, который я называю «От штурма Зимнего — до штурма космоса». То есть когда первый эпизод концерта посвящается революции, второй — гражданской войне, третий — первым пятилеткам, четвертый — Отечественной войне. Причем в переходе от третьего к четвертому эпизоду выработался устойчивый штамп: заканчивается третий эпизод общим весельем, обычно — пляской или хороводом. Затем «неожиданно» слышится свист падающей бомбы. Раздается взрыв, наступает темнота. Начинает звучать песня или мелодия «Священной войны» А. Александрова... Последний эпизод такого концерта, как правило, посвящается штурму космоса, как самому «яркому» выражению сегодняшнего дня. Вспомните, сколько вы видели концертов, построенных по такой схеме! Такой же штамп существует и в концертах, посвященных комсомолу: по орденам, которыми награжден комсомол. Конечно, сами по себе такие решения концертов имеют право на существование. Но, к сожалению, они не отличаются разнообразием содержания. Стоит ли нам повторять пройденное? Можно ли решить образ дороги по-другому, не прибегая к хронологическому изложению материала? Помните, мы говорили, что дорога — это и образ жизни, мыслей, это дела и поступки... А раз так, то нам, во-первых, не обязательно придерживаться хронологии и, во-вторых, мы сможем раскрывать тему концерта в каждом его эпизоде по-разному. Скажем, первый эпизод начнется с молодежного общего танца, который сразу создаст праздничную атмосферу... Конечно, сам по себе такой номер вроде бы не имеет отношения к теме нашего концерта. Но если представить, что он идет на набережной Москвы-реки, напротив Кремля, невдалеке от Красной площади? Красная площадь видела и первые дни Революции, и грозные дни Отечественной войны. На ее брусчатку падали поверженные вражеские знамена... С Красной площади начинается дорога в космос, дороги к новым свершениям... На Красную площадь приходят делегаты партийных съездов... Красная площадь — это Ленин... Попробуем представить себе, как может начаться такой концерт. Звучит музыка. Открывается занавес. Перед зрителями — набережная Москвы-реки, на которой кружатся в танце юноши и девушки. В рассветной дымке проступают очертания Кремля, Спасской башни и перспектива Красной площади, которую мы видим со стороны Большого Москворецкого моста. Но вот раздается перезвон курантов. Все останавливаются, слушая бой главных часов страны, возвещающих рождение нового дня... Дальше нет смысла продолжать. Мы еще не просмотрели коллективы, не прослушали исполнителей, не выбрали номера. А начали выстраивать концерт, не найдя его замысла, фантазируя вообще. «Вообще» же — первый враг искусства. Мне важно было показать на примере, что образ дороги может иметь разное решение, разное содержание. Поэтому вернемся к поиску замысла нашего концерта. Может быть, «Гимн Октябрю»? И решить концерт как торжественную песню, музыкально-поэтический рассказ о Родине и Партии... Или «Мы наш, мы новый мир построим!», взяв за основу наш партийный гимн «Интернационал», с тем, чтобы каждый эпизод концерта как бы раскрывал его строки?.. Или «Корабль Революции»? Образ, в котором есть и движение, и революционная романтика, и крейсер «Аврора», и ветер, дующий в красные паруса космической станции «Мир»... Или «Время, вперед!» как образ, как понятие, наиболее полно выражающее дух и суть наших дней... Или «Знамя Революции — знамя Победы»... Или «Слава труду» и т. д. Можно продолжать перечисление всевозможных образных решений найденных нами темы и идеи, но и сказанного достаточно, чтобы понять — их может быть великое множество. Стоит только разбудить и направить в нужное русло свою фантазию. Не брать уже использованное, а находить новое. Сегодняшний зритель не принимает примитивности режиссерского мышления. Тот, кто сегодня обращается к постановке массовых представлений, театрализованных тематических, заключительных, праздничных концертов, должен уметь, как и любой советский художник, видеть новое Должен всегда находиться в гуще жизни. Ощущение новых ритмов, умение подмечать типическое, нахождение новых красок — зависят от глубины постижения жизни, от гражданской, идейной позиции, от мировоззрения режиссера. Не случайно в решениях XXVII съезда партии со всей остротой и глубиной подчеркивается роль человеческого фактора, значение в творчестве, в его результатах понимания художником политических задач сегодняшнего дня. Я говорю об этом еще и потому, что празднование 70-летия Октября несомненно вызовет и уже вызвало к жизни огромное число новых и самых различных постановок, в том числе и театрализованных тематических концертов, в рамках проводимого ныне 2-го Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся, посвященного этой знаменательной дате. В то же время поиск нового не означает выдумывания чего-то оригинального ради оригинальности. Повторяю, поиск нового должен основываться на знании и ощущении сегодняшнего дня, сегодняшней жизни во всей ее сложности и многогранности. «Мысль режиссера дает неожиданные свежие сценические решения только тогда, когда она развивает идею, связывая эту идею с современностью». Важно, чтобы найденный режиссером образ не только будоражил его фантазию, давал возможность увидеть, как будет раскрываться весь концерт, каждый его эпизод, определил его сюжетный ход, а и явился, по убеждению режиссера (в данном случае — по нашему убеждению), единственно возможным для наиболее полного и яркого раскрытия темы, содержания концерта. Если говорить о нашем концерте, то меня весьма привлекает образное решение его темы, которое заключено в словах: «Мы — родом из Октября!» Почему? Ведь слово «мы» означает, что мы будем говорить о дне сегодняшнем, о людях нашего города, района, села. О тех, кто приступил к выполнению планов 12-й пятилетки; о тех, у кого слово не расходится с делом. Такой образ содержит в себе возможность говорить о преемственности революционных традиций, о немеркнущей силе ленинских идей. И наконец, в словах «Мы — родом из Октября!» выражена гордость советского человека за свою Родину, за ту роль, которую играет сегодня первая страна социализма в борьбе за мир на Земле. «Нам есть чем гордиться! Мне остается только добавить: для воплощения такого образного решения темы и идеи не обязательно иметь огромную сцену или большое количество коллективов и исполнителей.
|