С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ТВОРЧЕСТВО?
Попробуем вспомнить какой-либо понравившийся нам театрализованный тематический концерт. Что в нем нас поразило, что увлекло, что помимо содержания и качества номеров не оставило нас равнодушным? Его масштабность, особая праздничная атмосфера? Не только. Прежде всего то, что в отличие от других концертов у него был стержень, основа: точно найденный и воплощенный режиссерский замысел! Именно он во многом определяет результат всей творческой работы. Замысел, задумка — начало любого творчества. Любой творческий процесс начинается с придумывания первоначального образного наброска (эскиза) будущего произведения, который является как бы первой ступенькой творческого акта. С задумки начинает свою работу не только писатель, художник, композитор, драматург, режиссер, но и рабочий, создавая новый резец, изобретатель, конструируя новую машину, модельер, придумывая новый фасон платья. «В конце каждого процесса труда, — писал К. Маркс, — получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении работника». Так художественное творчество начинается с задумки будущего произведения. То есть с поиска его образно-художественного замысла. Процесс этот сложный, не однозначный, очень индивидуальный. Более того, даже у одного и того же режиссера, в зависимости от конкретных условий, он проходит по-разному. И все же существуют общие для всех режиссеров положения (если хотите — законы), без знания которых замысел будет рождаться случайно, стихийно, а сам замысел, если он и родится, вряд ли воплотится полностью. В теории искусства творческий процесс делится на три этапа: 1 — познание и творческая переработка впечатлений, знаний действительности; 2 — возникновение художественного замысла; 3 — реализация замысла, его воплощение в произведение искусства. Я не случайно вспомнил теорию. Поиск и нахождение режиссерского замысла начинается с процесса познания, изучения, анализа всех предлагаемых обстоятельств будущего концерта: темы (сбора и изучения документов, фактов, литературы, иконографии и других материалов, связанных с событием, во имя которого ставится концерт) — то есть с изучения предлагаемых обстоятельств внутреннего порядка и изучения условий и возможностей практического осуществления концерта (наличия творческих сил особенностей сценической площадки, технических, финансовых возможностей и т. п.) — обстоятельств внешнего порядка. В искусстве познание не есть только одновременное накопление знаний и осознание всех исходных данных. Оно имеет определенную действенную цель — создание художественного произведения. Поэтому в результате процесса познания, в результате целеустремленного и целенаправленного действия художника в его сознании возникает образное видение не только художественного замысла, но и путь его реализации. Возможность предвидеть желанную цель, представить себе результат своей деятельности обостряет и усиливает способность человека отбирать из множества случайных связей и впечатлений именно те, которые необходимы для решения поставленной им перед собой задачи. Например, художник-живописец прежде, чем написать задуманную картину, длительное время собирает материал, изучает быт и нравы, костюмы, пишет бесчисленное множество набросков, этюдов, проникает в сущность социальных человеческих отношений и т. д. И только тогда, когда в его сознании под влиянием собранного и изученного материала возникает, пусть поначалу не очень подробное, зримое представление, видение будущей картины, он приступает к ее написанию. То есть приступает к воплощению задуманного. Конечно, это не означает, что все им накопленное будет изображено на полотне. Но он никогда не жалеет о потраченном времени, так как все изученное и собранное в предварительной работе дало ему возможность создать картину, которая своим образным решением волнует людей, будит их мысли и чувства. То же самое, или почти то же, происходит и в творчестве режиссера, который для того, чтобы поставить концерт (представление, спектакль), должен проделать работу по познанию и накоплению материала с тем, чтобы у него возник замысел будущего своего произведения. Но даже доскональное знание всех предлагаемых обстоятельств останется мертвым, не приведет к желаемой цели, если не будет одухотворено режиссерской творческой фантазией. «Фантазия есть качество величайшей ценности», — писал В.И.Ленин. Способность, умение воображать (в переводе с греческого слово «фантазия» — от слова «воображение»), выдумывать, придумывать — одна из самых важных сторон творчества. Заниматься искусством, не обладая творческой фантазией, — дело бесплодное. Фантазия в искусстве есть акт художественного мышления. Она пронизывает весь творческий процесс. Вот почему, ведя разговор о поиске и рождении режиссерского замысла, нам стоит поговорить об этом чуть подробнее. Фантазия — изобретательная сила ума — в той или иной степени свойственна любому человеку и относится к психологической стороне его деятельности. Заключается она в способности человека создавать представления и мысленные ситуации, никогда целиком не воспринимавшиеся им в действительности. А это означает, что человек не может воображать, фантазировать «на пустом месте». Новые представления создаются на основе уже имеющихся путем их преобразования. То есть наше воображение комбинирует и преобразует прежние образы и представления в новые, до этого момента не существовавшие. Причем создаются они прежде всего в нашем сознании, мысленно. В то же время возникающие в нашем сознании новые образы — как одна из форм отражения реальной жизни, не есть простая механическая комбинация, слепок впечатлений бытия (В психологии под термином «образ» подразумевают не только зрительные представления, но и слуховые, осязательные восприятия и ощущения — все богатство впечатлений бытия). Они (образы) могут значительно отличаться от первоначальных восприятий, слагаться в причудливые облики. Например, сказочные русалки, мифологические кентавры, сфинксы египетских пирамид, химеры собора Парижской богоматери не существуют в реальной жизни — их создала человеческая фантазия. Но давайте присмотримся к ним внимательно, и мы обнаружим, что отдельные части всех этих фантастических полулюдей-полуживотных — девушка с хвостом рыбы и чешуей, лев с лицом человека и т. д., — существуют в реальной жизни. Это человеческая фантазия соединила их вместе. И не просто соединила, а наделила их новыми, не существующими в жизни качествами. Именно это природное свойство человеческого ума позволяет художнику, отталкиваясь от реально существующих в жизни явлений, предметов, складывать свои причудливые здания. При этом творческая фантазия художника не противостоит действительности, а является особой,присущей только искусству, формой отражения жизни,ее познания и обобщения. Вот почему мы можем говорить, что существенной особенностью творческого художественного воображения является способность, на основе переработки прежних представлений, создать новый целостный образ, умение освещать и раскрывать новые, еще неизвестные, связи вещей и явлений. Конечно, богатство и сила фантазии зависят от природных данных художника, от качеств его психики. Но не только! Решающее значение для творческого воображения, творческой фантазии художника имеет его эмоциональная память, способность ассоциативно мыслить, мироощущение, неразрывно связанное с мировоззрением, глубина познания им реальной действительности, постижение общественно-исторического опыта, личный жизненный опыт и главное — увлеченность идеей произведения. Но если сила фантазии, воображения зависит и от опыта, и от умения наблюдать, видеть, запоминать явления жизни, факты, человеческие характеры и т. д., если фантазия питается богатством; знаний, значит ее можно развивать? Конечно. Как губка, впитывая впечатления действительности, режиссер должен постоянно заполнять «кладовую» своего сознания. А кладовая эта безгранична. В процессе творчества именно из этой кладовой фантазия черпает строительный материал. И чем больше заполнена кладовая, тем ярче и интереснее режиссерские находки, разнообразнее режиссерские замыслы.
|