ПРО ОТБОР НОМЕРОВ
Итак, мы образно определили тему и идею нашего концерта. Но это только первый, правда, весьма важный шаг в поиске его замысла. Мы определили, о чем и во имя чего будем ставить концерт. А вот как мы будем его осуществлять, — пока не знаем. По сути, то, что мы проделали, принесло нам очень нужное, но в большей степени эмоциональное ощущение замысла. В нем еще нет ничего конкретно-действенного. Это скорее зерно замысла. Чтобы оно проросло, нам необходимо, в первую очередь, точно знать, какими творческими силами мы располагаем: их репертуар, их художественные возможности, их исполнительский состав и т. д. А для этого нам следует просмотреть все номера которые подготовили коллективы и из которых мы будем отбирать нужные для нашего концерта. Почему мы не могли сделать это раньше? По очень простой причине: у нас еще не были определены тема и идея концерта. А иначе как нам (решать, какие номера годятся для нашего концерта, а какие — нет? Чем мы будем руководствоваться? Только их художественными качествами? Этого недостаточно. Нам ведь надо, чтобы отобранные номера раскрывали разные стороны нашей темы и идеи. Без их знания знакомство с коллективами, исполнителями, их репертуаром будет носить абстрактный характер. Но главное все же не в том, что режиссер, просматривая, отбирает нужные ему номера (хотя это очень важно), а в том, что именно в это время в сознании режиссера одновременно, во-первых, происходит процесс дальнейшего становления режиссерского замысла. Он как бы раздвигает свои рамки. Ибо тема и идеи начинают приобретать свою плоть и кровь. Во-вторых, замысел становится более точным и конкретным, поскольку отбираемые номера вносят (не могут не внести) свои уточнения в задуманное режиссером, так как уже имеют собственные образные художественные решения (свое содержание, свою систему образов, свое постановочное решение и т. д.). А если из просмотренных номеров не удастся полностью отобрать все, что нам нужно, или, еще того хуже, ни один из просмотренных номеров нам не подойдет? Во-первых, мы только что говорили, что во всей своей полноте замысел возникает именно во время просмотра и отбора номеров. Так что практически такой вариант вряд ли возможен. Во-вторых, если для полного и точного выражения замысла вдруг окажется, что требуется подготовить или переделать какой-либо номер, то это, поверьте мне, не такое уж трудное дело. Что же касается полного несовпадения номеров и замысла (теоретически такой случай может возникнуть), то, как это не прискорбно для режиссера, ему надо менять замысел. Или поступить так, как это делается при постановке концерта, осуществляемого по сценарию, созданному без учета имеющихся номеров: все номера готовить специально. Но постановка такого концерта требует огромной подготовительной работы, а главное — значительного времени. Мы же ведем речь о том, как осуществляется постановка театрализованного тематического концерта из готовых номеров. А это принципиально другая постановка. У нее свои правила, свои законы, свой принцип работы режиссера. Хотя многое и совпадает. Особенно на этапе, когда режиссер собирает концерт. На первый взгляд может показаться, что просмотр — дело простое. Однако это не так. И здесь есть свои особенности и своя последовательность. Просмотр и отбор номеров проходит наиболее эффективно тогда, когда ему предшествует предварительная встреча режиссера и постановочной группы с руководителями всех коллективов, которые намечено использовать в концерте. Главное для нас в этой встрече помимо рассказа о целях, задаче, теме, идее будущего концерта станет установление подлинно творческого контакта с руководителями коллективов. Многое здесь зависит от такта режиссера, от его умения выслушать и принять их пожелания. (Если, конечно, они заслуживают внимания.) Руководителям коллективов важно, чтобы режиссер проявил максимум бережности к отобранным номерам, чтобы он доброжелательно отнесся к их творчеству как к постановщикам номеров. Конечно, персональную ответственность за успех или неуспех концерта несет режиссер. Но это не означает, что он должен высказывать свое превосходство над руководителями коллективов. По сути, и он и они, ставя концерт, делают одно общее дело. Но это и не означает, что режиссер обязан соглашаться со всем, что ему будут предлагать. Не дай бог заискивать перед руководителями. Тогда, почувствовав слабость режиссера, они перестанут считаться с его мнением. Отношения режиссера с руководителями коллективов должны основываться прежде всего на соблюдении творческой дисциплины. Только тогда режиссер может рассчитывать на действенную, а не формальную их помощь.
|